Краткое содержание главные герои записки охотника тургенев. Издание «Записок охотника» в Советском Союзе

Книги, как и люди, разные. Бывает, берешь книгу в руки, открываешь и начитаешь читать, строчка за строчкой, остановиться не можешь, и перед тобой открывается целая эпоха. С такими книгами никакие исторические справки, документальные фильмы, газеты или справочники сравниться не могут. Картины природы и жизни, главные герои, их взаимоотношения - всё буквально пропитано духом времени. К числу таких произведений можно отнести и цикл рассказов Тургенева «Записки охотника».

Когда начинаешь Ивана Тургенева «Записки охотника» читать, то понимаешь что рассказ «Хорь и Калиныч» открывает сборник и вместе с тем становится духовным ядром всей серии, посвященной теме крепостного права. Хорь и Калиныч - это два приятеля, два крестьянских характера, абсолютно не похожие друг на друга, но именно они представляют истинные силы нации, которые готовы расти и развиваться. Но есть одна помеха - крепостничество. От его пагубного влияния страдает не только простой народ. Вседозволенность и моральное разложение дворянства - вот ещё одно ужасное последствие, второе звено одной цепи - крепостного права, которое уже приняло вид общенационального зла. Именно об этом говорит автор, и его лирический герой - охотник, который от рассказа к рассказу принимает разный облик. То он страстный охотник, как в рассказе «Бежин луг», то простой странник - сторонний наблюдатель, как в рассказе «Бирюк», то проявляется и его дворянское происхождение. Не меняется одно - его внутреннее содержание: благородство, честность, жизнелюбие, и, конечно же, любовь к русской природе. В целом, природа - это еще один центральный персонаж цикла «Записки охотника». В представлении Тургенева она - это настоящая стихия, живущая по своим законам, которые не всегда нам понятны, таинственные и пугающие. Но в то же время природа и человек - это две неразрывные части друг друга.

Скачать книгу Тургенева «Записки охотника» полностью можно бесплатно на нашем сайте. Изучить текст онлайн можно без регистрации.

Печатавшихся в 1847-1851 году в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.

Список рассказов

Окончательный свой состав сборник получил только в издании 1874 года: автор включил в него три новых рассказа, написанных на основе ранних замыслов, в своё время оставшихся нереализованными.

Ниже после названия рассказа указывается в скобках первая публикация.

  • Хорь и Калиныч (Современник, 1847, No 1, отд. «Смесь», с. 55-64)
  • Ермолай и мельничиха (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 130-141)
  • Малиновая вода (Современник, 1848, No2, отд. I, с. 148-157)
  • Уездный лекарь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 157-165)
  • Мой сосед Радилов (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 141-148)
  • Однодворец Овсянников (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 148-165)
  • Льгов (Современник, 1847, No 5, отд. Г, с. 165-176)
  • Бежин луг (Современник, 1851, No 2, отд. I, с. 319-338)
  • Касьян с Красивой мечи (Современник, 1851, No 3, отд. I, с. 121-140)
  • Бурмистр (Современник, 1846, No 10, отд. I, с. 197-209)
  • Контора (Современник, 1847, No 10, отд. I, с. 210-226)
  • Бирюк (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 166-173)
  • Два помещика (Записки охотника. Сочинение Ивана Тургенева. М., 1852. Ч. I-II. С. 21-40)
  • Лебедянь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 173-185)
  • Татьяна Борисовна и ее племянник (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 186-197)
  • Смерть (Современник, 1848, No 2. отд. I, с. 197-298)
  • Певцы (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 97-114)
  • Петр Петрович Каратаев (Современник, 1847, No 2, отд. I, с. 197-212)
  • Свидание (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 114-122)
  • Гамлет Щигровского уезда (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 275-292)
  • Чертопханов и Недопюскин (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 292-309)
  • Конец Чертопханова (Bестник Eвропы, 1872, No 11, с. 5-46)
  • Живые мощи (Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874. - С. 65-79)
  • Стучит! (Сочинения И. С. Тургенева (1844-1874). М.: изд. братьев Салаевых, 1874. Ч. I. - С. 509-531)
  • Лес и степь (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 309-314)

Известно ещё 17 замыслов Тургенева, относящихся к циклу «Записки охотника», но оставшихся по разным причинам неосуществленными. Разработку одного из них Тургенев начинал в 1847-1848 гг., сохранились два фрагмента: «Реформатор и русский немец» (6 страниц текста в современном собрании сочинений) и «Русский немец» (1,5 страницы текста).

В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).

Наиболее исправными с точки зрения текстологии являются два советских академических издания «Записок охотника»:

  • Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах (тридцати книгах): Сочинения в пятнадцати томах. Т. 4. Записки охотника. 1847-1874. - М.: Наука, 1963. 616 с. 212 000 экз.
  • Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах: Сочинения в двенадцати томах. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. 3. Записки охотника. 1847-1874. - М.: Наука, 1979.

Экранизации

  • 1935 - Бежин луг - фильм С. Эйзенштейна, утрачен
  • 1971 - Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (по мотивам рассказов «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Хорь и Калиныч. Иван Тургенев

    ✪ 2000195_8 Тургенев И.С. "Записки охотника" Хорь и Калиныч

    ✪ БИРЮК. Иван Тургенев

    ✪ Бежин ЛУГ. Иван Тургенев

    ✪ 2000195_12 Тургенев И.С. "Записки охотника" Контора Chast 1

    Субтитры

    Друзья, если у вас нет возможности читать рассказ Ивана Тургенева «Хорь и Калиныч», смотрите это видео. Это история о двух друзьях-мужиках. Написал рассказ Тургенев в 1847 году. События происходят в тот же период. Рассказ входит в сборник «Записки охотника». Дальше от первого лица. Итак… Те, кто бывал в Орловской и Калужской губерниях, видели, что мужики в этих губерниях очень отличаются друг от друга. Орловский мужик низкий, сутулый, угрюмый, живёт в дрянных избах, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти. А вот Калужский мужик высокий, весёлый, живёт в просторных избах, торгует и даже иногда ходит в сапогах. В Орловской губернии избы строят очень близко друг к другу, покрывают их гнилой соломой, вокруг даже деревьев нет. А в Калужской – дворы просторные, крыши надёжные, вокруг лес растет. Потому охотники любили охотиться в Калужской губернии. Я как-то охотился там и познакомился с помещиком Полутыкиным. Он был страстным охотником и хорошим человеком. Был, правда, за ним один грешок. Он напрашивался в мужья ко всем богатым невестам в округе, и все его отшивали. В первый же день нашего знакомства Полутыкин пригласил меня к себе переночевать. - До дома далековато – 5 вёрст. Зайдём сначала к моему мужику Хорю, - сказал он. Посреди леса на расчищенной поляне стояла усадьба старика Хоря. Это были несколько домиков, соединённых забором. Нас встретил сын старика Федя лет 20-ти. Сказал, что отец в город уехал. Пригласил нас в дом. Внутри всё было чисто. Федя принёс нам хлеба, кваса, огурцов. Мы перекусили. Затем подъехала телега с другими сыновьями Хоря. Их было семеро. Ещё один был в лесу, а другой – с отцом в городе. Мы не стали дожидаться Хоря, сели в телегу, и его сын Василий отвёз нас в дом Полутыкина. - Скажи, почему Хорь живёт отдельно от других твоих мужиков? – спросил я за ужином. - Да потому что он умнее других мужиков. У него 25 лет назад изба сгорела. Он пришёл к моему отцу и попросил разрешения жить в лесу у болота. При этом попросил не напрягать его никакой работой, а назначить любой оброк. Отец сказал, чтобы платил 50 рублей в год. И с тех пор Хорь поселился на болоте, а его тогда Хорём и прозвали. И вот он платил моему отцу 50 рубасов. Мне платит уже 100. Да я ещё накину. Я ему говорил, чтобы он откупился. А он отвечает, что денег у него нет. Утром мы снова поехали на охоту. Когда проезжали через деревню, Полутыкин позвал Калиныча. Это был высокий мужик лет 40. Он каждый день ходил с барином на охоту. Был его помощником во всём. Без него Полутыкин не охотился. Калиныч был весёлым парнем. В полдень, спасая нас от жары, Калиныч отвёл нас в свою избушку в лесу рядом с пасекой. Мы поспали, походили по лесу и вернулись в дом Полутыкина. Он сказал, что Калиныч – хороший мужик, но вот хозяйство своё не может привести в порядок, потому что сам Полутыкин каждый день его забирает на охоту – когда же ему хозяйством заниматься? На другой день Полутыкин со своим соседом поехал по делам в город. А я сам поехал на охоту и вечером зашёл к Хорю. На пороге меня встретил хозяин – низкий, лысый, крепкий. Он был похож на древнегреческого философа Сократа. Мы вошли в его дом, поговорили на разные темы. Я спросил, почему он не откупится от барина. Но Хорь чёткого ответа не дал. Так вокруг да около отвечал. Я попросился переночевать у него в сарае на сене. Утром меня разбудил Федя. Мы сели завтракать. - Скажи, а почему все сыновья живут с тобой? – спросил я у Хоря. – У них ведь семьи свои есть. - Хотят жить со мной – пусть живут. Только Федя один не женат. А Ваське ещё рано. К Хорю зашёл Калиныч. С пучком земляники в руках. Старик был рад дорогому гостю. Следующие три дня я провёл у Хоря. Наблюдал за ним и Калинычем. Они были разными. Хорь – прагматичный, Калиныч – мечтатель. У Хоря было большое семейство, а у Калиныча детей вовсе не было. Хорь насквозь видел Полутыкина, а Калиныч преклонялся перед ним. - Что же тебе твой любимый хозяин даже новых лаптей не купит? – спрашивал Хорь, хвастаясь своими сапогами. – Да потому что он жлоб – твой хозяин. А вообще, Хорь говорил мало, в отличии от Калиныча. Хорь был ближе к обществу, а Калиныч – к природе. Хорь к любой новой информации относился скептически, а Калиныч – слепо верил всему. Я много всего узнал от Хоря о бизнесе в деревне: разные фишки, как можно больше заработать. Я и сам много всего рассказывал Хорю. Особенно о загранице. Хорь расспрашивал о людях и бизнесе, а Калиныч – о природе и городах. Что странно, Хорь читать не умел, а Калиныч – умел. Хорь женщин за людей не считал, не уважал их. Его жена всё время лежала на печи и не вылазила, потому что боялась мужа. Калиныч хорошо пел, играл на балалайке. На четвёртый день Полутыкин прислал за мной. Жаль мне было расставаться со стариком. Мы с Калинычем сели в телегу и поехали. А на следующий день я покинул имение Полутыкина. Вот такой рассказ, друзья.

История создания и публикации

Лето и часть осени 1846 года Тургенев провёл в Спасском-Лутовинове . Писатель почти не прикасался к перу, зато много охотился; его постоянным спутником был егерь Чернского уезда Афанасий Алифанов. Выехав в середине октября в Петербург, писатель узнал, что в «Современнике» произошли изменения: журнал приобретён Некрасовым и Иваном Панаевым . Новая редакция попросила Тургенева «наполнить отдел смеси в 1-м номере» .

Рассказ «Хорь и Калиныч», написанный для первого номера, вышел в январском выпуске «Современника» (1847). Подзаголовок «Из записок охотника», давший название всему циклу, был предложен Панаевым . Поначалу Тургенев не слишком отчётливо видел ракурс будущего произведения: «кристаллизация замысла» шла постепенно :

В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой. Её выход имел последствия для чиновника цензурного ведомства Владимира Львова , давшего разрешение на выпуск сборника. Львова сняли с должности, а для его коллег было издано специальное распоряжение с указанием: «Так как статьи, которые первоначально не представляли ничего противного цензурным правилам, могут иногда получить в соединении и сближении направление предосудительное, то необходимо, чтобы цензура не иначе позволяла к печатанию подобные полные издания, как при рассмотрении их в целости» .

Список рассказов и первые публикации

  • Хорь и Калиныч (Современник, 1847, № 1, отд. «Смесь», с. 55-64)
  • Ермолай и мельничиха (Современник, 1847, № 5, отд. I, с. 130-141)
  • Малиновая вода (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 148-157)
  • Уездный лекарь (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 157-165)
  • Мой сосед Радилов (Современник, 1847, № 5, отд. I, с. 141-148)
  • Однодворец Овсянников (Современник, 1847, № 5, отд. I, с. 148-165)
  • Льгов (Современник, 1847, № 5, отд. Г, с. 165-176)
  • Бежин луг (Современник, 1851, № 2, отд. I, с. 319-338)
  • Касьян с Красивой мечи (Современник, 1851, № 3, отд. I, с. 121-140)
  • Бурмистр (Современник, 1846, № 10, отд. I, с. 197-209)
  • Контора (Современник, 1847, No 10, отд. I, с. 210-226)
  • Бирюк (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 166-173)
  • Два помещика (Записки охотника. Сочинение Ивана Тургенева. М., 1852. Ч. I-II. С. 21-40)
  • Лебедянь (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 173-185)
  • Татьяна Борисовна и её племянник (Современник, 1848, № 2, отд. I, с. 186-197)
  • Смерть (Современник, 1848, № 2. отд. I, с. 197-298)
  • Певцы (Современник, 1850, № 11, отд. I, с. 97-114)
  • Петр Петрович Каратаев (Современник, 1847, No 2, отд. I, с. 197-212)
  • Свидание (Современник, 1850, № 11, отд. I, с. 114-122)
  • Гамлет Щигровского уезда (Современник, 1849, № 2, отд. I, с. 275-292)
  • Чертопханов и Недопюскин (Современник, 1849, № 2, отд. I, с. 292-309)
  • Конец Чертопханова (Bестник Eвропы, 1872, № 11, с. 5-46)
  • Живые мощи (Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874. - С. 65-79)
  • Стучит! (Сочинения И. С. Тургенева (1844-1874). М.: изд. братьев Салаевых, 1874. Ч. I. - С. 509-531)
  • Лес и степь (Современник, 1849, № 2, отд. I, с. 309-314)

Книгу открывает очерк «Хорь и Калиныч», в котором автор рассказывает о двух мужиках, встретившихся ему в Жиздринском уезде Орловской губернии . Один из них - Хорь - после пожара поселился со своим семейством далеко в лесу, промышлял торговлей, исправно платил барину оброк и слыл «административной головой» и «рационалистом». Идеалист Калиныч, напротив, витал в облаках, побаивался даже собственной жены, перед барином благоговел, нрав имел кроткий; в то же время он мог заговаривать кровь, избавлял от страхов, имел власть над пчёлами. Новые знакомые очень заинтересовали рассказчика; он с удовольствием слушал разговоры столь непохожих друг на друга людей.

Безалаберному охотнику («Ермолай и мельничиха») барин разрешил жить где угодно при условии, что тот будет ежемесячно приносить ему на кухню две пары тетеревов и куропаток . Рассказчику довелось заночевать вместе с Ермолаем в доме мельника. В его жене Арине Петровне можно было угадать дворовую женщину; выяснилось, что она долго жила в Петербурге , служила горничной в богатом доме и была у барыни на хорошем счету. Когда же Арина попросила у хозяев разрешения выйти замуж за лакея Петрушку, барыня приказала остричь девушку и отправить в деревню, лакей был отправлен в солдаты . Местный мельник, выкупив красавицу, взял её в жёны.

Встреча с доктором («Уездный лекарь») позволила автору записать историю безнадёжной любви. Приехав однажды по вызову в дом небогатой помещицы, медик увидел пребывающую в лихорадке девушку. Попытки спасти больную успехом не увенчались; проведя с Александрой Андреевной все её последние дни, доктор и спустя годы не смог забыть того отчаянного бессилия, которое возникает, когда не можешь удержать в руках чужую жизнь.

Помещик Радилов («Мой сосед Радилов») производил впечатление человека, вся душа которого «ушла на время внутрь». В течение трёх лет он был счастлив в браке. Когда жена умерла от родов, сердце его «словно окаменело». Теперь он жил с матушкой и Ольгой - сестрой покойной жены. Взгляд Ольги, когда помещик делился с охотником своими воспоминаниями, показался странным: на лице девушки были написаны и сострадание, и ревность. Через неделю рассказчик узнал, что Радилов вместе с золовкой уехал в неизвестном направлении.

Судьба орловского помещика по фамилии Лёжень («Однодворец Овсяников») сделала крутой вираж во время Отечественной войны . Вместе с наполеоновской армией он вошёл в Россию, но на обратном пути попал в руки смоленских мужиков, которые решили утопить «францюзя» в проруби. Лёженя спас проезжавший мимо помещик: он как раз искал для своих дочерей учителя музыки и французского языка. Передохнув и отогревшись, пленный переехал к другому господину; в его доме он влюбился в молоденькую воспитанницу, женился, поступил на службу и вышел в дворяне.

Ребятишки, отправившиеся ночью стеречь табун («Бежин луг»), до рассвета рассказывали истории про домового , который водится на фабрике; про слободского плотника Гаврилу, ставшего невесёлым после встречи с русалкой ; про безумную Акулину, «испорченную водяным ». Один из подростков, Павел, отправился за водой, а по возвращении сообщил, что слышал голос Васи - мальчика, утонувшего в речке. Ребята решили, что это плохая примета. Вскоре Павел погиб, упав с лошади.

Мелкопоместному дворянину («Пётр Петрович Каратаев») приглянулась крепостная девушка Матрёна, принадлежавшая богатой помещице Марье Ильиничне. Попытки выкупить симпатичную певунью ни к чему не привели: старая барыня, напротив, отправила «холопку» в степную деревню. Отыскав девушку, Каратаев устроил для неё побег. Несколько месяцев возлюбленные были счастливы. Идиллия закончилась после того, как помещица узнала, где прячется беглянка. Пошли жалобы исправнику , Пётр Петрович начал нервничать. В один из дней Матрёна, поняв, что спокойной жизни больше не будет, отправилась к барыне и «выдала себя».

Отзывы

По словам Белинского, подготовившего обзорную статью «Взгляд на русскую литературу 1847 года», рассказы из цикла «Записки охотника» неравноценны по художественным достоинствам; среди них есть более сильные, есть - менее. В то же время критик признал, что «между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен». Лучшим из рассказов Белинский считал «Хоря и Калиныча»; за ним следовали «Бурмистр», «Однодворец Овсяников» и «Контора» .

Некрасов в одном из писем указал на сходство «Записок охотника» с толстовским рассказом «Рубка леса », который готовился к печати на страницах «Современника» и был посвящён Тургеневу :

В ряду откликов особняком стояло мнение очеркиста Василия Боткина , который обнаружил в «Хоре и Калиныче» некую «придуманность»: «Это - идиллия, а не характеристика двух русских мужиков» .

Художественные особенности

Образы героев

По мнению исследователей, крестьяне Хорь и Калиныч являются носителями «наиболее типичных особенностей русского национального характера». Прототипом Хоря был крепостной крестьянин, отличавшийся мощью, проницательностью и «необыкновенным радушием». Он знал грамоту, и когда Тургенев прислал ему рассказ, «старик с гордостью его перечитывал». Об этом крестьянине упоминал и Афанасий Фет ; в 1862 году во время тетеревиной охоты он остановился в домике Хоря и заночевал там :

Если Хорь - «человек положительный, практический», то Калиныч относится к числу романтиков, «людей восторженных и мечтательных». Это проявляется в его бережном отношении к природе и задушевным песням; когда Калиныч запевал, даже «прагматик» Хорь не мог удержаться и после недолгой паузы подхватывал песню .

Арина, героиня рассказа «Ермолай и мельничиха», не пытается вызвать жалость у гостей, засидевшихся вечером в её доме. Однако рассказчик понимает, что и помещица, не разрешившая девушке выйти замуж за Петрушу, и «постылый мельник», выкупивший её, стали для женщины причиной горьких переживаний .

Для Матрёны, крепостной девушки, любовь помещика становится серьёзным испытанием («Пётр Петрович Каратаев»). Любя и жалея Каратаева, она сначала решилась на побег от барыни, а затем к ней же и вернулась. В этом поступке Матрёны, стремящейся избавить Петра Петровича от затеянных её хозяйкой судебных преследований, исследователи видят «подвиг самоотвержения и бескорыстия» .

В очерке «Бежин луг» зафиксировались народные поэтические вымыслы о домовых, русалках, леших; автор не скрывает удивления от одарённости крестьянских детей, в устных историях которых услышанные от взрослых легенды и сказки гармонично переплетаются с впечатлениями от природы. Столь же сильный душевный отклик вызвал в рассказчике голос Якова («Певцы»): в нём слышны были «и страсть, и молодость, и сила, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь» .

Язык и стиль

Стремление Тургенева включить в «Записки охотника» местные наречия вызвало разноречивую реакцию; так, Белинский в письме Анненкову отмечал, что писатель «пересаливает в употреблении слов орловского языка»; по мнению критика, используемое в рассказе «Контора» слово «зеленя» «столь же бессмысленно», как и «лесеня» и «хлебеня» .

Точно так же протестовал против употребления диалектизмов публицист Иван Аксаков ; его претензии касались не только Тургенева, но и других авторов :

Григорович , желая вывести на сцену русского мужика, заставляет его говорить рязанским наречием, вы - орловским, Даль - винегретом из всех наречий. Думая уловить русскую речь, вы улавливаете местное наречие.

Исследователи отмечают, что местный говор необходим был Тургеневу в тех рассказах, где даётся описание крестьян и дворовых («Хорь и Калиныч», «Малиновая вода», «Льгов», «Бирюк», «Бежин луг»). Слова, которые писатель называл «своебытными», отражали орловский колорит и были нужны для демонстрации житейской наблюдательности персонажей. Отсюда - местная лексика: «живалый», «лядащий», «притулился», «лотошил», «гляделки» .

Столь же важной Тургенев считал и «народную географию»: в «Записках охотника» есть родник Малиновая вода , овраг Кобылий верх ; в рассказах упоминается множество сёл с «социально-бытовыми названиями»: Худобубново, Голоплеки, Колотовка, Бессоново, Колобродово .

Тургеневские сравнения идут от непосредственного наблюдения за животными и птицами, поэтому поведение людей в «Записках охотника» порой напоминает повадки животных: «Ловили Ермолая, как зайца в поле », «Он просидел три дня в уголку, как раненая птица » .

Отмечено также тяготение писателя к поэтическим метафорам («Начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь») и гиперболам («Бурмистр из мужиков, с бородой во весь тулуп ») .

Образ рассказчика

Рассказчик в «Записках охотника» является не только полноправным участником событий, но и своеобразным проводником, прокладывающим дорогу от персонажей к читателям. Иногда он просто слушает (вариант: подслушивает) беседы своих героев («Контора», «Свидание»); порой задаёт наводящие вопросы «для поддержания разговора» («Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи»); реже - сам участвует в той или иной истории. (Так, в рассказе «Бирюк» он предлагает леснику деньги за дерево, срубленное незнакомым мужиком.) Этот художественный приём необходим Тургеневу для «активности творческого воображения читателя» :

В некоторых очерках замечен приём «живой беседы»: рассказчик обращается к читателю, приглашает его «принять участие в поездке» («Со скрипом отворяется воротище… Трогай! перед нами деревня» ). Дорожные впечатления, которыми он делится с читателями, полны деталей: «Вот вы сели», «Вы едете мимо церкви, с горы направо, через плотину» . Задушевная интонация присутствует постоянно; ею завершается и заключительный рассказ («Лес и степь»): «Однако - пора кончать. <…> Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия» .

Пейзаж

Пейзаж, создающий картину ясного летнего дня, включён в рассказ «Бежин луг»; утреннее пробуждение земли - в «Живые мощи» . В обоих случаях описание природы предваряет основную тему и создаёт необходимое настроение . По мнению Пигарёва, «трепетная гамма», присущая пейзажным зарисовкам Тургенева, близка работам Коро , которого искусствовед Михаил Алпатов назвал «певцом предрассветной мглы и гаснущих туманов»; в то же время «колористическая палитра» автора «Записок охотника» насыщеннее, чем у французского художника .

Экранизации

  • 1935 - «Бежин луг » - фильм С. Эйзенштейна , утрачен
  • 1971 - «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова » (по мотивам рассказов «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»)
  • 1977 - «

Меню статьи:

С 1847-го по 1851 год Иван Тургенев был занят написанием цикла произведений. Тексты писатель объединил под общим названием «Записки охотника», краткое содержание которых мы и рассмотрим в этой статье.

Литературоведы затрудняются определить жанр произведений, вошедших в сборник. В литературной критике тексты попеременно называют то очерками, то рассказами.

Отдельное внимание в литературной критике уделяется фигуре рассказчика. Тургенев описывает рассказчика молодым барином по имени Петр Петрович. Герой увлечен охотой, путешествует по разным селениям и описывает собственные впечатления от увиденного. В очерках (рассказах) читатель знакомится с образами крестьян, помещиков, а также наслаждается пейзажными отступлениями.

Центральные персонажи «Записок охотника»

В цикле произведений Тургенева выделяется фигура Петра Петровича, рассказчика. Также примечательным является образ Ермолая. Мужчина – 45-летний охотник, отличающийся беззаботностью и добродушием. Ермолай служит у соседа рассказчика – консервативного помещика. Герой снабжает кухню хозяина разнообразной дичью, а также составляет Петру Петровичу компанию на охоте. Когда-то у Ермолая была жена, но мужчина отличался грубым поведением с супругой.


Краткая характеристика сюжета рассказов из «Записок охотника»

«Хорь и Калиныч»

Здесь происходит знакомство Петра Петровича и местного помещика по фамилии Полутыкин. Направляясь в поместье этого героя, рассказчик знакомится также с Хорей – крестьянином Полутыкина. Хотя проживает вместе с семьей в лесной избушке вот уже 25-й год. По дороге Петр Петрович встречает еще одного крестьянина – Калиныча. Тот тоже служит у помещика. Хоря – рациональный прагматик, тогда как Калиныч – мечтательный романтик. Суть рассказа – в полемике между этими двумя образами жизни.

«Ермолай и мельничиха»

В рассказе описана ночная охота, в которой принимали участие Петр Петрович и Ермолай. Здесь читатель знакомиться с Ермолаем. Ночь застала охотников в разгаре деятельности, и приятели находят для ночлега мельницу. Арина – женщина, работавшая на мельнице, – навещает путников. Ермолаю понравилась Арина – да так, что мужчина пообещал прогнать супругу ради девушки. Петр Петрович вспомнил, что Арину когда-то купил помещик, чтобы девушка прислуживала в петербургском имении. В дальнейшем, девушка была выкуплена мельником.

«Малиновая вода»

Название рассказа повторяет наименование ключа, у которого оказался одним жарким днем Петр Петрович. У источника герой встретил двух старичков. Первый – Степушка, второй – Михаил, которого прозвали Туманом. Степушка описан нищим и безродным крестьянином, которого рассказчик повстречал у Митрофана, служившего садовником. Михаил делится воспоминаниями о графе, который нынче скончался. Графу нравилось давать пиры. К рассказчику и компании подходит другой крестьянин – Влас. Мужчина сообщает, что помещик не уменьшил оброк. Это расстроило Власа, так как несчастный совсем беден.

«Уездный лекарь»

Пришла осень, и Петра Петровича свалила болезнь. В это время рассказчик оказался в уездном городе, в гостиничном номере. Сюда же был приглашен и лекарь. Петр Петрович беседовал с доктором, и тот сообщил пациенту об одном случае из врачебной практики. Одна из пациенток лекаря – Александра – была неизлечимо больна. Врач долго старался вылечить девушку, но безуспешно. Во время лечения, между тем, врач и Александра полюбили друг друга. Лекарь обручился с умирающей девушкой. Вскоре женой доктора стала дочь одного купца.

«Мой сосед Радилов»

Петр Петрович охотится с Ермолаем. Герои наталкиваются на запущенный сад. Владелец сада – Радилов, один из соседей Петра Петровича. Охотники обедают у Радилова, который знакомит гостей с семьей и родственниками, а также соседями. Радилов рассказывает о жизни, о смерти супруги, о том, как заболел горячкой и слег в госпитале в Турции… Рассказчик убежден, что человек способен вынести много несчастий. Однако узнать, что трогает душу помещика, Петру Петровичу не удалось. Некоторое время спустя Радилов уезжает с сестрой покойной жены, оставив матушку в одиночестве.

«Однодворец Овсянников»

Здесь читатель знакомится с 70-летним Лукой Петровичем Овсянниковым. Герой представляет образ помещика строй закалки. Проживает Лука с супругой, но не считает себя аристократом или помещиком. О Луке Петр Петрович узнает во время обеда у Радилова. Овсянников склонен к воспоминаниям о былом, о предках, тоскуя по прошлым «золотым» временам.

«Лыгов»

Лыгов предстает перед читателем крупным селом, расположенным в степях. Местность вокруг Лыгова болотистая. Петр Петрович приехал сюда вместе с Ермолаем. Путников сопровождает Владимир – вольноотпущенник. Владимир был достаточно образован, обучен грамоте, музыке и изящным словам. Странники направляются к жилью Сучка, который служил рыболовом у местного барина. Сучок делится историей жизни, рассказывая о том, сколько профессий успел освоить на службе у помещиков: повар, кучер, актер… Компания собирается устроить охоту на уток. Во время сплава по реке, лодка переворачивается, и путники устраиваются в теплом сарае для обогрева.

«Бежин луг»

Вечерняя охота обернулась для Петра Петровича тем, что герой заблудился. В поисках правильного пути рассказчик наткнулся на равнину под названием «Бежин луг». На равнине пылает костер, у которого греются парнишки – крестьянские дети. Мальчики пасут коней. Петр Петрович тоже подсел к костру. Юноши поведали рассказчику массу историй о местных легендах и ужасах, о помещике, о родителях и сказках… Один из мальчиков – Павлуша – отправился за водой, а вернувшись, сказал, что видел ожившего утопленника. Это был знак: вскоре Павлуша упал с коня и погиб.

«Касьян с Красивой Мечи»

Петр Петрович и кучер возвращаются с охоты. Навстречу путникам идет похоронная процессия. Умер плотник Мартын. Повозка рассказчика ломается, это вынуждает странников остановиться в ближайшем селении. Здесь Петр Петрович встречает Касьяна, которого наградили прозвищем «Блоха». Касьян одалживает путникам собственную повозку, а Петр Петрович и кучер тем временем собираются поохотиться. Рассказчик стреляет по птицам – для развлечения. Касьяну не нравится эта затея, потому что мужчина считает недобрым делом проливать кровь просто так. Касьян занимается лечением птиц, а также ловит раненых соловьев. Кроме того, герой пустил к себе в дом Аннушку, которая осталась сиротой.

«Бурмистр»

Автор знакомит читателя с помещиком, которого зовут Аркадий Пеночкин. У него как раз гостит наш рассказчик. Пеночкин хорошо образован, начитан, а кроме прочего – завидный жених. Помещика отличает строгость, но в то же время и справедливость. У помещика есть деревня – Шипиловка, где делами заведует бурмистр. Автор описывает бурмистра – Софрона Яковлевича – как человека предприимчивого, потому что тот, хорошо справляясь с делами, втайне от хозяина приторговывал землей, продавал лошадей, а также жестоко обращался с крестьянами.

«Контора»

Пошел дождь, загнавший Петра Петровича в деревню, а там – в контору. Оказалось, что здание принадлежит некой Елене Лосняковой. В конторе 7 сотрудников, которыми руководит госпожа Лоснякова. Петр Петрович узнает, что местное купечество дает взятки главному в конторе – после хозяйки – Николаю Еремеичу, надеясь договориться с Лосняковой. У Николая есть счеты с местным доктором, который допустил ошибку в его лечении.


В отместку, Николая запрещает Павлу – лекарю – жениться на Татьяне, невесте Павла. В результате, Татьяна изгоняется из конторы Лосняковой.

«Бирюк»

Разразившаяся в лесу гроза застала Петра Петровича врасплох. К счастью, охотник повстречал местного лесника, который позволил нерадивому путнику остановиться у него. Лесника зовут Фома, а прозвище мужчине дали – «Бирюк». Вместе с Фомой проживает дочка 12-ти лет. Супруги у Фомы нет, так как та убежала от мужа с другим кавалером. Фома остался один с двумя детьми. Возле избы лесник заприметил вора. Вор – простой нищий бедолага, который стал жаловаться на Фому, обвиняя в жестокости. Петр Петрович хотел было попросить лесника отпустить бедняка, но Фома сделал это сам.

«Два помещика»

Писатель рассказывает о двух приятелях Петра Петровича, которые часто составляли герою компанию на охоте. Первого – Вячеслава Хвалынского – автор называет добрым человеком, генералом в отставке. Впрочем, Хвалынский любит общаться только с равными по статусу людьми. Вячеслав – скряга, хозяйство ведет плохо. Помещик живет без супруги, но внимание женщин любит. Второго помещика – Мардария Стегунова – рассказчик характеризует, как консерватора, сторонника старого стиля жизни. Мардарий – хозяйственный, ответственный барин, в противоположность приятелю.

«Лебедянь»

Рассказчик вспоминает события пятилетней давности, как приехал на ярмарку в Лебедянь. Здесь Петр Петрович познакомился с князем Н., а также поручиком в отставке Хлопаковым. Последний часто жил на «пансионе» у имущих друзей. Петр Петрович желает купить лошадь. Барышник Ситников – местный торговец лошадьми – продает коней слишком дорого. Внимание барышника отвлек князь Н. Тогда рассказчик поехал к Чернобаю. Персонаж служил заводчиком лошадей, однако продал Петру Петровичу плохого коня, не желая брать товар обратно.

«Татьяна Борисовна и ее племянник»

50-летняя вдова Татьяна отличается свободомыслием. Героиня, между тем, не выезжает из имения, мало общается с соседями. События 8-летней давности рассказывают, что вдова взяла на воспитание Андрюшу, который был сыном погибшего брата Татьяны. Андрюша имел талант к рисованию. Один из немногих приятелей вдовы – Беневоленский, служивший в качестве коллежского советника, – давал советы по поводу искусства. Однако герой плохо разбирался в этом предмете. Советник увозит Андрюшу в Петербург. Когда Беневоленский умирает, мальчик снова возвращается к Татьяне. Андрюша живет на иждивении у вдовы, считая себя художником. Впрочем, ехать в Столицу мальчик не намерен.

«Смерть»

Петр Петрович и Ардалион Михайлович (сосед рассказчика) направляются в лес, к месту, где рубят деревья. По приезде на место приятели замечают, что одного из крестьян убило упавшее дерево. Петр Петрович вынужденно подумал о смерти. По его мнению, смерть русских мужиков – холодная и простая, как религиозный обряд. Петр Петрович также вспоминает другие истории о смертях крестьян и собственных знакомых.

«Певцы»

На улице стоит невыносимая жара, толкающая Петра Петровича посетить питейную. Заведение содержит некий Николай Иванович. Здесь Петр Петрович наблюдает забавные состязания Яшки-Турка и рядчика. Последний поет песни, а посетители подпевают. После исполнения грустной песни, победителем признали Яшку. Рассказчик прослезился, когда паренек исполнял песню. Боясь разочароваться, Петр Петрович покинул кабак.

«Петр Петрович Каратаев»

Снова писатель возвращает читателя в прошлое: на 5 лет. Петр Петрович, когда останавливался в доме почты, узнал Петра Каратаева. Петр направлялся в Москву на службу. Во время беседы с рассказчиком, Каратаев рассказал немного о себе. У мужчины была возлюбленная – Матрена. Каратаев влюбился в крепостную девушку. Но хозяйка Матрены не согласилась продать девушку Петру. Тогда Каратаев решает выкрасть невесту. Все шло хорошо, однако Матрена для куража поехала в родное село, где была узнана. На Каратаева пожаловались. Чтобы выплатить деньги за проступок, Петр задолжал многим людям. В результате, Матрена снова оказалась у хозяйки – добровольно, а Каратаев разочаровался в жизни. Некоторое время спустя Петр Петрович столкнулся с Каратаевым в московской бильярдной.

«Свидание»

Березовая роща укрыла Петра Петровича от жаркого солнца: уставший путник уснул. После пробуждения рассказчик заметил, что вблизи сидит красивая девушка-крестьянка. Героиню зовут Акулина. Девушка расплакалась, потому что возлюбленный – капризный камердинер Виктор, служивший у местного помещика, – известил девушку о скором отъезде.

Дорогие любители русской литературы! Предлагаем ознакомиться с Ивана Тургенева

Виктор собирается отсутствовать год. Камердинер проявляет безразличие к Акулине. Девушка убегает, испугавшись Петра Петровича, который намеревался утешить ее.

«Гамлет Щигровского уезда»

Очередная поездка Петра Петровича породила очередную историю. Рассказчик остановился у Александра Г***. Герой – помещик и страстный охотник. Петра Петровича мучила бессонница, поэтому хозяин ночью решил поведать визитеру кое-что о себе. Родина хозяина дома – Курская область. Образование завело Александра в Германию. Там герой полюбил девушку – дочь одного преподавателя, но испугался и уехал. Путешествия по европейским городам закончились для Александра возвращением на родину. В супруги помещик взял дочь вдовствующей соседки. После смерти жены Александр устроился на службу в городе. К концу жизни помещик осознал, что ничего не достиг в жизни, не сделал ничего значительного. Вместо имени, попросил Петра Петровича звать его «Гамлет».

«Чертопханов и Недолюскин»

Петр Петрович, поохотившись, возвращается домой. По дороге рассказчику встретились Пантелей Чертопханов и Тихон Недолюскин – приятели. Первый описан как гордый человек, который любил всех задирать. Общаться с простыми крестьянами Пантелей не желал. Отец второго получил дворянство за офицерскую службу. Тихона устроили работать на чиновничий пост. Когда отец умер, Тихон успел послужить на разных должностях. В конце концом, Тихон получил деревню от одной госпожи. Недолюскин отличался ленью и мягкотелостью. Приятели познакомились, когда Пантелей заступился за Тихона.

«Конец Чертопханова»

У Пантелея была возлюбленная по имени Маша. Девушка ушла от Чертопханова, и уже два года мужчина был одинок. После ухода Маши, вскоре умирает Тихон. Приятель завещал Пантелею имение. Наследство Пантелей пустил на достойный памятник для Тихона. Однажды Чертопханов стал свидетелем жестоких издевательств над евреем. Мужчина спас жида. За это тот наградил Чертопханова лошадью, за которую спаситель обязывался выплатить еще 250 рублей. Пантелей полюбил коня, дал животному имя.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с которое вызвало восторг у многих читателей.

Но лошадь была украдена. Пантелей безуспешно пытался найти коня, но год поисков не дал результатов. Наконец, Чертопханов нашел коня. Но мужчине сказали, что это совсем другая лошадь. Пантелей отпустил коня на волю, но лошадь пришла к нему снова. Мужчина убил коня, запивая тоску спиртным, от которого скоро и умер.

«Живые мощи»

На дворе снова идет дождь. Петр Петрович вместе с Ермолаем приехали в гости к матери Петра. Утром рассказчик встретил Лукерью – женщину, возрастом до 30-ти лет. Лукерья когда-то славилась красотой, но теперь красота девушки ушла. Несколько лет назад девушка пережила падение, после которого начала худеть. Петр Петрович сказал, что хочет показать Лукерью лекарю, но та не захотела. Рассказчик слушает о снах девушки: в одном сне героиня видела Христа, невестой которого была; в другом – смерть, которая не забрала ее. После этого Лукерья прожила всего несколько недель.

«Стучит»

Петр Петрович с крестьянином по имени Филофей направляются в Тульскую губернию. Мужчины собираются купить там дробь. Но повозка – по вине уснувшего кучера – угодила в реку. С трудом, но путники выбрались из ловушки. Петр Петрович задремал, пробудившись от шума колес. За странниками мчались какие-то мужики, который Филофей принял за разбойников. Догнавшие повозку пьяницы попросили денег и ушли. В одном из тульских кабаков – после этого случая – Петр Петрович заметил тех же мужиков. Вскоре путники узнали, что по дороге в Тулу был убит купец.

«Лес и степь»

Петр Петрович любит охотиться. Для хорошей охоты требуется лишь пес и оружие. Здесь читатель наслаждается описаниями природы, кустарников, деревьев, пейзажей, которые видит охотник.

Хорь и Калиныч

Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, пора-жала резкая разница между породой людей в Орловской

Губернии и калужской породой. Орлов-ский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на

Барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский об-рочный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит

Смело и весело, ли-цом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части

Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распа-ханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит,

Все-гда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой…

Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на

Задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью… И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской

Губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на

Десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом

Веселит и пугает стрелка и собаку.
В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным

Охотником и, следовательно, отлич-ным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в

Губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым, а родителям невест продолжал

Посылать в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, ко-торый, несмотря на уважение

Г-на Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну; заикался; называл свою

Собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в

Полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба - грибами, макароны - порохом; зато ни одна

Морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но, за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был,

Как уже сказано, отличный человек.
В первый же день моего знакомства с г. Полутыкиным он пригласил меня на ночь к себе.
- До меня верст пять будет, - прибавил он, - пешком идти далеко; зайдемте сперва к Хорю. (Читатель позволит мне не передавать его заиканья.)
- А кто такой Хорь?
- А мой мужик… Он отсюда близехонько.
Мы отправились к нему. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвыша-лась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких

Сосновых срубов, соединенных забо-рами; перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками. Мы вошли. Нас встретил молодой

Парень, лет двадцати, высокий и красивый.
- А, Федя! Дома Хорь? - спросил его г-н Полутыкин.
- Нет, Хорь в город уехал, - отвечал парень, улыбаясь и показывая ряд белых, как снег, зу-бов. - Тележку заложить прикажете?
- Да, брат, тележку.