Что делать чтобы не грешить. Верный способ не грешить

Джо Круз

Недавно я прочитал историю о человеке, согласившимся подвергнуть себя научному эксперименту, связанному с гипнозом. Находясь в состоянии легкого гипнотического транса, он получил указание поднять со стола стакан. Хотя это и был сильный, атлетического сложения мужчина, он не смог сдвинуть стакан с места. Почему он не смог этого сделать? Потому что ученые, введя его в это состояние, внушили ему, что поднять стакан невозможно. Поскольку его разум был убежден в том, что это — невыполнимая задача, его тело было не в силах выполнить команду. Какое яркое доказательство того, что ни один человек не может повиноваться заповедям, если он верит в невозможность их исполнения! Не это ли причина того, что столь многие христиане живут жизнью бессилия и поражения?

Грех — это главнейшая проблема каждого из рожденных на свет. Подобно особо заразной болезни, грех поразил микробами смерти каждую человеческую душу, и не найдено никакого земного лекарства, способного остановить фатальное развитие этой пагубы.
С момента своего первого появления в саду Эдемском грех предстал перед человеком как разрушитель всего доброго. Никогда и ни при каких обстоятельствах он не мог сосуществовать с праведностью и святостью. Требования Божьи совершенно исключают возможность того, чтобы грех или непослушание были частью христианского образа жизни. Терпимость ко греху не может быть названа библейской позицией ни в каком смысле. Не может быть и речи о том, чтобы сделать его более приемлемым, уменьшая его количество или изменяя его форму.

Преднамеренное совершение греха — достаточно серьезное преступление, но еще более ужасно и опасно — защищать этот поступок как то, что невозможно предотвратить. Говорить, что победа невозможна, — значит отрицать достаточность Евангелия и отвергать большую часть богодухновенных Писаний. Вдобавок ко всему, это ни что иное, как поддержка первоначального обвинения сатаны против Бога; оно дает парализующую ложную безопасность каждому, кто в это верит.

Люди часто становятся на защиту греха по той причине, что их собственной силы не хватило, чтобы перестать грешить. Если, например, они не могут бросить курить, им приходится искать разумное объяснение присутствию табака в их жизни. Вместо того чтобы смиренно признать неспособность своими силами победить этот грех, они изобретают доводы, что это не беспокоит их, или что никто не может быть совершенным, или используют удобную и популярную догму, утверждающую, что, в действительности, никто не может жить, не греша. В результате в наших церквях есть множество эмоционально благополучных, но непослушных Богу членов церкви, считающих, что всякое беспокойство по поводу соблюдения заповедей есть педантизм и законничество.

Какова же обманчивая стратегия сатаны! Изобретая это учение, лукавый попросту стремится защитить свое древнее заявление о том, что Бог слишком требователен. Ведь тогда он обвинил Бога в несправедливом требовании исполнить то, что исполнить невозможно. Он смог убедить треть ангелов, что со стороны Бога неразумно ожидать послушания закону, и с того времени он стремится, чтобы в это поверил каждый. На минутку задумайтесь над этими обвинениями, и тогда для вас станет ясным весь их дьявольский смысл. Дьявол знает, что именно грех является единственным препятствием для входа в Небесное Царство , ему нужно было разработать план, который позволил бы людям легко относиться к нарушению закона, сделать так, чтобы это казалось им вполне приемлемым. Для того чтобы сделать эту идею приемлемой для христиан, сатана сумел представить ее в виде церковной доктрины и навязать пошедшему на компромисс христианству.

Но проблема на этом не заканчивается. Даже те христиане, которые признают требования нравственного закона, также не слишком задумываются над тем, насколько полно они его выполняют. Они подверглись искусному воздействию преобладающего мнения, согласно которому слишком большое внимание, проявляемое к вопросу послушания, — это одна из форм спасения делами. Невероятно, но некоторые из них, кажется, до того боятся переусердствовать в соблюдении заповедей чистоты, что сознательно подталкивают себя к его нарушению. Идя столь извращенным путем, они успокаивают себя тем, что не впали в обрядность и законничество.

Подверженность ошибочному пониманию праведности по вере — только одна часть ответа на этот вопрос. Обнаруживая, что они оступаются, идя по пути к достижению совершенства, они, в конце концов, решают, что не грешить невозможно. С этого момента им очень легко начать толковать некоторые стихи из Библии так, как будто бы они подтверждают опыт их слабости. Сатана использует склонность человеческого ума к разумному обоснованию всего, что происходит, и вскоре они вырабатывают удобную доктрину, в которой находится место для их случайных отступлений от требований Божьего Закона. Таким образом, большинство христиан сегодня смиряются с опытом чередующихся побед и поражений. С их точки зрения таким и должен быть стиль жизни нормального христианина.

Однако под такими суждениями -очень зыбкий фундамент. Прежде всего, никакое учение не может быть основано на человеческих чувствах или переживаниях. Оно должно опираться на прямое и недвусмысленное учение Слова Божьего. Верно то, что можно подобрать стихи из Библии, которые, казалось бы, подтверждают учение о духовном несовершенстве. Нас заверяют ссылками на Библию, что все согрешили, что плотские помышления суть вражда против Бога, или что наша праведность — как запачканная одежда. Но ведь все эти стихи о падении, грехе и поражении относятся к опыту невозрожденного человека . Существуют десятки других стихов, описывающих совершенно противоположный опыт, — опыт полной победы и безгрешной жизни. Евангелие Иисуса Христа есть сила Божия ко спасению. Иисус пришел, чтобы спасти людей Своих от грехов их. Никто, осмысленно прочитав шестую главу послания к Римлянам, не сможет считать, что христианин свободен совершать грехи. Здесь апостол Павел полностью развенчивает учение о том, что христианину должно продолжать грешить.

Почему терпим поражения?

Давайте ненадолго вернемся к аналогии с загипнотизированным человеком. Он физически не мог поднять со стола маленький стакан, поскольку в своем разуме он был совершенно убежден, что это сделать невозможно. Сумел ли сатана сковать церковь силой своего гипнотизирующего, лживого утверждения, что послушание невозможно? Очевидно, что смог. Никто не станет прикладывать серьезные усилия к чему-то, что, по его мнению, сделать невозможно. Тогда бесспорно и то, что люди, полагающие, что жить без греха невозможно, не станут и пытаться жить без греха. Ни один здравомыслящий человек не станет тратить время и силы на бесплодную борьбу, которой ничего нельзя достигнуть.
Слышали ли вы об эволюционном пути обретения победы над курением или каким-либо другим грехом? Его еще называют методом постепенного схождения на нет, но, в целом, он просто не действует. Правда, иногда, он работает, поскольку возраст берет свое, избавляя от некоторых искушений и грехов. А вы знаете, почему "старание" не в силах превозмочь лукавого?
Почему мы не можем бороться с дьяволом в течение, скажем, нескольких месяцев и, в конце концов, изгнать его из своей жизни? Потому, что дьявол сильнее нас с вами. Мы можем сражаться с ним в течение всего года, но в конце этого года он будет по-прежнему сильнее нас. Старания не способны разрушить власть греха даже в малом, поскольку перед нами враг, который всегда будет сильнее нас. Что же, в таком случае, может избавить нас от нашей слабости и поражения? Ответ на этот вопрос приводит нас к самому славному и самому величественному секрету Слова Божия. Будем же рассматривать его с размышлением и молитвой.

Как побеждать

Каждый потомок Адама отчаянно нуждается в двух вещах: прощении прошлых грехов и силе не грешить в дальнейшем. Искупление включает их обе; представление о том, что оно обозначает полное освобождение от вины греха и лишь частичное — от власти греха, есть искажение Евангелия. Иисус пришел не только для того, чтобы спасти нас от последствий греха, но и для того, чтобы спасти нас от самого греха. Он пришел не просто для того, чтобы забрать нечто — нашу вину, но и для того, чтобы дать нам нечто — победу над грехом. Вот еще одно заверение в возможности обладать победой: 1 Иоанна 5:4 — "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша".

Прежде всего, следует ясно осознать, что через библейские обетования нам доступны все дары Небес, и мы можем по вере нашей получить их все. Апостол Петр говорит о "великих и драгоценных обетованиях" и заверяет нас в (2 Петра 1:4), что "через них" мы "соделались причастниками Божеского естества". Могущественная сила, заключенная в этом обетовании, наполнит каждого, кто взыщет ее своей верой.

Давайте же обратимся к самому средоточию победы и рассмотрим четыре простых шага, которые Библия предлагает предпринять каждому верующему, стремящемуся обрести силу от Бога.

Первый шаг: "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Коринфянам 15:57). Итак, победа есть дар! Мы не можем заработать ее своими усилиями или заслужить каким-либо мнимым благочестием. Единственное, что от нас требуется, — это просить, и Христом будет дарована победа. Он — Тот единственный, Кто когда-либо одержал победу над сатаной, и мы способны обладать ею только в том случае, если получим ее от Него в подарок.

Второй шаг: Матфея 7:11: "Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него." Здесь обычно встает два вопроса. 1.Просите ли вы о благе, когда молитесь о победе над пристрастием к курению или над любым другим грехом плоти или духа? Конечно, да! Когда мы молимся об увеличении зарплаты или о лучшей работе, нам следует просить Его об исполнении в этом Его воли, что же касается победы над грехом, то она гарантирована каждому, кто просит ее с верой. 2.Даст ли нам Бог победу, когда мы просим Его об этом? Ответ такой же - конечно да. Иисус с нетерпением ждет того момента, когда Он сможет вознаградить вашу веру и (Филиппийцам 4:19) "восполнить всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом".
Как мы можем узнать, что обрели победу над грехом после того, как мы помолились о ней? Мы знаем, что Бог не обманывает. Уже в момент, когда мы просим Его, нам следует принять как факт то, что просьба исполнена, благодарить Его за этот дар, вставать с колен и начинать действовать и жить, исходя из того, что это уже совершилось. Не следует требовать или ожидать какого-либо знамения или удостоверяющего победу чувства. Для того чтобы произошло излитие всемогущей силы обетований, достаточно одной нашей веры .

Третий шаг: Римлянам 6:11: "Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем". Слово "почитайте" означает считайте или полагайте исполнившимся. Весь опыт нашей веры должен быть сконцентрирован в этой единственной просьбе о победе, после чего следует считать ее исполненной. Вы помните, как Петр шел по воде? Он спросил Иисуса, может ли и он ступить за борт лодки и пойти по волнам бушующего моря, и Иисус сказал, что может. Но как долго Петр смог совершать это немыслимое действие? Библия говорит: "Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня" (От Матфея 14:30).
Чего испугался Петр? Он испугался, что погрузится в воду и утонет. Несмотря на заверения Христа, что он может безопасно идти по воде, Петр допустил сомнение в словах Наставника. И в этот момент он начал тонуть. До тех пор, пока он верил в обещание Христа и действовал согласно своей вере, он был в безопасности. Когда он начал сомневаться, он начал уходить под воду.
У некоторых людей освобождение происходит настолько ярко и драматично, что они теряют всякую тягу ко греху. Были случаи, когда у находившихся в рабстве курения полностью исчезала табачная зависимость … Но, обычно, Бог действует не таким путем. Обычно желание остается, но в момент искушения появляется внутренняя сила, позволяющая не поддаться на него.

Четвертый шаг: Римлянам 13:14: "Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти". Уверенность в полученной от Бога силе может быть столь велика, что возможность падения под ударами греха может даже не обсуждаться. При старом методе личных стараний в каждом из случаев предусматривалась возможность падения.

Кто-то может возразить, что предлагаемый путь может привести к разочарованиям. Предположим, что человек все-таки поддался на искушение. Ведь даже Петр начал тонуть. Не пошатнется ли вера в Бога, если победа не будет одержана? Нет. То, что Петр начал тонуть, никак не говорит о поражении силы Божьей; желание Христа, чтобы он шел по воде, оставалось в силе. Погружение Петра в бурные воды свидетельствует только о том, что для выполнения указания Христа ему недоставало веры. Наша вера может слабеть. Мы можем нуждаться в напоминании о том, что мы полностью зависим от Его силы. Но это нисколько не принижает чудесный Божий план наделить нас через "великие и драгоценные обетования" Библии силой и победой над грехом. Если же у получателя не достает веры, то даже Божьи обещания остаются неиспользованными. Ограничения их действенности ясно определены словами Христа: "По вере вашей да будет вам" (От Матфея 9:29).

Вот он, Божий план, во всей своей простоте. И он действует! Если вы желаете обрести освобождение, он сработает. Но ничто не поможет тому, кто сам не желает расстаться с грехами. Но если вы желаете, то победа в ваших руках. Победа, сила, освобождение — вам достаточно лишь сделать шаг веры, и они ваши. Поверьте в это и взыщите их, не теряя ни минуты. Бог хочет, чтобы вы были свободны.

Я не знаю, как мне жить, жить очень сложно, невыносимо, противно, ужасно! Я постоянно совершаю дурные дела, каждый раз, раскаявшись глубоко, всё начинается заново.

Что со мной происходит, в чём дело не могу понять, мне кажется, что только у меня такие проблемы, как искупить свои тяжкие грехи и больше не совершать их? Как приблизиться к Господу, что сделать, чтобы простил меня? Всегда хочется помолиться, встать на ночной намаз, но сон сильнее меня, постоянно хочется спать, апатия, неврозы, моральное угнетение... что-то внутри меня уничтожает…

Где бы я ни была, с кем, я всегда чувствую Всевышнего, что Он передо мной, я определённо чувствую неуверенность в том, что Бог простит меня, хотя Аллах прощает грехи, но не знаю в моём случае, как это выглядит...

С точки зрения религии:

Господь в Священном Писании - Коране - сказал: (смысл) «Скажи (Мухаммад): О рабы Всевышнего, которые притеснили себя (неверием, многобожием, прелюбодеянием), не теряйте надежду на милость Бога, поистине Аллах прощает все грехи (тем, кто покаялся в своих грехах, и тем, кто от неверия придёт в Ислам), ибо Он Прощающий и Милостивый » (сура «Аз-Зумар», 53 аят).

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ

В другом аяте говорится: (смысл) «Господь не прощает многобожие, но прощает любой другой грех, кому пожелает » (сура «ан-Ниса», аят 48).

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ

В достоверном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Покаявшийся в совершении греха, как будто и не совершил его » ("Сунану ибни Маджа" № 4240).

التَّائِبُ مِنْ الذَّنْبِ كَمَنْ لَا ذَنْبَ لَهُ

Все, что я привел выше лишь малая доля тех аятов и изречений Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которые говорят нам о том, что если мы искренне приносим Всевышнему покаяние - Он нас прощает.

Естественно, мы простые люди и не грешить мы не можем, безгрешные только ангелы (ибо у них врождённая вера во Всевышнего) и пророки (потому как их уберёг от греховного Сам Аллах). Но, несмотря на это, мы обязаны сторониться совершения запретного. Грехи, как правило, совершаются из слабости веры (имана). Чем сильнее вера человека, чем больше он понимает величие Всевышнего и боится последствий за ослушание Ему. Изучайте Ислам, укрепляйте свою веру. Начните с малого и постепенно увеличивайте своё поклонение. Ежедневно читайте по 500 благословений (салават) Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Заведите себе соблюдающих подруг, в их окружении, посредством общения с ними, иншаллах, Ваша вера укрепится.

В целом есть много методов для искупления грехов, в частности это: полноценно совершённое омовение; правильно совершённая с соблюдением всех условий обязательная молитва; пятничная молитва; соблюдение поста в месяце Рамадан ; выстаивание в нём (в Рамадане) таравих-намаза и совершение утренней и ночной молитвы коллективно; совершение паломничества (Хаджа) в Мекку… их очень много.

Естественно, речь идёт только о грехах, которые между рабом и Его Создателем. Те же грехи, которые совершаются между рабами, Аллах прощает только, если притеснённый простит своего обидчика. Таким образом, если Вы взяли что-то у кого-то и не вернули, обидели, говорили за спиной, т.е. любым способом притеснили права человека, и Вы хотите прощения, Вам надо добиться этого у того, чьими правами Вы поступились.

С точки зрения психологии:

То что Вы задаётесь подобными вопросами уже в какой-то мере положительно Вас характеризует. У Вас есть все возможности исправить ситуацию, нет лишь внутреннего желания всё это довести до конца. Возникает вопрос, что же именно может заставлять Вас из раза в раз совершать одно и то же, за что впоследствии приходится испытывать муки совести и переживать чувство стыда за саму себя.

Если человек всё время в чём-то усердствует, будь то хорошее или плохое, всегда можно сказать, что за этим скрываются внутренние причины. Причинами этого выступает прежде всего стремление к удовлетворению каких-либо потребностей, подмена понятий и искажённое восприятие.

Вообще, нужно учитывать, что человек отличается от животного тем, что силой воли может контролировать удовлетворение и неудовлетворение собственных потребностей. В наших силах отказать себе в чём-либо, главное, чтобы было ради чего мы добровольно отказываемся от того, к чему стремится наша внутренняя сущность. Вот возьмём к примеру соблюдение поста. Ведь человек отказывает себе в пище и воде, испытывает голод и жажду, но при этом сдерживает себя. Вот каково главное условие, при котором человек всё это соблюдает? Очевидно, что это внутренняя убеждённость в том, что ты всегда находишься под наблюдением Всевышнего, и что пост соблюдается ради Его довольства. В противном случае, человек отказывает себе в еде и питье лишь находясь среди людей, тогда как в одиночестве может и пить и кушать. А это уже из области лицемерия.

Думаю, что Вы сами прекрасно знаете, где выход из сложившейся ситуации. Вопрос для Вас лишь в том, что мешает отказаться от плохого. Так вот, ответ кроется в Вас самой, в том, что неудовлетворённые базовые потребности в принадлежности к обществу, личностная неустроенность и страх перед внутренней пустотой. Именно духовная пустота является той основой, которая определяет всю модель Вашего поведения. Известно, что природа не терпит пустоту и стремится всячески её заполнить, вопрос лишь в том, чем именно заполнить. Подумайте, не является ли то, что Вы совершаете запретное некой попыткой обрести смысл существования, наполнить свою жизнь каким-либо содержанием. Поэтому скорее всего Вы и не можете отказаться от совершаемого, потому что откажись Вы сегодня, завтра там вновь образуется пустота. Именно по этой причине, Вам необходимо приложить максимум усилий, чтобы заполнить свой внутренний мир хорошим содержанием.

Необходимо заняться чем-нибудь полезным не только для Вас, но и для окружающих. Вы заметите, что с ростом Ваших добрых дел начнёт заметно расти и чувство общности с другими. Берите помалу, но хорошего, содержательного, чем помногу, но пустого и небезвредного. Это как в пище: лучше есть мало, но полезного, чем много, но вредного.

В заключении хочу привести слова Омара Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало…

Мухаммад-Амин Магомедрасулов
теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com

Совершению грехов подвержены все люди, кроме пророков (мир им). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، أَنّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ : كُلُّ ابْنِ آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الْخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ

«Все дети Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся » (Хаким, 3165).

Мы знаем важность покаяния, понимаем, что необходимо каяться в грехах, может, и каемся, но крайне тяжело оставить грех, перестать совершать тот или иной плохой поступок, к которому мы привыкли.

Как же нужно подходить к греху, к покаянию, чтобы мы, наконец, сумели перебороть себя и перестать совершать грехи?

Без должного осознания, что наш грех является действительно грехом, ослушанием Аллаха, причиной гнева Аллаха и Его наказания мы не сможем сделать твердое намерение оставить грех.

Сделав твердое намерение оставить грех, надо покаяться, сделать искреннее тавбу и вернуться к Аллаху. Вернуться к Аллаху означает начать усерднее поклоняться Ему, полюбить Его, проявить смиренность перед Ним.

Отдалиться от грехов человеку поможет частое совершение намазов, земных поклонов. В Коране Всевышний Аллах сказал:

وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ

(смысл): «И обращайтесь за помощью к Аллаху в каждом вашем деле посредством полного терпения и намаза; Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных перед Аллахом… ». (сура Аль-Бакара, 45)

Частое совершение намазов, земных поклонов помогает перестать грешить. Вместе с этим необходимо проявлять терпение, когда подталкивает нас к греху. У греха бывают предпосылки. Например, у распития алкоголя предпосылки – это покупка алкоголя, отправка в место продажи или производства, присутствие в компании выпивающих спиртное и тому подобное. Необходимо отказаться от предпосылок, проявить терпение, и тогда будет легче оставить грех.

Бывают люди, у которых появляется желание грешить, когда они остаются одни, наедине с самими собой. В таком случае лучше не оставаться в одиночестве.

Помимо этого, необходимо часто делать дуа, просить Всевышнего Аллаха помощи в оставлении грехов. Мы часто повторяем слова «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях », но многие не знают смысла этих слов. Они означают: «Нет силы воздержаться от греховного и поклоняться Аллаху, кроме как от Аллаха ». Поэтому дуа играет важную роль в отказе от запретного.

И, наконец, следует завести дружбу с праведными людьми. Дружба с праведниками помогает и нам становиться праведными, это проверенное средство. Отдаленность от праведников – убивающий яд.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

وعن أبى موسى الأشعري رضى الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال إنما مثل الجليس الصالح وجليس السوء كحامل المسك ونافخ الكير فحامل المسك إما أن يحذيك وإما أن تبتاع منه وإما أن تجد منه ريحاً طيبة ونافخ الكير إما أن يحرق ثيابك وإما أن تجد منه ريحاً منتنة متفق عليه

«Поистине, пример хорошего и плохого друга подобен примеру продавца миска и человека, раздувающего кузнечные меха (кузнечного поддувала). Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе что-нибудь из своего товара, либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние ». (Бухари, Муслим)

Поучительная история Ибрахима ибн Адахама

«Один человек пришел к Ибрахиму ибн Адахаму (да смилуется над ним Аллах) и сказал:

– О Абу Исхак, я не могу контролировать себя. Пожалуйста, дай мне что-нибудь, что помогло бы мне справиться с этим и что спасло бы мое сердце.

– Если ты примешь пять условий, – сказал Ибрахим, – и сможешь их практиковать, твое непослушание не причинит тебе вреда.

– Скажи же мне эти условия, о Абу Исхак! – воскликнул человек.

Первое условие: когда захочешь ослушаться Аллаха, не ешь ничего из удела, которым наделил Он.

– Но что я буду есть? Все на земле ведь от Него!

– А разве правильно есть то, чем наделил Он, и при этом ослушиваться Его?

– Нет. Каково второе условие?

– Если захочешь ослушаться Его, покинь Его владения.

– Это еще сложнее! – воскликнул человек. – Где же мне тогда жить, если восток и запад принадлежат Ему?

– Разве правильно есть Его еду и жить на Его земле и при этом ослушиваться Его? – спросил Ибрахим.

– Нет. Каково третье условие?

– Когда захочешь ослушаться Его, несмотря на то, что ты ешь даруемое Им и живешь на Его земле, найди такое место, где бы Он не увидел тебя выступающим против него.

– Как это возможно, о Ибрахим? Ведь Он знает все, даже сокровенные мысли!

– Разве правильно ослушиваться Его, когда ты ешь даруемое Им, живешь на Его земле и знаешь, что Он видит все твои поступки?

– Конечно, нет! – ответил человек. – Расскажи о четвертом условии.

– Когда ангел смерти придет забирать твою душу, скажи ему: «Дай мне отсрочку, чтобы я смог покаяться и совершить благие поступки».

– Но он не примет мою просьбу!

– Тогда, если ты не можешь удержать смерть на срок, достаточный для покаяния, и ты знаешь, что, когда она придет, отсрочки не будет, то как ты можешь надеяться на спасение?

– Каково пятое условие?

– Когда к тебе придут ангелы ада (забаният) в Судный день, чтобы забрать тебя в огонь, не иди с ними.

– Они же не оставят меня! – воскликнул человек.

– Тогда как ты можешь надеяться на спасение?

– Достаточно, достаточно, Ибрахим! Я прошу у Аллаха прощения и обращаюсь к Нему!

Покаяние человека было искренним, и с этого времени он был усерден в поклонении Аллаху и остерегался плохих действий вплоть до самой смерти ». («Ат-Таввабин», Ибн Куддама)

информацией с друзьями!

Наверное, многих из нас беспокоит такой вопрос – как, наконец, избавиться от множества вроде бы незначительных грехов и недостатков, которые, может, и не очень плохи, но сильно осложняют нам жизнь.

Вот мы в обеденный перерыв садимся пообщаться с коллегами и начинаем «перемывать кости» отсутствующим подругам, говорить какие-то злые и нехорошие вещи о других людях.

С вечера мы долго болтаем по телефону с приятелями, из-за чего пропускаем утреннюю молитву. Было лень идти на занятия в учебном заведении, и мы просим товарищей сказать преподавателю, что заболели, или случилось что-то важное, поэтому придется пропустить урок.

Родители или друг попросили сделать какую-то покупку для них, зайти и помочь с уборкой дома, а мы закрутились с делами и забыли начисто об их просьбе (хотя за день до этого чистосердечно обещали, что непременно сделаем все, о чем нас просили).

Пришли домой в плохом настроении, без причины начали придираться к жене (или к мужу), сорвали зло на детях – потом мучает совесть за испорченные отношения с домашними.

Трудно сказать, что мелкая ложь, лень, забывчивость, хитрость, злословие – это такие уж страшные грехи, но и они способны сделать жизнь человека невыносимой, заставляют мучиться совестью, а главное – они портят его облик, его репутацию перед людьми неверующими.

Которые будут вправе сказать: «Ну и чем ты отличаешься от нас – также хитришь, лжешь, не можешь сдержать свой гнев, обидчивость?».

Давайте подумаем, в чем причина всех этих проблем, и как можно постараться если не избавиться от них, то уменьшить их количество?

1.Первая причина состоит в том, что мы вообще не видим особой проблемы в незначительных грехах .

Подумаешь, схитрил по мелочи, посплетничал и осудил человека за его спиной, накричал на жену и детей – кто же этого не делает? Это все простительные человеческие слабости. С одной стороны, это вроде бы так.

Но с другой – малые грехи накапливаются, входят у человека в привычку и постепенно могут вылиться в большие неприятности. Передается, что Пророк (мир ему) остерегал людей от пренебрежительного отношения к малым прегрешениям:

«Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека» (Ахмад).

В другой версии этого хадиса малые грехи сравниваются с ветками, которые подкладывают в огонь. Кажется, сколько будет огня от маленькой веточки – но, если их собрать много, получится большой костер.

Так и в нашей жизни. Сегодня ты солгал, потому что тебе лень было идти на урок. Потом пообещал оказать приятелю какую-то услугу, но забыл. Через какое-то время ложь войдет у тебя в привычку, более того - ты прослывешь перед людьми обманщиком, и тебе перестанут верить. А исправить плохое мнение о себе в глазах людей бывает очень сложно.

2. Вторая причина, тесно связанная с первой, состоит в том в забвении того факта, что Всевышний всегда нас видит.

Есть выражение: Не смотри, ЧТО ты делаешь, а смотри, перед КЕМ ты это делаешь.

«Поклоняйся Всевышнему так, как будто видишь Его, понимая, что если ты не видишь Его, то Он, поистине, видит тебя» (хадис привел Муслим).

Представьте себе, что в тот момент, когда вы злословите о ком-то из друзей или сослуживцев, кричите на домашних, ругаетесь с супругом, вас увидит тот человек, чьим мнением вы дорожите и хотите хорошо выглядеть в его глазах?

К примеру, ваши родители, ваши учителя? А разве нам всем не хочется хорошо выглядеть в глазах нашего Создателя – ведь Ему неприятно видеть, когда человек совершает грехи, делает что-то неправильное. Разве Его мнение о нас не должно быть нам дороже мнения любых уважаемых людей?

3. Равнодушие к совершению грехов есть признак слабой веры, когда мы не держим постоянно в уме тот факт, что Господь нас всегда видит.

Именно отсутствие чувствительности к малым прегрешениям отличает истинно верующего человека от притворщика , от лицемера:

«Верующий человек чувствует грех как гору, которая готова на него упасть. Лицемер чувствует грех как муху, которая кружит у его носа, и он ее отгоняет» (Бухари).

4. Еще одна причина наших грехов заключается в нашей черствости к чужой боли, в отсутствии сострадания , того, что называют эмпатией, сочувствием.

Мы отмахнулись от чужой просьбы, забыли оказать помощь близкому человеку, не позвонили родителям – все это от того, что мы не понимаем, какую боль причиняем им своим поведением. Но истинно верующего человека отличает в том числе умение почувствовать чужую боль как свою:

«Не уверует никто из вас, пока не пожелает своему брату (любому человеку) того же, чего желает для себя» (Бухари, Муслим).

Чтобы понять, хорош тот или иной поступок, представьте себя на месте другого человека. А если за вашей спиной шепчутся подружки, обсуждая – как вы одеты, с кем вы встречаетесь, почему до сих пор не вышли замуж? А если на вас накричит начальник – как вы накричали на своего подчиненного, поскольку у вас было плохое настроение? Если вас подведет приятель, поскольку ваша просьба не показалась ему важной, и он забыл о ней? Другой человек ничем не хуже вас, и у него есть чувства.

5. Еще одна причина – это слабость нашей воли и отсутствие решимости прекратить совершать какой-то недостойный поступок.

Чтобы преодолеть эти слабости нужно воспитывать в себе осознание того, что мы постоянно находимся под наблюдением нашего Творца.

6. Прежде чем что-то сделать, нужно подумать о последствиях этого – стоит ли минутное желание, минутная слабость наших угрызений совести, испорченных отношениях с родственниками и друзьями?

Вам не понравилось что-то в поведении или словах вашего супруга или супруги, и вы торопитесь скорее высказать свое недовольство, он отвечает вам тем же, слово за слово, и вы поссорились. Если суметь вовремя промолчать, ничего этого не было бы.

Так и с другими поступками – вы твердо решили, что будете держать ваши обещания, но лень оказалась сильнее вас, и вы нарушили слово. Близкий человек на вас в обиде, вам стыдно – если бы вы подумали об этом наперед, то неприятности можно было бы избежать.

И последний момент – если вы все-таки совершили грех, проявили забывчивость, раздражение, впали в гнев, солгали, злословили о ком-то, то постарайтесь исправить это как можно скорее. Если ваш грех касается только ваших отношений с Богом, просите прощения у Него.

Если вы нарушили права другого человека, умейте загладить ошибку. Нет ничего зазорного в том, чтобы признать себя неправым, извиниться – это вовсе не роняет вас в чужих глазах, а наоборот, вызывает уважение.
Если человек перестает обращать внимание на мелкие прегрешения, то его сердце постепенно покрывается черной пеленой и черствеет. А это очень опасная болезнь:

«Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце покрывалом» (Тирмизи).

Так что малых грехов следует избегать так же, как и серьезных прегрешений.

Анна Кобулова

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, как поступить, чтобы не быть больше грешной? Мне 28 лет. И, к сожалению, у меня были очень серьезные грехи. Недавно я исповедовала все свои грехи в Иерусалиме. Причастилась. Была на очень красивой службе. Батюшка назначил епитимью. Я все выполняла, как положено. И я благодарна Богу, что Он дал мне шанс избавления от этих тяжких грехов, которые не давали мне жить и которые я долгое время боялась исповедовать. Просто в один прекрасный момент что-то подсказало мне, что я должна быть ближе к Богу и так больше не может продолжаться. И мне, действительно, хочется быть быть ближе к Богу. Теперь хожу в церковь, постилась. Я не хочу больше повторять те грехи. И я стараюсь, и вижу - душа очищается и растёт, мне спокойно. Но у меня есть проблема, которую я не могу решить. И продолжаю грешить из-за этого. Батюшка, с которым я разговаривала, сказал, что нужно заменять свои грехи - благом. Например, блуд-целомудрие. Один из грехов был именно блуд, интимные отношения с мужчиной, который старше меня на 23 года. Он очень добрый, искренний и хороший, мы очень хорошие друзья, он моя большая поддержка и я всегда его поддержу. У него нет жены, и он относится ко мне трепетно. Я очень ценю его и люблю как друга. Мне не хотелось бы его терять, мы дружим около 8 лет, а блудные отношения с ним были только год (точнее всего 3 раза за год, а в остальное время просто виделись, разговаривали, он всегда приобнимал, как женщину). Но больше эти блудные отношения продолжаться не могут именно потому что это противоречит Богу. Как мне поступить, если я не хочу больше придаваться греху? Не хочу, чтобы он относился ко мне, как к женщине? Я прячусь. Он звонит, пишет.. я не беру трубку... Он волнуется, переживает.. А я не знаю, как все сказать. Просто исчезнуть ведь не правильно, это предательство. Он мне как родственная душа. Но это ведь не любовь мужчины и женщины. Батюшка, помогите, пожалуйста правильно поступить в этой ситуации. Я очень мучаюсь, терзаюсь и оттого продолжаю грешить.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Слава Богу, что в Вашей жизни произошли такие большие изменения! Что касается блуда, Вы ведь понимаете, что проблема не в том, что он старше Вас, а в том, что были интимные отношения вне брака. Если и правда у вас такая замечательная дружба, то Вам следует открыто и честно сказать своему знакомому о том, что в Вашей внутренней жизни произошли очень серьезные перемены, и определяющим отныне стали Ваши отношения с Богом и те заповеди, которые Он дал, и опыт тех святых людей, которые по Его заповедям свою жизнь выстраивали. Соответственно, половые отношения для Вас приемлемы только в контексте брака, а другое общение не должно выходить за рамки профессионального сотрудничества или дружбы. Убегать и прятаться не надо, надо озвучить человеку то, что есть. Если ваша дружба сохранится как дружба, то и слава Богу. Если же нет - не нужно обманывать ни себя, ни другого человека, потому что, значит, это не дружба была, а отношения другого рода. Имея твердое убеждение отойти от греха, не бойтесь потерять какие-то временные земные блага. Господь управит. Перед тем, как разговаривать, помолитесь крепко Богу и Матери Божией об укреплении Вас, решимости и мудрости.