Что такое учетная норма. Нормы жилплощади — сколько квадратных метров жилья положено на одного человека

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в России в 2019 году. Как она определяется. Расчет по регионам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Жилищный вопрос для большинства граждан Российской Федерации остается особо актуальным на протяжении многих лет.

Решить его можно либо накопив средства и купив собственное жилье, либо, используя заемные средства, воспользоваться ипотекой.

Но если ни один из приведенных примеров не позволяет реализовать свое право на жилье, можно воспользоваться помощью со стороны государства.

Основные моменты

Определить показатель нормы метража в жилом помещении на одного человека как точную величину довольно сложно. На этот показатель влияет большое количество факторов.

Основным из них является пол жильцов. Но и кроме этого есть еще целый ряд нюансов, которые, в соответствии с законом, необходимо учитывать по данному вопросу.

В таком случае используется показатель минимальной нормы. Он указывает на площадь, которая необходима для проживания семьи, в зависимости от ее размеров.

При этом должны обеспечиваться все санитарные и социальные нормы. Создаваться комфортные условия. Этот показатель может различаться в разных регионах.

Предусмотрен ряд ситуаций, при которых крайне важно определить данный норматив своевременно. К ним относятся:

  1. Имущественные вопросы по разделу недвижимости.
  2. Временное переселение собственников жилья в другое помещение.
  3. граждан.
  4. Процесс расширения площади объекта недвижимости.
  5. Вычисление коммунальных платежей и т.д.

При установке данного норматива по регионам, основным фактором, влияющим на его величину, является плотность населения, которая различается в разных областях РФ.

Что это такое

Социальная норма площади жилого помещения – это один из показателей, определяемых согласно Российской Федерации. Она используется при необходимости выделения .

Ни в коем случае нельзя ее путать с показателем нормы предоставления. Она используется если жилье предоставляется на основании недвижимости.

Для этого используются объекты маневренного фонда, а так же в случаях, если прежнее имущество лица признано пострадавшим от стихийного бедствия, или собственник не в силах погасить .

Еще одним показателем, имеющим важное значение, является учетная норма. Она позволяет определить нормы при улучшении жилищных условий.

Основным назначением социальной нормы является поредение жилой площади для гражданина и его семьи. Важное значение она играет при выделении .

Как рассчитывается показатель

Исходя из всего выше сказанного, вы уже поняли, что социальная норма жилья это важный и весомый показатель при проведении многих операций с недвижимостью.

Поэтому крайне важно точно определять. Для этого учитывается ряд факторов, приведенных ниже:

  1. Количество человек в семье.
  2. Региональная обеспеченность граждан жильем.
  3. К какому типу относится помещение, выступающее жильем для семьи.

В таблице ниже вы можете рассмотреть средние показатели, которые принято считать классическими при определении нормы жилья.

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в Москве составляет 10 квадратных метров на 1 человека.

Если же жилплощадь, принадлежащая семье, не соответствует этим показателям, то они имеют право на улучшение жилищных условий.

Для этого собирается ряд документов, которые подаются в МФЦ . В случае, если большая часть доходов семьи уходит на , то они имеют право на субсидию.

Для чего необходимо так же собрать соответствующий пакет документов. Обратите внимание, что в большинстве случаев, с целью улучшения жилищных условий, семье выплачиваются денежные средства, но они составляют лишь часть нормы.

Законные основания

Как уже было сказано выше, данный норматив рассчитывается индивидуально по регионам. Но этот процесс регулируется рядом федеральных законодательных актов.

Но решение данного вопроса отображается и в других нормативных актах, в частности .

По государству установлен федеральный стандарт нормы жилья, который и является минимальным значением при определении региональных показателей. Он закреплен в соответствующем нормативном документе.

Так же в отдельных случаях используется и .

Помимо этого используются региональные законодательные акты, по примеру .

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в РФ

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в РФ рассчитывается исходя из многих факторов.

Важную роль играют потенциальные возможности региона, количество свободной жилплощади, величина и плотность населения.

Минимальное значение в России

Согласно Жилищному Кодексу, а именно его и 106, определяется минимальная социальная площадь жилого помещения, которая должна приходиться на 1 человека, являющегося гражданином Российской Федерации.

Как известно, в каждом регионе есть общежития, предоставляемые ниже перечисленным категориям граждан:

  1. Студенты.
  2. Военнослужащие.
  3. Командировочные лица (особенно, работники бюджетных организаций).

Для таких помещений норма жилья составляет 6 квадратных метров. Данное жилье предоставляется лицам на договорных условиях. По истечении срока договора он может быть прекращен.

Либо по истечении данного периода лицам прекращают предоставлять жилье, как гласит .

Опираясь на статью 50 ЖК РФ к нормам предоставления относится та жилая площадь, которая предоставляется в пользу населения по соглашениям о социальном найме.

Метраж помещения позволяет лицам более-менее комфортно проживать в случае вынужденного переселения.

Учетная норма регламентируется местными органами самоуправления на основании , которая именуется как «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения».

Можно выделить еще один ограничитель. Муниципалитет вправе предоставить лицу площадь свыше нормы. Но она не должна превышать показатель более чем в два раза.

Законом определён ряд лиц, которые имеют право на получение помощи в виде улучшения жилищных условий.

Они будут перечислены ниже. Что же касается точного значения минимальной нормы по России, то для каждого региона она индивидуальна.

Учетный показатель

Понятие учетной записи, как и другие определения по данному вопросу, указанно в статье 50 ЖК России.

Согласно этому, норма предоставления представляет собой наименьшее количество метров, которые должны приходиться на одного человека в случае заключения договора найма.

В большинстве регионов этот показатель равняется 18 квадратным метрам. Увеличить этот показатель могут для лиц с хронически тяжелыми болезнями, так как для них нужны особые условия.

Но при этом стоит отметить, что такой показатель не должен превышать более чем в два раза изначальную норму.

Видео: социальное жилье для инвалида

Право на предоставление жилья по увеличенной норме имеют так же сотрудники внутренних дел в чине полковника и выше.

Так же соответствующее право имеют работники научных институтов, которым была присвоена ученая степень.

Учетной нормой считается величина, которая является для семьи основанием на получение помощи по улучшению жилищных условий. Она так же устанавливается законодательством по регионам.

Если граждане признаны малообеспеченными, органы социальной защиты рассматривают их показатели жилья и если его размер не соответствует учетной норме, то они стают в очередь на помощь.

Определение учетной нормы ведется на основании прописанных на данной площади лиц. Но в случае необходимости соответствующий орган сверяет фактическое проживание лиц, указанных в домовой книге.

И результат предоставления помощи зависит от этой проверки. Как правило, основанием для предоставления помощи является не вписывание в новых лиц со стороны, а именно увеличение семьи.

Только в случае рождения детей, условия проживания семьи могут быть пересмотрены социальными органами.

Кто может рассчитывать на дополнительные метры

Важно понимать, кто именно имеет право на помощь. Это определяется как федеральным, так и региональным законодательством.

Как правило, на условиях найма предоставляется помощь следующим категориям:

Дети-сироты, находящиеся на обеспечении государства Жилье предоставляется им на условиях найма сроком на 5 лет. Площадь определяется в соответствии с региональными показателями.Реализовать своё право на данный вид социальной помощи они могут:
  • по завершении срока нахождения в соответствующем заведении;
  • по окончании срока нахождения под ;
  • по окончании срока пребывания в патронажной или приемной семье;
  • после прохождения срочной воинской службы;
  • после отбывания наказания в местах лишения свободы в случае совершения правонарушения

Им должно быть предоставлено полноценное жилье в виде квартиры или дома

Переселенцы, жилье которых подлежит сносу Как правило, им предоставляются общежития на условиях найма. Но если ликвидируемое жилье было приватизировано, то органы социальной защиты должны поспособствовать тому, чтобы семье было предоставлено полноценное жилье соответствующего размера

Право же на предоставление помощи в виде улучшения жилищных условий имеют:

  1. (признанные многодетными по нормам региона).
  2. Инвалиды.
  3. Ветераны ВОВ.
  4. Лица, имеющие хронические тяжелые заболевания.
  5. Военнослужащие.

Чтобы более точно узнать о том, относитесь ли вы к списку лиц, имеющих право на социальную форму в виде предоставления жилья, можно обратиться в органы социальной защиты населения, куда будут предоставлены документы, подтверждающие право или многофункциональные фонды.

Нюансы для военнослужащих

Лица, состоящие на воинской службе, имеют право на массу привилегий и преимуществ. Среди них и предоставление права на улучшение жилищных условий.

Как правило, военнослужащим предоставляются жилищные метры на условиях найма. Но за выслугу лет может быть предоставлено право и на личное жилье.

Норма для них составляет от 18 до 25 метров квадратных. Если чин военнослужащего выше полковника, то этот показатель может быть увеличен, но при этом не более чем в два раза.

Военнослужащие могут получить помощь не через органы социальной защиты. Как правило, для этого есть специальные воинские комитеты, отвечающие за данный вопрос.

Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Норма постановки на учет (учетная норма) в города Москве устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа (п. 4, 5 ст. 2 Закона города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы"). Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья (для определения размера оплаты жилья и коммунальных услуг) определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления. Однако при перераспределении средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации Правительство Российской Федерации будет руководствоваться федеральным стандартом. (Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"). Определение учетной нормы и нормы предоставления имеет важное юридическое значение. Так, например, согласно части 1 ст. 80 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - менее нормы предоставления, в соответствии со ст. 81 ЖК РФ наниматель по договору социального найма имеет право на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения при условии, что площадь занимаемого помещения составляет более нормы предоставления, приходящейся на каждого члена семьи.

Жилищная энциклопедия. - М.: Гарант . Л. Ю. Грудцына . 2008 .

Смотреть что такое "Учетная норма площади жилого помещения" в других словарях:

    Учетная норма площади жилого помещения - 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в… … Официальная терминология

    6. Учетная норма площади жилого помещения (далее учетная норма) минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.… …

    Ранее статья 38 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала норму жилой площади в размере 12 квадратных метров на одного человека. Эта норма являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. На практике в Российской Федерации жилое помещение… … Жилищная энциклопедия

    Закон 29: Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения - Терминология Закон 29: Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения: 11. Городская жилищная программа утвержденная в установленном порядке Правительством Москвы городская целевая программа, в соответствии с которой отдельным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Учетная норма (сколько площади должно приходиться на каждого члена семьи, чтобы поставили на очередь на получение жилья)

и на какую площадь можно рассчитывать при предоставлении жилья (норма предоставления)

Согласно ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно указанной статьи ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно указанной статьи норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Примечание ЮК "Стратегия": Согласно Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека , а для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы - от 18 до 36 кв.м общей площади жилого помещения ( Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Перед принятием решения проверяйте актуальность приведенных ниже данных!!!

Район/город

Норма предоставления*

Учетная норма**

Нормативно-правовой акт

Г. Москва

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24.

ГОРОДА МОСКВЫ

от 14 июня 2006 года N 29
Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения *

Московская область

Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предо-ставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров.

Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" (с изменениями от 22 мая 1986 г., 18 июня 1987 г., 22 сентября 1988 г., 26 февраля 1992 г., 30 декабря 1994 г.):

Московская область

61. Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предоставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров.

68. Если в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, освободившееся помещение подлежит передаче в его пользование.

Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей (в том числе и в случаях, предусмотренных в п. 67 настоящих Правил), должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь). В таких случаях общий размер жилой площади, как правило, не должен превышать на каждого члена семьи установленной нормы жилой площади (12 кв. м) и полагающейся нанимателю или членам его семьи дополнительной жилой площади (ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР). При отсутствии в квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение заселяется в общем порядке.

9. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

9.1. Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. м.

Постановление Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" Диапазон действия данной редакции: c 30.12.1994 по 04.02.2004

(до этого действовало Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24)

Красногорский район

от 15 до 18 кв. м.

10 кв. м общей площади для проживающих в отдельных квартирах и в размере 15 кв. м общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.


"Красногорский район" Московской области от 25 августа 2005 г. N 542/8
"Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору
социального найма и учетной нормы площади жилого помещения"

Химкинский район

от 15 до 18 кв. м.

Постановление Главы Химкинского района Московской области
от 29 июля 2005 г. N 118 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения"

Мытищинский район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Мытищинского района Московской области от 18 октября 2001 г. N 23/2 "Об утверждении Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда Мытищинского района в новой редакции" (с изменениями от 17 февраля, 19 мая, 20 октября 2005 г., 21 июня 2006 г.)

Пушкинский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования "Пушкинский район" Московской области от 15 апреля 2005 г. N 145/14
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания
граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

Щелковский район

от 16 до 23 кв. м.


"Щелковский район" Московской области от 1 марта 2005 г. N 524 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

Балашихинский район

от 14 до 18 кв. м.

Постановление Главы городского округа Балашиха Московской области от 1 марта 2006 г. N 8/55 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе Балашиха"

Городской округ Балашиха

2. Установить норму предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв. м общей площади на одного человека.

1. Установить учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 9 кв. м общей площади на одного члена семьи.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ГРАЖДАН НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Люберецкий район

Ленинский район

от 16 кв. м.

Решение Совета депутатов Ленинского района Московской области
от 14 декабря 2005 г. N 7/33 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления
жилого помещения в Ленинском районе"

Домодедовский район

от 12 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Домодедовский район" Московской области от 22 марта 2005 г. N 230/40 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Домодедовском районе Московской области"

Подольский район

14 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека (для семьи, состоящей из 2 и более человек); 25 кв. м - на одиноко проживающего гражданина

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Подольский район" Московской области от 16 сентября 2005 г. N 141/2005
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площадей жилого помещения в Подольском районе"

Одинцовский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 17 июня 2005 г. N 4/46"Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования Одинцовского района"

Волоколамский район

от 16 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19 декабря 2005 г. N 282-38 "Об установлении нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями от 6 апреля 2006 г.)

Воскресенский район

от 14 до 16 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Воскресенский район" Московской области от 23 сентября 2005 г. N 310/32 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Воскресенском районе"

Дмитровский район

Егорьевский район

Сергиево-Посадский район

Зарайский район

Истринский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Истринский район" Московской области от 23 сентября 2005 г. N 4/9 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения. О порядке заключения договоров социального найма жилых помещений специализированного жилищного фонда"

Каширский район

от 12 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Каширский район" Московской области от 7 июля 2005 г. N 90 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Каширский район"

Клинский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Клинского муниципального района
Московской области от 9 февраля 2006 г. N 4/24 "Об установлении учетных норм общей площади для постановки на учет нуждающихся в жилье и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Клинском районе"

Коломенский район

Лотошинский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Лотошинский район" Московской области от 5 сентября 2005 г. N 158/21 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения"

Луховицкий район

от 15 до 18 кв. м.

Постановление Главы муниципального образования
"Луховицкий район" Московской области от 13 апреля 2005 г. N 323 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения"

Можайский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Можайский район" Московской области от 20 апреля 2005 г. N 126/13
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Можайский район Московской области".

Наро-фоминский район

Решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 24 мая 2006 г. N 5/30 "Об установлении нормы представления площади жилых помещений по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области"

Ногинский район

отдельная квартира - 8 м2, коммунальная квартира - 10 м2

В соответствии со ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся установлен органом местного самоуправления (на основании Решения Совета депутатов городского поселения Ногинск Московской области № 13/39 от 30.12.2008 г: (опубликовано в газете «Волхонка» от 12.01.2009г.).

Озерский район

Орехово-зуевский район

Павлово-Посадский район:

Раменский район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Раменского района Московской области от 30 марта 2005 г. N 3/8-СД "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в Раменском районе"

Рузский район

Серебряно-прудский район

Серпуховской район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Серпуховский район" Московской области от 26 октября 2005 г. N 5/28 "Об установлении учетной нормы площади и нормы предоставления жилого помещения"

Солнечногорский район

Ступинский район

Талдомский район

Чеховский район

Шатурский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Шатурский район" Московской областиот 27 апреля 2005 г. N 13/58 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Шатурском районе Московской области"

Шаховский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Шаховской район" Московской области от 19 сентября 2005 г. N 25/150 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма и нормы предоставления площади жилого помещения в Шаховском районе"

Города

Бронницы

от 15 до 18 кв. м.

9 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах;

10 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Бронницы" Московской области от 24 августа 2005 г. N 92/16
"Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения по г. Бронницы"

Дзержинский

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Дзержинский" Московской области от 1 декабря 2005 г. N 8/22
"О Положении о норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения"

Долгопрудный

Нормативное решение Совета депутатов
города Долгопрудный Московской области от 25 апреля 2005 г. N 24-НР
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании г. Долгопрудный Московской области"
(с изменениями от 16 марта 2006 г.)

Домодедово

Решение Совета депутатов города Дубны Московской области
от 28 апреля 2005 г. N РС-6(22)-47/16 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Дубне Московской области"

Железнодорожный

от 12 до 16 кв. м.

Решение Совета депутатов города Железнодорожный Московской области от 16 февраля 2005 г. N 09/57
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления
площади жилого помещения"

Жуковский

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Жуковский" Московской области от 19 мая 2005 г. N 32/СД
"Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма"

Звенигород

от 15 до 18 кв. м.

10 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах;

15 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение Совета депутатов города Звенигород Московской области от 28 июня 2005 г. N 27/6 "Об установлении норм площади жилого помещения"

Ивантеевка

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов города Ивантеевки Московской области
от 26 сентября 2005 г. N 183/18 "Об установлении нормы предоставления
и учетной нормы жилого помещения"

Калининград

Климовск

Решение Совета депутатов города Климовска Московской области
от 15 сентября 2005 г. N 4/2-17 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

от 14 до 19 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Коломна" Московской области от 22 июля 2005 г. N 45/7-РП
"Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения
по договору социального найма и учетной нормы площади
жилого помещения"

от 15 до 22 кв. м.

Решение Совета депутатов города Королева Московской области
от 25 апреля 2005 г. N 85/516 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого
помещения по договору социального найма и учетной площади жилого помещения".

Красноармейск

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Красноармейск" Московской области от 29 июня 2005 г. N 35-2
"Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании "Городской округ Красноармейск"

Краснознаменск

18 кв. м. на одного человека, 14 кв. м. общей площади при заселении вторичного жилья

Решение Совета депутатов города Лобня Московской области
от 26 января 2006 г. N 21/425 "Об учетной норме общей площади жилого помещения и норме предоставления общей площади жилого помещения
по договору социального найма в городе Лобня"

Лосино-Петровский

Лыткарино

Орехово-Зуево

33 кв. м общей площади на семью из одного человека;

42 кв. м общей площади на семью из двух человек.

Решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево
Московской области от 16 февраля 2006 г. N 505/40
"О внесении изменений в решение Совета депутатов N 233/24 от 17.02.2005 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения"

Подольск

Протвино

от 15 до 20 кв. м.

Решение Совета депутатов города Протвино Московской области
от 3 октября 2005 г. N 67/9 "Об установлении учетной нормы и нормы
предоставления жилого помещения"

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Пущино" Московской области от 14 апреля 2005 г. N 103/17
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения"

Решение Совета депутатов города Реутова Московской области
от 22 февраля 2005 г. N 3/2005-НА "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади по договорам социального найма и утверждении временного Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления муниципального жилья в городе Реутове"

Серпухов

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области
от 26 октября 2005 г. N 31/4 "Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади
жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"

Решение Совета депутатов города Троицка Московской области
от 13 октября 2005 г. N 89/13 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения"

от 13 до 18 кв. м.

12 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения

Решение Совета депутатов города Фрязино Московской области
от 17 мая 2005 г. N 40 "Об учетной норме и норме предоставления площади
жилого помещения в городе Фрязино" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)

Черноголовка

Щербинка

Решение Совета депутатов городского округа Щербинка Московской области от 26 января 2006 г. N 503/142 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЩЕЛКОВО ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Электрогорск

Электросталь

9 кв. м. общей площади для отдельных квартир и 11 кв. м. общей площади для квартир коммунального заселения на каждого члена семьи.

Решение Совета депутатов города Электросталь Московской области от 28 июля 2005 г. N 316/50 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения"

Юбилейный

Учетные нормы и нормы

предоставления Краснодарский край

Установить учетную норму площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании "Город Майкоп" в размере:

10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ГОРОД МАЙКОП"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Вопрос о том, сколько квадратных метров положено на одного человека, становится определяющим во многих ситуациях.

Когда нужен расчёт жилой нормы? Как она определяется?

Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.

  1. При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
  2. Когда .
  3. Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
  4. Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
  5. Нанимателя выселяют.
  6. Нужно начислить плату за жилплощадь.

В Жилищном Кодексе РФ есть статья 50, которая и посвящена данному вопросу. В этом тексте пишется о том, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Показатель сохраняет различный уровень в разных регионах и субъектах. В субъектах РФ ответственность за установку индивидуальных норм ложится на плечи местных органов власти. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления , установленной данным органом.

Федеральные стандарты норм

На уровне федерального законодательства правила определяются следующим образом.

6 квадратных метров на одного человека – норма для жилой площади, согласно правилам санитарного типа.

Социальные нормы общей площади рассчитываются следующим образом:

  1. Если есть один жилец, проживающий одиноко – ему выделяют площадь, равную 33 квадратам .
  2. 42 квадрата – необходимый минимум для двух человек.
  3. Если семья состоит из трёх человек, то каждый из них должен получить не менее 18 квадратов . Но они в любом случае должны получить не менее 16 квадратов в своё распоряжение .

Что такое социальная норма? Как она рассчитывается?

Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.

Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.

Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:

  • Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
  • Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
  • Информацию о том, сколько людей составляет семью.

Подробнее о правилах расчёта

Классические нормы: по 18 квадратов на одного гражданина, по 42 метра на семью из двух человек, 33 квадрата для тех, кто живёт один . И заключает . Один человек по норме должен получить не менее 12 квадратов . Но это актуально только для тех, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Такими признаются граждане, которые проживают в квартирах, не соответствующих действующим нормам. Норму устанавливают муниципалитеты. Они обязательно учитывают фактическое состояние, текущую структуру жилого фонда. То же самое касается количество помещений, которые можно включить в жилой фонд для его увеличения.

Об учётной норме жилья

Определяется местными органами власти. Расчёт данной нормы требует рассмотрения множества факторов:

  • Демографический и социальный состав семей, состоящих на учёте.
  • Особенности самого жилого фонда.
  • Обеспеченность населения жильём в том или ином конкретном регионе.
  • И так далее.

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер , который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая . Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Учётная норма нужна, чтобы понять, требуется ли улучшить жилищные условия конкретным гражданам. При этом во внимание принимают не только территорию жилых комнат, но и так называемых мест общего пользования.

Норма для членов семьи военнослужащих – 18 квадратных метров на человека. На практике, жилищные нормы для данной категории граждан часто увеличивают.

Социальная норма по жилой помощи используется, когда определяют, способны ли граждане сами оплачивать ЖКХ, или им требуется поддержка. В общежитии на одного человека норма может быть уменьшена в зависимости от решения муниципалитета.

Выселение за – крайняя мера, которая применяется к тем, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма. Выселяют обязательно в жильё с меньшей площадью. Здесь используются те же нормы, что и при работе с общежитиями – то есть, например, 6 квадратных метров на человека.

При переселении из аварийного жилья нормы составляют 6 квадратов на человека, если у муниципального фонда не хватает средств для предоставления всех условий. В других случаях переселенцы могут рассчитывать минимум на десять квадратных метров.

На те же нормативы, не меньше, могут рассчитывать те, чьё жильё изымается в пользу государственных и муниципальных фондов.

Что ещё следует учесть?

За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.

Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.

Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность . Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.

Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?

Сколько метров полагается на одного человека? Консультация адвоката на видео

Помимо ответа а вопрос о количестве метров адвокат Оксана Касьянова отвечает и на другие смежные вопросы.