Развитие географической науки в России XIX века. Русские путешественники XIX в Крупные географические открытия 19 века

Первое русское кругосветное путешествие на кораблях «Нева» и «Надежда».

В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, "Надежда" и "Нева", Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.

Цена за покупку "Надежды" и "Невы" была собственно равна 17000 фунтов стерлингов, но за исправления их пришлось ещё доплатить 5 000 фунтов. Корабль "Надежда" насчитывал уже три года со дня своего спуска на воду, а "Нева" всего лишь пятнадцать месяцев. "Нева" имела водоизмещение в 350 тонн, а "Надежда" -- в 450 тонн.

В Англии Лисянский купил ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона.

Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцинготных средств, так как в те времена цинга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний. В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонина, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым. Команда "Надежды" состояла из 58 человек, а "Невы" из 47. Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций.

Следует отметить, что никто из членов команды не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские корабли не спускались южнее северного тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой. Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся своими бурями, подняться до 60° с. ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности. Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её "офицерского и рядового состава", что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Горнер был швейцарец по происхождению. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории, руководитель которой рекомендовал его графу Румянцеву. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств.

Художник и учёные находились вместе с русским посланником в Японии, Н.П. Резановым, и его свитой на борту большого корабля -- "Надежды". "Надеждой" командовал Крузенштерн. Лисянскому было поручено командование "Невой". Хотя командиром "Надежды" и начальником экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром I русскому послу в Японии, Н. П. Резанову, он назывался главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном. Поэтому Крузенштерн неоднократно обращался с донесениями в Управление Российско-Американской компании, где писал, что он призван по высочайшему повелению командовать над экспедицией и что "оная вверена Резанову" без его ведения, на что он никогда бы не согласился, что должность его "не состоит только в том, чтобы смотреть за парусами", и т. д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа "Надежды" произошёл бунт.

Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной административной власти. Против Крузенштерна было назначено следствие, которое приняло неблагоприятный для него характер. Учитывая положение, Крузенштерн публично извинился перед Резановым и просил Кошелева не давать следствию дальнейшего хода. Только благодаря любезности Резанова, который решил прекратить дело, Крузенштерн избежал крупных неприятностей, которые могли бы иметь роковое последствие для его карьеры.

Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на корабле "Надежда", которым командовал Крузенштерн, была не на высоте, если такое высокое и облечённое особыми полномочиями лицо, как русский посланник в Японии, мог подвергнуться со стороны экипажа и самого капитана "Надежды" ряду оскорблений. Не случайно, вероятно, и то обстоятельство, что "Надежда" в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как "Нева" только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности.

Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. "Надежде", согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерну следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н.П. Резанова со свитой. После этого "Надежда" должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь "Невы", начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти "а северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка "Невы", а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей -- "Невы" и "Надежды". Из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, задолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия.

Естествоиспытатели, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции, производились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра, систематические астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установил координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где имелись стоянки.

Если особые задания экспедиции в русских колониях были успешно выполнены, то этого нельзя сказать о той части планов экспедиции, которая была связана с организацией посольства в Японию. Посольство Н.П. Резанова не увенчалось успехом. Хотя он и был окружён вниманием и всевозможными знаками почёта и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось.

5 августа 1806 года "Нева" благополучно прибыла на Кронштадтский рейд. Грянули пушечные салюты "Невы" и ответные залпы Кронштадтской крепости. Таким образом, "Нева" пробыла в плавании три года и два месяца. 19 августа прибыла "Надежда", которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем "Нева".

Первое русское кругосветное плавание составило эпоху в истории русского флота и доставило мировой географической науке ряд новых сведений о малоисследованных странах. Целый ряд островов, которые были посещены Лисянским и Крузенштерном, были только незадолго перед тем открыты мореплавателями, и их природа, население, его обычаи, верования и хозяйство оставались почти совершенно неизвестными. Такими были Сандвичевы (Гавайские) острова, открытые в 1778 году Куком, менее чем за тридцать лет до их посещения русскими моряками. Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в её естественном состоянии, еще не изменённую соприкосновением с европейцами. Мало были изучены и Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи. Неудивительно, что описания русского кругосветного путешествия, сделанные Крузенштерном и Лисянским, возбудили живейший интерес у широкого круга читателей и были переведены на ряд западноевропейских языков. Материалы, собранные во время путешествия "Невы" и "Надежды", представляли большую ценность для изучения первобытных народов Океании и северной части Тихого океана. Наши первые русские путешественники наблюдали эти народы в стадии родовых отношений. Они впервые подробно описали своеобразную, древнюю гавайскую культуру с её непреложными законами "табу" и человеческими жертвоприношениями. Богатые этнографические коллекции, собранные на кораблях "Нева" и "Надежда", вместе с описаниями обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.

Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в развитии этнографии. Этому немало способствовала большая наблюдательность и точность описаний наших первых кругосветных путешественников.

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки -- океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении.

Первое русское кругосветное плавание открывает целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом,

Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации.

Интересно отметить, что один из участников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле "Надежда", впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряжённое на средства графа Румянцева.

Экспедицией на кораблях "Нева" и "Надежда" была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием и товарами осуществлялось с тех пор морским путём, Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки.

Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания.

РУССКИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ 19 ВЕК

Подготовил ученик 8 класса:

Баринов Алексей


19 ВЕК – ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ

  • 19 век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников – землепроходцев и путешественников 17 – 18 веков, они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила свою давнюю месту: ее корабли вышли в Мировой океан.

ЭКСПЕДИЦИЯ КРУЗЕНШТЕРНА И ЛИСЯНСКОГО

  • В 1803 г. Была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Длилась она 3 года. Были исследованы остров Сахалин, один из островов Гавайского архипелага. Были собраны данные об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

КРУЗЕНШТЕРН ИВАН ФЁДОРОВИЧ

  • Иван Фёдорович Крузенштерн, при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн (8 ноября 1770 - 12 августа 1846) - российский мореплаватель, адмирал. Происходил из остзейских дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

ЛИСЯНСКИЙ ЮРИЙ ФЁДОРОВИЧ

  • Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

ЭКСПЕДИЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕНА И ЛАЗАРЕВ

  • Экспедиция 1819 – 1821 г. - Беллинсгаузен вместе с Лазаревым подошли к берегам Антарктиды. После стоянки в Австралии мореплаватели открыли новые острова в Тихом океане и назвали их островами Россиян.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ

  • Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен; 9 сентября 1778 - 13 января 1852, Кронштадт) - русский мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды. По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов.

ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

  • Михаил Петрович Лазарев (3 ноября 1788 года, Владимир - 11 апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) - русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

ЭКСПЕДИЦИЯ БАРАНОВА

  • А.А. Баранов изучил остров Кадьяк, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения. Закрепил за Россией побережье Северной Америки.

БАРАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

  • Александр Андреевич Баранов (3 февраля 1746, Каргополь - 16 апреля 1819, около острова Ява) - русский государственный деятель, предприниматель, первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке (1790-1818).

ЭКСПЕДИЦИЯ НЕВЕЛЬСКОГО И ПУТЯТИНА

  • Невельской Г. И в двух экспедициях открыл ряд новых территорий и войти в низовья Амура. Здесь основал новое поселение – Николаевский пост. Его путешествия доказали, что остров Сахалин является отдельным островом.
  • Путятин совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. Открыл острова Римского – Корсакова. Первый из русских, кому удалось побывать в закрытой Японии.

НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

  • Геннадий Иванович Невельской (23 ноября1813, Дракино, Костромской губернии - 17 апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.

ПУТЯТИН ЕВФИМИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

  • Граф Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин (8 ноября 1803, Петербург - 16 октября 1883, Париж) - русский адмирал, государственный деятель и дипломат. В 1855 году подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет


По дисциплине: Культурология

Русские путешественники XIX века


Выполнила Евстифеева Анна

студентка группы 1бмо2

Проверила Шоркова С.А.


Москва - 2013



Введение

Глава 1. Путешественники первой половины XIX века

1 И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

2 Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

3 А.А. Баранов

Глава 2. Путешественники второй половины XIX века

1 Г.И. Невельской и Е.В. Путятин

2 Н.М. Пржевальский

3 Н.Н. Миклухо-Маклай

Заключение

Список используемой литературы


Введение


XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершённых русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников - землепроходцев и путешественников XVII-XVIII вв., они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила давнюю мечту: ее корабли вошли в Мировой океан.


Глава 1. Путешественники первой половины XIX века


.1 И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский


В 1803 г. по указанию Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся 3 года. Ее возглавил Иван Федорович Крузенштерн - крупнейший мореплаватель и ученый-географ XIX в.

В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о других районах, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Они оказались настолько весомы, что И.Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 г. адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества. Он воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.


1.2 Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Он был участником первой русской кругосветной экспедиции.

В 1819-1821 гг. Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах (одномачтовых кораблях) «Восток» (которым он командовал) и «Мирный» (командир Михаил Петрович Лазарев). План экспедиции составил Крузенштерн. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса».

января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов, названная островами Россиян.

За 751 день плавания русские моряки прошли около 50 тыс. км. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента.


1.3 А.А. Баранов


Александра Андреевича Баранова трудно отнести к первооткрывателям или путешественникам в строгом смысле этих слов. Но это был человек, внесший неоценимый вклад в освоение нашими соотечественниками Русской Америки. Будучи каргопольским купцом, он торговал в Восточной Сибири, а с 1790 г. - в Северо-Западной Америке.

В поисках новых районов охоты Баранов подробно изучил остров Кадьяк и другие территории, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения и снабжал их всем необходимым, налаживал обмен с местными жителями. Именно ему удалось впервые по-настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

Деятельность Баранова была чрезвычайно сложна и опасна. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только немалых средств, но и жизней. Только в 1802 г. при попытке создать поселение на острове Ситка было убито более 200 переселенцев.

Усилия Баранова были настолько успешными, что в 1799 г. он стал правителем Российско-Американской компании, а в 1803 г. был назначен правителем Российских колоний в Америке. Этот высокий и опасный пост он занимал почти до самой смерти.

В 1804 г. Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск, а затем - форт Росс. В 1815 г. он предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России. Однако удачи она не принесла. Будучи уже пожилым и больным человеком, Александр Андреевич трижды просил отставки. Однако отпускать со службы такого человека не спешили.

географический русский кругосветный экспедиция


Глава 2. Путешественники второй половины XIX века


.1 Г.И. Невельский и Е.В. Путятин


Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины XIX в. стал Геннадий Иванович Невельский.

В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Здесь в 1850 г. он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Невельского имели важное значение: впервые было доказано, что Сахалин вовсе не соединен с материком, а является островом и Татарский пролив - именно пролив, а не залив, как это считалось.

Евфимий Васильевич Путятин в 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855 гг. во время руководимой им экспедиции на фрегате «Паллада» были открыты острова Римского-Корсакова. Путятин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855).

Результатом экспедиций Невельского и Путятина, кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.

Важнейшим среди таких учреждений стало открытое в 1845 г. Русское географическое общество. Оно превратилось в центр географических знаний в России.


2.2 Н.М. Пржевальский


О странствиях Пржевальский мечтал с ранних лет и упорно готовился к ним. Но грянула Крымская война - он пошёл рядовым в армию. А потом годы учёбы в Академии Генерального штаба. Однако карьера военного отнюдь не привлекала его. Пребывание в Академии ознаменовалось для Пржевальского лишь составлением Военно-статистического обозрения Приамурского края.

Тем не менее, эта работа позволила ему стать членом географического общества.

В начале 1867 года Пржевальский представил в Общество план крупной и рискованной экспедиции в Центральную Азию. Однако дерзость молодого офицера показалась чрезмерной, и дело ограничилось командировкой его в Уссурийский край с позволением проводить какие угодно учёные изыскания. Но и это решение Пржевальский встретил с восторгом.

В этом первом своём путешествии Пржевальский составил наиболее полное описание Уссурийского края и приобрёл ценный экспедиционный опыт. Теперь в него поверили: для путешествия в Монголию и страну Тангутов - Северный Тибет, о чём он мечтал, препятствий не оказалось.

За четыре года экспедиции(1870-1873 гг.) удалось внести существенные поправки в географическую карту.

В 1876 году он вновь берёт курс на Тибет. Первым из европейцев Пржевальский достигает таинственного озера Лобнор, открывает неизвестный ранее хребет Алтындаг и определяет точную границу Тибетского нагорья, установив, что оно начинается на 300 км севернее, чем считалось ранее. Но проникнуть вглубь этой почти не известной европейцам страны ему на сей раз не удалось.

И всё же спустя три года русский землепроходец достиг заветного нагорья. Абсолютная неисследованность этого района и привлекала Пржевальского, направившего сюда в начале 1880-х гг. свою экспедицию. Это было самое плодотворное его путешествие, увенчавшееся многими открытиями. Правда, истока Хуанхэ Пржевальскому обнаружить так и не удалось (он был найден лишь совсем недавно), однако русской экспедицией был детально исследован водораздел между Жёлтой рекой - Хуанхэ и крупнейшей в Китае и Евразии Голубой рекой - Янцзы. На карту были нанесены неизвестные ранее хребты. Пржевальский дал им названия: хребет Колумба, хребет Московский, хребет Русский. Одну из вершин последнего он назвал Кремль. Впоследствии в этой горной системе появился хребет, увековечивший имя самого Пржевальского.

В ходе всех своих экспедиций Пржевальский, будучи профессиональным географом, сделал открытия, которые могли бы принести славу любому зоологу или ботанику. Он описал дикую лошадь(лошадь Пржевальского), дикого верблюда и Тибетского медведя, несколько новых видов птиц, рыб и пресмыкающихся, сотни видов растений.

И вновь он собирался в путь. Тибет опять манил его к себе. На этот раз Пржевальский твёрдо решил побывать в Лхасе.

Но все планы рухнули. Он умирал в своей палатке, едва начав путешествие. Перед смертью он попросил спутников похоронить его непременно на берегу Иссык-Куля, в походной экспедиционной форме....

ноября 1888 г. Николая Михайловича Пржевальского не стало. Последняя просьба его была выполнена.


2.3 Н.Н. Миклухо-Маклай


Каждая культура, каждое племя или народ, каждая человеческая личность имеет право на самостоятельность. Взаимодействуя, общаясь, они должны исходить из обоюдного уважения, не стремясь силой насаждать свои порядки, свой образ жизни и не навязывая свои мысли.

Эти принципы были близки и понятны Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, который воспитывался в интеллигентной российской семье во время расцвета русской культуры, прежде всего литературы, пронизанной идеями свободы, гуманизма, добра и поисков правды. Изучив биологию и медицину в Германии, совершив несколько научных экспедиций (он был ассистентом известного биолога и эколога Э. Геккеля), он вернулся в Россию и затем решил отправиться на Новую Гвинею. К.М. Бэр рекомендовал ему наблюдать людей «без предвзятого мнения относительно количества и распространения человеческих племен и рас»

Почему он выбрал Новую Гвинею? Остров этот был известен европейцам давно. Еще в XVI веке португальские и испанские мореплаватели проходили у его берегов - северного и северо-восточного. Но тогда полагали, что это - окраина Неведомой Южной Земли. На некоторых картах Новую Гвинею соединяли с Огненной Землей. В начале XVII века испанский капитан Луис Торрес, пройдя проливом, отделяющим его от Австралии (Торресовым проливом), доказал, что Новая Гвинея - крупный остров. А через полтора столетия этот же путь проделал Джеймс Кук, поначалу считавший, что именно он был здесь первым (пока не были опубликованы секретные испанские документы о плавании Торреса)

До середины XIX в. Новая Гвинея оставалась в стороне от экономических интересов европейских индустриальных держав. Возможно, повлияло то, что на ней не было найдено месторождений драгоценных металлов. Не исключено также, что причиной тому - слухи о тамошних дикарях-людоедах. К тому же буйная тропическая растительность препятствовала освоению этих территорий. Более или менее основательное изучение Новой Гвинеи началось в 1871-1872 годах: итальянские ученые Луиджи Альбертис и Одоардо Беккари исследовали северо-западную часть острова.

Миклухо-Маклаю приходилось торопиться, чтобы застать хотя бы некоторые племена папуасов в их естественном состоянии. Поэтому он избрал практически неизученный юго-восточный берег Новой Гвинеи, высадился там в сентябре 1871 года и более года жил среди «дикарей», общаясь с ними, завоевав их уважение и доверие.

Первое пребывание на берегу Маклая.

сентября 1871 года «Витязь» встал на якорную стоянку примерно в 140 м от берега. Вскоре появились папуасы; Миклухо-Маклай, отказавшись от охраны, с Ульсоном и Боем высадился на берегу и посетил деревню, всё население которой сбежало в джунгли. Наиболее смелым оказался папуас по имени Туй (в произношении, зафиксированном Д.Д. Тумаркиным в 1977 году, - Тойя). Именно Туй станет главным посредником Миклухо-Маклая с обитателями прибрежных деревень.

Назимов предупредил, что сможет простоять не более недели, поэтому Миклухо-Маклай при помощи Туя приискал мысок Гарагаси, где была сооружена хижина для учёного (размером 7×14 футов), а в шалаше, принадлежащем Тую, устроили поварню. По настоянию командира «Витязя», площадка 70×70 м была заминирована; сведения, применялись ли Миклухо-Маклаем мины, противоречат друг другу и непроверяемы. Из продуктов у Николая Николаевича было два пуда риса, чилийские бобы, сушёное мясо и банка пищевого жира. Назимов заставил Миклухо-Маклая взять дневное довольствие команды - то есть дневной запас продуктов на 300 человек, но Николай Николаевич отказался брать запас безвозмездно. 27 сентября «Витязь» покинул залив.

Первый месяц на Новой Гвинее прошёл довольно напряжённо. Миклухо-Маклай пришёл к выводу, что его визиты чрезмерно беспокоят островитян и ограничился только контактами с туземцами, навещавшими его на мысе Гарагаси. Поскольку он плохо знал язык и обычаи, то первое время ограничивался метеорологическими и зооботаническими исследованиями. Уже 11 октября его свалил первый приступ лихорадки, и повторные приступы продолжались во всё время пребывания учёного в Заливе Астролябии. Постоянно болели слуги, особенно плохо было Бою, у которого Миклухо-Маклай диагностировал «опухоль лимфатических желёз в паху». Проведённая операция не помогла, 13 декабря мальчик умер. Миклухо-Маклай при этом вспомнил данное профессору Гегенбауру обещание добыть препарат гортани чернокожего человека с языком и всей мускулатурой, который он и приготовил, несмотря на опасность положения.

К январю 1872 года авторитет Миклухо-Маклая среди местного населения вырос, и 11 января он впервые получил приглашение в деревню Бонгу. Произошёл обмен подарками, но жён и детей новогвинейцы от учёного по-прежнему прятали. В феврале 1872 года Николаю Николаевичу удалось излечить Туя от тяжёлого ранения (на него упало дерево, рана на голове загноилась), после чего учёный был принят в деревне, Туй представил ему жену и детей; мнение о европейце как о злом духе было значительно поколеблено. Символическое включение этнографа в местный социум состоялось 2 марта на ночной церемонии, в которой участвовали мужчины трёх родственных деревень - Гумбу, Горенду и Бонгу. Художественное описание церемонии оставил сам Миклухо-Маклай в дневнике. После этого учёный мог спокойно совершать дальние экскурсии по побережью и даже в горы. Наибольшую трудность создавал языковой барьер: к концу своего первого пребывания на Новой Гвинее учёный владел примерно 350 словами местного языка бонгу, а в окрестностях бытовали не менее 15 языков.

Исследованные территории, берега залива Астролябия и часть побережья к востоку от него до мыса Хуон, Миклухо-Маклай назвал своим именем - «Берег Миклухо-Маклая», определив его географические границы следующим образом: от мыса Кроазиль на западе до мыса Короля Вильяма на востоке, от берега моря на северо-востоке до высочайшего хребта гор Мана Боро-Боро на юго-западе.


Заключение


Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX века.


Список используемой литературы


1.Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

2.Зезина М.Р. Кошман Л.В. Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Это был один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов века. В ходе экспедиции были впервые нанесены на карту более тысячи километров берегов о. Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о территориях, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного вначале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Он был участником первой русской кругосветной экспедиции, а после ее возвращения командовал фрегатом «Минерва» на Черном море. В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (которым командовал он) и «Мирный» (командиром был назначен Михаил Петрович Лазарев). Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время никому Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов в архипелаге Туамоту, названная островами Россиян. Каждый из них получил имя известного военного или морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова и др). После новой стоянки в Сиднее экспедиция вновь двинулась к Антарктиде, где были открыты о. Петра I и берег Александра I. В июле 1821 г. она возвратилась в Кронштадт. За 751 день плавания русские корабли прошли путь протяженностью около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, были также привезены ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента. Позже оба руководителя экспедиции героически проявили себя на военной службе Отечеству. А М. П. Лазарев после разгрома турок при Наваринском сражении (1827) был назначен главным командиром Черноморского флота и русских портов на Черноморском побережье.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины века стал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876). Имея еще с XVIII в. обширные владения на Дальнем Востоке, Россия так и не преуспела в их освоении. Не были известны даже точные пределы восточных владений страны. Тем временем внимание к Камчатке и другим русским территориям стала проявлять Англия. Это заставило Николая I по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева (Амурского) снарядить в 1848 г. специальную экспедицию на восток. Во главе ее был поставлен капитан Невельской. В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский Пост (Николаевск-на-Амуре). экспедиция география россия

Географические открытия русских путешественников
XVIII-XIX вв.

Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и обращает свой взор на восток, туда, где на тысячи километров все дико и привольно, где дикие племена и целые народы живут среди природы и где спрятаны под землей великие силы. Кто разбудит эти силы? Кому приготовлены несметные богатства? Для кого эти просторы, эта земля, это небо и эти воды, которым нет конца и края? Зачем, куда отправлялись Шелихов, Резанов, Кусков, Баранов и, вместе с ними, тысячи безвестных первопроходцев? Чем жили эти люди, ради чего их подвиг? Что же гонит человека с насиженного места? Что мнится ему за горизонтом, там, где водянистые облака обволакивают черные скалы и где стынущий океан так величественно пустынен?

1757 г.
Мореход Башмаков побывал на Крысьих островах.

1758 - 1759 гг.
Проект (неосуществленный) иркутского купца Бечевина плавания из Охотска к Камчатке и вокруг Чукотского Носа к р. Лене.

1759 г.
М. В. Ломоносов произнес речь «Рассуждение о большой точности морского пути» .

1759 - 1762 гг.
Яренский посадский Степан Глотов побывал на островах Умнаке и Уналашке и положил их на карту.

1760 г.
Главным командиром Анадырского края назначен подполковник Ф. Х. Плениснер.

1760 - 1764 гг.
Селенгинский купец Андриан Толстых обследовал острова, получившие впоследствии его имя.

1761 г.
Судно купца Бечевина достигло полуострова Аляски и зимовало в Исанакском проливе.

1762 - 1763 гг.
Степан Глотов впервые после Беринга посетил о. Кадьяк .

1762 г.
Первое (неудачное) плавание И. Синдта к берегам Северной Америки.

1763 г.
М. В. Ломоносов представил Екатерине II «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», в Шведскую Академию наук представил «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях». Первый поход сержанта Андреева из Нижнеколымска на Медвежьи острова.

1764 - 1767 гг.
Экспедиция И. Синдта из Охотска в Берингов пролив. В навигацию 1766 г. на галиоте «Св. Екатерина» ей удалось близко подойти к американскому берегу в районе Берингова пролива. Открыт о. Матвея (1766).

1764 - 1765 гг.
Путешествие Н. Дауркина по Чукотскому полуострову. Побывал на о. Св. Лаврентия и посетил Колючинскую губу.

Начало 60-х годов XVIII в.
Олончанин Савва Лошкин впервые обошел вокруг Новой Земли за две навигации.

1765 - 1766 гг.
Плавание первой высокоширотной экспедиции по отысканию Северо-восточного морского прохода oт Шпицбергена к Берингову проливу под командованием В. Я. Чичагова.

1764 - 1771 гг.
Секретная русская экспедиция для описи и положения на карты американских территорий России и гряды Алеутских островов под начальством Левашева и Креницына.

1766 г.
Великоустюжский купец Василий Шилов поднес Екатерине II составленную им карту Алеутских островов до о. Амки (Андрияновские острова). Яков Чиракин прошел проливом Маточкин Шар с запада на восток вплоть до Карского моря и составил план пролива.

1768 г.
Сальный промысел и сельдяной торг изъяты у компании Шувалова и переданы в собственность архангельского купечества.

1773 - 1779 г.
Штурман Потап Зайков плавал к Алеутским островам и дал первую близкую к действительности их карту.

1778 - 1779 гг.
Экспедиция Ост-Индской компании во главе с Д. Куком, побывала у берегов Русской Америки (Аляски), прошла через Берингов пролив к северу и посетила Камчатку.

1803 - 1853 гг.
Судами русского парусного флота совершено шестьдесят кругосветных плаваний .

1804 г.
На о. Ситха основан Новоархангельск - резиденция главного правителя российских владений в Северной Америке.

1821 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Головин» под начальством Хромченко описала северо-западные берега Аляски. Русское правительство запретило плавание в Тихом океане иностранных судов севернее 51" с.ш.

1838 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Полифем» под начальством Кашеварова произвела опись северного побережья Аляски от мыса Лисберн до мыса Барроу.

1840 г.
Этолин на бриге Российско-Американской компании «Чичагов» предпринял плавание от Новоархангельска к Берингову проливу и в залив Св. Лаврентия.

1842 - 1844 гг.
Лейтенант Л. А. Загоскин обследовал на Аляске бассейны рр. Квихпак (Юкон) и Кускоквим и составил «пешеходную опись» значительной части Русской Америки.

1867 г.
Царское правительство продало США владения Российско-Американской компании - Аляску и Алеутские острова.