Из истории женского образования в России XIX века. Характеристика основных женских учебных заведений Женское учебное заведение

Дарья Татаркова

В марте в США закрылся один из старейших женских колледжей Суит-Брайар, что закономерно привлекло внимание к вопросу - есть ли на Западе место для высшего образования, разделенного по половому признаку? В то же самое время в Азии и арабском мире женские университеты играют огромную роль в движении за равноправие, помогая женщинам, порой лишенным привилегии учиться тем же предметам, что и мужчины. Рассказываем про действующие университеты для женщин и объясняем, чем они примечательны.

Ньюнхем-колледж

Newnham College


В свое время Ньюнхем был одним из первых колледжей Кембриджа, начавшим принимать женщин. Сегодня это старейший колледж Англии, где учатся исключительно девушки. Его основателем считается экономист Генри Сиджвик, однако большой вклад в историю Ньюнхема внесла английская феминистка и суфражистка Миллисент Фоссет. Сиджвик был одним из тех, кто инициировал проведение женских лекций в Кембридже; в то же время работала ассоциация, продвигавшая образование для женщин. Спрос на лекции был так высок, что в 1871 году было принято решение открыть постоянное место для обучения женщин, которые не могли всё время приезжать исключительно на отдельные уроки.

Руководство колледжа делало всё возможное, чтобы подстроиться под ритм и особенности жизни женщин XIX века - вплоть до постройки специального невероятно длинного коридора между зданиями, чтобы студенткам не нужно было выходить под дождь. Ньюнхем, вместе с другими колледжами, дал женщинам XIX века возможность учиться и получать степени. Благодаря этому их последовательницы во время мировых войн добились руководящих позиций в управлении Кембриджем и статуса полноценного колледжа для Ньюнхема. С повсеместным объединением колледжей в Англии смешанное образование стало стандартом в 70–80-х, а необходимость особого статуса Ньюнхема обсуждается до сих пор. Тем не менее колледж, подаривший миру таких выпускниц, как Эмма Томпсон, Джейн Гудолл, Айрис Мёрдок, Сильвия Плат и многие другие, всё еще удерживает свои позиции.

Университет принцессы

Норы бинт Абдулрахман

Princess Nora bint Abdulrahman University


Университет Норы бинт Абдулрахман считается самым крупным высшим учебным заведением для женщин в мире. Началось всё с того, что в 1970-м году в стране появился первый колледж, где женщины могли получить высшее образование. Пару десятков лет спустя открылось множество женских учебных заведений, которые в итоге были объединены в университеты. Так, 11 лет назад появился первый Женский университет Эр-Рияда, переименованный со временем в честь сестры основателя королевства Саудовской Аравии - Норы бинт Абдулрахман.

Для Саудовской Аравии, живущей по законам шариата, возможность учиться - огромный прорыв для женщин, который нельзя недооценивать. Например, в этом году местным жительницам обещали дать право заниматься политикой, не в последнюю очередь из-за того, что всё больше студенток находят силы осознать, что они могут быть успешными в тех же сферах, что и мужчины. Образование также позволяет постепенно увеличивать процент работающих женщин, пусть их до сих пор всего 17 % от всех работников страны. Сегодня больше половины всех студентов Саудовской Аравии - это женщины.

Университет Норы бинт Абдулрахман славится своими размерами: учиться здесь могут 60 000 студенток, а местная библиотека насчитывает 2 миллиона книг на арабском и английском. Конкурс при поступлении при этом жестче, чем в Гарварде. При всей впечатляющей статистике университет критикуют за недостаточную прогрессивность в борьбе за равноправие в арабском мире. Местные университеты всё еще делают упор на «чисто женские» профессии, связанные с уходом, образованием или социальной работой, а по окончании учебы многие выпускницы вместо работы возвращаются в семью - где им даже за руль нельзя сесть.

Женский университет Ихва

Ewha Womans University


Не просто один из ведущих университетов Южной Кореи, но и один из лучших женских университетов в мире, Ихва по своим масштабам уступает разве что предыдущему в этом списке. При всей архаичности подхода раздельного образования Ихве удалось стать невероятно современным - атмосфера кампуса больше напоминает западные колледжи, а поступление сюда ничем не уступает по престижности любому другому высшему учебному заведению страны. Одному из четырех азиатских «тигров» удалось повернуть всё еще довлеющую традицию патриархата себе во благо. Ихва стала альма-матер множества выдающихся кореянок, среди которых десятки известных на родине имен, от первой женщины-врача и трех первых леди до первой женщины-премьер-министра Хан Мёнсук или председателя Hyundai Хён Джон Ын.

История Университета Ихва ведет начало с одноименной школы, основанной американской миссионеркой Мэри Эф Скрэнтон в 1886 году, приехавшей в Корею в качестве представителя методистской церкви. Название университета дословно переводится как «лепестки цветков груши» и отсылает к истории первого кампуса школы, который эти самые лепестки и устилали. С окончанием Второй мировой курсы колледжа на базе школы стали самостоятельным университетом. Написание «Womans» - не ошибка и не случайность. Такое множественное число слова «женщины» призванно подчеркнуть индивидуальность студенток - в противовес объединяющему всех в одно «women». Несмотря на то, что в Корее далеко не один заслуживающий внимания женский университет, Ихва гордится тем, что он во всём первый, в том числе и дисциплинах: например, здесь можно изучать гендерные исследования.

Барнард-колледж

Barnard College


Барнард - один из колледжей «Семи сестер», объединенных под общим брендом, чтобы стать женским вариантом Лиги плюща. Помните, в «Симпсонах» именно «сёстры» пытались уговорить Лизу Симпсон учиться в одном из их университетов? Название «Семь сестер» отсылает к мифическим плеядам - дочерям титана Атласа. Своим созданием колледжи обязаны пионерам женского образования в Америке Мари Лион, Саре Пирс и Катарине Бичер, которые в начале XIX века ратовали за создание учебных учреждений для женщин. Лион помимо прочих впоследствии основала семинарию Маунт-Хольок, ставшую основой одноименного колледжа.

Две из семи «сестер» со временем перешли на совместное обучение, однако большинство продолжают работать исключительно для женщин - в их числе и старейший женский Маунт-Хольок-колледж, и сам Барнард. Последний назван в честь борца за право на образование для женщин и президента Колумбийского университета Фредерика Барнарда - оба заведения до сих пор тесно связаны. В Барнарде хранится уникальная коллекция фанзинов, которую постоянно пополняют, чтобы задокументировать третью волну феминизма в мире вообще и в Америке в частности. На основе колледжа в 1971 году был также открыт «Barnard Center for Research on Women», продвигающий идеи феминизма и равноправия, а в 2014 году колледж впервые принял в свои ряды женщину-трансгендера.

Японский женский университет

Japan Women"s University


О том, что университеты раздельного образования существуют, многие узнают, скорее, с удивлением - как это было с недавней новостью о том, что мужчина на один из японских женских университетов за отказ в приеме. На Западе исключительно женские колледжи сегодня либо закрываются, либо пытаются адаптироваться, делая акцент на максимально комфортной обстановке для женщин и ставя в приоритет исследование равноправия. Для Азии ситуация противоположна: здесь высшие учебные заведения для женщин, скорее, норма, и, как это заметно по Ихве в Корее, женские колледжи и университеты процветают даже при условии множества «соперников», где допускается совместное образование.

Женский японский университет - старейший в стране, он был первым, кто дал женщинам возможность получить дальнейшее образование после школы. Его основатель, Дзиндзо Нарусэ, отталкивался от того, что женщины не только имеют право на образование, но и вопреки популярному тогда мнению это не принесет обществу никакого вреда. Нарусэ верил, что именно женщинам необходимо поручить миротворческую миссию. Академик, положивший до этого начало женской школе в Ниигате, до самой смерти занимался университетом. Сегодня это одно из лучших высших учебных заведений Японии и крупнейший среди женских университетов страны.

Университет науки и технологий Моди

Mody University of Science & Technology


Индия - одна из самых быстро развивающихся стран, неудивительно, что спрос на женское образование здесь растет с каждым годом. Университет Моди хвастается своим роскошным новым кампусом, фонтанами и садами и претендует на то, чтобы стать не просто учебным заведением, но настоящим местом силы. Университет основан в 1998 году визионером и владельцем нескольких инновационных компаний Шри Ар Пи Моди, буквально превратившим пустыню Раджастана в безопасное и продуктивное место для женщин, желающих получать знания.

Сегодня Моди лидирует среди женских университетов Индии и входит в список 25 лучших высших учебных заведений страны. Духовность, которую призван воспитать университет, выглядит как адекватный симбиоз традиции и современности: меню - исключительно вегетарианское, кампус - экологичный, а одна из активностей - медитация, для которой построено отдельное здание. Университет считает своим символом индуистскую богиню знания Сарасвати, призванную вырастить будущих женщин-лидеров.

Азиатский университет для женщин

Asian University for Women


Самый молодой из перечисленных, этот университет был основан в 2008 году пакистанским дипломатом Ахмадом Камалем и стал первым женским высшим учебным заведением в Южной Азии. Из-за того, что университет с самого начала выбрал интернациональную политику, он моментально стал местом, куда стремятся женщины из близлежащих стран, в которых негде получить достойное образование. Университет расположен в портовом Читтагонге - втором крупнейшем городе Бангладеш, а его кампус спроектировал известный архитектор Моше Сафди.

Сейчас сюда съезжаются студентки со всего региона, от Афганистана до Непала. Будучи амбициозным проектом, Азиатский университет для женщин при этом функционирует исключительно на пожертвованиях различных организаций, а абсолютное большинство учащихся - стипендиатки. Для местных студенток это реальный социальный лифт, позволяющий девушкам из малообеспеченных семей получить знания в самых различных областях - не обязательно традиционно женских. Преподавательский состав университета включает профессоров из разных стран, чтобы расширить знания студенток о мире.

«История женского образования в России»


3. Характеристика основных женских учебных заведений

3.1 Смольный институт

3.2 Мариинский институт

3.3 Женские гимназии

3.4 Бестужевские курсы

4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.

Заключение

Список использованной литературы


1. Возникновение женского образования в России

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году дочь киевского князя Всеволода Ярославовича Анна (сестра Владимира Мономаха) открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят». В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

В результате, с XI-XIII веках при церквах и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам "отрокам и девицам". Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века. Однако известен интересный случай:

В Тобольске, первая женская духовная школа была основана архиепископом Варлаамом II (Успенским), занимавшим Сибирскую кафедру с 1862 по 1872 годы. Поводом к открытию женского духовного училища послужило прошение студента Тобольской семинарии управляющему Сибирской кафедрой с просьбой, дозволить ему, вступить в брачный союз «с девицею светского звания». На прошение преосвященный наложил резолюцию следующего содержания: «Чтобы впредь не было отпирательств учеников семинарии от вступления в брак с девицами духовного звания, попечительство, в непродолжительном времени, представит свои соображения на открытие училища для девиц духовного звания…». Кроме того, тобольскому архипастырю «нередко почти со слезами горести» приходилось выслушивать «отзывы матерей духовных семейств, что и они сами, а тем более их дети, особенно дочери - жалкие будущие супруги и матери служителей алтаря Господня, не умеют ни читать, ни писать, а потому и не знают не только всех необходимых правил святой религии нашей, но и самых обыкновенных, так необходимых для всякого человека, молитвословий христианских».

Следует отметить, что в результате развития образования, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

Так же к XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» был целиком посвящены вопросам воспитания детей.

А уже в 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы».


2. История женского образования в России

Екатерина II в 1762 году начала свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. Он представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. «Посему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно как избрать средства к тому прямые и основательные. «Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие веки».

Таким образом, начало женского образования в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого был основан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Названный «Воспитательным обществом благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесь же училищем для малолетних девушек недворянского происхождения («мещанским училищем») должен был стать по задумке императрицы Екатерины II центром женского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и хозяек.

Изданный устав «Общества благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в "Общество" в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Так же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах.

В созданных по уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище).

С 1796 года после смерти Екатерины по указу Павла I дела "Воспитательного общества" были переданы в руки его жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы Марии - управлению, ведавшему в России до 1918 года

22 декабря 1797 года Мария Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище. Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия, названное вскоре Мариинским институтом. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыре аналогичных женских училища в Москве и Петербурге.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

19 апреля 1858 года в Санкт-Петербурге открыто первое в России женское среднее учебное заведение. Оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны (то есть подчинялось Ведомству императрицы Марии) и в ее честь получило название Мариинское женское училище. В1862 году Мариинское училище переименовали в женскую гимназию. В дальнейшем по ее образцу создали женские гимназии в других городах (только в Петербурге к 1866 году открыли семь гимназий с семилетним сроком обучения). Таким образом, основание Мариинской гимназии в Петербурге положило начало существованию всей системы женского среднего образования в России. Стоит отметить, что женские гимназии «Ведомства учреждений императрицы Марии» были платными, причем плата за обучение превышала таковую в мужских гимназиях. К 1911 году в России действовало 35 Мариинских женских гимназий, где учились 16 тысяч воспитанниц.

В первой половине 60‑х годов XIX века начинает развиваться сеть учебных заведений. Первоначальное их название - женские училища первого разряда. Параллельно возникают и неполные средние учебные заведения - училища второго разряда (будущие женские прогимназии).

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях.

С 1872 года в России стали открывать частные женские гимназии. В связи с высокой платой за обучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.

По инициативе и на средства общественности, стали создаваться высшие учебные заведения университетского типа для женщин. Первым женским университетом считаются Бестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором А.Н. Бекетовым. К поступающим на курсы предъявлялись высокие требования: принимали лишь тех, кто имел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме того, они должны были сдать экзамен на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскому языку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.

Женские учебные заведения, подобно мужским, также распадаются на три категории - низшие, средние и высшие.

Начальное образование д е вочкам дается совм е стно с мальчиками в начальных народных школах и других подобных заведениях; сравнительно р е дко, преимущественно в городах, устраиваются школы для д е вочек особо от мальчиков. По данным упомянутого выше сборника статистических св е д е ний, в 1898 г. в начальных училищах Империи училось 1,023,609 д е вочек, что составит 25% общего числа учащихся в начальных школах. В городах учившиеся в начальных школах д е вочки составляли 36,2% всего числа учащихся.

Средние учебные заведения для женщин возникают у нас в царствование Екатерины II, учредившей в 1764 г., по плану Бецкого, «Воспитательное заведение для благородных д е виц». По образцу этого заведения уже в Х VIII стол е тии было открыто н е сколько учреждений сначала в столицах, a зат е м и в других городах. Эти учебные заведения, большею частью закрытые, получили название «институтов»; развитию их в сильной степени сод ей ствовало теплое участие и покровительство Императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I. Управление ими, посл е смерти ее, было передано в 1828 г. в особое IV отд е ление Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, впосл е дствии переименованное в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии.

До половины XIX стол. институты, доступ в которые был открыт только для д е виц дворянского происхождения, являлись единственными средне-учебными заведениями для женщин. Лишь в конц е 50-х годов в министерств е народного просв е щения поставлен был в очередь вопрос об устройств е женских учебных заведений на других основаниях, a именно открытых и с допущением д е виц вс е х сословий. В 1858 г. издано было особое Положение о женских учебных заведениях в е е щения. К 1870 г. в разных городах устроены были, в значительной степени на средства или при сод е йствии городских общественных управлений, до 150 женских училищ в е домства народного просв е щения, преобразованных в гимназии на основах изданного в этом году нового «Положения о женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просв е щения». По этому положению женские гимназии состоят из 7-ми годичных курсов, при чем для приготовления учениц к педагогической д е ятельности может быть учрежден 8-й дополнительный класс; женские прогимназии состоят из 3 классов. Окончившим полный курс 8-ми классов и награжденным медалями дается звание «домашних наставниц», не получившим медалей, но удостоенным аттестатами - звание «домашних учительниц»; окончившие только 7 классов получают право на звание «первоначальных учительниц, учительниц народных училищ».

Всл е д за созданием первых открытых женских учебных заведений в е домства министерства народного просв е щения, I V отд е ление Собственной Его Императорского Величества Канцелярии нашло необходимым открыть в своем в е домств е подобные же женские гимназии для приходящих учениц вс е х сословий и в е роиспов е даний; в 1862 г. издан был особый устав, регулирующий устройство и программы этих заведений.

Таким образом, в настоящее время женские средние учебные заведения распадаются на три группы:

I. Женские гимназии и прогимназии в е домства министерства народного просв е щения. В 1898 г. их было 346 с 94,078 учащимися.- II. Институты. В 1898 г. их было всего 32, из которых 10 в С.-Петербург е , 4 в Москв е и 18 в провинции.- III. Женские гимназии в е домства учреждений Императрицы Марии. В 1898 г. их было 30 (из них 10 в С.-Петербург е , 5 в Москв е и 15 в провинции); в этих гимназиях и институтах в 1898 г. было 20,246 учащихся.

Высшие женские учебные заведения возникают в России по инициатив е частных лиц. В 1872 г. учреждены были высшие женские курсы в С.-Петербург е проф. K. H. Бестужевым-Рюминым и в Москв е профессором В. И. Герье. В посл е дующие годы открыты были такие же курсы в Киев е и Казани. В программу курсов введены были преимущественно историко-филологические и физико-математические науки. На курсы принимались окончившие средние женские учебные заведения - гимназии и институты. Допускались также и вольнослушательницы. Учебный курс продолжался 3 года на С.-Петербургских и 2 года на Московских курсах. Курсы развивались весьма усп е шно; число слушательниц постоянно возрастало; к преподаванию были привлечены лучшие ученые силы м е стных университетов. В начал е 80-х годов произошла перем е на в отношениях администрации к высшему женскому образованию. В 1886 г. был закрыт прием на С.-Петербургские курсы; Московские курсы в 1888 г. совершенно закрыты. С.-Петербургские курсы в 1889 г. восстановлены с существенными изм е нениями как в научно-учебном, так и в административном отношениях. По временному положению 1889 г. высшие женские курсы в С.-Петербург е считаются частным учебным заведением, причем однако директор курсов, a также инспектриса, руководящая воспитательною частью, назначаются министерством народного просв е щения. Курсы разд е лены на два отд е ления: словесное и физико-математическое; учебные планы обоих отд е лений утверждаются министерством. Хозяйственною частью зав е дует попечительный сов е т. Число слушательниц ограничено было комплектом в 400 чел., но желающих обучаться на них оказалось так много, что министр народного просв е щения разр е шил в 1896 г. увеличить комплект до 600. Впосл е дствии число слушательниц еще увеличилось: к 1-му янв. 1899 г. на курсах было 916 слушательниц и 44 вольнослушателницы (на историко-филологическом отд е лении - 719, на физико-математическом - 241). При курсах учрежден интернат, в который поступают слушательницы, не им е ющие в С.-Петербург е родителей или родственников, с которыми они могли бы жить. Плата за слушание лекций - 100 руб. в год, живущие в интернат е платят 300 руб. в год.- С 1900 года возобновлены и высшие женские курсы в Москв е .

Педагогические курсы существуют с 1859 г. и состоят из словесного и математического отд е лений. Курс трехл е тний; первые 2 года читаются общеобразовательные предметы. Для упражнения слушательниц, готовящихся в домашние наставницы, при курсах им е ется прогимназия.

Женский медицинский институт. В 1872 году, также по инициатив е частных лиц, в С.-Петербург е возникли женские «врачебно-акушерские курсы». Они были устроены при Военно-Медицинской Академии, причем однако занятия женщин-курсисток происходили совершенно отд е льно от студентов Академии. Ц е лью курсов было поставлено приготовление ученых акушерок. Преподавание производилось профессорами Академии. Курсами зав е довала конференция, Академии под предс е дательством ее начальника; непосредственное же начальство слушательниц составляли почетная инспектриса и ее помощницы. Слушательницами принимались окончившие курс средних учебных заведений с пов е рочным испытанием при прием е . Занятия были рассчитаны на четырехгодичный курс. По окончании его производился выпускной экзамен прим е нительно к экзамену на звание врача. В 1876-1877 г. курсы были отд е лены от Военно-Медицинской Академии и переведены в Николаевский военный госпиталь, образовав самостоятельное учреждение, при чем с т е х пор они получили название «Женских врачебных курсов». Зав е дывание ими, независимо от надзора инспектрисы и ее помощниц, возложено на главного врача госпиталя. Срок обучения вм е сто 4 л е т был установлен пятил е тний. В 1876 г. оканчивающим курс предоставлено право практики по женским и д е тским бол е зням.

Развитие курсов шло весьма усп е шно, что между прочим доказал опыт практического прим е нения знаний курсисток на войн е 1877 г., когда они исполняли ординаторские обязанности и своею энергиею, знаниями и самоотверженностью заслужили общее одобрение профессоров, д е йствовавших на театр е войны. По ходатайству Медицинского Сов е та, в виду заслуг женщин-врачей, им был дарован нагрудный знак «Ж. В.» (женщина-врач), дававший право самостоятельной врачебной практики, a в 1879 г. министру внутренних д е л предоставлено разр е шать выдержавшим испытание слушательницам право врачебной службы в городских, земских и других общественных учреждениях. За время с 1872 по 1882 г. на курсы поступило всего 1.390 лиц; общее число слушательниц на вс е х 5 курсах составляло не мен е е 450.

Под влиянием реакции в отношении к женскому образованию в судьб е врачебных женских курсов наступил кризис: в 1882 г. прием на курсы был приостановлен, и они были постепенно закрыты. С т е х пор в течение 15 л е т женское врачебное образование заглохло, но сознание важности его не изгладилось, и в печати и общественных учреждениях не переставали раздаваться голоса, доказывавшие необходимость восстановления женских врачебных курсов. Лишь в 1892 г. выработан был проект положения о новом учреждении для высшего медицинского образования женщин- «Женского Медицинского Института». Рассмотр е ние этого проекта в Государственном Сов е т е было однако отложено впредь до того времени, когда из частных пожертвований образуется сумма, до-статочная для покрытия расходов по содержанию института. Упомянутый проект был наконец рассмотр е н в 1895 г., и вопрос об открытии Женского Медицинского Института р е шен окончательно. Открытие его состоялось в сентябр е 1897 году. По уставу институт им е ет ц е лью доставить лицам женского пола медицинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и д е тских бол е зней и к акушерской д е ятельности. Средства института составляются главным образом из частных пожертвований, пособий от городов и земств и платы за учение. Непосредственное управление им и состоящим при нем интернатом вв е ряется директору, назначаемому министерством народного просв е щения; директору в работах по управлению помогают сов е т преподавателей, правление из профессоров и инспекторов и попечительный комитет, назначаемый министром из лиц, могущих сод е йствовать удовлетворению хозяйственных нужд института и увеличению средств его. Курс учения - 5-л е тний; зачет полугодий, полукурсовые и окончательные испытания производятся прим е нительно к правилам, установленным для медицинских факультетов. Окончившим курс дается диплом на звание «женщины-врача» с правом повсем е стной свободной практики. В 1898 г. издан закон, предоставляющий женщинам-врачам права и преимущества государственной службы в отношении пенсий. Этим актом ув е нчивается признание важности женского медицинского образования.

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей.

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.

В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м - словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.

Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.

Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини.

Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков»

Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими

В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.

По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами.

1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ

Мысль о создании в России первого женского учебно-воспитательного заведения, «питомцы которого, вступая в общество, вносили бы в него зачатки гражданских и семейных добродетелей» Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии: Краткий очерк. СПб. 1906. С.19, принадлежала Петру I. Основав орден св. Екатерины, он хотел устроить под его покровительством одноименное женское училище. С этой целью, будучи во Франции, Петр осматривал в 1717 г. знаменитое женское учебное заведение в Сен-Сире. Но намерение Петра создать женское училище осталось неосуществленным.

Однако Петр все же не оставил мысли о женском образовании. 24 января 1724 г. он издал Указ, в котором предписал «монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам». Этот Указ также отразил лишь намерение, оказав весьма незначительное влияние на развитие женского образования.

Как отмечал известный историк отечественного образования и педагогической мысли П.Ф. Каптерев, «в петровские времена мало понимали все трудности насаждения просвещения». Государству казалось, что стоит только проявить добрую волю, издать Указ - и «просвещение быстро распространится по всей России». Сподвижник Петра I Ф.С. Салтыков полагал, например, что для развития отечественного просвещения надо лишь «велеть во всех губерниях учинить» по одной или две академии по образцу Оксфорда или Кембриджа, «и в те академии собрать мастеров из иных государств, набрать учеников дворянских, купеческих и всяких иных разных чинов», «учинить штраф» за уклонение от обучения. И через семнадцать лет «мы по сему образцу сравняемся со всеми лучшими европейскими государствами».

Петр сочувствовал плану Салтыкова, который таким же скорым, принудительным путем намеревался просветить и женщин - «чтобы женский народ уравнялся с европейскими государствами равно» Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1916. С 124-125..

В целом, несмотря на благие намерения, государство в первой половине XVIII века практически ничего не предприняло для развития женского образования в России. И, тем не менее, женское образование постепенно зарождалось и делало первые шаги. Двумя основными направлениями его развития были домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов. Единичные школы для девочек существовали при церквах: в Москве - при лютеранской церкви (с 1694 г.), в Санкт-Петербурге - при церкви св. Петра (с 1703 г.).

Женское домашнее образование оставалось преобладающим на протяжении почти всего XVIII века. Уровень его был весьма различен, что обусловливалось и разным характером образовательных запросов и высокой стоимостью обучения.

Воспоминания одной из наиболее просвещенных русских женщин того времени княгини Е.Р. Дашковой дают представление о том, что в XVIII веке называлось «превосходным воспитанием»: обучение четырем языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и т.д. «При таком модном внешнем образовании, - пишет Дашкова, - кто бы мог усомниться в совершенстве нашего воспитания? Но что было сделано для того, чтобы облагородить сердце и развить наш ум? Решительно ничего».

Столь же различным - по уровню и характеру - было образование женщин и в разных частных пансионах, которые в середине XVIII века, со времен Елизаветы, получили довольно широкое распространение, особенно в Москве и Петербурге. Основная часть этих пансионов содержалась иностранцами. В некоторых из них девочки и мальчики учились вместе, и при том, по словам Г.Р. Державина, это были дети «лучших благородных людей». Позднее стали преобладать пансионы с раздельным обучением.

Высшее образование в России: история становления и современное состояние

В России, в границах ее современной территории, первыми, наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715)...

История женского образования в России

История становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг.

После Великой Октябрьской социалистической революции ряд новых важных направлений возник в московской математической школе. В дореволюционной России основными центрами математических исследований являлись университеты (Петербургский...

1.1 Роль факультативных курсов в системе высшего профессионального образования Приоритет общечеловеческих ценностей предопределил такое изменение сущности учебного процесса в современной высшей школе...

Особенности системы образования на Северном Кавказе

Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольская гимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открыто реальное отделение для горцев...

На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года...

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Существующие подходы к оценке эффективности образовательных программ могут быть сгруппированы различным образом: показатели эффективности и показатели результативности. Обе группы показателей содержат как частные, так и общие показатели...

Педагогическая деятельность выдающихся зарубежных и отечественных художников: Василий Кандинский

В этой главе хотелось бы несколько подробнее рассказать о тех художественных заведениях, куда вложил большую часть себя Василий Васильевич Кандинский. В данном случае можно рассматривать этот вклад как непосредственный вклад в образование...

Педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений

Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это - не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную основу проблема...

Развитие женского образования в России

2.1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) Смольный монастырь - любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II...

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет - высшее учебное заведение...

Система и структура высшего профессионального образования

Высшее учебное заведение - (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах...

Система образования Германии

Основу системы обучения в Германии составляют 78 университетов (Universitaet) и приравненных к ним вузов: классические университеты, технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия)...

Социокультурные функции образования

Социокультурная среда высшего учебного заведения - понятие сложное, которое невозможно уяснить, не проанализировав такие понятия, как «социальная среда», «социокультурная среда», «образовательная среда»...