Мир творение божие для детей. Христианские ресурсы

Объяснить детям, что у мира есть Создатель

Задачи:

  • Обратить внимание детей на то, что ничто не может появиться само собой
  • Рассказать детям о Боге, сотворившем мир
  • Формировать у детей эстетические чувства
  • Пояснить детям, что не всё в мире человек может познать

Использованная литература:

  1. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М., Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. Глава «Творец».
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.

Дополнительная литература:

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2009. Глава «Бог – Творец красивого мира».
  2. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – 3-е изд. – Изд-во Владимирской епархии, 2000.

Ключевые понятия:

  • Творец
  • Любовь

Словарь урока:

  • Мир Божий
  • Создатель
  • Забота
  • Творение
  • Познание

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:



Проверочные вопросы:

  1. Что ты уже знаешь о Боге?

Ход урока. Вариант 1:

Устраивается выставка рисунков ребят, выполненных на предыдущем уроке.

Рассматривая с детьми рисунки (домов или природы), учитель объясняет новую тему.

Дети лепят из пластилина разных животных и «заселяют» ими приготовленный учителем заранее картонный или пластилиновый макет ландшафта (с речкой, бережком, полянкой). Учитель «забывает» слепить зверька из приготовленного для себя кусочка пластилина. Он обращается к детям с вопросом, может ли этот кусочек со временем сам превратиться в какое-нибудь животное.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

1) Стихи о чудесном доме вокруг нас

– Сколько всего замечательного на Земле. Сама Земля – наш общий большой дом. Ко всему на земле человек должен относиться бережно, с любовью. Об этом и стихи есть:

Вот Земля – наш светлый дом.

Много есть соседей в нем:

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты.

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно,

Никого не обижать,

Всех соседей уважать.

– А кто же красиво и премудро устроил все вокруг нас, на земле?

Вот какой чудесный дом!

Много есть соседей в нем.

Только Кто его построил?

Кто порядок в нем устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял мох, цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

В реки Кто воды налил,

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, Кто придумал это?

Кто все так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!

Бога видеть невозможно,

Лишь дела увидеть можно,

Те, что делает для нас

Каждый день Он, каждый час.

Вот за что и почему

Благодарны мы Ему.

А чтоб Он не огорчался,

Надо каждый чтоб старался

Зла не делать никому

И послушным быть Ему.

2) Бог – Творец мира

На прошлом уроке мы задумались, откуда взялся такой сложный большой мир?

Мир возник не сам по себе. Он сотворен Богом. Бог – невидимая всемогущая разумная сила. Бог – Создатель и Творец мира и жизни. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

А как Бог всё сотворил? Словом Своим! «Бог рече и быша, повеле и создашася», – так торжественно говорится в Священном Писании на церковнославянском языке. Вот что это значит по-русски: «Бог сказал и стало, повелел и создалось». Из чего Бог сотворил первого человека? Из земли. И вдохнул в него душу живую. А другие люди откуда взялись? У каждого есть свои мама и папа. А что мы знаем о своих родителях? Они добрые, любят нас, заботятся, во всём помогают. А какие они на работе, когда мы их не видим? Что они там делают? Разве мы всё об этом знаем? Так и о Боге мы что-то знаем, но не слишком много. Хотя, думается, знаем самое главное Он нас любит, как и родители, и даже больше. А есть много такого о Боге, о чём мы только догадываемся, а до конца понять не можем. По любви Своей Он нам только самое необходимое открывает, а остальное до времени не показывает. Людей, которые любят Бога и друг друга, Господь принимает в Царство Божие. Только там откроются непостижимые тайны.

3) Рассказ «Пурпурный цветок». Сухомлинский В.А.

Среди ночи раскрылся бутон розы. Расправились нежные пур­пурные лепестки. Родился новый цветок. Он был еще не очень красивый, лепестки еще не совсем выпрямились, а один оставался немного измятым.

Цветок посмотрел на звезды, мерцающие в небе, тихо вздро­гнул и прошептал:

Уже рассветает. Надо предстать перед солнцем во всей красо­те. На нас, на пурпурные наши лепестки, будет смотреть весь мир.

Лепестки встрепенулись. Измятый лепесток выпрямился. На пур­пурную ткань упала капля росы, задрожала и тоже стала пурпур­ной.

Цветок выпрямился, лепестки затрепетали, капля вздрогнула и заиграла переливами пурпурного цвета.

Смотрите, – сказал Цветок лепесткам, – даже небо на во­стоке становится пурпурным. Это от нашей красоты. Весь мир будет пурпурным.

Сказав это, Цветок застыл в ожидании.

Но пурпурное небо бледнело, становилось алым, потом розово-голубым.

Цветок розы с удивлением посмотрел вокруг себя. Вдруг он увидел зеленое дерево и на нем – белую свечу.

Кто ты? – спросил Цветок.

Я каштан. Каштановый Цветок.

Но почему же ты не пурпурный? Почему ты белый, небо – голубое, а дерево – зеленое?

Если бы всё в мире было одинаковое, не было бы и красоты, – ответил Каштановый Цветок.

Проверочные вопросы:

  1. Что лично ты уже узнал о мире сам?
  2. Можем ли мы узнать о Боге всё?
  3. Что ты уже знаешь о Боге?
  4. Много ли ты уже знаешь о Боге?
  5. Хочешь ли ты больше узнать о Боге?
  6. По прочитанному рассказу. Почему всё, что окружает человека, окрашено в разные цвета?

Цель: Повторить библейскую историю о сотворении Богом мира. Воспитывать ответственность за окружающую среду. Развивать воображение.

Библейская история: Сотворение мира (Быт. 1: 1-7)

Золотой стих:

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент

От чистого сердца радостно встречайте детей. Обнимайте, обнимайте, обнимайте... Тактильный контакт так важен для детских сердец!

2. Молитва

Учите детей молиться, повторите молитву «Отче наш».

3. Песня

Повторите изученные песни

4. Повторение

Дети, что же мы выучили на прошлом уроке? Покажите иллюстрации прошлых уроков. Пусть дети вспомнят по иллюстрациям все, о чем шла речь на предыдущих занятиях .

Повторите золотой стих: «…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле» Кол.1:16

Запомни !

Бог может сделать то, чего никто не может сделать.
Бог из ничего может сделать все, что ты видишь.
Бог создал прекрасный мир, в котором ты живешь.
Богом-Творцом создано все и каждый из нас.
Бог хочет, чтобы мы любили Его, делали только добро, не крали, не обманывали, не обижали друг друга, не говорили плохих слов, всегда молились.

5. Творчество

1) Игра на сообразительность

- А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Что в чем находится?» (игра развивает интеллект, сообразительность) .

Назовите слово «дом» и спросите малыша: «Что в нем находится?». В доме находится, к примеру, стол. Вы говорите первое слово, а ребенок - второе: дом - стол.

Примерные пары слов : шкаф — свитер; холодильник — кефир; пузырек — лекарство; кастрюля — суп; дупло — белка; улей — пчелы; нора — лиса; автобус — пассажиры; самолет — летчик; больница — врачи; магазин — покупатели .

А теперь усложните задачу: пусть дети по очереди ответят, где могут находиться предметы, которые называете вы. К примеру, названия предметов: молоко (бутылка), карандаши (пенал), мыло (мыльница), книга (полка), платье (шкаф), тарелка (стол), картофель (земля), капуста (грядка), яблоко (дерево) и др.

2) Коллективная творческая работа «Божье творение»

Сегодня, дети, мы сделаем очень красивую картину. Мы покажем на ней Божье творение. Каждый из вас раскрасит и вырежет детали, а затем мы наклеим их на нашу общую работу. (Это коллективная работа. Каждый ребенок выполнит какой-нибудь элемент из сотворенного Богом мира. Например, раскрасит и вырежет солнышко, травку, бабочек, цветы, облака, каких-либо животных. Словом, те детали, которые вы заготовите заранее для этой творческой работы. Затем дети будут подходить к ватману и приклеивать свою деталь в общий коллективный проект). Повесьте плакат на видное место.

Похвалите ребят за их творческие способности. Напоминайте, что Бог сотворил все очень красивым и нас тоже. Мы благодарны Богу за Его творение.

3) ХОРОВОД (для маленьких)

Топ, топ, топотушки,
Пляшет зайчик на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Топ, топ, топотушки,
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут ножки и хвосты,
Что стоишь, пляши и ты!

6. Итог занятия

Подведите итог занятия, похвалите каждого ребенка за работу, за внимание, за послушание. Скажите, что они становятся такими, каких их хочет видеть Бог.

7. Молитва

Пригласите деток к молитве благодарности Господу за Его творение и за каждого из детей.


Творение (часть 1)

Бог творит мир прекрасным и совершенным Бытие 1,1-19

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА

Назовите несколько творений Божи их: земля, море, небо, солнце, луна, звезды, деревья, цветы и др.

Скажите, кто создал все это.

Поблагодарите Бога за Его творения.

Прогуляйтесь.

Спойте хвалебную пснь о творении.

Сделайте холодные закуски из плодов, сотворенных Богом.

Изготовьте картинку о творении.

Разучите рифму о Божьем творении.

Учителю об уроке

Творение!

Бог сказал, и природа под действием чудотворной силы начинает оживать мир в ранней стадии развития, Божье повеление коснулось всего, и родилась прекрасная жизнь. Когда Вы будете размышлять над текстом сегодняшней истории, позвольте Богу вдохновить Вас совершенством Его замысла. Его мир! Его творение! Ваши трехлетние дети еще не могут понять всю глубину Божьего могущества в деле творения мира, окружающего их. Приложите все Ваши усилия к тому, чтобы малыши как можно глубже поняли, что создателем всего прекрасного является только Бог.

Первый урок начинается описанием творения. И хотя мы предлагаем Вам упомянуть о том, что Бог сотворил все из ничего, но согласитесь с тем, что это учение не так уж и важно для маленьких детей. Уделите более внимания тому, что творение Бога совершенно и прекрасно. Тема о том, что зло, уродство и порча пришли в наш мир не от Бога, а возникли из-за непослушания человека и появления греха, будет освещена немного позже (урок 5). Первозданный мир был совершенным и прекрасным. Это понятие доступно Вашим малышам. Этот урок охватывает первые четыре дня творения, когда Творец создал все неживое, хотя многие древние мышления считали солнце, луну и звезды живыми существами. Последовательное развитие событий четырех дней не очень запомнится детям, но, однако постарайтесь дать прочувствовать детям как Божья забота и порядок отражаются в Его творении. Мы должны встречать каждый день благодарностью Богу. Который создал все то, что, окружает нас, а также не бояться ночи, вверяя себя Тому, Кто сотворил ее, и, веря, что Он и сохранит в ней. Таким образом, день и ночь, как и остальное творение, отображают образец мудрости и заботы Творца.

Ход урока

Материалы

1. Букет цветов или ассортимент фруктов (позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы цветок или кусочек фрукта был у каждого ребенка).

2. Ваза или какая-нибудь другая емкость.

Вначале соберите вокруг себя Вашу группу и покажите им все примеры прекрасного Божьего творения цветы или фрукты. Дайте каждому ребенку цветок или кусочек фрукта, чтобы они могли подержать и рассмотреть его. Потом выделите несколько минут для того, чтобы вместе поговорить о прекрасной Божьей работе: ярких красках, запахе, строении цветка, фруктов. Расскажите Вашим детям, что это Бог создал каждый цветок, каждый кусочек фрукта совершенным. Затем соберите их опять вместе и попросите каждого ребенка ПОЛОЖИТЬ СВОЮ наглядность в вазу или другую емкость, которую Вы заранее приготовили. При этом пообещайте детям, что они смогут их забрать после урока домой. В начале не было ничего, совсем ничего! (Дайте время детям закрыть глаза и представить. Очень, очень много лет задолго до того, как вы появились свет, даже ваши мамы и папы, дедушки и бабушки еще не родились, нашего прекрасного мира здесь не было вообще, это, правда, не было всем ничего. Не было ни звезд, солнца, ни деревьев, ни птиц, ни маленьких котят, ни маленьких детей совсем ничего не было, говорит Бог.

Тогда Бог решил сотворить большой прекрасный мир. Он захотел сделать все самое прекрасное для нашего мира животных и цветы, озера и тучи. Бог все так и сделал. А вы знаете, как Бог все это создал? У Него не было лопаты, и Ему не нужен был станок. Бог вообще ни в чем не нуждается. Он только говорил слово! И это было все, что нужно сделать Богу для того, чтобы создать этот огромный и прекрасный мир.

Вначале Бог сказал: «Я хочу, чтобы днем было светло». (Покажите детям солнце). «И Я хочу, чтобы было темно ночью». (Покажите детям ночное небо). И эго все стало так. С тех пор начали длиться дни и ночи, поочередно сменяя друг друга. Так были созданы день и ночь.

Бог посмотрел на прекрасные день и ночь, которые Он создал. Ему понравилось. Все было хорошо и просто замечательно! Но Бог еще не закончил творить. Он хотел большего! Поэтому Он сказал: «Пусть будут земля и небо!» И как только Бог сказал, появилась земля. (Покажите детям землю). А над землей было небо. (Показать небо). Как прекрасно! Но подождите... это было еще и все! «Я хочу, чтобы была вода в море» " сказал Бог, чтобы были голубые озера, журчащие ручейки и волнистые океаны». И стало так. Чистая, свежая вода наполнила все низины на земле» образовав маленькие и большие пруд.(Покажите иллюстрацию море озеро.

Попросите Ваших маленьких детей внимательно выслушать историю о прекрасном Божьем творении. Примечание: Если это Ваша первая встреча с трехлетними детьми, то установите «правила слушания историй из Библии. Для этого Вы можете использовать рифмы, которые будете повторять все вместе или какой-нибудь условный знак, который будет являться сигналом к началу Библейского рассказа.

Библейская история

Материалы

2.Цветные иллюстрации светил (солнце, луна, звезды), суши и моря, различных растений (цветы, деревья).

Покажите детям Библию, указывая, что из нее мы узнаем о прекрасных вещах, которые Бог сотворил для нас. (Дайте детям подержать Библию, и спросите, где они еще ее видели в церкви, дома, у бабушки, у дедушки и др.). Потом начните Библейскую историю. Можете ли вы посмотреть вокруг себя на прекрасный мир, окружающий нас? На небо и облака, на горы и озера, на солнце, луну и звезды, на деревья, кусты и цветы. Закройте на минуту ваши глаза и представьте, что наш прекрасный мир куда-то исчез. Нет гор или реки). И увидел Бог, что все удивительно и хорошо.

Но и это было не все! Бог посмотрел вокруг и повелел растениям покрыть землю. Это были высокие фруктовые деревья, зеленая трава и разноцветные цветы. И стало так! Каждое растение и каждый цветок Бог сделал неповторимым! И очень красивым. (Покажите детям растения). Думаете, Бог уже закончил? (Дайте детям подумать). Правильно, нет. Бог заговорил опять и сказал: «Я хочу, чтобы были светила на небе... солнце, луна и звезды!». И стало так. Большое круглое солнце поднималось в небо и согревало землю днем. Сияли и мерцали звезды, и месяц освещал спокойную и тихую ночь. Да! Бог сотворил все прекрасным и замечательным. Все было совершенным и именно таким, каким Бог хотел его видеть. Примечание: Когда Вы закончите рассказывать историю, разложите иллюстрации и дайте детям поближе рассмотреть их.

Практическая часть урока

Материалы

1.Несколько емкостей (коробка из под маргарина, целлофановые пакеты, спичечные коробки и т.д.), по одному предмету на ребенка.

2.Длинный кусок веревки с завязанными узелками по количеству детей.

Практическая деятельность обеспечивает закрепление знаний, полученных на уроке, связывая Библейскую историю с определенными действиями. Организуйте прогулку с Вашими детьми. Научите детей познавать удивительный Божий мир на собственном опыте, рассматривая, слушая его, ощущая запахи. Перед тем, как покинуть класс, подготовьте детей, внятно и точно объяснив, что Вы собираетесь делать и, как Вы рассчитываете каждого задействовать. (Если хотите, разделите детей по парам, предложите держаться за руки во время всей вашей прогулки. Или, если Вы принесли с собой длинную веревку, дайте возможность детям потренироваться гулять, держась за узелки. Пройдитесь несколько раз вокруг комнаты колонной по одному. Обязательно объясните детям, что нужно крепко держаться за веревку. Это поможет вам быть вместе, и никто не потеряется!). Затем дайте каждому ребенку по одной маленькой коробке и объясните, что во время прогулки они должны собрать в них как можно больше прекрасных Божиих творений. Предоставьте детям самим догадаться, что это может быть (камешки, веточки, цветочки, листья и т.д.). Собранные вещи пусть они принесут в класс.

После того, как Вы дали детям ясное наставление, отправляйтесь на улицу, если позволяет погода, и выделите время для рассматривания и слушания. Перед тем как Вы начнете показывать иллюстрации Божьей работы, побудите самих детей предложить что либо из того, что они видят. Используя каждую иллюстрацию, делайте особое ударение на то, что Божий мир прекрасен и хорош. Затем выделите время, чтобы собрать несколько отдельных предметов, которые вы возьмете с собой в класс чуть-чуть песка или грязи, листья, веточки, сосновую хвою, цветы, воду, камни. Поговорите о творениях, которые очень большие, и которых нельзя принести в класс солнце, облака, деревья. Перед возвращением в класс найдите место для минутного отдыха. Пригласите Ваших малышей присоединиться к короткой молитве благодарения Богу за все прекрасные вещи, которые вы видели во время прогулки. После возвращения в класс выделите время, чтобы вместе извлечь и разложить вашу коллекцию на столе, где родители смогут увидеть ее, когда придут забирать своих трехлетних малышей, Попросите детей рассказать их мамам и папам о прогулке в Божий прекрасный мир. Примечание: Если Вам невозможно вывести Вашу группу на природу, воспользуйтесь списком «дополнительной деятельности» в конце урока.

Заключение урока

Материалы

Картинка к Библейской истории. (Каждому по одной).

Соберите детей опять возле вазы с цветами и корзинки с фруктами. Попросите их прослушать песню о творении «Сотворить, кто мог?» в Вашем исполнении. (См. раздел <<Песни»). Сегодня спойте только два куплета, и если хотите, Вы можете изменить слова в песне, так чтобы они подходили к иллюстрации Вашего урока. Начните петь песню сначала и попросите, чтобы все помогали Вам. Затем, если позволяет время, повторите песню несколько раз, называя те вещи, которые вы собрали во время прогулки. Закончите ваше занятие, молитвой благодарения, опять называя те творения, которые вы видели, о которых говорили и вместе пели. Перед тем, как распустить детей, разрешите каждому взять цветок или кусочек фрукта из вазы или корзинки. Если у Вас есть возможность, дайте каждому ребенку картинку по Библейской истории и попросите родителей прочитать историю о прекрасном Божьем творении дома.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Игра: «Окно в прогулку». Если невозможно вывести Вашу группу сегодня на природу, можете организовать «прогулку» в помещении через окно. Каждый раз Вы подходите к окну, останавливаетесь и смотрите на улицу. Попросите детей назвать все, что они могут видеть из окна, уделите особое внимание на вещи, которые создал Бог для Своего прекрасного мира. Если вы не смогли собрать наглядности на улице, сделайте несколько картинок на бумаге 13x18 см. Простыми штрихами изобразите все, что ребенок может видеть из окна: деревья, траву, небо, дождь, птиц, цветы и т.д. Когда вы возвратитесь к вашим столикам или стульчикам, дайте детям просмотреть картинки и сравнивайте их с тем, что они видели из окна.

2. Легкая закуска. Если Вы принесли вазу с фруктами, как пример Божьего прекрасного творения, разделите их между детьми. Это и будет легкой закуской. Позвольте детям, если это возможно, помыть фрукты, снять кожуру и нарезать их (лучше всего работать с бананами). Попросите Ваших помощников раздать салфетки, пластмассовые ложечки и вилочки. Когда Вы раздадите фрукты, вместе с детьми воздайте благодарность Богу за них!

3. Рифма с движением. Предстаньте малышам рифму 1 «Творение». (См. раздел «Рифмы»). Скажите детям, что сегодня вы споете только первый куплет. Пойте рифму и делайте движения вначале сами, а затем попросите детей петь и делать движения вместе с Вами.

4. Картинка о Творении. Принесите в класс следующие материалы: листы голубой бумаги, большие фигурки деревьев, сделанные из коричневой и зеленой бумаги, солнце из желтой бумаги, клей, «плоды» (удобно использовать кукурузные хлопья). Раздайте детям материалы и покажите, как их приклеивать на голубом основании. (Вы можете приготовить модель перед уроком). Когда дети закончат эту работу, раздайте каждому ребенку по горсти хлопьев (чтобы достаточно было для аппликации и еще осталось для еды!). Затем на каждой детской картинке сделайте маленькие точечки клеем на кроне дерева и попросите детей закончить деревья, разместив на них «фрукты».

5. Можешь ли ты мне сказать? Возможно, Вы захотите делать это на ваших еженедельных занятиях в конце урока. Назовите эту игру «Можешь;т ты мне сказать?» Объясните Вашим малышам, что в конце каждого урока, перед тем, как сказать до свидания, вы вместе будете играть в нее. Попросите каждого ребенка очень внимательно выслушать два важных вопроса, которые Вы зададите. Предложите каждому ответить! Вопросы на сегодня: 1. Кто создал этот прекрасный мир? 2. Скажи мне, какие удивительные вещи Бог сотворил для Своего мира?

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

1. Разложите на столе различные предметы прекрасного Божьего творения (камни, цветы, листья, растения, морские ракушки, фрукты и овощи, сосновые шишки). Как только дети закончат их рассматривать, начните беседу об этих предметах и их Творце.

2. Приготовьте загадки, в которых отображаются частицы созданного Богом мира растения, вода, цветы, животные, рыбы, птицы.

3. Принесите в класс материалы, необходимые для выращивания растений: почву, семена, воду, горшки (растения должны быть быстро прорастающие). Позвольте некоторым детям, проявившим особенный интерес к Вашей работе, помочь Вам посадить семена. Полить их и поместить в солнечное место. Предложите детям, каждое воскресенье наблюдать за прорастанием семян и ростом всходов.

4. Разложите на столе цветные карандаши, фломастеры и картинку к Библейскому уроку. (Вы должны перерисовать ее пли снять на ксероксе по количеству детей в группе). Предложите малышам раскрасить картинку. Из заранее приготовленных листьев и нескольких листов тонкой бумаги вы можете сделать гербарий. Конечно же, сначала покажите детям, как разместить листья на бумаге и закрепить их. Во время раскрашивания картинок и изготовления гербария не упускайте удобного случая вновь п вновь указать детям на то, какой удивительно прекрасный и хороший мир создал для нас наш Бог.

Доброе, сотворённое Богом утро! С Вами Ирина Иваськив. Друзья, общепринятые теории по сотворению мироздания давно трещат по швам, не выдерживая никакой критики. Люди понимают, что никакие взрывы во Вселенной не смогли бы сотворить такого сложнейшего механизма, по законам которого всё устрояется, движется, существует. Но бывает очень непросто объяснить сотворение мира маленьким детям. Поэтому ниже размещаю пример занятия с дошкольниками в Воскресной школе.

Игра «Гусеница на поляне»:

Разложите на полу вырезанные из бумаги, достаточно крупные цветы разного цвета, постройте детей «гусеницей» так, чтобы каждый из них держался руками за пояс ребёнка впереди. Станьте «во главе» гусеницы и «поползайте» всей гусеницей по цветочной поляне, не наступая на цветы. Делайте это с восторгом и воодушевлением.

Варианты игры :

1) лёгкие, смешные задания тому, кто наступит на цветок;

2) сделать 2 гусеницы и ползать по поляне так, чтобы не коснуться друг друга;

3) останавливаться около каких-нибудь цветов и выполнять задание всей группой (всем присесть, или всем наклониться, или всем поднять руки вверх, или всем рассказать стих, который учили накануне, или всем спеть куплет какой-нибудь песенки, показать, что гусеница уснула, или что-то другое);

4) собрать букет;

5) предложить гусенице поползать в саду (где разложены на полу яблоки, груши и другие фрукты) или в лесу (где разложены грибы, листья, шишки)

6) любой другой вариант, который Вы сможете придумать.

Основной урок «Сотворение мира»:

Введение :

Я принесла тебе немного плодов от разных растений. Эти плоды можно кушать. Что лежит на этом подносе? (дольки яблок, груш, кусочки бананов, виноградины и т.п.). Возьми то, что ты любишь, и скушай. Знаешь, как их называют одним словом? Это фрукты. Фрукты растут на деревьях. А что на этом подносе? (кусочки огурцов, помидор, морковки и т.п.). Возьми то, что ты любишь, и скушай. Знаешь, как их называют одним словом? Это овощи. Овощи растут на земле (можно принести какой-нибудь сок и объяснить, из каких плодов он сделан). И фрукты, и овощи называют растениями.

Предложение-связка : Все растения сделал Бог.

Показать рисунок 1 : Бог сделал все растения:

Растения – это также и все цветы, которые есть на земле, все кусты, деревья, трава. Водоросли в воде – это тоже растения. Все, что растёт на деревьях, – это тоже растения. Многие растения ты уже знаешь. Я нарисовала здесь некоторые растения. Попробуй вспомнить, как они называются (тыква, ромашка, ёлка и т.п.).

Игра : Давай поиграем в игру, только играть в неё надо быстро. Я буду показывать тебе картинки всего того, что сделал Бог (Он ведь не только растения сделал). А тебе нужно будет хлопнуть в ладоши, если ты увидишь на картинке какое-нибудь растение (собака, солнце, цветок, гриб, ракушка, куст, другой цветок, шишка, тучка, бабочка).

Предложение-связка : Как хорошо ты разбираешься в растениях! Можешь мне сказать своими словами, что такое растения? Да. А откуда они взялись на земле, кто их сделал? Да. Бог сделал все растения.

Показать рисунок 2 : Бог сделал растения очень давно:

Бог сделал растения очень давно. Знаешь, откуда я это знаю? Об этом сказано в Библии. Бог сделал растения много лет назад, когда ты ещё не родился, когда даже твои папа и мама ещё не родились, когда даже твоих бабушек ещё не было. В то время, когда Бог делал растения, людей вообще не было. Ни одного человека! Не было облаков на небе. И самого неба тоже не было. Не было солнца, не было дождя, деревьев, птиц – ничего тогда не было. Был только Бог. Он всегда был! Однажды Он решил сделать всё прекрасное, что ты видишь сегодня.

Видишь, здесь я нарисовала всё то, что Бог сделал перед растениями. До того, как на земле появились растения, Бог уже сделал небо, землю, по которой ты бегаешь, свет, солнце, звёзды на небе, луну. Она и звёзды светят ночью. Когда погода хорошая, их видно на небе даже вечером. А что это? Это горы. Их тоже сделал Бог перед растениями. А ещё – реки и моря, где ты купался летом, Бог тоже сделал перед растениями.

Предложение-связка : Ну, а после этого наступила очередь для растений.

Показать рисунок 3 : Бог сделал растения разными:

Все растения, которые сделал Бог, – очень разные. Некоторые растения очень мягкие, пушистые, приятные, если их потрогать. Например, вот эта трава. Дотронься до неё. Она называется ковыль-трава (можно дать потрогать камыш или одуванчик). Некоторые растения очень колючие, о них можно поцарапаться. К ним не хочется прикасаться. Например, кактус. Посмотри, сколько у него иголочек. А вот ветка с дерева, которое называется акация. Видишь, какие большие колючки на ней. А на каких растениях ты ещё видел колючки? (после ответов детей можно показать веточки розы, ёлки, сосны, репейник, колосья ржи).

Одним растениям колючки нужны для того, чтобы их не трогали, не срывали. Растения защищаются своими колючками. А другим растениям колючки нужны для того, чтобы прицепиться к какому-нибудь животному или к одежде человека, покататься немного и переселиться жить в другое место. Посмотри, как может переезжать с места на место репейник (прицепить его к одежде нескольких детей, дать походить с ним по группе).

Бог сделал растения очень разными! Одни растения очень маленькие. Посмотри, какие крошечные листочки на этой травинке (показать веточку спорыша). А другие растения – просто великаны! Очень высокие! Выше нашей церкви! У них очень большие листья (показать листья каштана или платана).

Есть растения, которые растут на земле. Но некоторые растения растут только в воде. Это водоросли. Они не могут жить без воды. Бог сделал растения разными и по цвету тоже: у каких-то растений листья зелёные, а у других – красные, жёлтые, голубые.

Одни растения можно кушать. Например, лук, бананы. А другие – нельзя. Они горькие, ядовитые, ими можно отравиться. Например, гриб-мухомор (показать картинку).

Предложение-связка : Бог сделал растения очень разными.

Показать рисунок 4 : Бог сделал растения красивыми:

Каждое растение, которое сделал Бог, – очень красивое. Бог, делая его, продумал всё: где оно будет расти (в горшке на подоконнике или в аквариуме), как оно будет выглядеть и пахнуть (дать понюхать несколько растений).

Многие растения настолько красивы, что с них пишут картины. Растениями украшают комнаты (показать, сколько растений есть в церкви). Цветы дарят в подарок, потому что Бог сделал их очень красивыми.

Предложение-связка : Бог сделал растения не просто так. Он сделал их для тебя.

Показать рисунок 5 : Бог сделал растения для тебя:

Как ты думаешь, зачем Бог сделал растения? Чтобы ты смотрел на них и радовался, чтобы тебе приятно было ходить по улицам. Некоторые растения Бог сделал для того, чтобы ты их ел. Из других растений люди научились делать духи, нитки, вату, ткани. Из деревьев строят корабли и дома, делают мебель. Иногда Бог использует растения, чтобы вылечить человека от какой-нибудь болезни.

Библейская иллюстрация : Однажды так вылечили одного царя (рассказать, чем и как вылечили царя Иезекию 4 Ц. 20:1-7)

Показать рисунок 6 : Бог хочет, чтобы ты заботился о растениях:

Бог хочет, чтобы ты ухаживал за растениями. Если у тебя дома есть какие-нибудь растения, вовремя поливай их. Ты также можешь помогать своей бабушке ухаживать за растениями в саду, на даче.

Другие части занятия:

Включите в занятие несложную молитву-благодарение, созвучную теме “Сотворение мира”. Например:

Бог сделал растения для тебя. Ты можешь благодарить Бога за все растения, которые Он сделал. Давай ты сейчас скажешь Богу спасибо за самые любимые свои фрукты, которые ты любишь кушать. Бог сделал растения для тебя.

Можно также разучить с малышами один куплет известной песни про сотворение мира – «Бог держит весь мир». Придумайте вместе с детьми ещё один куплет о растениях. Например: Бог держит разные деревья в Своей руке.

Советую также закрепить услышанное простыми “трудовыми” заданиями (например, полить цветы в группе) и/или несложной творческой деятельностью (подойдут аппликация из высушенных листьев, раскрашивание цветов, лепка овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов).

Игра на повторение:

Вы можете выбрать любую весёлую игру, подходящую теме “Сотворение мира”, или использовать предложенную ниже.

Игра «Да/нет» :

Я очень хочу, чтобы ты вспомнил, о чём мы говорили на этом занятии. Чтобы тебе было легче вспоминать, я предлагаю тебе поиграть. Я буду говорить тебе разные предложения. Если я правильно сказала, значит, тебе нужно будет высоко помахать двумя руками (показать, как). Если я неправильно сказала, тебе нужно будет потопать ногами и покричать у-у-у.

Предложения для игры :

1) Бог сделал небо и землю первыми, ещё до растений.

2) После этого Бог сделал растения. У-у-у

3) Траву, деревья, кусты и цветы называют растения.

4) Водоросли – это тоже растения.

5) Фрукты растут на огороде. У-у-у

6) Бананы, яблоки, груши – это фрукты.

7) Помидоры, картошка, огурцы – это тоже фрукты. У-у-у

8) Овощи растут на деревьях. У-у-у

9) Фрукты и овощи – это растения.

10) Некоторые растения можно кушать.

11) Некоторыми растениями можно лечить людей.

12) Из некоторых растений делают мебель.

Пояснения для учителя

Маленькие дети могут концентрировать своё внимание ненадолго, всего на 3-5 минут. Поэтому:

1) виды деятельности на занятии с ними должны часто сменять друг друга и быть разнообразными,

2) а продолжительность занятия должна быть небольшой, от 30 минут до 1 часа (при условии, что детям на занятии очень интересно!).

Все указанные виды деятельности можно провести и одним занятием (для более старших детей), что займёт примерно час времени, но если малыши, которым Вы служите, совсем маленькие, тогда подумайте, как сократить занятие. Например:

  • песенку, трудовое обучение, игру на повторение, поделку можно провести вторым занятием после перерыва (на туалет, чаепитие, перекус)
  • игру на повторение можно провести в начале следующей встречи с детьми

Необходимые материалы:

  • Вырезанные из бумаги цветы для игры
  • 6 рисунков для урока
  • Картинки размером А5: собака, солнце, цветок, гриб, ракушка, куст, другой цветок, шишка, бабочка, тучка для игры
  • Пушистые растения: ковыль-трава (или камыш или одуванчик)
  • Колючие растения: кактус (или веточка акации, ёлки, сосны, розы) и репейник
  • Веточка спорыша и крупные листья с любого дерева
  • Картинка размером А5: гриб-мухомор
  • Пластилин, дощечки под пластилин; или белая и/или цветная бумага, клей, высушенные листья, травинки, цветы, семена растений; или раскраски
  • Два подноса
  • Фрукты: яблоки, груши, виноград, бананы
  • Овощи: помидоры, морковка, вареный картофель и др.
  • Одноразовые стаканчики
  • Лейки или ведёрки
  • Слова и ноты песни «Бог держит весь мир» смотрите ниже в разделе «Приложения»)

6 рисунков для урока:

Сделайте рисунки по теме “Сотворение мира” форматом А4 каждый, вверху напишите главную истину, а внизу (шрифтом поменьше) – предложение, объясняющее главную истину. Конечно же, большинство дошкольников ещё не умеет читать, но всё равно пишите эти предложения. Если дошкольники будут часто видеть буквы написанными, они скорее начнут отличать их одна от другой. Из опыта знаю, что дошкольники, даже не умея читать, способны узнавать среди других слова, которые они часто видели написанными (например, Бог, Иисус). А ещё написанные предложения будут хорошей подсказкой преподавателю. С обратной стороны каждого рисунка напишите текст, относящийся к нему. Показывая детям рисунок, можно будет, в случае чего, подглянуть в этот текст. Рисунки не обязательно должны быть изысканными с художественной точки зрения (часто бывает, что дети лучше понимают рисунки, нарисованные простым фломастером, так сказать, на скорую руку). Если Вы совсем не умеете рисовать, – не беда! Вы можете попросить кого-то сделать рисунки для Вашего занятия, или же найти нужные изображения в старых журналах и наклеить их как аппликацию. Предлагаю примерный вариант этих рисунков. Их можно распечатать, а потом разукрасить.

Заключение

Друзья, сотворение мира – прекрасная тема! Не нужно бояться брать её для занятий с дошкольниками. Если такие занятия полезны Вам, пишите об этом в комментариях. С любовью к Вам и Вашим дошкольникам

© Ирина Иваськив

Друзья! На нашем канале в Ютубе стартовал новый проект: Библейские уроки детям. Для детей и родителей – наша Воскресная школа онлайн! Хотите, чтобы изучение Библии стало увлекательным? Сожалеете, что не всегда понимаете сложные взрослые христианские проповеди? Нуждаетесь в том, чтобы кто-то объяснил библейские истории маминым языком? Не знаете, как применить библейские истины в обычной жизни? Заходите в гости, слушайте наши библейские уроки всей семьёй – и знакомые сюжеты оживут по-новому! Библия не устарела!


Цель урока: Раскрыть Бога как Творца, наш Господь - Бог устройства и порядка.

Золотой стих: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1) (придумать жест на каждое слово и показать в движении)

Игра: Написать на карточках творения Божьи (всего около 15 штук). Суть игры - собрать все творения по порядку (земля, вода, растения, животные, Адам, Ева)

Песня: Этот день сотворил Господь

Урок "Сотворение мира"

1. Вступление:
Как прекрасно устроен наш мир! Посмотрите на чудеса природы:

  • как устроено наше ухо - улитка, в развернутом виде представляет собой клавиши, которые повторяют звук, единственный орган тела, который не растет;
  • дыхание - автоматически. Даже, если человек захочет сам себя задушить, сначала он потеряет сознание, это как предохранитель;
  • насекомые: бабочки откладывают личинки на капустных листах, хотя сами не питаются ими;
  • метаморфоза – удивительный процесс - преобразование гусеницы в бабочку;
  • сложность устройства улья, новорожденная пчела сама собирает нектар;

Главная мысль: наша Вселенная устроена очень сложно и очень точно. Во всем есть закон и порядок. Огромное количество нераскрытых загадок.

Чудеса законов природы заставляют нас задумываться о том, что кто-то сделал все это. Это мог сделать только Бог. Этот Бог должен быть совершенным. Библия говорит нам именно о таком Боге. Ничто и никто другой не представляют Бога таким, каким Его описывает Библия.

2. Сотворение мира

Вопрос: Что такое "создать"? Это значит сделать что-то из ничего.

Объяснить понятия: Бытие – значит «происхождение»
- разобрать Бытие, 1 главу
- расписать творения по дням на доске - пусть дети пишут сами

Вопрос: о чем говорится в 1-й главе книги Бытие (о Боге - 33 раза до 2:3)

Вопрос: что мы узнали о Боге из этой главы:
- Бог - Творец (устройство и порядок)
- Всемогущ (сказал, и совершилось)
- триединство (…«сотворим» человека)
- величие Бога
- Бог был в начале всего
- человек - подобие Бога (… «по образу и подобию»)

Вывод: Бог дал закон и порядок всему, Бог создал все с определенной целью.

3. Сотворение человека
(разобрать Быт. 2:3-25)

Вопрос: для чего Бог создал человека?

Для общения с Ним (Себе подобного Быт.1:26)
- для управления землей (да владычествуют над миром, Быт.1:26)
- .................................................

Вопрос: чем человек отличается от других творений?

Бог сотворил человека особенным:
по своему подобию (разум, воля, любовь, способности)

Весь мир был сотворен специально для человека.
Человек - это венец Божьего творения.
Вторая глава Бытие вся посвящена истории сотворения человека.

Каким Бог сотворил человека?
святым и совершенным
со свободной волей
........................................................

Какое повеление дал Бог людям?
размножаться на Земле
управлять ею и всем, что на ней

4. Седьмой день творения - покой

Вопрос: Неужели Бог устал? - нет, Бог не устает и не изнемогает (Ис. 40:28)

Тогда для чего суббота?

Это пример для нас
- чтобы отойти от работы и суеты
- чтобы задуматься о жизни и Боге
- чтобы подвести итог

5. Вывод

Бог создал все прекрасно
Бог создал все с определенной целью
Человек - венец творения
Бог создал все для человека
Бог дал закон и порядок всему

Применение
Подражать Богу в устройстве и порядке