Счет 210.06 расчеты с учредителем. Порядок отражения в учете расчетов с учредителем

Правильное использование КПС - классификационных признаков счетов, в народе больше известные, как КБК - позволяет существенно снизить количество ошибок при заполнении регламентированной отчетности в конфигурации "1С:Бухгалтерия государственного учреждения". Такие формы, как 769 и 710, напрямую зависят от выбранных КПС. Если в течении года вести учет по правилам, то в конце года сдача отчетности не будет проблемой.

КПС в конфигурациях 1С подразделяются на:

  • КРБ - "расходные КБК";
  • КДБ - "доходные КБК";
  • КИФ - "расчетные КБК"
  • гКБК - неопределенные (используются при закрытии года и временном распоряжении).

Каждый КПС состоит из 17 разрядов. Первые четыре разряда - раздел, подраздел. Последние три разряда - классификация доходов (КВД), расходов (КВР).

Использование КПС регламентировано Инструкцией 174н и 162н . Некоторые счета используют только один КПС, и никакой другой. Например, у счета 304.01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" правомерно использовать только КПС вида гКБК, состоящий из всех нулей. У других счетов можно использовать разные виды КПС в зависимости от корреспондирующего счета или целевого назначения.

В этой статье мы хотим создать краткую памятку для бухгалтера. Конечно же эта статья не является инструкцией по бюджетному учету. Она лишь может облегчить выбор того или иного вида КПС в зависимости от счетов.

Итак, приступим.

  • Счета группы 100 "Нефинансовые активы", а именно счета 101-105, 111, 114 - Вид КПС: КРБ . в 5-17 разрядах указываются нули . т.е. в состав КПС включается только указание раздела, подраздела. Остальные разряды не заполняются. Хотя на практике в некоторых учреждениях вышестоящие органы заставляют рекомендуют формировать остатки на начало года по нефинансовым активам на "нулевые КБК", а в течение года использовать "расходные КБК". Таким образом, списание и перемещение "прошлогодних" активов должно проходить по нулевым КБК, а приход и движения активов этого года - на расходных КБК. В конце года опять же все остатки на расходных КБК переносятся на нулевые. На наш взгляд это крайне неудобно, в первую очередь из-за путаницы в течение года - текущие остатки "висят" на разных КПС. Ну и увеличение оборотов в следствие переноса по КПС остатков в конце года.
  • Счета группы 201 "Денежные средства учреждения" (кроме 201.35) - Вид: КИФ . Все нули , без раздела, подраздела. У этих счетов также часто бухгалтера используют разные КПС: делят по разделам/подразделам и используют "хвосты" 510, 610 "Поступления на/Выбытия со счетов". Последний вариант - использование аналитических групп КИФ у счетов 201 - крайне не рекомендуется использовать. В конце года в Главной книге будут "висеть" остатки по поступлениям денежных средств "черным", а расход - "красным". Согласитесь, такая Главная книга не вызовет одобрения ни у одного проверяющего. Поэтому со счетами 201 рекомендуем использовать "нулевой" КИФ.
  • Счет 201.35 "Денежные документы" хоть и входит в группу 201 "Денежные средства учреждения", но использует другой вид КПС. Вид: КРБ . 1-4 разряд - раздел, подраздел. Остальные нули .
  • Счет 201.06 "Расчеты с учредителем" предполагает использование вида КДБ со всеми нулями . Хотя в инструкции указывается, что 210.06 должен использовать нулевой КДБ только при КФО 4. При прочих КФО можно использовать КДБ 180, но всё же мы рекомендуем указывать нулевой КПС при всех видах финансирования.

Отдельно нужно разобрать использование КПС у счетов 401.10 "Доходы текущего финансового года" и 401.20 "Расходы текущего финансового года".

У счета 401.10 должен использоваться такой же КПС, как и у корреспондирующего счета, если корсчет использует "доходный КБК". Так например, в проводке начисления доходов от оказания услуг Дт 205.31 Кт 401.10, КПС кредита будет такой же, как и КПС дебета - КДБ 130.

Исключением этого правила являются проводки с "расходными" корсчетами. Например, списание остаточной стоимости основных средств Дт 401.10 Кт 101.ХХ. У счета 101.ХХ как мы упоминали выше, КПС вида КРБ. У счета 401.10 вид КПС всегда КДБ . Поэтому в данном случае правило одинаковых КПС не применяется. Выбор КПС у счета 401.10 в корреспонденции с расходными счетами определяется по КОСГУ счета 401.10. Так в нашем примере про списание остаточной стоимости проводка с КОСГУ выглядит следующим образом: Дт 401.10.172 Кт 101.ХХ.410. При КОСГУ 172 и корсчете 101, 104 у счета 401.10 используется КПС вида КДБ, 15-17 разряды - 410 "Уменьшение стоимости основных средств". При КОСГУ 172 и корсчете 105 у счета 401.10 используется КПС вида КДБ, 15-17 разряды - 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов".

В то же время при использовании КОСГУ 180, например при безвозмездном поступлении основных средств, КПС у счета 401.10 будет с аналитической группой 180.

У счета 401.20 вид КПС всегда КРБ. Он будет зависеть от КОСГУ и в основном копируется из КПС корсчета. Стоит отметить, что при корреспонденции 401.20 со счетами 101-105 КПС будет с КВР 000.

Ну и подытожим статью краткой таблицей, которая и будет являться памяткой для бухгалтера.

Счета 101-105, 111, 114

Вид КРБ. в 5 - 17 разрядах отражаются нули, т.е. КПС вида - раздел, подраздел, остальные нули.

Счета группы 201 "Денежные средства учреждения" (кроме 201.35)

Вид КИФ. Все нули, без раздела, подраздела.

Вид КРБ. Раздел, подраздел, остальные нули.

Счета группы 204 "Финансовые вложения"

Вид КИФ, КРБ. Все нули, без раздела, подраздела.

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 410

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 420

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 430

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 440

Вид КИФ. Все нули, без раздела, подраздела

Вид КИФ. 1-4 разряд - раздел, подраздел. 15-17 - 510 "Поступление на счета бюджетов"

Счет 210.06 (по КФО 4)

Вид КДБ. Все нули.

Вид гКБК. Все нули.

Счет 401.10.172 (КФО 4)

Вид КДБ. Все нули.

Счет 401.10.172

Счета 101, 104

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 410 (либо нули)

Счет 401.10.172

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 440 (либо нули)

Счет 401.20.211

Вид КРБ. КВР 111, 131

Счет 401.20.212

Вид КРБ. КВР 112, 133, 134

Счет 401.20.213

Вид КРБ. КВР 119, 139

Счет 401.20.231

Малофеева В. Н. , заместитель главного бухгалтера
ГУЗ «Областная клиническая больница» г. Саратова, член ИПБ России

Расчеты с учредителями в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения вызывают у бухгалтеров много вопросов. Финансисты выпустили по данной теме разъяснения. Проанализируем ситуацию.

Ограничения по распоряжению имуществом

Согласно нормам Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, право государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по распоряжению имуществом и принятию обязательств ограничено в связи с возможными рисками обременения и (или) отчуждения имущества (в том числе при условии принятия обязательств учреждения, не обеспеченных соответствующими активами).

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ, пунктом 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом. Исключение составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждениями собственником этого имущества или приобретенное учреждениями за счет выделенных собственником средств.

Для учета расчетов с органом власти, наделенным функциями и полномочиями учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, предназначен счет 210 06 000 «Расчеты с учредителем». Это установлено пунктом 238 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. На данном счете отражаются расчеты по поступлению объектов основных средств и материальных активов, переданных учредителем бюджетному учреждению в оперативное управление, и их возврат.

Активы получены в натуре

На основании пунктов 9, 116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н), расчеты с учредителем при получении объектов основных средств при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления отражаются в сумме балансовой стоимости активов.

Проводки выглядят так:

В случае изменения в течение года (на сумму начисленной амортизации, выбытия имущества и пр.) стоимости имущества, которым учреждение не отвечает по принятым им обязательствам, показатель счета 210 06 000 подлежит корректировке не реже одного раза в год. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 июля 2012 г. № 02-06-07/2679. В учете следует отра­зить такие бухгалтерские записи:


В письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798 предложен иной порядок отражения в учете бюджетного учреждения расчетов с учредителем, отличный от порядка учета таких расчетов, предусмотренного пунктом 116 Инструкции № 174н. Проводки по отражению расчетов с учредителем выглядят так:


Изменение показателей по результатам произведенных операций с особо ценным имуществом отражается в учете учреждения следующим образом:


Финансисты обращают внимание, что по результатам проведенной корректировки входящих остатков 2012 года учредителем (учреждением) в составе годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2012 год подлежат формированию Сведения (ф. 0503173). В них в графе 5 «Причина расхождения» Раздела 2 «Причины изменений» указывается уточненный размер вложений учредителя в недвижимое и особо ценное движимое имущество учреждения.

Имущество приобретено за счет средств учредителя

На приобретение основных средств бюджетному учреждению может быть выделена учредителем целевая (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

В этом случае операции по приобретению основных средств отражаются по коду вида деятельности «5» – субсидии на иные цели.

Если указанные активы приобретены в рамках республиканских и (или) федеральных целевых программ или отнесены к недвижимому и особо ценному движимому имуществу учреждения, то в таком случае эти объекты основных средств следует перевести с кода вида деятельности «5» на код вида деятельности «4» – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Проводки в учете отражаются следующим образом:

Важно запомнить

Подготовлены правки в отчетность, предусматривающие дополнение Баланса (ф. 0503730) строками, где отражаются показатель уменьшения особо ценного имущества и его расчетная чистая стоимость.

В едином плане счетов для расчетов с учредителями для ряда организаций предусмотрен счет 210.06. Мы подробно разберем, каким организациям необходимо его использовать. Рассмотрим, когда по счету 210.06 выполняются расчеты с учредителем, проводки по этому счету и как отразить их в форме 0503721.

Когда для расчетов с учредителями используется счет 210.06

Расчеты с учредителем, счет 210.06 в балансе и 0503721 форме используется только для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

Важно: Организации другого типа, например казенные не применяют расчеты с учредителем через счет 210.06. Коммерческие организации используют для расчета с учредителями счет 75 бухгалтерского плана счетов.

Что отражается при расчетах с учредителем на счете 210.06

Остатки на данном счете определяются по итогам расчета суммы балансовой стоимости недвижимого и особо ценного имущества (ОЦИ). Этим имуществом организация законодательно не может распоряжаться по своему усмотрению. Поэтому для операций с таким имуществом организации применяют расчеты с учредителем. Счет 210.06 служит для отражения движения с особо ценным имуществом. При изменении стоимости ОЦИ следует соответственно изменить его стоимость на счете 210.06. Для отражения изменения стоимости ОЦИ по счету 210.06 выполняем соответствующие проводки.

Важно: Период корректировки остатков на счете 210.06 согласуется учредителем организации, нов любом случае происходит не реже одного раза в год, при сдаче годовой отчетности.

Аргументы, чтобы учесть все расходы на сбор учредителей и дивиденды

С марта в компаниях проходят собрания собственников бизнеса. В ООО годовое собрание собирают с 1 марта по 30 апреля, в акционерных обществах - с 1 марта по 30 июня (ст. 34 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ и п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ).

Затраты на собрание часто весомы, и в интересах компании полностью учесть их при расчете налога на прибыль. Часть расходов сейчас можно учесть без проблем, если обосновать их необходимость. Но есть расходы, которые безопаснее нормировать или не заявлять вовсе.

Расходы на общее собрание

Компания вправе учесть затраты на общие собрания участников или акционеров. Основание - подпункт 16 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Но в Кодексе прямо названы только расходы:

  • на аренду помещения;
  • подготовку и рассылку информации о собрании;
  • иные расходы на проведение собрания.

Инспекторы обычно отказывают в учете «иных» затрат, которые прямо не прописаны в Кодексе. Но возможны придирки и к расходам, которые прописали в Кодексе. Ниже мы привели основные затраты на собрание и аргументы, как их обосновать.

Рассылка извещений о собрании.

Компания вправе учесть расходы на извещение о собрании тем способом, который участники закрепили в уставе. Налоговики не спорят с такими расходами. Ведь компания обязана уведомить участников и акционеров о дате, времени и месте проведения годового собрания и его повестке дня.

Участники вправе прописать в уставе один или несколько вариантов извещения. Например, отправку заказного письма или сообщения на электронную почту участника, публикацию объявления о собрании в конкретном печатном издании или интернете и др. (ст. 36 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ и ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ). Учесть затраты можно на все способы оповещения, которые участники определили в уставе.

Как искать проводки с помощью Банка проводок

Подобрать проводку для любой операции вы можете

Что относится к особо ценному имуществу (ОЦИ)

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 описывает критерии отнесения движимого имущества к особо ценному. Перечислим их:

В бюджетных и автономных учреждениях:

  • Особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4
  • Особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения;

А также недвижимое имущество:

  • В бюджетных учреждениях не зависимо от источника его приобретения
  • В автономных учреждениях учитываемое по КФО 4

Корректировка показателей на счету 210.06 осуществляется последними операциями отчетного года по дебету счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов:

Как отразить остатки на счете 210.06 в форме 0503721

Для отражения движения ОЦИ в форме 0503721 в суммы по строкам 481, 482, характеризующие увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности необходимо включать данные со счета 210.06.

Читайте подробнее:

  • Налогообложение дивидендов учредителям ООО в 2017 году
  • НДФЛ с дивидендов в 2017 году: ставка

Основной методический материал по данному вопросу представлен Письмом МФ РФ №02-06-07/3798 (в дальнейшем 3798) от 18.09.2012 «Об отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете и бюджетной отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным движимым имуществом.

Что относится к особо ценному имуществу (в дальнейшем ОЦИ)?

К ОЦИ относится недвижимое имущество (НИ) и особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) , закрепленное за государственным (муниципальным) автономным учреждением (далее - автономное учреждение) собственником этого имущества или приобретенное автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

ОЦИ = НИ + ОЦДИ = 101.10 (101.11 - 101.13, 101.15 + 101.18) + (101.20) + (102.20) + (105.20)


Объекты ОЦИ согласно инструкции 157Н отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счетов 410110000 «Основные средства недвижимое имущество учреждения», 410120000 «Основные средства 410220000 «Нематериальные активы особо ценное движимое имущество учреждения», 410520000 «Материальные запасы

В части ОЦИ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения его типа и закрепленного за автономным учреждением, на соответствующих счетах аналитического учета счетов 210120000 «Основные средства особо ценное движимое имущество учреждения», 210220000 «Нематериальные активы особо ценное движимое имущество учреждения», 210520000 «Материальные запасы особо ценное движимое имущество учреждения».

Операции с указанным имуществом в бухгалтерском учете учреждений оформляются в общеустановленном порядке соответствующими бухгалтерскими записями, предусмотренными для иных объектов нефинансовых активов.

При этом в бухгалтерском учете учреждений на сч. 021006000 «Расчеты с учредителем» (421006000, 221006000) учитывается показатель расчетов с Учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ.

Изменение показателей, отраженных на сч. 421006000 (221006000), осуществляется учреждением при составлении годовой бухгалтерской отчетности (реорганизационной отчетности) в корреспонденции со сч. 440110172 «Доходы от операций с активами» (240110172 «Доходы от операций с активами»), либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности .

На суммы изменений показателей сч. 421006000 (221006000) учреждение направляет Учредителю Извещение (ф.0504805) в порядке, установленном Учредителем и отраженном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Для отражения данных операций в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (далее БГУ 8) добавлен документ«Корректировка расчетов с учредителем », главное меню БГУ 8 – «Бухгалтерский учет» – «Регламентные операции завершения отчетных (налоговых) периодов» Корректировка расчетов с учредителем (подробное описание документа в справке по F1 из документа). В табличной части необходимо только заполнить графу с реквизитом «Счет 401.10», выбрав одноименный счет из единого плана счетов.После проведения документа будут сделаны бухгалтерские записи (см. Рис. №2) на сумму корректировки сч. 210.06 и забалансового счета ОЦИ . В документе предусмотрена печатная форма №0504805 для реализации положений письма 3798.


Рис. 1

Суммы корректировки счетов с момента предыдущего формирования бухгалтерских записей:

1. Дебет 4 401 10 172 Кредит 210 06 660 2. Кредит ОЦИ

Расчеты с учредителем бухгалтер учреждения отражает на счете 210 06. По каким суммам следует формировать такие расчеты? Как часто делать записи по данному счету? Какие документы составлять?

Бюджетное учреждение не может самостоятельно распоряжаться особо ценным имуществом. Все сделки с такими активами надо согласовывать с учредителем (п. 2, 3ст. 298 Гражданского кодекса РФ). Чтобы он мог контролировать учреждение в этом вопросе, бухгалтер ведет учет по расчетам с учредителем на специальном счете - 0 210 06 000. На нем он отражает стоимость:

  • объектов недвижимости;
  • особо ценного движимого имущества (ОЦДИ).

Рассмотрим в статье, как выстроить учетную цепочку, чтобы не было нареканий со стороны собственника или ревизоров.

  • Важная статья:

По каким видам деятельности формируют счет

В общем случае показатели счета 0 210 06 000 формируют только по коду финансовой деятельности (КФО) 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (письмо Минфина России от 22 октября 2015 г. № 02-07-10/60698). Но есть исключение.

Так, это правило не действует, если учреждение купило имущество по КФО 2 «Приносящая доход деятельность» или КФО 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» до изменения его типа. Об этом сказано в письмах Минфина России № 02-06-07/3798 и Федерального казначейства от 9 января 2013 г. № 42-7.4-05/2.1-3.

То есть в учете могут быть показатели по счетам 2 210 06 000 и 7 210 06 000. Однако показатели этих счетов в дальнейшем увеличивать нельзя. Их можно только уменьшать по мере выбытия из распоряжения учреждения соответствующего имущества.

Расчеты с учредителем: как корректируют показатели счета

В течение года учреждение так или иначе распоряжается особо ценными активами. В результате показатели на счете 0 210 06 000 становятся неактуальными: сумма отличается от балансовой стоимости ценного имущества. Поэтому показатель:

  • увеличивают - если имущество купили, получили безвозмездно или провели его переоценку;
  • уменьшают - если имущество ликвидируют, продают или передают.

Корректируют показатели так часто, как того требует учредитель. Например, в режиме реального времени. То есть когда бухгалтер отражает в учете операции по поступлению или выбытию особо ценного движимого и недвижимого имущества. Единственное условие - изменять показатели надо не реже одного раза в год. Порядок такой:

  • по счету 4 210 06 000 показатель корректируют в сумме балансовой стоимости поступившего и выбывшего особо ценного имущества;
  • по счетам 2 210 06 000 и 7 210 06 000 - в сумме балансовой стоимости выбывшего особо ценного имущества, которое купили до изменения типа учреждения. При этом по счету 2 210 06 000 в сумме балансовой стоимости поступившего недвижимого имущества изменяют показатель только бюджетные учреждения.

Рассмотрим на примерах.

Перевод основного средства из состава иного движимого имущества в ОЦДИ

Чтобы показать перемещение объекта из иного движимого имущества в особо ценное (со счета 0 101 30 на счет 0 101 20) и наоборот, придется списать объект с баланса. И только после этого отразить его в составе новой категории. Также поступите и с амортизацией.

Пример 1:

Учреждение «Альфа» купило оборудование за счет выручки от приносящей доход деятельности.

Бухгалтер отразил актив на счете 2 101 34 000 «Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения». Оборудование приобрели, чтобы использовать в платной деятельности.

Через три года руководитель решил использовать его при оказании государственных услуг. Поэтому по согласованию с учредителем оборудование отнесли к категории ОЦДИ и перевели на счет 4 101 24 000 «Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения». Амортизация к тому моменту была начислена в размере 100 процентов. В учете бухгалтер отразил перевод так.

1. Выбытие оборудования из состава иного движимого имущества:

ДЕБЕТ 2 104 34 410
КРЕДИТ 2 401 10 172

250 000 руб.
- списана сумма начисленной амортизации по оборудованию, которое было учтено в составе иного движимого имущества;

ДЕБЕТ 2 401 10 172
КРЕДИТ 2 101 34 410

250 000 руб.
- списано с учета иное движимое имущество по первоначальной (балансовой) стоимости.

2. Отражение оборудования в составе ОЦДИ:

ДЕБЕТ 4 401 10 172
КРЕДИТ 4 104 24 410

250 000 руб.
- принята к учету сумма ранее начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 4 101 24 310
КРЕДИТ 4 401 10 172

250 000 руб.
- принято оборудование в состав ОЦДИ.

Затем бухгалтер откорректировал показатель, который характеризует расчеты с учредителем:

ДЕБЕТ 4 401 10 172
КРЕДИТ 4 210 06 660
250 000 руб.
- отражено увеличение показателя стоимости ОЦДИ.

На суммы изменений показателя счета 210 06 он направил учредителю извещение (ф. 0504805) (см. образец).

Образец. Извещение учредителю об изменении показателя на счете 210 06

Расходы за счет субсидии на капвложения в объекты капитального строительства

Если учреждение получает субсидию на капвложения, например на реконструкцию здания, расходы бухгалтер отражает по КВР 407 и статье 310 КОСГУ. Хотя расходы проводят по КФО 6, после того как учредитель примет отчет об использовании субсидии от учреждения, бухгалтер должен принять к учету вложения по КФО 4.

По завершении реконструкции оформляют акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Сведения о реконструкции бухгалтер фиксирует в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031). На стоимость работ по реконструкции здания увеличивает его первоначальную стоимость (п. 27 Инструкции № 157н). Потом в срок, установленный учредителем, отражает расчеты с учредителем в размере стоимости принятых учреждением работ по реконструкции здания.

Пример 2:

Учреждению «Альфа» выделили из областного бюджета субсидию на реконструкцию административного здания в сумме 1 млн руб.

После того как учредитель утвердил отчет об использовании средств субсидии, бухгалтер отразил доходы, полученные от субсидии. Затем он принял к учету вложения по КФО 4 и зафиксировал расчеты с учредителем:

ДЕБЕТ 6 205 81 560
КРЕДИТ 6 401 10 180

1 000 000 руб.
- начислены доходы от субсидии на капвложения в объекты капитального строительства;

ДЕБЕТ 6 304 06 830
КРЕДИТ 6 106 11 410

ДЕБЕТ 4 106 11 310
КРЕДИТ 4 304 06 730

1 000 000 руб.
- приняты к учету по КФО 4 вложения, произведенные за счет субсидии на капвложения;

ДЕБЕТ 4 101 12 310
КРЕДИТ 4 106 11 310

1 000 000 руб.
- отнесены затраты на реконструкцию здания на увеличение его первоначальной стоимости;

ДЕБЕТ 4 401 10 172
КРЕДИТ 4 210 06 660

1 000 000 руб.
- отражены расчеты с учредителем в сумме вложений в первоначальную стоимость здания.

На суммы изменений показателя счета 210 06 бухгалтер направил учредителю извещение (ф. 0504805).

Расчеты при ликвидации учреждения

Чтобы ликвидировать учреждение, создают специальную ликвидационную комиссию. Например, учредитель федерального уровня должен это сделать в двухнедельный срок после принятия решения (п. 28 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения.

Она, в частности:

  • размещает в средствах массовой информации сведения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Для этой цели подойдут только те издания, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц;
  • принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
  • уведомляет письменно кредиторов о ликвидации учреждения. Они вправе выставить свои требования не позднее двух месяцев со дня публикации сведений о ликвидации. Именно ликвидационная комиссия впоследствии будет выступать в суде.

Те активы, на которые в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание, комиссия передает собственнику (учредителю).

Пример 3:

Право оперативного управления имуществом прекращено. Бухгалтер отразил операцию возврата активов учредителю так:

ДЕБЕТ 4 401 20 241
КРЕДИТ 4 101 00 410

- переданы основные средства по балансовой стоимости;

ДЕБЕТ 4 104 00 410
КРЕДИТ 4 401 20 241

- передана сумма амортизации, начисленная по основным средствам;

ДЕБЕТ 4 401 20 241
КРЕДИТ 4 102 20 420

- переданы нематериальные активы по балансовой стоимости;

ДЕБЕТ 4 104 20 420
КРЕДИТ 4 401 20 241

- передана сумма начисленной амортизации по нематериальным активам;

ДЕБЕТ 4 401 20 241
КРЕДИТ 4 103 10 430

- переданы непроизведенные активы по фактической стоимости;

ДЕБЕТ 4 401 20 241
КРЕДИТ 4 105 20 440

- переданы материальные запасы (особо ценное движимое имущество учреждения) по фактической стоимости.

На сумму переданных активов бухгалтер уменьшил показатель счета 210 06 «Расчеты с учредителями»:

ДЕБЕТ 4 401 10 172
КРЕДИТ 4 210 06 000 (СТОРНО)

- уменьшена балансовая стоимость особо ценного движимого имущества.

И затем подал учредителю извещение (ф. 0504805) на сумму изменений показателя счета 210 06.