Конспект занятия по развитию речи для дошколят. Речь ребенка

За каждый правильный ответ ребенок получает поощрительную фишку.

Воспитатель: -Все профессии нужны. Все профессии важны.

Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о том, как много есть профессий, где работают ваши мамы. И что каждая профессия нужна и по своему важна.

Занятие № 3 : «Берегите матерей»

Дать детям представление о значимости матери для каждого человека.

Познакомить со списками разных поэтов, воспевающих матерей.

Воспитывать добрые и ласковые отношения к своей маме.

Вызвать желание выучить новое стихотворение.

Ход занятия:

Воспитатель: (читает стихотворение Расула Гамзатова «Берегите матерей»)

«Воспеваю то, что вечно ново. И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою.

Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!.. Я произношу его:"Мама!"»

Воспитатель: -Дорогие ребята! Мы с вами уже много говорили о том, что в День праздника 8 марта принято поздравлять всех женщин. И это не просто так.

В этот день мы поздравляем наших любимых мам, мы показываем как мы их сильно любим. Слово «мама» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей.

Люди подравляют своих мам, приезжают к ним в гости. Давайте послушаем сколько тепла и ласки в словах Мамочка! Мамуля! (Педагог предлагает произнести детям это слово) . Почувстуйте, сколько доброты таит это слово, которым мы называем самого близкого человека, дорогого и единственного. Далее педагог показывает иллюстрации, на которых изображены матери с детьми.

Вопросы к детям:

Как вы понимаете слово «мама»?

Как вы думаете, какое самое первое слово произносит малыш, который начинает говорить?

Как вы думаете для чего каждому человеку нужна мама?

Какие ласковые слова вы говорите своей мамочке?

Воспитатель опрашивает всех детей и дожидается их ответов, при необходимости помогает ребенку вспомнить ласковые ласковые слова для мамы:

Источник nsportal.ru

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»

Обучающие:

Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.

Формировать умение и навыки активно пользоваться мимикой и жестами, речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох.

Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Учить детей воспроизводить ритмический рисунок, опираясь на наглядную схему.

Учить детей соотносить темп движений и темп речи.

Формировать у детей навыки восприятия повышения и понижения основного тона (перелом мелодического рисунка) .

Развивающие:

Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.

Материал: шапочки-маски петушков, фигурки королей с изображением различных эмоций, игрушка «Курочка», колокольчики. Карточки с изображением различных волнистых линий, со стрелками косо направленными вверх и вниз, различных знаков препинания, карточки-схемы с изображением ритмических рисунков, карточки с прорезью плоскостным изображением воздушного шара.

Плакаты с изображением туч в виде сказочных дворцов. Плоскостное дерево на подставке. Объёмные деревья.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, дети. Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь солнышку, коснитесь друг друга ладошками, передайте тепло и улыбку друг другу. Сегодня у нас в гостях снова сказка.

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

Воспитатель. Но сегодня мы отправимся в необычную сказку. Путешествие начинается.

Жили-были два петушка. Они стояли на страже сказочного королевства и были такими забияками, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Петушки всё время спорили, кто из них самый лучший стражник, самый ловкий и самый смелый.

(Логопед и воспитатель, надев шапочки петушков, показывают упражнение «Забияки-петушки».(Закрепление навыка выделения на слух неожиданного акцента) Дети держат в руках «петушков» двух видов. Педагог медленно произносит разные слоги, произвольно делая акцент на одном из них.

Если фон звучания равной силы, то дети поднимают вверх «петушка» с опущенными крыльями. На акцентируемый слог поднимают вверх «петушков» с распушенными крыльями.

Логопед: Однажды увидел король, как спорят его стражники-петушки, и сначала очень этому удивился.

Ребята, кто из вас покажет фигурку удивлённого короля? (Ребёнок находит и показывает фигурку короля с эмоцией удивления)

Король удивлённо воскликнул: О-о-о?!

Скажите, дети, как говорил король?

Кто из вас покажет злого короля и скажет так, как он? (Ребёнок показывает фигурку короля и проговаривает звук звук «О» сердитым голосом.)

И тут к королю подошла королева. Она была очень добрая, нежная, ласковая. Королева улыбнулась и нежно спросила: «И-и-и?» (что тут произошло?) .

Как говорила королева?

Кто из вас найдёт и покажет фигурку доброй королевы?

Узнав о причине гнева короля, королева очень огорчилась и загрустила.

Покажите фигурку грустной королевы. (Ребёнок находит и показывает.)

Произнесите звук «И» грустно. (2-3 ребёнка произносят звук с грустной окраской голоса.)

Она сказала, что пришла сюда просить у петушков помощи, но если они такие забияки и не мирятся друг с другом, то как же они могут ей помочь.

Логопед: «Дорогая королева! Мы обещаем вам больше никогда не спорить и не ссориться и конечно же обещаем вам помочь. А что случилось?

Воспитатель: И королева поведала о том, что во всём королевстве все растения завяли и уже погибают. Ведь в королевстве так давно не было дождя. Помочь же растениям может только озорной дождик, но где его искать никто не знает.

Вот королева и пришла просить о помощи своих стражников.

Логопед:- Конечно же мы отправимся на поиски озорного дождика, но самим нам не справится с таким сложным заданием. Вот если бы нам помогли дети из детского сада.

Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь петушкам искать озорной дождик? Тогда отравляемся в путь.

Логопед: - Ой, дети, посмотрите, какая широкая речка! Куда же нам дальше идти? (берёт игрушку курочку) Давайте спросим у курочки. (Два заранее подготовленных ребёнка произносят потешку, все остальные дети определяют тип предложения и показывают карточку с соответствующим знаком: «?», «.», «!»)

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

На речку. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

За водичкой.

Материал с сайта nsportal.ru

(Пересказ и придумать продолжение сказки) .

Цель занятия:Развитие фантазии и связной речи у детей.

Обучающие- совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику; лексико-грамматические умения и навыки (образовывать слова,подбирать глаголы к существительным) , учить детей четко произносить окончания; стимулировать использование прилагательных, характеризующих разные эмоциональные состояния человека, в речи детей; развивать у детей понимание сложносочиненных, сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами

Развивающие- развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию, развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мягкой игрушкой, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать связную речь детей.

Воспитательные- формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе и в придумывании продолжения сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; учить дошкольников понимать эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестикуляции.

Методическое оснащение занятия:- фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью

декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьихножках, а в ней Баба-яга, река.

Книга сказка«Гуси-лебеди»,мягкая игрушка; индивидуальные зеркала

Методы обучения: наглядный, словесный, театрализация.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:групповая, индивидуальная

Словарная работа:Одиноко, огромный путь, злость, печаль, радость, страх, жесты, мимика, эмоции

Ход занятия

1. Организационный момент. На прошлом занятии мы с вами читали сказку«Гуси-лебеди».Эта сказка снова к нам сегодня пришла (демонстрация книги «Гуси-лебеди») .

Как вы думаете, эта сказка волшебная или нет? (ответы детей)

Давайте вспомним главных героев этой сказки. (Маша, Ванюша, баба-Яга, ….)

2.Совместный пересказ.

Педагог: - Давайте перескажем вместе сказку«Гуси-лебеди».(Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жестом дать детям понять, чья очередь продолжать рассказ. Педагог последовательно выставляет декорации и фигурки персонажей, совершает с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей во время пересказа возникают затруднения, задать ему наводящий вопрос или начать следующую фразу самой) .

Физминутка.

3. Новое окончание сказки.

Педагог: -Вот мы и рассказали сказку«Гуси-лебеди. А давайте превратимся в сказочников и придумаем продолжение сказки:.

Приехали отец и мать, тут то Маша с Ванюшей все и рассказали.

Поведали им о своих приключениях, о том, что Ванюшу Баба Яга похитила. Как Маша проделала огромный путь,чтобы спасти братца.

В лесу остались добрая печка, яблонька и речка. Им наверное так одиноко в лесу.

Как вы думаете, что предложили родители детям?

Дети: И тогда родители предложили,детям,пригласить их всех жить в деревне на радость людям. Яблонька будет своими яблочками угощать всех ребят, печка своими пирогами кормить всю деревню, к речке будут подходить все люди чтобы напиться кисельком и молоком.

Педагог:А как вы думаете, людям тоже нужно для них что-то делать?

Дети:Да. Конечно, люди будут поливать и снимать вовремя яблоки с яблоньки, печкутопить и чистить, речку чистить от камней и бревен.

Педагог:А как же баба Яга?

Дети: А баба Яга была злая, т.к. не было у нее в лесу друзей. Пригласили ее жители деревни жить у них, пообещала она не проказничать, а пользу людям приносить. Знала она лекарственные травки и предложила людям их лечить.

И получалось это у нее очень хорошо, болеть в деревне стали меньше.

Педагог: А как же гуси-лебеди?

А гуси-лебеди тоже стали жить в деревне, пользу приносить, пух свой давали местным жителям для подушек и одеял, а по праздникам катали детей.

Педагог: Как же мы закончим сказку?

Дети:. Баба Яга действительно стала доброй и начала лечить людей, все полюбили её и она была счастлива. Гуси веселили детей, печка пекла вкусные и румяные пирожки, а запивали всё молочком из речки.

И воцарились в деревне мир и добро.

4. Подвижная игра «Кто что делает».

Педагог:-Ребята, давайте поиграем в игру. Встанем в круг, я буду в центе круга, у меня в руках мягкая игрушка, я дам в руки игрушку кому-то из вас и одновременно буду называть имя одного из героев сказки«Гуси-лебеди»ребенок, который взял игрушку, должен отдать ее обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, я говорю:«Гуси-лебеди»,а ребенок возвращает игрушку мне, добавляя глагол:«Летят».

Возможные варианты сочетаний:

отец с матерью- уехали, вернулись, гостинцы привезли;

Маша- посадила Ванюшку на лужок, побежала искать братца, спросила у печки, куда полетели гуси-лебеди, подбросила в печку дровец, подняла яблоне ветки, сдвинула в речке камень, несет Ванюшку;

Ванюшка- сидит на травке, летит с гусями-лебедями, играет золотыми яблочками;

гуси-лебеди- летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку;

печка- печет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

яблоня- растет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

речка- течет, журчит, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

Баба-яга- пряжу прядет, кличет гусей-лебедей, послала вдогонку гусей-лебедей.

5. Психогимнастика. (перед зеркалом с помощью мимики и жестикуляции разные эмоциональные состояния человека,дляэтого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала)

Педагог:-Ребята, давайте изобразим перед зеркалом с помощью мимики:

печаль- губы сжать, уголки губ опустить вниз; брови слегка свести к переносице, уголки бровей слегка опустить, голову опустить, руки безжизненносвесить вдоль туловища;

радость- широко улыбнуться, глаза слегка прищурить, всплеснуть руками;

страх- рот приоткрыть, глаза расширить, брови поднять до предела, выставить перед собой руки;

злость- оскалиться, нахмурить брови, наморщить нос, руки согнуть в локтях и сжать кулаки.

(Педагог показывает как можно изобразить с помощью мимики эти чувства)

Педагог:-Ребята, а изобразите мне бабу Ягу, какая она? (злая)

Покажите, какие лица были у Маши и Ванюшки, когда их догоняли гуси-лебеди. (Испуганные.)

Какая была Маша, когда она искала братца?(Печальная.)

Какая стала Маша, когда нашла Ванюшку? (Радостная.)

Эти все упражнения мы с вами делали для того, чтобы на следующем занятии поиграть в настоящий театр. Мы с вами инсценируем сказку«Гуси-лебеди»,а потом покажем ее маленьким ребятам.

6.Подведение итогов занятия. Молодцы, ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали. Пересказали сказку«Гуси-лебеди»,были настоящими сказочниками и сочинили продолжение сказки, поиграли в игру, научились изображать мимикой эмоции.

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

По теме:

Материал nsportal.ru

Занятия по развитию речи в старшей группе-

*Описание игрушек и предметов*.

Приоритетные задачи: обогащение словаря ребенка;

развитие связной речи.

Упражнять детей в умении группировать игрушки по материалу, из которого они сделаны.

Описывать игрушки, предметы, используя прилагательные: пластмассовый, металлический, стеклянный. Продолжать учить детей отвечать чётко, выразительно на поставленные вопросы. Формировать умение дополнять выступления сверстников.

Активизация словаря: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

Знакомство с новыми словами: стеклодув, стеклодувный завод, стеклодувная фабрика, выдувать.

Предшествующая работа: Проводили занятия по ознакомлению с материалами для изготовления елочных игрушек, дидактические игры «Магазин игрушек», «Выставка», индивидуальные занятия с целью углубления интереса детей к описанию игрушек, предметов, картин.

Оборудование: игрушки деревянные: машина, пирамида, матрешка, металлические: плита, машина, ведро, пластмассовые: неваляшка, кукла, танк, стеклянные: елочные игруки, ваза, стакан.

Флажки для поощрения ответов детей, их активизация и учёт.

Ход занятия.

Дети, перед вами игрушки и предметы, сегодня мы с вами будем рассказывать о них. Из каких материалов делают игрушки и предметы? Ответы детей.

Дети, за каждый правильный ответ и дополнение к ответу вы получите флажок. А в конце занятия вы посчитаете флажки и мы узнаем, кто был на занятии внимателен и активен.

Предлагаю четверым детям сгруппировать игрушки по группам – деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные. Назвать их. /я собрал деревянные игрушки: машинку, пирамидку, матрешку/

А теперь, ребята, мы будем рассказывать об этих игрушках.

Воспитатель предлагает ребенку описать танк. Выслушивают дополнения других детей. Затем предложить понравившуюся игрушку.

Ответы детей и дополнения поощряются флажком.

Для описания игрушек вызывается 4-5 детей. Воспитатель даёт анализ рассказов детей.

Физминутка.

Дети, на столе стоят стеклянные предметы, а кто знает, где делают стекло и различные предметы и стекла?

Стекло, дети, выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Вопросы к детям: «Кто выдувает стекло? Где выдувают стекло?»

Послушайте рассказ Ивича «Про стекло».

После чтения предлагаю детям обратить внимание на вазы.

Дети, стекло бывают разного цвета, посмотрите на эти вазы, они разноцветные.

Анализ занятия.

Дети, сегодня мы с вами закрепили, что предметы бывают стеклянные, деревянные, пластмассовые, металлические. Познакомились с тем, что стекло выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Разложите перед собой флажки и посчитайте, сколько их у вас?

Сегодня на занятии очень активным и внимательным были… у них больше всего флажков.

ПРО СТЕКЛО

В природе есть камень, песок, глина, есть вода, трава, но стекла в природе нет. Стекло создал человек сам, много лет назад. Один очень умный человек смешал обычный жёлтый песок с белым порошком содой, сплавил их в жарком пламени и получил стекло.

Сначала люди умели делать только мутное стекло, но потом научились делать и прозрачное. Первое время из стекла изготавливали бусы и другие украшения, а позже придумали делать стеклянную посуду.

Её выдували из комочков жидкого, горячего стекла из специальных трубок, как дети выдувают мыльные пузыри. Но стеклнное изделие могли выдувать только очень умелые мастера, которых называют стеклодувами. Их труд был очень тяжел.

Теперь изделия из стекла делают на больших стекольных заводах, машинами. Люди умеют делать из стекла удивительные вещи: посуду, очки, зеркала и даже нитки, из которых шьют одежду пожарникам, потому что такая одежда в огне не горит, а в воде не промокает. Люди научились варить не только прозрачное, но и цветное стекло: красное, зеленое, желтое.

Вот такая долгая и удивительная история у стекла.

Подробней nsportal.ru

Теперь сами придумайте пары слов, противоположных по значению.

  1. Чистоговорки.

Мы с вами сегодняочень интересно играли, а сейчас я вам предлагаю закончить шутки-чистоговорки:

Са-Са-Са… в лесу живёт лиса(на дворе роса…)

Ша-ша-ша… мы купаем малыша (мы сидим у шалаша)

  1. Скороговорки.

Учитель – дефектолог предлагает детям повторить скороговорку Саше дали кашу, а Клаше простоквашу сначало быстро, а затем медленно. Тихо и громко.

(Хоровые и индивидуальные ответы)

Подведение итога занятия.

Литература:

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников /Ф. А. Сохин. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. – 224 с.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

По теме:

занятие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста

Занятие построено в соответствие с требованиями программы под ред. Н. Д. Епанчинцевой и О. А. Моисеенко «Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку в детском саду и 1-...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия. Использование в коррекционном процессе куклы, вымышленного ярко...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе № 2.

Тема: «Части лица».

Цель:закрепление частей лица.

  1. Учить соотносить части лица детей с частями лица игрушек животных, называть их путем выборочного устно-дактильного проговаривания по подражанию.
  2. Учить понимать и показывать части лица, предъявленные в письменной форме.
  3. Продолжать учить называть игрушки животных путем выбора верной таблички.
  4. Развивать зрительное восприятие цвета и пространственное расположение на горизонтальной плоскости.

Оборудование: экран, полотно, мнемокарты, таблички, игрушки животных, коробка, части лица животных из картона по числу воспитанников, клей, ножницы, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети на ковре встают в круг. Будем слушать. Что мы будем делать?

Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна. Верно. Слушайте. Па-па-па, вы меня слышите? Да! Нет! Слушайте: мяу-мяу. Что вы слышали? Где мяу-мяу? Дети ищут игрушку кошку по группе. Кто это? Мяу-мяу. Верно, это кошка. Дети выбирают верную табличку из 3-х предъявленных.

То же самое повторяется с собакой, лисой, зайцем.

2. Соотнесение частей лица детей с частями лица животных игрушек.

Дети садятся на ковер. Будем говорить. Что мы будем делать? Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна.

Верно. Посмотрите, это лоб. По подражанию взрослому устно-дактильно проговаривают. Где лоб у зайца (у собаки, у кошки, у лисы) ? Вот лоб! Взрослый вставляет табличку в полотно.

То же самое повторяется с другими частями лица: нос, уши, глаза, рот. Лоб, нос, уши, глаза, рот – это все части лица.

3. Физминутка.

Дети встают в круг и повторяют движения за взрослым.

По заснеженной полянке заяц скачет: оп-оп-оп. Присел, уши навострил. Есть лиса? Нет!

Можно уши опускать и тихонечко поспать. Встают. Вот лиса по лесу шла. Зайца белого искала.

Глаза влево, глаза вправо. Только зайца не нашла.

4. Дидактическая игра: «Покажи и наклей».

Будем играть. Что мы будем делать? Что мы будем делать? Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна. Верно.

Посмотрите, у меня есть коробка. Послушайте, в коробке что-то есть? Да! Дети по очереди достают с закрытыми глазами игрушки из коробки.

Кто это? Мяу-мяу, оп-оп, и_, ав-ав. Дети подходят к столу. Посмотрите, заяц, какой по цвету?

Ребенок выбирает картонный круг соответствующего цвета. То же повторяется с остальными игрушками.

Сядьте. Дети садятся за стол. У собаки, кошки…. есть части лица, а у вас нет.

Будем клеить части лица. Что нам нужно (на выбор предлагаются клей, ножницы, карандаши) ? Дети выбирают клей. Выбери табличку. Дети выбирают табличку аналитически читают ее.

Рот где? Покажи. Ребенок показывает на себе. Возьми рот, наклей.

Ребенок выбирает рот и клеит на картонный круг (лицо соответствующего животного) . То же самое продолжается до тех пор, пока дети не наклеят все части лица на своих животных. Посмотрите, теперь у ваших животных есть части лица.

5. Подведение итогов занятия.

Что мы сегодня делали? Дети отвечают с опорой на мнемокарты: слушали, говорили, играли? А еще мы сегодня клеили части лица.

У всех получились красивые животные, молодцы!

МДОУ ЦРР детский сад №2 «Солнышко» р.п. Межозёрный Верхнеуральского района Челябинской области

Развитие речи у детей дошкольного возраста. Что такое речь?

Составила:

Губайдуллина Файруза Фаязовна

Межозёрный, 2018

Тема: Что такое речь?

Цель: познакомить с понятием «устная речь»

Задачи:

Учить составить предложения;

Развивать логическое мышление;

Развивать внимание и память;

Развивать фонематический слух;

Воспитывать умение работать в коллективе

Тип занятия: обучающий

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 35 минут

Участники: воспитанники подготовительной группы

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Оборудование и материалы: телевизор, видеоплеер, фильм «Как появилась речь», карточки с изображением знаков (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)стрелы с присосками, корзинки, предметные картинки (мамонт, грибы).

Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.

Методы, используемые на занятии:

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:

Эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений.

Социальные методы: создание эмоционально – нравственных ситуаций.

Методы осуществления учебных действий:

Словесные методы: рассказ, прослушивание.

Наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов.

Практические методы: включение в коллективную деятельность.

План занятия:

    Организационный момент

Проверка готовности к занятию

Озвучивание цели и задач занятия

2. Теоретическая часть

Знакомство детей с понятиями «устная речь», «предложения»

Просмотр фильма «Как появилась человеческая речь»

3. Физкультминутка

4. Практическая часть

Подвижная игра: «Занятия древних людей», фонетическая игра: «Определи по интонации»

5. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Занятие можно начинать?

Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи. А что же такое речь? Может кто знает?

    Теоретическая часть

Речь – это всё, что мы с вами говорим. Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».

А почему такая речь называется устной? Потому что, когда мы разговариваем, работает наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь»

А знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой (выражение лица: улыбались, хмурили брови) и жестами, т.е. показывали руками, что они хотят. Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?

Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозился кулаком, когда здоровался – пожимал руку своему другу. А к жестам люди добавляли звуки: рычание, крики.

Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух,эй, фу,ого

Затем слова становились длинными: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда

Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь

А теперь, ребята, давайте представим себя древними людьми, которые не могли говорить и общались как?

Игра «Занятия древних людей».

Мальчикам воспитатель даёт стрелы с присосками предлагает «пойти на охоту». На доске висят картинками с изображением мамонта. Мальчики соревнуются в ловкости, кидая стрелы в изображение.

Девочкам воспитатель даёт корзинки и предлагает «собрать» грибы на доске картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Девочки должны взять только съедобные грибы.

Молодцы, ребята! Справились с заданиями. А теперь давайте посмотрим фильм, про то, как же появилась речь.

Просмотр фильма.

Практическая часть

Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего состоит наша речь.

Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают. Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.

Повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку. (показать карточку с изображением)

Восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт немного вверх»)

Вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт немного вниз»)

Закрепление знаний.

Подведение итогов

Ребята, посмотрите, у вас в корзинках лежат разные знаки. Давайте, поиграем. Я буду говорить предложения, а вы будете определять, какое это предложение.

Игра «Определи по интонации».

Воспитатель называет одно и то же предложение с разной интонацией, а дети определяют её и поднимают карточку с нужным знаком.

Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что нового вы узнали? Что такое устная речь?

Дети выполняют задание.

Дети отвечают на вопросы.

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет - явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.

Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками), редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников - совсем редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу, развитие речи у дошкольников , рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

2. Скудость речи. Маленький словарный запас.

3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.

4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

8. Нехорошая дикция.

А как развивать речь дошкольников?

Ставя проблему, плохое развитие речи у дошкольников большинство родителей возлагают надежды в ее разрешение на детсад. Считают, что плановые занятия придут на помощь малышу в столь нелегком труде. Достаточно часто эти надежды не оправдываются: во многих детсадах развитию речи не уделяется нужное внимание. Но если вам посчастливилось с садиком, и речи на уроках отведено достаточно времени, все же необходимо проследить: нормально ли у ребенка развивается словарный запас, дикция, умение применять интонацию, развернутые ответы, включающие доказательства, строить диалог. Если же нет - доведется подумать, как сделать разнообразной развитие речи у дошкольников.

Давайте рассмотрим, какими упражнениями можем заниматься мы сами. Для этого нужно владеть информацией об этапах развития речи дошкольника. Именно поэтому игры-упражнения мы сопроводили детальным комментарием.

Нормальное развитие речи у дошкольников происходит с помощью комплекса упражнений:

Упражнение для развития речи дошкольников: "Разговор по картинке"

Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззл или любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства "нудного урока". Ваша задача заключается увлечь ребенка простой игрой "вопрос-ответ". Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы ("А ты думаешь?", "А тебе встречалось такое…") либо предположения ("А вот если …", "Может здесь хотели сказать...", "А ты как бы поступил…"). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

Упражнение для развития речи дошкольников: "Маленький - большой "

Выполняя это упражнение с ребенком старше двух лет до пяти, используйте любимую книжку с картинками, а лучше его игрушки. Рассмотрите с малышом иллюстрации, и попросите назвать, что он увидел. К примеру:

Посмотри, а кто это на картинке?

Кошка и котята.

А какая кошка?

Большая.

Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.

А как ты думаешь котята когда вырастут тоже будут большие?

В наши дни есть в продаже специальные книжки и игры, которые направлены на развитие данной стороны речи. В них собранны задания и тексты, которые научат ребенка найти близкие слова по смыслу, запомнить значения слов.

Чтение потешек и пение колыбельных.

Начиная с момента рождения, читайте крохе потешки, сказки, пойте колыбельные песни каждый день. Весьма полезно читать перед сном. Читая, проследите, чтобы произношение было ясным и четким, эмоционально правильно окрашенным.

Потешки и колыбельные обогащают словарный запас детей за счет, содержания сведений об окружающим мире и предметах, они учат детей создавать однокоренные слова (к примеру, "котенька", "котя", "коток"), а благодаря позитивной эмоциональной окраске освоение более успешно.

Упражнение для развития речи дошкольников: Журналист.

Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалоговую речь малыша.

Упражнение для развития речи дошкольников: Загадка.

Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.

Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)

Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить.

К примеру, что означает "бить баклуши", "задать головомойку","повесить нос". Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.

Скороговорки и поговорки.

Произносить скороговорки и поговорки - полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

Предлагаю вашему вниманию систему занятий по развитию речи , разработанную для деток раннего возраста 2 — 3 лет.

Цель предложенных занятий - углубление, систематизация и обобщение знаний крохи по любой лексической теме. Каждое комплексное занятие включает различные виды деятельности:

— развитие речи (звуковая и фонетическая сторона речи, связная речь, лексика, грамматика); сенсорных представлений;

— навыков конструирования;

— элементарных математических представлений;

— продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

Игры, способствующие развитию общей моторики, проводятся при возникновении первых признаков утомления. При использовании системы увлекательных игр и упражнений у ребенка продолжают развиваться психические процессы:

— восприятие - учится анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер, величина;

— внимание - сосредоточиваться на предметах, явлениях, действиях;

— память - слуховая, зрительная, тактильная;

— мышление - от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

Структура занятия

Приветствие.

Артикуляционная гимнастика.

Фонетическая ритмика.

Упражнения на формирование воздушной струи.

Пальчиковые игры.

Задание на формирование лексико-грамматического компонента языка, связной речи.

Динамическая пауза.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Формирование графомоторных навыков.

Вариативность структуры занятий зависит от:

— лексической темы;

— индивидуальных возможностей малыша;

— возраста;

— психомоторного и речевого развития;

— типа нервной деятельности;

— личностных черт характера.

Занятия целесообразно многократно повторять, учитывая особенности обучения детей раннего возраста. Успешное обучение ребенка происходит только на высоком эмоциональном фоне и при заинтересованности ребенка. Большое количество частей позволяет удерживать внимание детей продолжительное время, не утомляя их. В каждое занятие включены разные виды деятельности, которые могут проводиться как самостоятельные занятия.

Артикуляционная гимнастика для малышей раннего возраста (1 — 3 года)

Оборудование: игрушечные репка, лопатка, лейка, дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, лошадка.

Логопед. Посадил дед репку. Каждый день ходил ее поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая. (Надуть щечки.) Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу), копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. (Шлепать губами по язычку: пя пя пя.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на лошадке скачет дедушке помочь. (Цокать язычком. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучка спешит, торопится деду помочь, дышит тяжело. (Открыть рот. высунуть язык, подышать, как собачка.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку Мурку. Кошка на крылечке молочко лакает. (Показать язычок, спрятать.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут. Давайте позовем все вместе: «Мышка!» Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же ее разбудил. (Открыть рот, язы чок «смотрит» влево-вправо.) Тянут-потянут, вытянули репку! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу.)

«Теремок»

Оборудование: игрушечные домик, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Стоял в лесу теремок, вот такой. (Сделать ладошками крышу.) Вокруг теремка был забор, вот такой. (Упражнение «Заборчик».) В домике окошки - вот такие. (Открыть рот.) Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи-пи-пи. (Губки улыбаются.) Увидела мышка теремок, постучала: т- т-т. Никто не отозвался. Зашла она в теремок, стала коврики выбивать. (Шлепать по язычку губами: пя-пя пя.) Устала, легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу.) Скачет лягушка: прыг-прыг. Видит теремок, стучится: т-т-т. Спрашивает: «Кто в теремочке живет?» - «Я, мышка-норушка, заходи в теремок». Зашла лягушка в теремок, и стали они с мышкой печку разжигать. (Дуть на язычок, зажатый между губами.) Мимо скачет зайка, прыг-скок. (Поднять язычок вверх, опустить вниз.) Пустили и зайчика в теремок. Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает. (Облизать нижнюю губу влево- вправо.) Стала и лиса жить в теремке. Идет по лесу волк, воет: у-у-у. (Губы вытянуть вперед.) Смотрит по сторонам, нет ли охотников. (Язычок «смотрит» влево-вправо.) Пустили и волка в теремок. Вдруг раздался треск. Идет медведь и мед слизывает. (Облизать верхнюю губу сверху вниз.) Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу. Теремок заскрипел - х-х-х - и развалился. Все звери разбежались.

«Сказка про мальчика Петю»

Оборудование: игрушечные Петя (кукла бибабо), дом, лошадка, дудочка, кораблик.

На поляне дом стоит. (Показать крышу ладошками.) Ну а к дому путь закрыт. (Ладошки вместе - ворота.) Мы ворота открываем (развернуть ладошки), быстро к дому подбегаем. (Стучать ладошками по коленкам.) В дверь стучимся: тук-тук-тук. (Стучать кулачком по ладошке.) Кто- то к нам идет на стук… Из домика выглядывает Петя. Петя улыбается, целует мамочку. (Улыбочка - «трубочка».) Открыл Петя окошко (открыть рот), выглянул на улицу, посмотрел налево, направо, вверх, вниз. (Язычком выполнять движения влево-вправо, вверх-вниз.) Увидел Петя, что на улице хорошая погода, и решил погулять. Открыл Петя дверь, она заскрипела: н-н-н, и вышел на улицу. Мальчик сел на лошадку и поскакал. (Цокать язычком.) Скакал-скакал и увидел качели. Захотел Петя покачаться. (Язычок вверх-вниз.) Дальше поехал Петя и приехал в гости к бабушке. Бабушка ему пирожки печет. (Шлепать по языку губами пя-пя-пя.) Пирожки вкусные, сладкие, Петя облизывается. (Облизать язычком губы.) Стал Петя бабушке на дудочке играть: у-у-у. А потом он сел на корабль и поплыл домой, корабль загудел: ы-ы-ы.

Логопедические занятия и упражнения для детей 2 — 3 лет

«Игрушки»

Цель: закрепление знаний о знакомых игрушках - мяче, мишке, неваляшке.

  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • формирование воздушной струи;
  • уточнение произношения гласных звуков;
  • развитие слухового восприятия;
  • пробуждение желания подражать слову взрослого;
  • развитие умения слушать стихотворение, договаривать недостающие слова;
  • формирование импрессивной речи.

Оборудование: кукла Петя, разноцветные перья; мяч, мячики маленького размера с различными наполнителями и без; коробка с неваляшками для каждого ребенка; коробка с отверстием сверху, игрушечные дом, мишка, волчки для каждого ребенка, пособие «Половинки», кубики; паста для лепки, формочки; картинки с изображением игрушек.

  1. Приветствие. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Вместе с логопедом поют песенку: «… (имя), привет, привет!»
  2. Формирование воздушной струи: дуем на разноцветные перышки.
  3. Фонетическая ритмика: показываем, как Петя поет - а-а-а, играет на дудочке - у-у-у, кушает - ам, охает - о-о-о.
  4. Пальчиковые игры: «Обезьянки», «Замок».
  5. Логопед. Ребята, Петя нам коробку принес. Что там лежит? Неваляшки. Как они поют? Дин-дон.

Логопед демонстрирует действия с неваляшкой, сопровождая их звукоподражанием дин-дон. Затем выполняет эти же действия вместе с детьми, добиваясь повторения звукоподражания дин-дон.

  1. Логопед (показывает детям мяч). Посмотрите, какой мяч. Он круглый и большой! Что это?

Дети среди картинок ищут те, на которых изображен мяч.

  1. Динамическая пауза: «Мячик развлекается, по полу катается». Дети под музыку перекатывают друг другу мяч.
  2. Развитие слухового восприятия: логопед высыпает из коробки мячики с наполнителем и без. Дети проверяют, гремит мяч или нет, затем складывают их все в коробку с отверстием вверху.
  3. Логопед. Ребята, я слышу, что кто-то плачет! (Достает мишку.) Как мишка плачет? «Э-э-э».

Читает стихотворение «Уронили мишку на пол…». После этого логопед рассказывает стихотворение повторно, дети подсказывают слово.

Ребята, давайте пожалеем мишку.

  1. Динамическая пауза: танец с мишкой.
  2. «Мишке пора в лес». Дети строят дорожку из кубиков, мишка уходит: «топ- топ».

Варианты заданий Лепка из пасты. Игра с волчками. Собирание разрезных картинок («Половинки»).

Цель: расширять представления об окружающем, формируя знания об осени. Задачи:

  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
  • формирование воздушной струи;
  • уточнение произношения звука [б];
  • формирование импрессивной речи: развитие понимания пространственного значения предлогов на. под; развитие фразовой речи;
  • развитие активного словаря;
  • формирование графомоторных навыков.

Оборудование: игрушечный

дом; кукла Петя; бубен; металлофон, перышки; картинки с изображением осенних пейзажей, туча из картона; краски, бумага и кисточки для рисования для каждого ребенка; бумажные листочки желтого и красного цвета; цветная бумага; белка; ежики, гриб; дерево из плотного картона с отверстиями; прищепки; деревянные шарики с отверстием и шнурки для каждого ребенка.

Приветствие.

Артикуляционная гимнастика (см. «Сказка про мальчика Петю»).

Формирование звукопроизношения: «Петя нам сегодня бубен принес. Петя поиграет на бубне: б-бб».

Логопед (показывает картинки с изображением осенних пейзажей). Наступила осень. Осенью часто идет дождь. Дует ветер. Листочки опадают. Птички улетают.

Далее возможны варианты заданий в зависимости от уровня речевого развития детей. Логоиед может попросить показать картинку по заданию. Например: «Покажи, где идет дождь?» Можно предложить детям подсказывать слово в соотвествии с изображением на картинке. Например: «Осенью часто идет…».

Логопед (показывает детям тучу)

Осень в гости к нам пришла,

Тучу к деткам привела.

Играя на металлофоне, показывает, как капает дождик: медленно - «кап… кап… кал…» или быстро - «кап-кап-кап». Дети должны угадать, как капает дождик.

Динамическая пауза: игра «Дождик».

Дети рисуют красками на бумаге дождик способом приманивания.

Игра с листочками. Логопед раздает листочки каждому ребенку, дети раскладывают их на гриб, под дерево, на стульчик, на пол и т.д.

Игра в прятки.

Посмотри, лес какой:

Он и светлый и грибной.

Детки одни в лесу

Потерялись - ау

Дети (прячутся за листочками). Ау (ку-ку).

Логопед спрашивает: «Чей листочек?» Ребенок отвечает: «Мой».

Логопед показывает детям белочку, дети рассматривают, показывают, по возмож ности называя части тела. Педагог объясняет, что осенью белочка запасает орехи, и предлагает ей помочь. Дети нанизывают «орешки» на шну рочки, а потом отдают белочке: «На, белка». В гости приходит ежик, дети делают ежику колючки из прищепок. После этого помогают «надевать» грибочки на иголки.

Дети рвут цветную бумагу и подбрасывают.

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) - очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о Нем.

В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?

  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
  • К 1,5 - 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

  • Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
  • Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
  • Использовать прием дополнения детского высказывания.
  • Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
  • Использовать прием «лесов»: взрослый начинает - ребенок продолжает.
  • Петь песенки.
  • Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
  • Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.
  • Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

Речевая азбука для родителей

Артикуляционная гимнастика - гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова («Это машина - би-би. А вот собака - авав»). Не позволяйте ребенку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.

Ход занятия

П , а отгадки выставляет на панно.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (Иголка.)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ёж.)

К. Чуковский

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)

Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.

Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.

А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.

Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.

Ручка для письма - дверная ручка;

Кисть для рисования - кисть руки;

Каток (машина) - ледяной каток;

Ключ от замка - ключ (ручей);

Морская звезда - звезда на небе.

Лук (овощ) - лук (оружие);

Земля (планета) - земля (поле);

Плита строительная - плита газовая;

Иголка швейная - иголка еловая;

Лисичка (животное) - лисичка (гриб).

Занятие № 22.

«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»

Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.

Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.

Ход занятия

Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .

Острый нож - нож, который хорошо режет.

Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.

Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.

Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:

Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.

Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.

Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.

Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.

Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.

Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.

Льёт как из ведра;

Растут как грибы после дождя;

Лететь как стрела;

Чувствовать себя как рыба в воде;

Комар носа не подточит;

В рубашке родился;

Первая ласточка.

Игра «Когда мы так говорим».

Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.

Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.

Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.

Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.

Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.

Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.

Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.

О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.

В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.

Занятие № 23.

«СЕМЬЯ»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).

Ход занятия

Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.

Выставляется сюжетная картинка «Семья».

Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:

Назвать членов семьи.

Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?

Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?

Кем приходится мама дедушке?

Кем приходится папа маме?

Кто в семье самый старший, самый младший?

Кто в семье старше братика, но младше мамы?

Кто взрослый?

Игра «О ком я говорю?»

Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.

Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).

Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - тихо сесть.

Беседа «Будущее человека».

Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?

Игра «Кем я буду и каким?»

Кем вы станете, когда вырастете?

Какими качествами вы хотите обладать?

Занятие № 24.

«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.

Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.

Ход занятия

Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:

Кто в семье самый главный? Почему?

Откуда у детей появляется фамилия?

Кто даёт детям имя?

Перед детьми появляется маленький медвежонок.

Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?

Игра «Давайте познакомимся».

Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.

М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?

Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.

Игра «Моё имя».

Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).

М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?

П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?

М. Теперь понятно.

Физкультминутка.

Мишка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развёл -

Видно, мёда не нашёл.

Мишка в улей влез и вот -

Каплет с лапы сладкий мёд.

Игра «Назови своё отчество».

Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).

Игра «Что потом?»

Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?

Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?

Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?

Сейчас вас зовут…, а потом…?