Зажигание для лодочного мотора крайслер. Система зажигания лодочных моторов. Высоковольтные трансформаторы лодочного мотора "Вихрь"

Моторы «Вихрь» изготовляются с 1964 г. За это время выпущено несколько различных моделей, которые постоянно подвергались значительным изменениям с целью улучшения технических параметров, повышения надежности и удобства эксплуатации. В частности, моторы комплектовались последовательно системами зажигания с магдино МГ101, МГ101А, МВ-1 и электронной системой МБ-2. В настоящее время в эксплуатации находятся даже моторы первых выпусков. Естественно, у их владельцев возникают вопросы, связанные с ремонтом, заменой отдельных узлов и целиком системы зажигания.

Этот высоковольтный ток приводится в цилиндр с помощью поворотного переключателя, называемого распределителем. Элементом зажигания топлива является свеча зажигания, которая представляет собой изолированный проводник, размещенный на стенке каждого цилиндра. Нижняя часть свечи зажигания снабжена зазором между концом изолированного проводника и металлическим корпусом свечи зажигания. Высоковольтный ток вызывает электрический дуговой разряд, что позволяет сжигать топливо в камере сгорания.

Рис. 3Компонент системы зажигания. Благодаря теплоте сгорания все двигатели внутреннего сгорания оснащены системой охлаждения. Некоторые самолеты, небольшие двигатели, стационарные двигатели и лодки оснащены воздушным охлаждением. Другие двигатели охлаждаются водой.

Моторы «Вихрь» первых выпусков до октября 1972 г. комплектовались наиболее простым по конструкции магдино МГ101, не имевшем катушек освещения и подзарядки аккумуляторов. На основании магнето монтировались сердечник с первичной обмоткой катушки зажигания, имеющей 210± ±10 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,93 мм (7 рядов по 30 витков), два конденсатора емкостью по 0,3 мкФ и два прерывательных механизма. Из основания выходят только два провода, идущих к высоковольтным катушкам (трансформаторам) ИЖ56сб39.

В отличие от паровых двигателей или турбин, двигатели внутреннего сгорания нуждаются в стартере. Они обычно включаются электрическим или стартерным двигателем, который входит в зацепление с коленчатым валом двигателя. Малые двигатели часто включаются вручную, вращая коленчатый вал с помощью зубчатых колес или скрученной струны несколько раз вокруг рулевого колеса.

Обычный двигатель Отто - четыре удара; это означает, что за один цикл. Полностью, его поршни выполняют четыре движения, два против цилиндра двигателя и два противоположных ему. Рис. 4 рабочих времени на четырехтактных двигателях. В первый раз поршень отходит от цилиндра, одновременно открывая впускной клапан. Движение поршня поглощает определенное количество топливной смеси в цилиндре; во второй раз поршень перемещается к верхней части цилиндра, тем самым сжимая смесь в камере сгорания. В настоящий момент поршень достигает верхней точки его движения, а объем камеры сгорания минимален, топливная смесь зажигается свечами зажигания, а сжигание увеличивает объем, расширяется и, таким образом, оказывает значительное давление на поршень, который нажимается против нижней части цилиндра, в третий раз.

Магдино МГ101А отличается наличием второй катушки питания освещения, имеющей 150±7 витков провода ПЭТВ диаметром 0,74 мм, установленной на месте конденсаторов, вынесенных из-под маховика. Это магдино имеет четыре вывода: два - к высоковольтным катушкам и два - для отбора электроэнергии в бортовую сеть освещения. Катушка питания бортовой сети обеспечивает напряжение 12 В мощностью 30 Вт, она по габаритам меньше катушки зажигания. Прерывательные механизмы магнето МГ101 и МГ101А одинаковые, величина зазора между контактами 0,3-0,4 мм регулируется с помощью отвертки через окно в маховике, расположенное диаметрально противоположно пазу крепления шнура аварийного запуска.

В четвертый раз выпускной клапан открыт, и поршень перемещается к верхней части цилиндра, выталкивая дымовой газ и готовя цилиндр для повторения цикла. Как правило, выход такого двигателя определяется степенью сжатия. Кроме того, встроенная транспортная рукоятка и выходное гнездо для зарядки аккумулятора являются стандартными функциями.

Система смешивания и встроенное электронное зажигание обеспечивают быстрый запуск, в то время как органы управления басами и управления двигателем расположены на кончиках пальцев пользователя для обеспечения скорости и удобной посадки. Этот лодочный мотор прикреплен к эксклюзивной системе Хонда в подвесном креплении, специально разработанном для поглощения вибраций двигателя.

В моторах «Вихрь» и первых партиях «Вихря-М» применяли маховик с шестью постоянными магнитами, расположенными внутри обода с постоянным шагом 60°. В каталоге «Вихря» этот маховик имел номер 2.119.000, для мотора «Вихрь-М» - 4.119.000.

С начала 1971 г. на маховик не ставились два магнита (3-й и 6-й, считая от шпоночного паза по часовой стрелке), в результате чего шаг магнитов стал неравномерным (120-60-120-60°). Номера маховиков по каталогам не изменялись. При полной, на первый взгляд, идентичности маховики мотора «Вихрь» и «Вихрь-М» различны и не могут переставляться с одного мотора на другой. Величина опережения зажигания у мотора «Вихрь» - 38 ° (до верхней мертвой точки поршня 7,87 мм), у «Вихря-М» - 30° (5,02 мм). Эта разница получена за счет разворота на 8" кулачка, расположенного на ступице маховика. На «Вихрь» можно устанавливать только маховики 2.119.000, а на «Вихрь-М» - 4.119.000. Отличить их можно по расположению кулачка на ступице маховика относительно шпоночного паза: на маховиках 2.119.000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси паза на 10°, а на маховике 4.119.000 - на 18°.

С октября 1972 г. «Вихрь-М», а затем и «Вихрь-30» комплектовались более современной и надежной системой зажигания с магдино МВ-1. На основании магдино установлены два стальных сердечника, два прерывателя и два конденсатора емкостью 0,3 мкФ. На одном сердечнике расположены две катушки системы зажигания. Каждая из них имеет 360±5 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,57 мм. На другом сердечнике расположены две катушки системы освещения, содержащие 150±5 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,86 мм. Катушки освещения вырабатывают ток напряжением 12 В при мощности 30 Вт.

Система комплектуется маховиком 4.119-700 с четырьмя постоянными магнитами, расположенными по окружности через 90°. Отличительная особенность маховиков - удлиненные полюсные башмаки на постоянных магнитах. Моторы, оборудованные электростартером, комплектуются маховиком с зубчатым венцом (номер по каталогу - 3.119-701).

С 1982 г. на моторах «Вихрь» всех моделей устанавливается электронная бесконтактная система зажигания МБ-2. В этом случае в наименовании каждой модели мотора имеется слово «электрон».

Электронная система состоит из основания магдино МБ-2, двух высоковольтных трансформаторов ЦШ 5.720-001-01, маховика с измененными полюсными башмаками (4.121-000; с венцом для электростартера - 4.121-000-01) и двух свечей зажигания. Из основания магдино выведены три пары проводов: белого цвета - от катушек освещения, синего - к трансформатору нижнего цилиндра, зеленого - к трансформатору верхнего цилиндра, красного (или черного) - к кнопке «стоп».

С целью повышения качества и надежности моторов и комплектующих их агрегатов в конце 1983 г. электронное магдино МБ-2 было модернизировано; переработана схема, понижены начальные обороты искрообразования. увеличена надежность конденсатора, датчика и т. д. Внешне отличить модернизированное магдино очень просто: оно имеет пять выводов проводов вместо шести на ранее выпускавшихся. На кнопку «Стоп» задействован один провод (красный, черный). Второй провод от кнопки «Стоп» соединяется с «массой» с помощью провода-перемычки.

В связи с отсутствием механических прерывателей и контактов электронное магдино не подвержено износу и не требует обслуживания и регулировок. Электронный блок выполнен на бескорпусных элементах, защищен заливкой компаундом и разборке и ремонту не подлежит. Поэтому относиться к электронному магдино следует бережно, не перекручивать выходящие провода, предохранять от ударов и быть особенно внимательным при эксплуатации с системой, имеющей аккумуляторную батарею. Следует помнить, что замыкание проводов, ведущих к трансформаторам, на плюс (+) аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя магдино. Поэтому до начала ремонтных работ следует отключить аккумуляторную батарею. В случае отсутствия или ослабления искры следует проверить целостность проводов и отсутствие замыкания или загрязнения кнопки «Стоп».

Несколько слов о взаимозаменяемости различных систем.

Поскольку первая модель «Вихря» имела угол опережения зажигания 38°, то системы с магдино МГ101 и МГ101А устанавливать на последующие модели «Вихрь-М» и «Вихрь-30», имеющие угол опережения зажигания 30°, нельзя. Систему зажигания МВ-1 устанавливать на моторы «Вихрь» комплектно с маховиком можно, но при этом нужно сместить отверстие в рычаге поворота основания магдино на 8° против направления вращения маховика или же соответственно сместить кулачок маховика. Можно также укоротить на 8 мм рычаг поворота магдино на приводе воздушной заслонки (2.126-000).

На моторы с индексом «электрон» можно устанавливать контактную систему МВ-1 (речь идет о замене полным комплектом - магдино с маховиком и пр. деталями). Установленную на моторы систему МВ-1 можно заменять электронной системой МБ-2, также в полном комплекте.

Допустимы и некоторые некомплектные замены в системах. Катушку зажигания ИЖ56сб39 и трансформаторы ЦШ 5.720-001-01 можно заменять трансформаторами ТЛМ. Обратная замена трансформаторами ЦШ 5.720-001-01 трансформаторов ТЛМ и ИЖ56сб39 недопустима. Посадочные места магдино всех систем на картере всех моделей моторов «Вихрь» и их крепление - одинаковы. Кронштейны крепления трансформаторов ТЛМ и ЦШ 5.720-001-01 различны.

Надежная и безаварийная работа мотора во многом зависит от работы системы зажигания. Своевременный профилактический осмотр контактной системы, регулирование зазоров и чистка - залог четкой и бесперебойной работы. Не допускается работа магдино с отсоединенным от свечи колпачком высоковольтного провода или со вставленной в него и не соединенной с массой мотора свечой. Амплитуда импульсного напряжения в системе зажигания может превысить рабочие значения, на которые рассчитаны элементы магдино, и привести к пробою конденсатора и высоковольтного трансформатора.

При запуске мотора бортовую систему электропитания необходимо отключать - иначе запуск будет затруднен.

Снимать магниты с маховиков и переставлять их местами нельзя, так как можно перепутать чередование полюсов, нарушить балансировку маховика и изменить рабочий зазор в магнитопроводе. Необходимо беречь маховик от ударов и чрезмерного нагрева. Для ремонта маховика нельзя использовать сварку, так как при температуре выше 200 °С магниты теряют свои свойства и при вращении маховика будет вырабатываться ничтожно малый ток, не обеспечивающий работу системы зажигания. Нельзя заменять латунные винты крепления башмаков стальными.

Все детали можно заменить на схожие по характеристикам,но не ниже параметрами.

Катушки для схемы мотаются на одном каркасе. Важно одинаковое направление намотки в обеих катушках.

Если выбрано стандартное(заводское) направление намотки, то размещение катушек, как для «Готовых комплектов». Изменение направления намотки катушек равнозначно перестановке их на одном сердечнике.

В схеме применен конденсаторно-резисторный фильтр в цепи управления тиристором. За счет фильтра получается «правильный» импульс управления с крутым фронтом и укороченным по времени.»Правильный» импульс управления тиристором определяет оптимальную работу тиристора и накопительного конденсатора.

Верхняя кривая снята до фильтра. Нижняя после фильтра.


Также можно применить упрощенный однокатушкчный вариант системы. Он уступает первому варианту, но нормально работает и реализован уже на многих моторах.


Катушку для схемы можно намотать на одном каркасе. Сначала мотаем L1 ,затем отвод и от него в том же

направлении L2 . Направление намотки можно выбрать любое, но тогда,возможно кактушку придется переносить на 90 градусов, на другой рог сердечника. Важно, чтобы обе обмотки были намотаны в одном направлении. Если будет стандартное направление намотки, как на заводских, то все рекомендации по месту установки катушки будут, как для покупных готовых комплектов. Провод любоой марки медный обмоточный 0,09- 0,11. Также можно катушки намотать на разных каркасах в любом направлении каждую. Только придется «сфазировать» выводы. Для двух катушечного варианта можно использовать провод до 0,12.


Для стандартного направления намотки располагаем каркас как на фото, вращать по часовой стрелке.

L1 от 5500 до 8000 витков. L2 от 500 до 2000 витков. При высшем значении витков R2 применить мощностью 5 Вт.