Руми - афоризмы, крылатые выражения, фразы, высказывания, изречения, цитаты, мысли. Цитаты великих и известных о жизни, любви, деньгах, успехе, мечте и многом другом Высказывания руми

Выдающийся поэт Руми, известный также как Мавлана, вдохновленный идеями суфизма, создавал великолепные произведения восточной поэзии. На протяжении многих веков его стихи и высказывания продолжают касаться глубины души миллионов людей во всем мире, вдохновляя к любви и вере. Представляем вашему вниманию 30 самых вдохновляющих цитат Руми.

2. За пределами представлений о правильных и неправильных действиях есть поле. Я встречу тебя там.

3. Если б каждый волос мой стал языком, я благодарности б не выразил и доли!

4. Моя религия – Любовь. Каждое сердце – мой храм.

5. Без твоих речей у души не было бы ушей, без твоих ушей у души не было бы языка.

6. Когда мир ставит тебя на колени, ты в идеальном положении, чтобы молиться.

7. Ты, мудрый, суть вещей сперва познай, обманной внешности не доверяй.

8. То, что ты ищешь, тоже ищет тебя.

9. Смотри, как Бог открывает дверь. Зачем же ты погружаешься в мысль, которая эту дверь закрывает?

10. То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.

11. Не бодрствуя сердцем, мы с вами едва ли достигнем того, о чем страстно мечтали.

12. Всевышний отвечает тремя способами. Говорит «да» и дает, что ты хотел. Говорит «нет» и дает то, что лучше. Говорит «потерпи» и дает самое лучшее.

13. У кого большая любовь, у того большое испытание.

14. Пусть сердце будет глазом. И этим глазом мир увидишь ты иной.

15. Ты станешь тем, к чему направлены твои устремления, ибо «птица летает с помощью крыльев, а верующий летает благодаря своим устремлениям».

16. Будь таким, какой ты есть. Или же будь таким, каким ты кажешься.

17. Чем лгать или кривить, храни молчанье - услышишь дивной музыки звучанье!

18. Коль сердце очистишь от ржавчины ты, молитвы достигнут любой высоты.

19. Рана – это место, через которое в вас входит свет.

20. Зачем вы стучитесь в каждую чужую дверь? Идите и постучитесь в дверь собственного cердца.

21. Всегда прибавь слово благодарности к любой фразе – «если Богу угодно», – затем иди.

22. Говорят, что существует дверь, открывающая проход от сердца к сердцу, но какая польза в двери, если нет стен?

23. Почему ты в тюрьме, когда двери так широко открыты?

24. В тебе имеется присутствие того, что будет существовать, когда и этих звезд не станет.

25. Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне.

26. Этот мир – горы, а наши поступки – крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.

27. И мыслью, что рождается в сердцах, повергнуть можно сто миров во прах.

28. Умри, прежде чем умер. Родись, пока еще жив.

29. Как только ты примешь посланную беду, врата небес отворятся пред тобой.

30. Все, отличное от Бога, вводит вас в заблуждение.

Жизнь без любви не имеет смысла Любовь - вода жизни, Пей же её и сердцем, и душой

Жизнь без любви не имеет смысла
Любовь - вода жизни,
Пей же её и сердцем, и душой.

На что похоже таинство сердец?
На бездну, где увидишь свой конец…
Пылинкою исчезнешь весь ты в Нем,
Когда поймешь, зачем мы здесь живем…

Любая боль несет в себе и исцеленье.
Задай труднейший из вопросов! и смотри…
Ответ прекрасный возродится изнутри!
Построй корабль… и Океан придет в мгновенье!

Твой разум не в силах постигнуть Небытье.
Любовь — это море мирского забытья.
Меж тем, что есть власть и служенье — Она!
Влюбленного Путь — это бездна без дна…

Если ты не взлетел, кто же крылья сломал,
И кого в этот миг ты в себе не узнал…

Прозревший Истиной не знает принужденья.
Он служит Нам Желаньем вечного горенья.

Сей мир подобен Древу, ну а мы —
Незрелые, растущие плоды…

Идущий к Истине! В Пути не застревай.
Духовный Дар не обращай в застывший рай.

Знай, постоянен, кто свободен от часов,
Освобожденный дух не ведает оков.
А для того, кто знает Время, жизнь — терпенье.
Уйти из рабства — путь один, чрез исступленье…

Кто гол, тот боится одежды менять,
Кто нищ, тот богатства спешит охранять.
Мирской человек не владеет ничем,
Лишь смерть объясняет ему — что, зачем…
Богатый узнает, что злата с ним нет,
А умный поймет, что талант — это свет…

Когда ты забудешь о собственном я,
То счастье с любовью отыщут тебя.

Зашей глаза, пусть сердце станет глазом.
И этим глазом мир увидишь ты иной.

Невежественный человек не видит красоты розы, а цепляется за ее шипы.

То, что ты ищешь, тоже ищет тебя.

Повторять чужие слова не значит ещё понять их смысл.

Дружите с умными, ибо друг дурак
Порой опаснее, чем умный враг.

На бойне любви убивают лишь лучших
Не слабых, уродливых и невезучих
Не надо бояться подобной кончины
Убит не любовью? Знать, жил мертвечиной!

Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь.
Вместо этого, пусть жизнь живёт через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли лучше, чем та, которая настанет?

Самое худшее одиночество - это остаться среди тех, кто не понимает тебя.

Найди сладость в своем сердце,
Тогда ты сможешь найти сладость в сердце каждого.

Когда болвана учат мудрецы,
Они посев бросают в солонцы,
И как ни штопай - шире, чем вчера,
Назавтра будет глупости дыра.

Зачем вы стучитесь в каждую чужую дверь?
Идите и постучитесь в дверь собственного Сердца.

Этот мир - горы, а наши поступки - крики:
эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.

Умный желает владеть собой, а ребенок хочет сладостей.


Кто-то спросил меня: что это за знание, о котором я говорю, и как ощутить любовь, о которой я упоминаю.
Я в ответ: если ты не знаешь - что мне сказать? А если знаешь - что мне сказать?

Всякая потеря есть приобретение. Всякое приобретение есть потеря.

Ваше дело - не искать любовь, а лишь искать и находить барьеры
внутри себя, те самые, что вы воздвигли, чтобы от нее укрыться.

Я умер как минерал и стал растением,
Я умер как растение и поднялся до животного.
Я умер как животное, и я стал Человеком.
Чего же мне бояться?
Когда я терпел ущерб от умирания?

Тишина - язык Бога, все остальное - плохой перевод.

Так истина, как моря глубина,
Под пеной притч порою не видна.

Если ты однажды попадешь в большую беду, не обращайся к Всевышнему со словами: «О Всевышний, у меня большая беда». Скажи беде: «У меня Великий Всевышний».

А что до мысли - от ее игры
Порой зависят целые миры.

Я жил на грани безумия. Желая познать причины, стучал в дверь.
Она открылась. Я стучал изнутри!

То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.

Ты любишь себя, восхищенный собой,
Ты крепкой стеной от меня огражден,
Ты сам - та преграда, ты сам - тот заслон.

Не бодрствуя сердцем, мы с вами едва ли
Достигнем того, о чем страстно мечтали.

Дмитрий Зубов

После смерти ищите меня не в земле,
А в сердцах просвещенных людей.

Джалаладдин Руми — величайший поэт-суфий, живший в ХIII веке на территории Малой Азии. Благодарные современники называли его Мевляна («Наш господин»), считая Руми своим духовным наставником. Cегодня, как и 700 лет назад, поэзия Руми жива и актуальна. Люди вновь и вновь обращаются к его произведениям, ища у «проводника в страну Истины» ответы на вечные вопросы. Поистине пророческими оказались слова Руми:

В тот день, когда умру, вы не заламывайте руки,
Не плачьте, не твердите о разлуке!
То не разлуки, а свиданья день.
Светило закатилось, но взойдет.
Зерно упало в землю — прорастет!

У Руми нет абстрактных фраз, избитых выражений. Каждая строка прожита, выстрадана, заслужена. За внешним благополучием судьбы — жизнь, полная внутреннего поиска. В его стихах одновременно можно услышать волю могущественного владыки и проповедь отшельника, отказавшегося от всех земных благ, даже от собственного имени. (Известно, что многие произведения Руми подписывал именем своего учителя — Шанса Табризи.)

Места рождения и смерти Руми доподлинно известны, но настоящая «география» его жизни значительно шире. Границы его империи пролегают там, где берут начало источники, в которых поэт черпал мудрость и вдохновение, — от Греции на западе до Индии на востоке и еще дальше — за пределами видимого мира. Истинная его Родина — страна Любви и Мудрости, страна Философии. Этой страны вы не найдете ни на одной карте, она вне границ пространства и времени. Именно здесь Руми и воздвиг свой город — город Воспоминаний. Не тех воспоминаний, которые мы храним в семейных альбомах, а тех, что составляют сокровищницу нашей души.

Неудивительно, что душа не помнит свой исконный дом,
Свое первозданное жилище и место своего рождения,
Ведь мирской сон скрывает ее,
как облака прячут звезды.
Она прошла через столько городов,
И пыль не сметена с ее восприятия.
Она не потрудилась,
Чтобы очистить сердце и внимать прошедшему,
Дабы сердце могло одним глазком
увидеть сквозь отверстие
Таинства и узреть раскрытыми глазами собственное начало.

В этом городе по воле поэта слиты воедино все эпохи; здесь под одним небом живут Моисей и Платон, Иисус и Мухаммад. Здесь можно увидеть мерцание звезд в ночи, ощутить прохладу ручья в знойный день, испить тишину пустыни или окунуться в шум битвы.

С пустыми руками приходить к дверям друзей —
То же, что на мельницу идти без зернышка пшеницы.

Ворота в этот город отыскать не трудно. Достаточно открыть книгу со стихами поэта — и вы уже на пороге. Я сам люблю гостить у Руми. И каждый раз, с нетерпением переворачивая новую страницу, радуюсь долгожданной встрече с «великим караванщиком». Давайте попробуем на этот раз вместе. В путь!

«Мудрый человек — тот,
кто обладает собственным факелом.
Он руководитель и вожак каравана»

Мудрость и знание существуют для того, чтобы можно было отличить дорогу от бездорожья.
Будь дорога повсюду, мудрость была бы излишней.

Но где же искать Мудрость? Как не сбиться с пути? Где взять силы преодолеть крутые подъемы? Как не впасть в отчаяние при виде человеческого горя, болезней, смерти?

Руми не случайно называют «наставником с сияющим сердцем, ведущим караван любви» (Джами). Каждый найдет в его стихах ответы на эти и на многие другие вопросы. Его строки — это одновременно и карта маршрута, и памятка путешественнику.

Господь приставил к нашим ногам лестницу.
Надо ступенька за ступенькой преодолеть
ее и подняться на крышу.
Быть фаталистом здесь не следует,
У тебя есть ноги, зачем же притворяться хромым?
У тебя есть руки, зачем же прятать пальцы?
Когда господин дает рабу лопату в руки,
Без слов ясно, чего он хочет.

Если тащишь тяжелый мешок, не забудь в него заглянуть
И убедиться, что внутри — горькое или сладкое.
Если оно стоит того, чтобы нести с собой, — неси,
А иначе — вытряхни мешок
И освободись от бесплодных усилий и бесчестия.
Клади в свой мешок только то,
Что достойно быть врученным праведному Владыке.

Ты ищешь знания в книгах — что за нелепость!
Ты ищешь удовольствия в сладостях —
что за нелепость!
Ты — море постижений, скрытое в капле росы,
Ты — вселенная, таящаяся в теле длиной в полтора метра.

На стоимость сокровища указывает количество замков,
Хранящих его.
Величие цели путника
Обозначено замысловатыми изгибами пути,
Горными перевалами, которые преодолеть необходимо,
И разбойниками, там засевшими.

Друг мой! Созрело ли твое зерно? Кто ты?
Раб яств и вин или — рыцарь на поле брани?

Долго ли еще будешь любоваться
очертаниями сосуда?
Забудь о них и отправляйся искать саму воду!

Внутри тебя есть молочный фонтан.
Не блуждай с пустым ведром!
Ты владеешь каналом, ведущим к океану,
А просишь воды из лужицы.
У тебя на голове — корзина свежего хлеба,
А ты ходишь от двери к двери,
выпрашивая корочку.

Где есть развалины,
Там есть надежда найти сокровище —
Так почему же ты не ищешь Божье сокровище
В разбитом сердце?
* * *

Если Он закрывает перед тобой
Все пути и проходы,
Он покажет тебе тайную лазейку,
О которой никто не знает.

Есть одна вещь в мире, о которой забывать нельзя.
Если бы ты даже забыл все остальное, но не забыл этого, не было бы причины для волнений.
Но если бы ты помнил и осуществил все прочее, но забыл о главном, это было бы равносильно тому,
что ты не совершил решительно ничего.
Ты пришел в этот мир ради определенной задачи, и в этом состоит твое назначение.
Если ты его не выполнишь, ты не сделал ничего.

Наступил День Справедливости,
а справедливость требует воздать каждому должное: Да вернется башмак на ногу, а шляпа — на голову.

Есть одна праведность:
Поливайте фруктовые деревья, а не колючки.

«Любовь — астролябия истины!»

Любовь, безумие, опьянение — понятия для Руми одного порядка. Они вобрали в себя и радость бытия, и милосердие, и почитание Бога, и невиданный полет души, и сияние сердца. Любовь — движущая сила и награда для Путника. Пусть вас не смущает, что у Руми часто рука об руку идут любовь, смерть, вино, благочестие. В его стихах эти слова приобретают иной смысл, исполненный настоящей глубины.

Раньше я был застенчивым,
А ты заставила меня петь.
Раньше я за столом
отказывался от еды,
Теперь кричу,
чтобы несли еще вина.
С трезвым достоинством я, бывало, сидел
На коврике и молился.
Теперь мимо бегают дети
И строят мне рожицы.

Влюбленный не вычисляет шансы.
Он считает, что пришел от Бога безо всего,
Как беспричинный дар,
Так что и отдает он без причины,
Или высчитывания, или ограничений.
Влюбленные не требуют от Бога
никаких доказательств.
Не подвергают его испытаниям и не стучат в дверь
С вопросами о прибылях и убытках.

Я хотел бы поцеловать тебя.
А цена этого поцелуя — моя жизнь.
И теперь моя любовь бежит к моей жизни
С криком: «Как дешево, давай купим!»

Я прокричал тебе в дверь:
«Мистики собираются
На улице. Выходи!»
«Оставь меня в покое.
Я болен».
«Да хоть бы ты и умер!
Иисус здесь, и он хочет
Кого-нибудь воскресить!»

Те, кто не ощущает,
Что это Любовь притягивает их,
Подобно реке;
Те, кто не пьет зарю,
Словно чашу воды ключевой;
Кто не вкушает закат,
Словно вечернюю трапезу;
Те, кто не желает меняться, —
Пусть они спят.
Эта Любовь превыше поучений теологов,
Этих старых уловок и лицемерия.
Если ты надеешься таким способом
Усовершенствовать разум, —
Продолжай спать.
Я свой рассудок забросил,
Я в клочки разорвал всю одежду
И вышвырнул ее прочь.
Если ты догола не разделся,
Завернись в изящное
Одеяние слов —
И спи.

Золото — капитал, необходимый для базара этого мира;
В мире грядущем капитал — любовь и два глаза, мокрые от слез.

* * *
Для моих похорон
Призовите барабанщиков,
Бейте в кимвалы и бубны,
Ступайте к моей могиле, приплясывая,
Радостные, счастливые, опьяненные.
Пусть люди знают, что друзья Бога
Отбывают со счастливой улыбкой
К месту встречи.

О все, кто рожден! Когда смерть постучит в вашу дверь,
Не пугайтесь!
Смерть — второе рождение для тех, кто влюблен.
Так рождайтесь, рождайтесь!

«Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают,
готовясь к своей весне»

Нет разлук и расставаний. Есть только Путь — встретимся на нем. Пусть нас разделяют с поэтом семь веков и сотни километров пространства. Город, построенный Джалаладдином Руми, существует здесь, рядом. Приходите...

Приходите опять, пожалуйста, приходите опять.
Кто бы вы ни были,
Верующие, неверующие, еретики или язычники.
Даже если вы уже обещали сто раз
И сто раз нарушили обещание,
Эта дверь — не дверь безнадежности и уныния.
Эта дверь открыта для каждого,
Приходите, приходите, как есть.

Этот персидский поэт менее знаменит в нашей стране, чем Низами, Авиценна, Саади или Хайам, хотя и незаслуженно. Руми Джалаладдину довелось прославиться на разных поприщах, он добился успеха в исламском богословии, юриспруденции и суфийской мистике. Многие его ученые работы оказали огромное влияние на культуру древнего Среднего Востока благодаря умению этого выдающегося человека разрушать устоявшиеся барьеры, способность смотреть на жизнь под необычным углом и иметь собственное мнение по самым разным вопросам, волнующим человечество и сегодня.

Судьба поэта

Руми (Мевляна) появился на свет в семье известного в Персии юриста, богослова и проповедника Бехаеддина в 1207 году. Отцу будущего поэта пришлось спасаться бегством от преследования за вольнодумные взгляды, из чего можно сделать вывод, что способность и стремление к свободомыслию передались сыну по наследству. Тем не менее, юноша рос любознательным и получил отличное образование, и не только гуманитарное (юридическое и теософское), он также изучал точные науки.

Мировоззрение Руми формировалось под воздействием исламской религиозной доктрины, он свято верил в бессмертие души, а атеизм определял довольно грубым словом «скотство».

Литературное наследие

После смерти отца (1231) поэт занял его должность придворного ученого. Годы скитаний, неустроенность иранской социальной жизни и другие обстоятельства окончательно сделали его суфием-пантеистом, что привело к конфликту с духовенством.

Литературных произведений Руми оставил не очень много (но и немало, свыше пятидесяти тысяч двустиший включает лишь одна его дидактическая поэма), и все они, безусловно, заслуживают читательского внимания. В стихах его мирно соседствуют философско-аскетические идеи и откровенный эротизм, свойственный и другим поэтам Востока. Ниже приведены 20 цитат, дающих некоторое представление о творчестве Руми. Возможно, они вызовут интерес и побудят кого-то ознакомиться с его стихами более подробно.

Стихи и проза

«Любовь свою не встретить где-нибудь.

Она в тебе все время»

«Лететь по тайным небесам, когда слетают вмиг одежды,

Во-первых, чтоб уйти от жизни,

Второе – чтоб шагать, земли не чуя.

Вот это есть любовь!»

«Искать любви не нужно,

Но лишь найти барьеры

Внутри себя, мешающие ей»

«И тысяча полувлюбленных не стоят

Лишь одного взаправду любящего сердца»

«Сколько бы мы ни стремились описать и объяснить любовь, мы стыдимся наших слов, когда влюбляемся»

«Любовь лишь мост меж нами и всем прочим»

«Если вы меня не нашли в себе, вы никогда не найдете меня. Ибо я был с вами с самого начала»

«Объяснять словами можно многое, но от них любовь становится еще необъяснимее»

«Разум бессилен выразить любовь»

«Только с сердцем можно прикоснуться к небу»

«Пусть красота вашей любви станет красотой ваших дел»

«Я - твой. Не дай вернуться мне к себе»

«Когда с тобой я, не уснуть всю ночь.

И без тебя мне тоже не до сна.

Спасибо Господу за эти две бессонницы,

И разницу меж ними»

Узнать тебя, увидев за углом.

Вдохнуть твой запах,

Входя в чертог, покинутый тобою.

Походку легкую по стуку каблучков…

Знать твои губы, пусть совсем немного,

Когда я наклонюсь тебя поцеловать.

Хочу изведать трепет сердца,

Когда шепнешь ты мне «еще!»

«У света твоего я научусь любить,

У красоты твоей, как сочинять стихи.

Танцуешь ты в моей груди, где нас никто не видит,

Но иногда искусство это зримо»

«Прощания для тех, кто любит взором.

Для тех, кто любит сердцем и душой, нет расставанья»

«Лишь двое не насытятся никак, -

Любовник женщин, и любитель знанья»

«Где бы ты ни был и что бы ты ни делал, всегда люби!»

«Позвольте быть себе во власти странной тяги

К тому, что любите взаправду.


Джалал ад-Дин Руми

Джалал ад-Дин Руми родился в 1207 г. в Балхе, расположенном на территории современного Афганистана. Его отец Баха Валяд, правовед и суфий, вел линию своего духовного родства от Ахмеда Газали, брата более известного Мухаммеда Газали и наставника знаменитых суфиев. Как правовед и суфий, Баха Валяд был признанным авторитетом и в экзотерических науках, связанных с шариатом (Божественным Законом), и в эзотерическом знании, относящемся к тарикату (пути духовного совершен- ствования). Руми шел по пути духовного совершенствования под его руководством.
В 1240 г Руми стал духовным наставником населения Коньи. Он приобрел широкую известность как знаток шариата и в то же время продолжал заниматься духовной практикой как суфий. К этому времени, отмечает С. X. Наср, Руми стал подлинным мастером суфизма Однако внешне жизнь Руми, несмотря на его духовные свершения, осталась жизнью досточтимого правоведа со всеми атрибутами этого высокого положения.
Перелом произошел в 1244г., когда в Конье появился загадочный Шамс ад-Дин Тебризи. Влияние Шамс ад-Дина Тебризи стало решающим в превращении Руми из трезвого правоведа в опьяненного поклонника таинств Божественной Любви. Можно сказать, что без Шамс ад-Дина не было бы Руми. Год или два Шамс ад-Дин был неразлучен с Руми, а затем, к великому разочарованию последнего, неожиданно покинул Конью. Руми удалось убедить его возвратиться, однако вскоре, приблизительно в 1247 г., Шамс ад-Дин вновь исчез, на этот раз навсегда. Ему посвящены многочисленные газели - любовные стихотворения «Дивана», носящего его имя. В большинстве этих стихотворений Шамс ад- Дин воплощает образ Божественного Возлюбленного, Божественного Солнца, отраженный в совершенном святом. Хотя в этих строках и воспевается совершенство учителя, в действительности Руми говорит о таинствах своего единения с Богом и высоком уровне духовного совершенства, которое такое единение предполагает.

О Божественной Любви

Творения приведены в движение Любовью,
Любовь- Безначальной Вечностью;
ветер пляшет из-за вращения небесных сфер,
деревья колышутся из-за ветра. (Диван)

Бог сказал Любви:
«Если не ради красоты, то ради чего еще Я обращал внимание на зеркало существования?»
(Диван)

Мир подобен зеркалу, демонстри -
рующему совершенство Любви.
О друзья! Кто видел когда-нибудь, чтобы часть была больше целого?
(Диван)

Любовь - ядро, мир - скорлупа; Любовь - сладкая конфета, мир - фантик.
(Диван)

Словно Адам и Ева, Любовь дает жизнь тысяче форм; мир полон ее художествами, но не имеет формы.
(Диван)

О Любовь, имеющая тысячи имен и чашу сладкого вина!
О Ты, который дарует тысячу искусств! О бесформенный Один, обладающий тысячью форм!
О Придающий форму турку, греку или эфиопу!
(Диван)

Если не для чистой Любви, так для чего бы Я дал существование небесным сферам? Я создал небесное колесо для того, чтобы ты смог понять Любовный восторг...
(Маснави)

Царь нашептал тайные слова на ухо каждому - в душу каждого.
Он направил различные послания. Война между тварями, ненависть между живыми - Он умиротворяет их каждую минуту:
То - прекрасный друг! Он говорил нежные и радостные слова розе, тем самым заставив ее рассмеяться.
Он сделал тонкое замечание тучке, и она расплакалась.
Он говорил розе: «Лучше всего - радоваться».
Он говорил тучке: «Лучше всего - плакать!» Никто не принимает совет другого.
Он говорил ветке: «Пляши!»,
листьям - «Хлопайте!»,
небесам - «Вращайтесь вокруг земных дворцов!»
(Диван)

Тот мир - подобен океану, этот - пене. Всемогущий Бог пожелал удержать пену в должном порядке, вот почему Он заставил некоторых людей повернуться спиной к океану, чтобы поддерживать пену...

Если не видишь ты скрытой Реки, Узри, как постоянно вращаются звезд водяные колеса.

Белы небеса, не зная покоя, движимы Любовью,
Ты, сердце, не требуй отдыха - будь кружащейся звездою.

Как чудесна сура о Любви;
Пред Любовью
четыре священные книги
Не стоят и одного стиха.

Осуждения закона
Длятся лишь до смерти;
Наука Любви
Не имеет конца.

Любовь пришла
и струится сквозь вены,
подобно крови под моею кожей.
Она опустошила меня от самости
и наполнила меня Возлюбленным. Возлюбленный проник
в каждую клетку моего тела.
От меня осталось только имя,
все остальное - это Он.

Как только Любовь раскрыла руки, чтобы объять меня, мысль отлетела в сторону.
(Диван)

Очисти грудь свою от мысли
и воображения! Брось траву и созерцай Луговину!
(Диван)

Довольно мысли! Хватит, ибо ежеминутно она говорит тебе: «О, интересно, что случилось с тем? О, что мне делать? Где то или это?» (Диван)

Очисти сердце от тоски, ибо оно - дом Его Образа!
Образ того, обманывающего Идола очень искусен.
(Диван)

Дом моего сердца пуст, свободен от желания, словно рай. В нем нет иного дела, кроме Любви к Богу, никаких обитателей, кроме образа Единения с Ним.
Я очистил дом от добра и зла - мой дом полон Любви к Одному.
(Диван)

Не думай ни о ком, кроме Творца мысли! Лучше видеть мысли Возлюбленного, чем думать о хлебе. (Диван)

Каждый раз, когда ты доверишь свое сердце мысли, что-то внутренне будет у тебя отнято.
(Диван)

Притча о муравье,
который удоволетворяется
одним-единственным зерном, волоча его оттуда,
где множество зерен

Бедняжка муравей одно зерно
Из кучи тащит, где зерна полно.

И труд его столь тяжек и упорен,
Что остальных он и не видит зерен.

Хозяин тока, опытный мудрец,
На вора глядя, думает: «Слепец!

Ты, прилепясь душою к пустяку,
Не зришь обилья на моем току».

Так многие из нас в плену обмана
Постичь не могут мудрость Солеймана,

Пылинкой малою ослеплены,
Не видим мы ни солнца, ни луны.

Меж тем любая тварь - всего лишь глаз,
Чтоб видеть Истину в счастливый час.

Перевод Н.Гребнева