Секретные транспортные операции подводников третьего рейха. Исчезнувшие подводные лодоки третьего рейха и немецкие переселенцы в южной америке Тайны подводных лодок третьего рейха

В нынешнем столетии Германия дважды развязывала мировые войны, и столько же раз победители делили остатки ее военного и торгового флотов. Так было в 1918 г.. когда недавние союзники не посчитали нужным выделить России причитающуюся ей долю трофеев. А вот в 1945 г. это уже не вышло; хотя британский премьер У.Черчилль и предлагал попросту уничтожить сохранившиеся корабли нацистского «кригсмарине». Тогда СССР, Великобритания и США получили, кроме надводных боевых кораблей и вспомогательных судов, и по 10 субмарин разных типов - правда, позже англичане 5 передали французам и 2 норвежцам.
Надо сказать, специалистов этих стран очень интересовали особенности немецких подводных лодок, что было вполне объяснимо. Вступив во вторую мировую войну с 57 субмаринами, немцы до весны 1945 г, построили 1153. и те отправили на дно 3 тыс. судов общей вместимостью более 15 млн. т и свыше 200 боевых кораблей. Так что опыт применения подводного оружия они накопили солидный, причем немало потрудились, чтобы его сделать как можно эффективнее. Вот союзники и хотели как можно больше узнать о немецких подводных лодках - максимальной глубине погружения, радио- и радиолокационной аппаратуре, торпедах и минах, силовых установках и многом другом. Не случайно же еще в войну за нацистскими лодками устраивали форменную охоту. Так, в 1941 г. англичане, захватив врасплох всплывшую У-570, не стали ее топить, а постарались пленить; в 1944 г. американцы подобным образом заполучили У-505. В том же году советские катерники, выследив в Выборгском заливе У-250, отправили ее на дно и поспешили поднять. Внутри лодки обнаружили шифровальные таблицы и самонаводящиеся торпеды.
А теперь победители без трудов обзавелись новейшими образцами боевой техники -криг-смарине». Если англичане и американцы ограничились их изучением, то в СССР ряд трофеев ввели в строй, чтобы хотя бы частично компенсировать потери подводного флота, главным образом, Балтийского.

Рисунок 1. Лодка серии VII. Журнал «Техника-Молодежи» 1/1996
(По скромному мнению автора сайта на рисунке изображена лодка серии IX без носового орудия калибром 100 мм, но с двумя 20-мм пулеметами и одним 37-мм скорострельным орудием позади рубки)

По мнению немецких моряков, лодки VII серии были самыми удачными из предназначавшихся для действий в открытом океане. Их прототипом послужили субмарины типа В-lll, чью конструкцию отработали еще в первую мировую войну и улучшили к 1935 г. Потом VII серию выпускали в 4 модификациях и передали флоту рекордное число кораблей - 674! Эти лодки обладали почти бесшумным подводным ходом, что затрудняло их обнаружение средствами гидроакустики, запас топлива позволял им проходить без дозаправки 6200 - 8500 миль, они отличались хорошей маневренностью, низкий силуэт делал их малозаметными. Позже VII серию оснащали электроторпедами, не оставлявшими на поверхности характерного пузырчатого следа.
Впервые с лодкой VII серии балтийцы познакомились, когда подняли У-250. Хотя ей и присвоили советское обозначение ТС-14. но восстанавливать не стали, слишком уж серьезные разрушения нанесли глубинные бомбы. Те же, однотипные, что получили при разделе трофеев, ввели в строй и зачислили в средние. У-1057 переименовали в Н-22 (Н-немецкая), потом в С-81; У-1058 - соответственно в Н-23 и С-82; У-1064- в Н-24 и С-83. У-1305 - в Н-25 и С-84. Все они закончили службу в 1957 - 1958 гг., а С-84 была потоплена в 1957 г. после испытаний атомного оружия близ Новой Земли - ее использовали в качестве мишени. Зато С-83 оказалась долгожительницей - переоборудованная в учебно-тренировочную станцию, она была окончательно исключена из списков флота лишь в 1974 г.
У-1231 относилась к IXC серии, таких немцы построили 104. Ее сдали флоту в 1943 г.. а советские моряки приняли в 1947 г. «Вид лодки был жалкий.- вспоминал адмирал флота, Герой Советского Союза Г.М.Егоров.- Корпус проржавел, верхняя палуба, покрытая деревянными брусками, в некоторых местах даже провалилась, не лучше оказалось и состояние приборов и механизмов, оно было прямо-таки удручающим». Неудивительно, что ремонт затянулся до 1948 г.» после чего «немку» переименовали в Н-26. По мнению Егорова, по тактико-техническим характеристикам трофей не очень отличался от отечественных субмарин этого класса, но отметил особенности. К ним относились гидродинамический лаг. замерявший скорость по набегающему потоку воды, наличие шнорхеля - устройства, подававшего воздух к дизелям, когда лодка находилась под водой, гидравлические, а не пневматические или электрические, системы управления механизмами, небольшой запас плавучести, обеспечивающий быстрое погружение, и устройство для беспузырной стрельбы. На - С 1943 г, немцы стали вводить в строй малые лодки XXIII серии, предназначенные для операций в мелководных районах Северного и Средиземного морей. Те, кто воевал на них. находили, что -это были идеальные лодки для непродолжительных действий вблизи побережья. Они быстроходны, обладают хорошей маневренностью, просты в управлении. Незначительные размеры затрудняют возможность их обнаружения и поражения». Сравнив У-2353. переименованную в Н-31 с отечественными «малютками», специалисты обнаружили немало интересного, что, очевидно, было учтено при создании послевоенных кораблей этого класса.


Рисунок 2. Лодка серии XXIII. Журнал «Техника-Молодежи» 1/1996
(Эти лодки успели повоевать, хотя и не очень результативно, весной 1945 года. Ни одна из них не была потоплена в боевых походах. Почему отсутствует возможность походить на этом корабле в лучшем симуляторе SilentHunter2 - непонятно...)

Но самыми ценными оказались 4 субмарины XXI серии. Немцы намеревались ежемесячно сдавать флоту по 30 единиц, чтобы в 1945 г. пополнить «кригсмарине- 233 кораблями этого типа. Их спроектировали на основе более чем 4-летнего боевого опыта, и, надо сказать, довольно удачно, сумев существенно усовершенствовать традиционную дизель-электрическую конструкцию. Прежде всего, разработали великолепно обтекаемый корпус и рубку, для уменьшения сопротивления воды носовые горизонтальные рули сделали заваливающимися, шнорхель, антенные устройства и артиллерийские установки - убирающимися. Запас плавучести уменьшили, емкость новых аккумуляторных батарей увеличили. Два гребных электродвигателя через понижающие редукторы связали с валами винтов. В подводном положении лодки XXI серии на короткое время развивали скорость свыше 17 узлов - вдвое больше, чем любая другая субмарина. Кроме того, внедрили еще два электромотора для бесшумного экономичного хода в 5 узлов - даром ли немцы прозвали их «электролодками». Под дизелями, шнорхелем и электромоторами "двадцать первые» могли, не всплывая, пройти более 10 тыс. миль. Кстати, выступающая над поверхностью головка шнорхеля покрывалась синтетическим материалом и ее не замечали вражеские радиолокаторы, а вот подводники обнаруживали их излучение издалека, с помощью поискового приемника.



Рисунок 3. Лодка серии XXI. Журнал «Техника-Молодежи» 1/1996
(Лодки этого типа не успели сделать ни одного боевого залпа под знаменами рейха. И это хорошо... даже очень)

Интересным было и то. что лодки этого типа строили по частям на нескольких предприятиях, потом из заготовок собирали 8 секций корпуса и на стапеле объединяли. Такая организация работ позволяла экономить на каждом корабле почти 150 тыс. рабочих часов. «Боевые качества новых лодок обещали соответствовать изменившимся условиям войны в Атлантике и привести к изменению обстановки в пользу Германии».- отмечал Г.Буш, служивший в нацистском подводном флоте. "Угроза, которую представляли немецкие подводные лодки новых типов, особенно XXI серии, была весьма реапьной. если бы противник направил их в море в большом количестве»,- вторил ему официальный историк британского флота С.Роскилл.
В СССР трофейным субмаринам XXI серии присвоили свой «проект 614», У-3515 переименовали в Н-27, потом в Б-27; У-2529 соответственно в Н-28 и Б-28, У-3035 - в Н-29 и Б-29, У-3041 - в Н-30 и Б-30. Кроме того, на верфях в Данциге (Гданьске) захватили еще два десятка строившихся лодок, но доделывать их признали нецелесообразным, тем более что готовилось серийное производство советских больших лодок 611 -го проекта. Ну а упомянутая четверка благополучно прослужила до 1957 - 1958 гг., потом стала учебной, причем Б-27 сдали на слом только в 1973 г. Заметим, что технические находки германских конструкторов использовали не только советские, но и английские, американские, французские специалисты - при модернизации своих старых и проектировании новых подводных лодок.
Еще в 1944 г. в румынском порту Констанца были захвачены потопленные экипажами 3 немецкие малые лодки II серии, начавшие службу еще в 1935 - 1936 гг. При надводном водоизмещении 279 т они имели три торпедных аппарата. Их подняли, обследовали, но особой ценности они не представляли. Там же стали трофеями и 4 итальянские сверхмалые субмарины СВ, отправленные фашистами на помощь нацистскому союзнику. Их водоизмещение не превышало 40 т, длина 15м, вооружение состояло из 2 торпедных аппаратов. Одну. СВ-2, переименованную в ТМ-5, отправили в Ленинград, а там передали для изучения сотрудникам Наркомата судостроения, остальные же не использовали и в этом качестве.
Иная судьба поджидала две субмарины, доставшиеся Советскому Союзу при разделе флота фашистской Италии. «Мареа», типа «Тритон». была построена в 1941 г. в Триесте, в феврале 1949 г. ее принял советский экипаж. И-41, потом С-41, при водоизмещении 570 т (подводное 1068 т), была близка к отечественным довоенным средним лодкам типа «Щ». До 1956 г. она пробыла в составе Черноморского флота, затем ее обратили в болванку, на которой водолазы отрабатывали технику судоподъема. «Никелио», типа «Платино», по тактико-техническим характеристикам была близка к нашим средним лодкам IX серии. Ее достроили в 1942 г. в Специи, в советском флоте она получила название И-42, позже - С-42. Из списков корабельного состава Черноморского флота ее исключили одновременно с «землячкой», обратили в учебную, а потом пустили на металлолом. С военной и технической точек зрения, итальянские корабли не шли ни в какое сравнение с немецкими. В частности, главнокомандующий «кригсмарине» гросс-адмирал К.Дениц отмечал: «они имели очень длинную и высокую рубку, которая днем и ночью давала заметный на горизонте силуэт... на ней не было шахты для притока воздуха и вывода отработанных газов», радио- и гидроакустическая аппаратура также были далеки от совершенства. Кстати, и этим объясняют высокие потери итальянского подводного флота.
Когда в 1944 г. Красная Армия вступила на территорию Румынии, бухарестские власти поспешили отречься от берлинских союзников и переметнуться на сторону победителей. Тем не менее подводные лодки «Сехинул» и «Марсуинул» стали трофеями и соответственно получили наименования С-39 и С-40. Была и третья. «Дельфинул», постройки 1931 г. - ее уже в 1945г. вернули бывшим владельцам. С-40 исключили из списков спустя 5 лет, а С-39 в следующем году тоже отдали румынам.
Хотя у отечественного подводного кораблестроения давние традиции и перед Великой Отечественной войной флоты пополнили весьма удачные субмарины, изучение иностранного опыта оказалось полезным. Ну, а то, что трофеи пробыли в строю примерно по 10 лет, объясняется тем. что началось массовое строительство кораблей нового поколения, чьи проекты были разработаны советскими специалистами.

Оригинал: «Техника-Молодежи», 1/96, Игорь БОЕЧИН, статья «Иностранки»

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине — ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-220137-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-220137-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Лишь к 1944 году союзникам удалось уменьшить потери, наносимые их флоту немецкими подводниками

Подлодка U-47 возвращается в порт 14 октября 1939 года после успешно проведенной атаки на британский линкор «Ройял Оук». Фото: U.S. Naval Historical Center


Германские субмарины Второй мировой были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак…

Цель - Британия

К осени 1939 года Германия обладала весьма скромным по размеру, хотя и технически совершенным военным флотом. Против 22 английских и французских линейных кораблей и крейсеров она смогла выставить лишь два полноценных линкора «Шарнхорст» («Scharnhorst») и «Гнейзенау» («Gneisenau») и три так называемых «карманных» - «Дойчланд» («Deutschland»), «Граф Шпее» («Graf Spee») и «Адмирал Шеер» («Admiral Scheer»). Последние несли всего шесть орудий калибра 280 мм - при том, что в то время новые линкоры вооружались 8–12 орудиями калибра 305–406 мм. Еще два германских линкора, будущие легенды Второй мировой «Бисмарк» («Bismarck») и «Тирпиц» («Tirpitz») - полное водоизмещение 50 300 тонн, скорость 30 узлов, восемь 380-миллиметровых орудий - достраивались и вступили в строй уже после разгрома союзной армии у Дюнкерка. Для прямого сражения на море с могучим британским флотом этого было, конечно, мало. Что и подтвердилось спустя два года во время знаменитой охоты на «Бисмарка», когда германский линкор с мощным вооружением и отлично подготовленной командой был попросту затравлен численно превосходящим противником. Поэтому Германия изначально делала ставку на морскую блокаду Британских островов и отвела своим линкорам роль рейдеров - охотников на транспортные караваны и отдельные военные корабли противника.

Англия прямо зависела от поставок продовольствия и сырья из Нового Света, особенно США, которые были ее основным «снабженцем» в обе мировые войны. Кроме того, блокада позволила бы отрезать Британию от подкреплений, которые мобилизовали в колониях, а также не допустить высадки британских десантов на континенте. Однако успехи надводных рейдеров Германии были кратковременными. Их врагом были не только превосходящие силы флота Соединенного Королевства, но и британская авиация, против которой могучие корабли были почти бессильны. Регулярные авиаудары по французским базам вынудили Германию в 1941–42 годах эвакуировать свои линкоры в северные порты, где они практически бесславно погибли во время налетов или простояли в ремонте до самого окончания войны.

Основным силой, на которую полагался Третий Рейх в битве на море, стали подводные лодки, менее уязвимые для авиации и способные подкрасться даже к очень сильному противнику. А главное, постройка подводной лодки обходилась в несколько раз дешевле, субмарина требовала меньше топлива, ее обслуживал небольшой экипаж - при том, что она могла быть не менее эффективней самого мощного рейдера.

«Волчьи стаи» адмирала Дёница

Во Вторую мировую Германия вступила, имея только 57 подводных лодок, из которых для действий в Атлантике были пригодны всего 26. Однако уже в сентябре 1939 года германский подводный флот (U-Bootwaffe) потопил 41 судно общим тоннажем 153 879 тонн. Среди них - британские лайнер «Атения» (ставший первой жертвой германских подлодок в этой войне) и авианосец «Корейджес». Еще один британский авианосец «Арк-Ройяль» уцелел лишь благодаря тому, что выпущенные в него лодкой U-39 торпеды с магнитными взрывателями детонировали раньше времени. А в ночь с 13 на 14 октября 1939 года лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (G?nther Prien) проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу (Оркнейские острова) и пустила на дно линейный корабль «Ройял Оук».

Это заставило Британию срочно убрать из Атлантики свои авианосцы и ограничить передвижение линкоров и других крупных боевых кораблей, которых теперь тщательно охраняли эсминцы и другие корабли сопровождения. Успехи подействовали на Гитлера: он изменил свое изначально негативное мнение о подводных лодках, и по его приказу развернулось их массовое строительство. В течение следующих 5 лет в состав германского флота вошли 1108 субмарин.

Правда, учитывая потери и необходимость ремонта поврежденных в походе субмарин, Германия единовременно могла выдвинуть ограниченное количество готовых к походу подводных лодок - только к середине войны их количество превысило сотню.


Карл Дёниц начал карьеру подводника во время Первой мировой войны старшим помощником на лодке U-39


Главным лоббистом подводных лодок как вида вооружений в Третьем Рейхе был командующий подводным флотом (Befehlshaber der Unterseeboote) адмирал Карл Дёниц (Karl D?nitz, 1891–1981), служивший на подлодках уже в Первую мировую. Версальский мир запретил Германии иметь подводный флот, и Дёницу пришлось переквалифицироваться в командира торпедного катера, затем в эксперта по разработке нового вооружения, штурмана, командира флотилии миноносцев, капитана легкого крейсера…

В 1935 году, когда Германия решила воссоздать подводный флот, Дёниц был назначен одновременно командиром 1-й подводной флотилии и получил странное звание «фюрера подводных лодок». Это было очень удачное назначение: подводный флот по сути был его детищем, он создал его с нуля и превратил в мощнейший кулак Третьего Рейха. Дёниц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпусках школы подводников, создал для них специальные санатории. За все это он пользовался огромным уважением своих подчиненных, которые прозвали его «папой Карлом» (Vater Karl).

В 1935-38 годах «подводный фюрер» разработал новую тактику охоты на корабли противника. До этого момента подводные лодки всех стран мира действовали поодиночке. Дёниц, послужив командиром флотилии миноносцев, которая атакует противника группой, решил применить групповую тактику в подводной войне. Вначале он предлагает метод «завесы». Группа лодок шла, развернувшись в море в цепь. Обнаружившая противника лодка посылала донесение и атаковала его, а остальные лодки спешили ей на помощь.

Следующей идеей была тактика «круга», при которой лодки располагались вокруг определенного участка океана. Как только в него входил вражеский конвой или боевой корабль, лодка, заметившая вошедшего внутрь круга противника, начинала вести цель, поддерживая контакт с остальными, а те начинали со всех сторон сближаться к обреченным мишеням.

Но самым известным стал метод «волчьей стаи», непосредственно разработанный для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало его сути - именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя параллельно его курсу сосредоточивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивалась на позиции для нового удара.

Лучшие из лучших

За время Второй мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В их числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота.


Немецкая субмарина подверглась атаке со стороны авиации союзников. Фото: U.S. Army Center of Military History


Для противодействия союзники сосредоточили свыше 3 000 боевых и вспомогательных кораблей, около 1400 самолетов, и к моменту высадки в Нормандии нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого она уже не могла оправиться. Несмотря на то, германская промышленность наращивала выпуск подводных лодок, все меньше экипажей возвращались из похода с удачей. А кто-то не возвращался вовсе. Если в 1940 году были потеряны двадцать три, а в 1941 году - тридцать шесть субмарин, то в 1943 и 1944 потери выросли, соответственно, до двухсот пятидесяти и двухсот шестидесяти трех подлодок. Всего за время войны потери немецких подводников составили 789 субмарин и 32 000 моряков. Но это все равно было в три раза меньше, чем число потопленных ими судов противника, что доказывало высокую эффективность подводного флота.

Как и на любой войне, в этой также были свои асы. Гюнтер Прин стал первым знаменитым на всю Германию подводным корсаром. На его счету тридцать кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны, включая вышеупомянутый линкор). За это он стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Министерство пропаганды Рейха оперативно создало его культ - и Прин начал получать целые мешки писем от восторженных поклонников. Возможно, он бы смог стать самым удачливым германским подводников, но 8 марта 1941 года его лодка погибла при атаке конвоя.

После этого список немецких глубоководных асов возглавлял Отто Кречмер (Otto Kretschmer), который потопил сорок четыре корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют (Wolfgang L?th) - 43 корабля общим водоизмещением 225 712 тонн, Эрих Топп (Erich Topp) - 34 судна общим водоизмещением 193 684 тонны и небезызвестный Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) - 25 кораблей общим водоизмещением 183 253 тонны, который вместе со своей U-96 стал персонажем художественного фильма «U-Boot» («Подлодка»). Кстати, он не погиб во время авианалета. После войны Леманн-Вилленброк служил капитаном торгового флота и отличился при спасении гибнувшего бразильского сухогруза «Комманданте Лира» в 1959 году, а также стал командиром первого немецкого корабля с атомным реактором. Его же лодка, после злополучного потопления прямо на базе, была поднята, ходила в походы (но с другим экипажем) а после войны была превращена в технический музей.

Таким образом, германский подводный флот оказался наиболее удачливым, хотя и не имел столь внушительной поддержки надводный сил и морской авиации, как британский. На счету подводников ее величества только 70 боевых и 368 торговых германских судов общим тоннажем 826 300 тонн. Их союзники американцы потопили на тихоокеанском театре войны 1178 судов общим тоннажем 4,9 миллиона тонн. Не была благосклонна фортуна и к двумстам шестидесяти семи советским подводным лодкам, которые за время войны торпедировали только 157 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 462 300 тонн.

«Летучие голландцы»


В 1983 году немецкий режиссер Вольфганг Петерсен снял фильм «Das U-Boot» по одноименному роману Лотара-Гюнтера Бухгейма. Значительная часть бюджета покрывала расходы на воссоздание исторически достоверных подробностей. Фото: Bavaria Film


Прославившаяся в фильме «U-Boot» подводная лодка U-96 относилась к прославленной VII серии, составлявшей основу U-Bootwaffe. Всего было построено семьсот восемь единиц разных модификаций. Свою родословную «семерка» вела от лодки UB-III времен Первой мировой, наследуя ее плюсы и минусы. С одной стороны, в подлодках этой серии максимально экономился полезный объем, что влекло страшную тесноту. С другой - их отличала предельная простота и надежность конструкции, не раз выручавшей моряков.

16 января 1935 года фирма «Дойче Верфт» получила заказ на строительство первых шести субмарин этой серии. В последствие ее основные параметры - 500 тонн водоизмещения, дальность плавания 6250 миль, глубина погружения 100 метров - несколько раз улучшались. Основой лодки был разделенный на шесть отсеков прочный корпус, сваренный из стальных листов, толщина которых на первой модели составляла 18-22 мм, а на модификации VII-C (самая массовая в истории субмарина, выпущено 674 единицы) достигала уже 28 мм в центральной части и до 22 мм в оконечностях. Таким образом, корпус VII-C рассчитывался на глубины до 125-150 метров, но мог погружаться и до 250, что было недосягаемо для субмарин союзников, нырявших лишь на 100-150 метров. Кроме того, такой прочный корпус выдерживал попадания 20 и 37 мм снарядов. Дальность плавания у этой модели выросла до 8250 миль.

Для погружения наполнялись водой пять балластных цистерн: носовая, кормовая и две боковые легкого (наружного) корпуса и одна, расположенная внутри прочного. Хорошо подготовленный экипаж мог «нырнуть» под воду всего за 25 секунд! При этом боковые цистерны могли брать и дополнительный запас топлива, и тогда дальность плавания возрастала до 9700 миль, а на последних модификациях - до 12 400. Но помимо этого, лодки могли дозаправляться топливом в походе от специальных субмарин-танкеров (серии IXD).

Сердце лодок - два шестицилиндровых дизеля - вместе выдавали 2800 л.с. и разгоняли судно в надводном положении до 17–18 узлов. Под водою субмарина шла на электромоторах фирмы «Сименс» (2х375 л.с.) с максимальной скоростью 7,6 узлов. Конечно, этого было недостаточно для того, чтобы уйти от эсминцев, однако вполне хватало для охоты на тихоходные и неповоротливые транспорты. Основным оружием «семерок» были пять 533-мм торпедных аппаратов (четыре носовых и один кормовой), которые «стреляли» с глубины до 22 метров. В качестве «снарядов» наиболее часто применялись торпеды G7a (парогазовая) и G7e (электрическая). Последняя значительно уступала в дальности хода (5 километров против 12,5), зато не оставляли после себя характерного следа на воде, максимальная скорость же у них была примерно одинаковая - до 30 узлов.

Для атак целей внутри конвоев немцы изобрели специальный прибор маневрирования FAT, с помощью которого торпеда выписывала «змейку» или атаковала с разворотом до 130 градусов. Такими же торпедами отбивались от наседавших на хвост эсминцев - выпущенная из кормового аппарата, она шла им навстречу «лоб в лоб», а затем резко разворачивалась и била в борт.

Помимо традиционных контактных, торпеды могли оснащаться и магнитными взрывателями - для их подрыва в момент прохождения под днищем корабля. А с конца 1943 года на вооружение поступает акустическая самонаводящаяся торпеда Т4, которую можно было выпускать, не целясь. Правда, при этом сама подлодка должна была остановить винты или быстро уйти на глубину, чтобы торпеда не вернулась.

Лодки вооружались и носовым 88-миллиметровым и кормовым 45-миллиметровым орудиями, в последствии весьма полезной 20-миллиметровой зениткой, защищавшей ее от самого страшного врага - патрульных самолетов Британских ВВС. Несколько «семерок» получили в свое распоряжение радары FuMO30, которые обнаруживали воздушные цели на расстоянии до 15 км и надводные цели - до 8 км.

Они потонули в пучине морской…


Кинофильм Вольфганга Петерсена «Das U-Boot» показывает, как был устроен быт подводников, плававших на подлодках VII серии. Фото: Bavaria Film


Романтический ореол героев с одной стороны - и мрачная репутация пьяниц и бесчеловечных убийц с другой. Такими представляли германских подводников на берегу. Однако напивались вдрызг они только один раз в два-три месяца, когда возвращались из похода. Именно тогда они были на глазах у «общественности», делающей поспешные выводы, после чего уходили отсыпаться в казармы или санатории, а затем в совершенно трезвом виде готовились к новому походу. Но эти редкие возлияния были не столько празднованием побед, сколько способом снять чудовищный стресс, которые подводники получали в каждом походе. И даже несмотря на то, что кандидаты в члены экипажей проходили в том числе и психологический отбор, на подлодках бывали случаи нервных срывов у отдельных моряков, которых приходилось успокаивать всей командой, а то и просто привязывать к койке.

Первое, с чем сталкивались подводники, только-только вышедшие в море, - страшная теснота. Особенно этим страдали экипажи субмарин VII серии, которые, будучи и без того тесными по конструкции, вдобавок набивались под завязку всем необходимым для дальних походов. Спальные места экипажа и все свободные уголки использовались для хранения ящиков с провизией, поэтому отдыхать и принимать пищу экипажу приходилось где придется. Чтобы взять дополнительные тонны топлива, его закачивали в цистерны, предназначенные для пресной воды (питьевой и гигиенической), таким образом, резко сокращая ее рацион.

По этой же причине немецкие подводники никогда не спасали своих жертв, отчаянно барахтающихся посреди океана. Ведь разместить их было просто некуда - разве что засунуть в освободившийся торпедный аппарат. Отсюда закрепившаяся за подводниками репутация бесчеловечных извергов.

Чувство милосердия притуплялось и постоянным страхом за свою собственную жизнь. Во время похода приходилось постоянно опасаться минных полей или вражеской авиации. Но самым страшными были вражеские эсминцы и противолодочные суда, а точнее, их глубинные бомбы, близкий разрыв которой мог разрушить корпус лодки. При этом можно было только надеяться на быструю смерть. Гораздо страшнее было получить тяжелые повреждения и безвозвратно падать в пучину, с ужасом слушая, как трещит сжимаемый корпус лодки, готовый проломиться внутрь потоками воды под давлением в несколько десятков атмосфер. Или хуже того - навсегда лечь на мели и медленно задыхаться, понимая при этом, что никакой помощи не будет…

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

Недостроенные немецкие подводные лодки типа XXI на слипах №5 (на переднем плане)
и №4 (справа вдали) верфи AG Weser в Бремене. На фото во втором ряду слева направо:
U-3052, U-3042, U-3048 и U-3056; в ближнем ряду слева направо: U-3053, U-3043, U-3049 и U-3057.
Справа вдали – U-3060 и U-3062
Источник: http://waralbum.ru/164992/

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

Водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

Скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

Скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

Глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).


Кильватерная колонна немецких подводных лодок (тип II-A) в море во время маневров, 1939 год
Источник: http://waralbum.ru/149250/

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).


Офицеры кригсмарине осматривают британскую подводную лодку «Сил» (HMS Seal, N37),
захваченную в проливе Скагеррак
Источник: http://waralbum.ru/178129/

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).


U-48 - наиболее успешная германская подлодка. На снимке она находится
почти на половине пути к своему конечному результату,
как это показано белыми цифрами
на рубке рядом с эмблемой лодки («Трижды черный кот»)
и персональной эмблемой капитана подлодки Шульце («Белой ведьмой»)
Источник: http://forum.worldofwarships.ru

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).


Линейный корабль «Royal Oak»
Источник: http://war-at-sea.narod.ru/photo/s4gb75_4_2p.htm

Командир немецкой подводной лодки U-47 капитан-лейтенант
Гюнтер Прин (Günther Prien, 1908–1941) раздает автографы
после потопления британского линкора «Royal Oak»
Источник: http://waralbum.ru/174940/

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.


Немецкая подводная лодка (тип VII-B) во время боевого похода
подходит к кораблю для обмена грузами
Источник: http://waralbum.ru/169637/

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.


Британский эсминец HMS Forester, 1942 год

Нацистские подводники для своих субмарин выбирали эмблемы, наносимые на рубки. Названия подлодок начинались на букву «U». За всю 2-ю мировую войну войну ими было потоплено много кораблей. Общий тоннаж составляет около 15 миллионов тонн.

Фото: Немецкая подводная лодка с эмблемой на рубке

Первенство по этому держали капитаны Третьего Рейха Отто Кречмер и Вольфганг Лют, уничтожившие по 47 судов каждый, командуя экипажами подводных лодок. Менее их потопили кораблей Ганс Ениш и Эрвин Ростин (по 17). Альбрехт Ахиллес, погибший около Бразилии в апреле 1945 года, на своей подлодке U-161 торпедировал 15 судов. Следующий герой подводной войны - Клаус Баргштен попал в плен к американцам в 1943 году, а его лодка U-521 утопила морской охотник. Этот капитан-лейтенант атаковал и уничтожил 5 кораблей.

Йост Метцель, капитан 3-го ранга пришел в военный подводный флот из торгового. На его счету 11 потопленных судов. Субмарина "U-69" с эмблемой «смеющаяся корова» на рубке однажды в мае 1941 года «гуманно» потопила американский сухогруз «Робин Мур», предупредив заранее о торпедной атаке экипаж его и даже снабдив продуктами моряков, высадившихся в шлюпки. Метцель лично попрощался с капитаном американского судна, указал куда ближе плыть к берегу. В феврале 1943 года субмарину U-69 глубинной бомбой потопил эсминец Великобритании, отправив весь ее экипаж на дно. Йост Метцель уже не служил на подлодке, уйдя в августе 1941 года в инструкторы по боевой подготовке моряков.

Подводный флот Третьего Рейха времен Второй мировой войны подразделялся на несколько видов. Были субмарины атлантические и прибрежные, для выполнения специальных задач, минные, сверхмалые, подлодки снабжения, и т. д. Широко применялись в третьем рейхе грузовые подводные лодки. Командование подводным флотом включало 2 отдела – Организационный и Оперативный. Первый занимался вопросами вооружения, ремонта, снабжения, в общем работой рутинной, тогда как второй в основном планировал боевые операции в Атлантике (и других океанах) и руководил ими. Базы подводного флота находились в нескольких странах, включая, кроме Германии, Норвегию и Францию. О базе подводных лодок нацистов в Антарктиде достоверных данных на данный момент нет.

Фото: Подлодка Третьего Рейха

Подводная лодка U-1 Германии спущена на воду в июне 1935 г. Совершив всего два похода, погибла в Северном море в 1940 году вместе с экипажем 24 человека. Вторая немецкая подводная лодка U-2, построенная тоже в 1935 году, также, дважды выйдя в море, затонула, столкнувшись со своим же надводным траулером. Половина экипажа спаслась. Это были малые подводные лодки. Средняя U-100 появилась в составе Кригсмарине в мае 1940 г. После шести боевых походов была потоплена британскими эсминцами около Исландии. Почти весь экипаж погиб.

Океанская подлодка U-200, спущенная на воду в августе 1942 года, совершив 1 боевой поход, была подбита глубинными бомбами с самолета, затонув тоже около Исландии. 68 нацистов ушли на дно.

Средняя U-400, постройки 1942 года, в марте 1944 года вышла на боевое патрулирование, но подорвалась на минном поле, унеся в пучину весь экипаж около полуострова Корнуэлл.

Такова судьба некоторых субмарин Третьего Рейха. Всего их было построено более тысячи. В Атлантике постоянно рыскали до начала 1943 года «волчьи стаи» «Папы Карло» из нескольких десятков немецких подводных лодок, ища добычу (караваны). В середине войны СВЧ-излучение радаров, применяемое американскими и английскими моряками, позволяло обнаруживать «непотопляемых Пиноккио» на дальних расстояниях. Инженеры Рейха в ответ придумали покрывать корпуса субмарин специальной оболочкой, поглощающей излучение радаров, но близился конец войны, и новые 8 подлодок 23 серии повоевали очень мало.

Сегодня одна из последних субмарин U-995 стоит на суше (на берегу Кильского фьорда) как памятник о тысячах немецких моряков, не вернувшихся на базы.

Фото: U-995 на вечной стоянке в Лабё (германская коммуна, в землях Шлезвиг-Гольшнейн)