Модернизация основных средств в бюджетном учете. Модернизация основных средств - бухгалтерский и налоговый учет

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 2

Ни для кого не секрет, что большинство основных фондов бюджетных учреждений требует обновления, которое можно провести путем реконструкции, технического перевооружения или модернизации. Каждое из этих понятий имеет свой смысл, но затраты на проведение указанных операций в бюджетном учете отражаются одинаково. В данной статье речь пойдет о модернизации, отражении расходов по ее проведению и принятию их в целях налогообложения прибыли.

Поскольку Инструкция N 25н <1> не содержит определения термина "модернизация", обратимся курьером толковому словарю русского языка: модернизация - это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, например, модернизация оборудования. То есть модернизация основных средств - это не что иное, как их усовершенствование.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Несколько иная формулировка дана в Налоговом кодексе: к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. Как видно из приведенного определения, в налоговом учете под модернизацией подразумевается изменение назначения оборудования, в том числе и увеличение нагрузки на него, а все вместе это называется его "новыми качествами". При сравнении понятий "усовершенствование оборудования" и "наделение оборудования новыми качествами" между ними можно поставить знак равенства.

Таким образом, определение модернизации, данное в Налоговом кодексе, можно использовать в случае классификации проведенных строительно-ремонтных работ с целью их корректного отражения в бюджетном учете.

Известно, что расходы на модернизацию основного средства (равно как и расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию) увеличивают его первоначальную стоимость в бюджетном учете (п. 13 Инструкции N 25н). Именно на этой стадии возникают вопросы практического применения этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Замена операционной системы компьютера

Как квалифицировать расходы по замене операционной системы компьютера и следует ли включать стоимость операционной системы Windows XP при ее замене в первоначальную стоимость компьютера или списывать на расходы? При первоначальной установке операционной системы затраты на ее приобретение уже были включены в первоначальную стоимость компьютера, поскольку использовать его без такой системы нельзя. В случае замены операционной системы на подобную (например, Windows XP на Windows XP) не происходит изменение назначения компьютера или его усовершенствование, значит, затраты на ее приобретение должны быть учтены как расходы учреждения по содержанию имущества (дебет счета 401 01 225 "Расходы на услуги по содержанию имущества"). В случае замены операционной системы на более усовершенствованную (Windows XP на Windows Vista) расходы на ее приобретение относятся на первоначальную стоимость компьютера (дебет счета 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства").

Принцип замены операционной системы в налоговом учете (когда компьютер приобретен и используется за счет средств внебюджетной деятельности) тот же, что и в бюджетном. Если устанавливается аналогичная операционная система, то расходы относятся к ремонтным и признаются в том периоде, в котором были осуществлены. Их можно списать в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ. Если происходит установка более усовершенствованной системы - расходы следует отнести на увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ.

Замена приспособлений к компьютеру

Замену приспособлений и принадлежностей (например, монитора, системного блока, перезаписывающего привода DVD компьютера и т.п.), выполняющих свои функции только в составе комплекса, нельзя рассматривать только как модернизацию объектов основных средств, на которых осуществляется указанная замена. Операции по замене вышедших из строя составляющих и комплектующих частей объектов основных средств следует рассматривать как использование прочих материалов при осуществлении текущего (капитального) ремонта основных средств. Следовательно, расходы на их приобретение подлежат отражению по ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" ЭКР (счет 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" или счет 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов").

Расходы на приобретение принтеров, флэш-драйверов, которые отражаются как объекты основных средств в бюджетном учете, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации <2> осуществляются по ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" ЭКР. Их нужно учитывать как вложения в нефинансовые активы по дебету счета 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства".

<2> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н.

Пример 1 . Учреждение приобрело за счет бюджетных средств запасные части к компьютеру для проведения текущего ремонта стоимостью:

  • 200 руб., в том числе НДС - 30,51 руб., - мышь;
  • 3500 руб., в том числе НДС - 533,90 руб., - монитор.

Кроме того, операционная система, установленная на компьютере - Windows XP, была заменена на более усовершенствованную - Windows Vista. Ее стоимость составляет 6000 руб., в том числе НДС - 915,25 руб. Также был приобретен флэш-драйвер (USB flash) на сумму 4000 руб., в том числе НДС - 610,17 руб.

Расчеты с поставщиком проводились в два этапа:

1-й - предоплата в размере 30% стоимости запчастей - 1110 руб., за операционную систему и флэш-драйвер - 3000 руб.;

2-й - окончательный расчет в сумме 2590 руб. - за запчасти, 7000 руб. - за операционную систему и флэш-драйвер.

Указанные операции отражаются следующими записями на счетах бюджетного учета:

поставщику запасных частей

Отражена предварительная оплата

операционной системы Windows Vista и

флэш-драйвера

Получены запасные части

запчасти

Получен флэш-драйвер

Получена операционная система

Зачтен ранее перечисленный аванс за

основные средства

запчасти

Отражен окончательный расчет за

основные средства (операционной

системы Windows Vista и

флэш-драйвера)

Флэш-драйвер передан в эксплуатацию

Начислена амортизация на

флэш-драйвер

Установлена операционная система на

компьютер Windows Vista

Начислена амортизация на

операционную систему на компьютер

Модернизация основных средств, приобретенных за счет бюджетного финансирования, на средства, полученные от приносящей доход деятельности

Недостаток бюджетного финансирования вынуждает учреждения проводить разного рода работы, в том числе и модернизацию оборудования, приобретенного на бюджетные средства, за счет средств от приносящей доход деятельности. В этом случае возникают как минимум два вопроса:

  1. Как отразить указанные операции на счетах бюджетного учета?
  2. Есть ли возможность принятия расходов для целей налогообложения?

Эти два вопроса взаимосвязаны, поэтому начнем со второго. Как известно, объектом обложения по налогу на прибыль признается прибыль, которая определяется как разница между доходами и расходами, определяемыми в соответствии с гл. 21 НК РФ (ст. 247 НК РФ). Расходами признаются любые затраты при условии, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, расходы учреждения, финансируемые за счет приносящей доход деятельности, направленные на модернизацию основных средств, приобретенных за счет бюджетной деятельности и используемых в ней, нельзя учесть при исчислении налога на прибыль, так как они не связаны с получением дохода.

Как указывалось выше, по правилам бюджетного учета первоначальная стоимость основных средств должна увеличиться в случае их модернизации, то есть затраты, произведенные за счет приносящей доход деятельности и учтенные как вложения в нефинансовые активы по коду 2, нужно учитывать в бюджетном учете по тому же коду, что и основное средство, - по коду 1. При этом в учете по внебюджетной деятельности возникают убытки, которые, как мы выяснили, не принимаются для целей налогообложения, а в учете по бюджетной деятельности - доходы. Правила перевода нефинансовых активов с одного вида деятельности на другой разъяснены Минфином России в Письме от 25.05.2006 N 02-14-10а/1354. Правовые (организационные) требования к переводу сводятся к тому, что решение о переводе нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность принимает главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов государственной власти" распространяются указанные полномочия. В случае если активы были приняты к учету в текущем году, убытки по внебюджетной деятельности относятся на счет 2 401 01 241 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям". В бюджетной деятельности операции отражаются с использованием счета 1 401 01 180 "Прочие доходы".

Пример 2 . Бюджетное учреждение заключило договор с ООО "Импульс" на проведение модернизации научного оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств. Стоимость услуг по договору составила 75 200 руб., в том числе НДС - 11 471,19 руб. Расчеты с ООО "Импульс" произведены за счет внебюджетных средств путем перечисления предоплаты. После окончания работ учреждение получило от главного распорядителя разрешение на перевод капитальных вложений по модернизации оборудования, произведенных за счет средств от внебюджетной деятельности, на учет по бюджетной деятельности.

Прежде чем отразить указанные операции на счетах бюджетного учета, следует сказать о праве бюджетных учреждений предусматривать авансирование при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. По мнению Минфина, выраженному в Письме от 14.07.2006 N 02-13-10/1902, при расчетах по договорам на поставку товаров, работ, услуг за счет внебюджетных средств учреждения вправе предусматривать 100%-ную предоплату в соответствии со сметами доходов и расходов и в пределах остатков средств на их лицевых счетах.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг получатель средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в размере 100% суммы договора (контракта) по договорам, подлежащим оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Также следует оговориться, что если учреждение является плательщиком НДС по внебюджетной деятельности, то сумму НДС, относящуюся к стоимости услуг, работ по модернизации оборудования, нельзя принимать к вычету (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Соответственно, в учете по внебюджетной деятельности не надо выделять НДС на счете 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

В бюджетном учете учреждения указанные операции отражаются следующим образом:

По внебюджетной деятельности

Перечислен аванс ООО "Импульс"

Приняты работы по модернизации

оборудования

Зачтен ранее перечисленный аванс

Списаны (переведены) капитальные

вложения по модернизации

оборудования на бюджетную

деятельность

По бюджетной деятельности

Приняты на учет капитальные вложения

по модернизации оборудования на учет

по бюджетной деятельности

Увеличена первоначальная стоимость

оборудования на сумму модернизации

Срок полезного использования объектов после модернизации в бюджетном учете

В соответствии с п. 39 Инструкции N 25н, в случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования по этому объекту пересматривается. Разумно предположить, что нормы амортизации также пересчитываются. Конкретных рекомендаций по поводу пересмотра срока полезного использования Инструкция N 25н не содержит. Поэтому логично обратиться к п. 39 указанной Инструкции, согласно которому срок полезного использования основных средств определяется при принятии объектов к учету в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы <3> (далее - Классификация).

<3> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Пример 3 . Оборудование относится к четвертой амортизационной группе. При вводе его в эксплуатацию был установлен максимальный срок полезного использования - 7 лет. На момент проведения модернизации оно прослужило 5 лет. Первоначальная стоимость оборудования составляет 150 000 руб., затраты на модернизацию составили 45 000 руб., балансовая стоимость после модернизации равна 195 000 руб.

Какой срок полезного использования можно установить для данного объекта? По мнению автора статьи, при пересмотре для целей бюджетного учета срока амортизации не обязательно соблюдать "нижнюю планку" соответствующей амортизационной группы, поскольку оборудование уже находилось в эксплуатации. Так, для четвертой амортизационной группы срок эксплуатации должен быть установлен свыше 5 (нижняя планка) до 7 лет включительно. Новый (пересмотренный) срок амортизации не может быть установлен свыше 7 лет, но он может быть установлен как 2 или 4 года в зависимости от того, сколько времени основное средство находилось в эксплуатации, и степени (уровня) модернизации.

Допустим, что в нашем примере на основании п. 39 Инструкции N 25н срок полезного использования был пересмотрен и установлен новый срок полезного использования 4 года. Однако отсчет его вести надо от даты, когда первоначальная стоимость оборудования была увеличена на сумму модернизации, или от даты пересмотра срока полезного использования. Таким образом, в нашем примере до проведения амортизации ежемесячная сумма амортизационных отчислений составила 1785,71 руб. (150 000 руб. / 84 мес.). При пересмотре нормы амортизации логично применить иные правила ее расчета, которые отличаются от правил, установленных Инструкцией N 25н. В данном случае норма амортизации должна рассчитываться исходя из остаточной стоимости плюс сумма модернизации, а не балансовой стоимости объекта, как указано в п. 39 Инструкции N 25н. Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств (п. 13 Инструкции N 25н). Таким образом, в балансовой стоимости присутствует ранее начисленная амортизация, которая уже была списана на расходы.

Определение нормы амортизации с учетом балансовой стоимости приведет к повторному списанию на расходы самортизированной части стоимости основных средств. В нашем примере после модернизации ежемесячная сумма амортизации составит 1830,36 руб. ((150 000 руб. - (1785,71 руб. x 60 мес.) + 45 000 руб.) / 48 мес.). Однако мы не претендуем на истину в последней инстанции. Этот способ пересчета нормы амортизации учреждениям целесообразно согласовать с главным распорядителем (распорядителем), то есть с вышестоящим органом. В отношении коммерческих учреждений подобные разъяснения со ссылкой на ПБУ "Учет основных средств" <4> (в бюджетных учреждениях не применяется) содержатся в Письме Минфина России от 23.06.2004 N 07-02-14/144.

<4> Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".

Может ли учреждение в случае проведения модернизации основного средства не пересматривать срок полезного использования объекта для целей бюджетного учета? По нашему мнению, Инструкция N 25н не рассматривает такой вариант.

Срок полезного использования после модернизации в налоговом учете

Учет амортизируемого имущества и начисление по нему амортизации в целях налогообложения прибыли производятся по данным налогового учета в соответствии с гл. 25 НК РФ. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества и операций с ним определены ст. ст. 322, 323 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств, как и в бюджетном учете, изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Однако в отношении обязанности пересматривать (увеличивать) срок полезного использования Налоговый кодекс не содержит жестких норм. В абз. 2 п. 1 ст. 258 НК РФ говорится о том, что налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после ввода его в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования.

При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Кроме того, в абз. 3 рассматривается вариант, когда не происходит увеличения срока полезного использования в результате модернизации. В этом случае при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования.

Минфин в Письме от 10.10.2005 N 03-03-04/1/264 трактует абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ следующим образом: если налогоплательщик увеличил первоначальную стоимость основного средства после проведенной модернизации и оставил срок его полезного использования неизменным, то норма амортизации, установленная при введении в эксплуатацию этого основного средства, не пересчитывается. Однако по законам математики, если не увеличить срок амортизации и оставить неизменной ее норму, но увеличить первоначальную стоимость основного средства, то период полного списания его стоимости будет выше, чем срок полезного использования. Финансовое ведомство не спорит с этим. В Письме от 10.11.2006 N 03-03-04/2/235 Минфин разъяснил, что в этом случае увеличивается период начисления амортизации, что вполне закономерно, так как срок полезного использования рассчитан на простую эксплуатацию амортизируемого имущества (без проведения модернизаций, реконструкций, дооборудований и т.п., продлевающих сроки его эксплуатации).

Особый интерес представляют разъяснения Минфина в отношении увеличения срока полезного использования в случае, если первоначально налогоплательщиком был установлен максимальный срок полезного использования, то есть его "верхний предел". В этом случае налогоплательщик уже не может увеличить срок полезного использования объекта.

Например , на балансе налогоплательщика находится специальный автомобиль. Согласно Классификации он относится к четвертой амортизационной группе (со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет). При начислении амортизации налогоплательщик установил по нему в налоговом учете срок полезного использования - 5 лет. После модернизации он вправе увеличить по данному имуществу срок полезного использования только на 2 года. Если срок полезного использования по имуществу уже был установлен 7 лет, то, несмотря на модернизацию, организация не имеет права увеличить срок его полезного использования.

Л.Максимова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Рассмотрим такую ситуацию. Компания для обустройства склада приобрела грузовые стеллажи. При этом по накладным ей поставлены материалы: металлические балки, рамы, деревянные доски и комплектующие для сборки, из которых впоследствии и смонтировано стеллажное оборудование. Оно является сборно-разборной конструкцией, то есть первоначальную конфигурацию стеллажей можно с легкостью изменить (увеличить или уменьшить количество секций, полок, пролетов и пр.). Как нужно оприходовать такую сборную конструкцию: в качестве материалов (все ее элементы по отдельности) либо как единое основное средство? А как отразить в учете изменение конфигурации стеллажей? Мы ответим на эти вопросы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

Мы не будем рассматривать упрощенные способы бухучета, которые могут применять малые и средние предприяти яп. 1 ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Приобретенное имущество - это ОС или МПЗ?

Сразу скажем, что учитывать составляющие элементы стеллажей по отдельности как материально-производственные запасы неправильно, поскольку сами по себе балки, рамы и болты никакой полезной ценности для компании не представляют, они предназначены для сборки стеллажей (являются их деталями) и именно стеллажи будут использоваться в деятельности организации. Поэтому учитывать нужно собранные стеллажи. А вот в качестве ОС или МПЗ - сейчас разберемся.

Как правило, срок службы стеллажей более года. А значит, при принятии решения, к какому вида актива их отнести в бухучете, главным критерием будет стоимостный лимит. В налоговом учете правила те же, а лимит другой. Итак, для признания актива ОС его стоимость должна бытьп. 1 ст. 256 , п. 1 ст. 257 НК РФ ; пп. 4 , 5 ПБУ 6/01 :

  • в бухучете - более 40 000 руб. (если эта сумма установлена в учетной политике в качестве лимита для признания активов ОС);
  • в налоговом учете - более 100 000 руб.

Напомним, что эта первоначальная стоимость складывается из всех затрат на приобретение ОС, его доставку и доведение до состояния, пригодного для использовани яп. 1 ст. 257 НК РФ ; п. 8 ПБУ 6/01 .

Если стоимость объекта будет меньше указанных значений, то, несмотря на длительный срок службы, вы можете не учитывать его в составе ОС. На практике такое имущество принято называть малоценным. В бухучете оно отражается в составе МПЗ и его стоимость единовременно списывается на расходы на дату передачи в производств оп. 5 ПБУ 6/01 ; пп. 5 , , 18 ПБУ 10/99 . В налоговом учете затраты на приобретение и сборку такого имущества включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатаци юподп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ . Казалось бы, все просто. Но здесь возникает другая проблема.

Что считать объектом учета, если стеллаж - это конструктор

Обычно стеллаж состоит из секций, то есть он может быть одно- или многосекционным. Причем из полученных по накладной материалов изначально может быть собрано одно количество стеллажей (скажем, два стеллажа, состоящих из пяти секций), а через некоторое время их перемонтируют и стеллажей уже станет больше или меньше (к примеру, в результате перестройки получилось два стеллажа, состоящих из трех секций, и два стеллажа - из двух секций). Что тогда нужно считать одним стеллажом, а значит, инвентарным объектом - одну секцию или же весь пролет, занятый полками от стенки до стенки?

Посмотрим, как правильно определить инвентарный объек тп. 6 ПБУ 6/01 .

СИТУАЦИЯ 1. Стеллажи собираются поставщиком по спецификации к договору. Тогда из нее должно быть видно, сколько и каких стеллажей получится в результате монтажа. Поэтому вопрос, что считать единицей учета в этой ситуации, отпадает сам собой. Объектом учета будет единый готовый стеллаж, который в зависимости от его стоимости будет либо ОС, либо МПЗ.

СИТУАЦИЯ 2. Стеллажи собираются собственными силами. Здесь, казалось бы, нет жестких рамок. И бухгалтеру, конечно же, проще в качестве инвентарного объекта учесть одну секцию. Во-первых, если ее стоимость окажется небольшой, то секция будет признаваться МПЗ, а значит, расходы будут учтены быстрее. Во-вторых, если компания планирует периодически менять расстановку стеллажей, в результате чего будет происходить перегруппировка секций (например, организация предоставляет свои склады в аренду и каждый арендатор может изменять конфигурацию склада под свои нужды), то порядок, при котором необходимо регулярно отражать изменение первоначальной стоимости многосекционных стеллажей из-за их частичной ликвидации или дооборудования, вряд ли будет признан рациональны мп. 6 ПБУ 1/2008 . Правда, важно подготовить документальное обоснование этого способа учета. Это может быть, например, бухгалтерская справка, составленная на основании служебной записки от начальника склада, в которой он объясняет, что конфигурация склада будет время от времени меняться в зависимости от бизнес-ситуации в компании.

Кроме того, нужно быть готовыми к разговору с проверяющими, которых в случае значительных затрат на стеллажное оборудование, скорее всего, такой «секционный» вариант учета не устроит. Поскольку в НК РФ под основным средством понимается имущество, используемое в качестве средств труд ап. 1 ст. 257 НК РФ , то при выделении единиц учета в качестве отдельных объектов ОС нужно ориентироваться на способность каждой составляющей сложного объекта выполнять свои функции по отдельности и на возможность использования каждой части в качестве самостоятельного средства труда. Кроме того, в Общероссийском классификаторе основных фондо вутв. Постановлением Госстандарта от 26.12.94 № 359 код ОКОФ 16 3612336 присвоен именно стеллажам, а не стеллажной секции. А значит, вам нужно обосновать, что секция - это не что иное, как самостоятельный односекционный стеллаж (именно так его нужно называть в документах). И если такие стеллажи скреплены между собой в цепочку, то это сделано лишь для удобства их использования. И без таких креплений они вполне могут самостоятельно стоять и выполнять свои функции.

Если все секции стеллажа скреплены между собой так, что не могут быть изъяты или заменены без нарушения общей конструкции, то есть они не разъединяются в самостоятельные односекционные стеллажи (к примеру, рама служит несущей конструкцией для балок с двух сторон), то в качестве инвентарного объекта признавайте весь стеллаж целиком.

Как покупку стеллажей отразить в учете

Поскольку в нашем случае по накладной поставляются комплектующие для стеллажей, сначала их необходимо отразить на счете 10 «Материалы», а затем передать в монтаж. Для этого используют:

  • <или> счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»:
  • когда формируют первоначальную стоимость ОС;
  • когда заранее неизвестно, превысит ли итоговая стоимость объекта лимит, установленный для учета ОС.

Тот факт, что стеллажи требуют сборки, не означает, что для отражения их в учете нужно использовать счет 07 «Оборудование к установке». Этот счет не предназначен для учета производственного инвентаря, к которому и относятся стеллаж иОбщероссийский классификатор, утв. Постановлением Госстандарта от 26.12.94 № 359 ;

  • <или> счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», если организация заранее точно знает, что объект не войдет в состав ОС.

Для подтверждения правильности определения стоимости каждого объекта понадобятся такие документы:

  • <если> стеллажи собираются поставщиком по спецификации к договору, то из нее будет видно, сколько и каких материалов требуется на каждый стеллаж. Сдача подрядчиком результата работ по сборке и его приемка заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами;
  • <если> монтаж выполнялся собственными силами, это нужно также зафиксировать в акте. В нем следует указать: когда, что, кто собирал, что в результате получилось, перечень израсходованных на каждый объект материалов, затраченное время и зарплату работников с отчислениями.

Заметим также, что поступление малоценных активов документируется как поступление МПЗ, то есть оформляется приходный ордер (по форме № М-4). При этом заполнять форму № ОС-1 не нужно. При передаче их в эксплуатацию можно оформить требование-накладную (по форме № М-11). Стоимость переданных в эксплуатацию малоценных стеллажей лучше учесть за балансом на счете 012 «Активы стоимостью до 40 000 руб. и со сроком полезного использования свыше 12 месяцев в эксплуатации».

Как отражать в учете изменение конфигурации стеллажей

Этот вопрос интересует те компании, у которых в учете числятся складские стеллажи как в составе ОС, так и в составе МПЗ.

Возможны такие варианты изменения конфигурации:

  • <или> к стеллажу добавляются дополнительные полки или секции, тем самым увеличивается его вместимость, а значит, в учете нужно отразить проведение модернизации/дооборудования объекта;
  • <или> стеллажи полностью перемонтированы, например, было два стеллажа, состоящие из пяти секций, а из-за перепланировки помещения по решению руководства получилось два стеллажа, состоящие из трех секций, и два стеллажа - из двух секций. Тогда в учете придется провести сначала ликвидацию объектов, а затем - создание новых.

Модернизация стеллажей

Сложностей с учетом затрат на модернизацию/дооборудование объектов ОС возникнуть не должно. Такие затраты и в бухгалтерском, и в налоговом учете увеличивают первоначальную стоимость ОС и списываются на расходы через амортизаци юпп. 26, 27 ПБУ 6/01 ; п. 2 ст. 257 НК РФ . А как быть с модернизацией малоценного имущества, стоимость которого была единовременно включена в материальные расходы? Разъяснений по этому вопросу не найти ни в бухгалтерском законодательстве, ни в НК РФ.

Если учесть, что в бухучете такие активы не отражались в составе ОС, то и к расходам на их модернизацию правила ПБУ 6/01 не должны применяться. При этом стоимость МПЗ, по которой они были приняты к учету, впоследствии не изменяетс яп. 12 ПБУ 5/01 . Поэтому затраты на модернизацию стеллажей, учитываемых в составе МПЗ, признаются расходами по обычным видам деятельност ипп. 5 , 7 ПБУ 10/99 .

А что делать с такими затратами в налоговом учете, пояснил Минфин. По мнению чиновников, они уменьшают базу по налогу на прибыль как прочие расходы и в полном объеме включаются в расходы текущего отчетного (налогового) период аПисьма Минфина от 04.10.2010 № 03-03-06/1/624 , от 25.03.2010 № 03-03-06/1/173 . Кстати, судьи АС ДВО также считают, что расходы на модернизацию неамортизируемого имущества можно списать единовременно (независимо от их размер а)Постановление АС ДВО от 09.09.2015 № Ф03-3437/2015 .

Полное изменение конфигурации стеллажей

Бухгалтер в этом случае может поступить так.

ВАРИАНТ 1. Вообще не отражать в учете изменение конфигурации.

Если новые стеллажи будут собраны из тех же самых комплектующих, а демонтаж и последующая сборка будут проведены собственными силами, то риск налоговых претензий невелик, ведь проверяющие вряд ли пойдут сверять фактическую конфигурацию стеллажей с той, которая должна быть по документам.

Если работы будут выполняться силами сторонних организаций или будут приобретены дополнительные материалы, то эти затраты могут заинтересовать проверяющих. И если в учете стеллажного оборудования у вас никакого движения отражено не было, то такие затраты могут признать необоснованными и исключить из «прибыльных» расходов.

Если же налоговики будут проводить в компании инвентаризацию и стеллажей фактически окажется больше, чем по документам, то излишки по рыночной стоимости придется включить в состав налогооблагаемых доходо впп. 8 , 20 ст. 250 НК РФ .

ВАРИАНТ 2. Изменение конфигурации стеллажей провести как:

  • <или> ликвидацию (разборку) старых и принятие к учету новых объектов;
  • <или> частичную ликвидацию одного стеллажа и достройку другого.

Тогда ваш учет будет отражать реальное состояние имущества в компании.

Это трудозатратно, ведь вам придется составить несколько документов, а в учете показать следующее:

  • <если> стеллажи учтены в составе ОС, то при их ликвидации (частичной ликвидации) в налоговом учете суммы недоначисленной амортизации включаются в состав внереализационных расходов на дату утверждения руководителем акта о списании ОСподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ; Письма Минфина от 03.12.2015 № 03-03-06/1/70529 ; Письмо Минфина от 26.02.2010 № 03-03-07/5 .

    В бухучете надо сделать проводки по ликвидации старых ОС и принятию к учету новых;

    • <если> стеллажи учтены как МПЗ, то при досрочном выбытии их нужно списать с забалансового счета (отразить по кредиту счета 012 «Активы стоимостью до 40 000 руб. и со сроком полезного использования свыше 12 месяцев в эксплуатации»). При разборке таких стеллажей материалы и в бухгалтерском, и в налоговом учете признаются в том же порядке, что и для ОС, то есть учитываются в доходах по рыночной стоимости. Но когда материалы, полученные в результате разборки «МПЗ-стеллажей», будут использоваться в создании новых объектов, их стоимость не получится учесть в «прибыльных» расхода хПисьмо Минфина от 08.12.2010 № 03-03-06/1/764 (п. 2) . Чтобы сгладить этот неприятный момент, вы можете указать копеечную рыночную стоимость, которая будет учитываться в доходах, обосновав это износом стеллажей.

    Приобретенное стеллажное оборудование, учитываемое на балансе в качестве ОС, относится к 4-й амортизационной группе и признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаци йп. 1 , подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ . Однако если производитель, у которого вы приобрели стеллажное оборудование, и ваша компания не являются взаимозависимыми лицам ип. 2 ст. 105.1 НК РФ , то в отношении этого оборудования вы можете воспользоваться льготой и налог по нему не уплачиват ьп. 25 ст. 381 НК РФ .

Является ли ремонтом основного средства замена монитора компьютера? Если нет, то какими проводками оформляется операция замены в бухгалтерском учете?

Для корректного ответа на вопрос необходимо уточнить причину замены монитора.

Если монитор сменили по причине его неисправности, то такая замена является ремонтом основного средства, и расходы на приобретение монитора можно сразу отнести на счета учета расходов (20, 26, 44 и пр.). Это подтверждается письмом Минфина России от 09.10.2006 № 03-03-04/4/156. Проводки при этом будут следующими:

Дебет 10/5 - Кредит 60

Отражена покупка нового монитора (как запчасти для ремонта компьютера);

Дебет 19/3 - Кредит 60

Дебет 68 "Расчеты по НДС" - Кредит 19/3

Принят к вычету НДС, уплаченный поставщику;

Дебет 20 (26, 44 и пр.) - Кредит 10/5

Списана стоимость запчастей для ремонта компьютера (нового монитора).

Если же монитор заменили по причине его морального устаревания, то здесь имеются определенные проблемы. Главное финансовое ведомство на протяжении последних лет высказывает по этому вопросу прямо противоположные мнения.

Так, в письме Минфина России от 22.06.2004 № 03-02-04/5 сказано, что к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 НК РФ). Компьютер учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть не может выполнять свои функции по отдельности. Замена в компьютере любой детали может привести к изменению его эксплуатационных характеристик. Моральный износ компьютера как объекта основных средств происходит в несколько раз быстрее, чем физический. При разграничении модернизации и ремонта компьютера определяющее значение имеет не то, как изменились его эксплуатационные характеристики, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего выполнение своих функций в целом.

То есть Минфин разрешает налогоплательщику учесть замену монитора не как модернизацию, а как ремонт основного средства, несмотря на то, что по своим характеристикам новый монитор значительно превосходит ранее используемый.

Аналогичное мнение высказано и в письме Минфина России от 27.05.2005 № 03-03-01-04/4/67.

А в письме от 30.03.2005 № 03-03-01-04/1/140 Минфин России указывет прямо противоположное: "К расходам на ремонт основных средств, учитываемым в порядке, установленном ст. 260 Кодекса, относятся расходы, осуществляемые при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники и вызванные необходимостью поддержания компьютера в работоспособном состоянии. Замена отдельных элементов компьютера на новые по причине морального износа не может рассматриваться как ремонт компьютера и является его модернизаций. Модернизация увеличивает первоначальную стоимость основного средства в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 257 Кодекса".

Таким образом, можно сделать вывод, что даже если монитор заменен из-за его "моральной старости", но при этом компьютер продолжает выполнять те же функции, расходы на новый монитор можно учесть как ремонт основных средств. Тем не менее, поскольку разъяснения были разными, налоговые риски остаются. Особенно это следует учесть, если меняется не один монитор, а сразу несколько.

Решение вопроса зависит также и от того, как был учтен старый монитор.

Но в арбитражной практике есть примеры судебных решений, поддержавших противоположную точку зрения.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 28.02.2005 № А17-647/5-2070/5 согласился с наличием у налогоплательщика права выбора способа учета компьютерной периферии - в комплексе или каждый предмет отдельно. С учетом того, что срок полезного использования каждого инвентарного объекта был различный, налогоплательщик самостоятельно был вправе определить варианты отнесения компьютерной периферии на основные средства.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 25.08.2003 № Ф09-2578/03АК рассматривался случай, когда обществом были установлены разные сроки полезного использования для мониторов, для системных блоков и для принтеров. Суд отметил, что это не противоречит статьям 256, 258 НК РФ, ПБУ 6/01.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 25.03.2003 № А55-9988/02-31 сделал вывод, что компьютер, принтер и модем нельзя рассматривать как комплекс конструктивно-сочлененных предметов, поскольку они могут функционировать друг от друга на расстоянии, будучи подключенными к любому другому компьютеру.

В Постановлении ФАС г. Москвы от 28.02.2006 № А40-2864/06-117-30 заявляется, что закон не содержит запрета на приобретение мониторов и системных блоков отдельно от других составных частей компьютера. То обстоятельство, что каждый из приобретенных объектов не может функционировать сам по себе в отрыве от иных составных частей компьютера, не означает отсутствия у налогоплательщика права учесть их отдельно друг от друга для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Вариант 1

Замененный монитор учтен как отдельный объект основных средств.

Это наименее трудозатратный путь учета модернизации. Новый монитор приходуется как отдельный объект основных средств, а старый монитор (исправный) по остаточной стоимости переводится на консервацию (без начисления амортизации), или присоединяется к другому компьютеру, или используется как-то иначе (необходимо документальное подтверждение!) и продолжает начисляться амортизация.

Благодаря арбитражной практике этот вариант имеет право на существование, не смотря на то, что противоречит позиции Минфина об учете компьютера как единого объекта основных средств.

Таким образом, если вы хотите заменить сразу несколько исправных мониторов на более современные (стоимостью свыше 10 тыс. руб.), и при этом обойтись без спора с налоговыми органами, по мнению автора, их можно учесть как отдельные объекты основных средств. Это предусмотрено п. 72 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, и подтверждается арбитражной практикой.

Вариант 2

Замененный монитор учтен в составе единого комплекса, инвентарный объект - компьютер со всеми составляющими.

Первый шаг - частичное списание основного средства (в части остаточной стоимости, приходящейся на монитор):

Дебет 01/2 - Кредит 01/1

Отражено выбытие старого монитора по первоначальной стоимости;

Дебет 02 - Кредит 01/2

Отражена сумма начисленной амортизации старого монитора;

Дебет 91/2 - Кредит 01/2

Списана остаточная стоимость старого монитора.

Второй шаг - отражение модернизации компьютера новым монитором:

Дебет 08 - Кредит 60

Отражена покупка нового монитора;

Дебет 19/3 - Кредит 60

Отражена сумма НДС при покупке монитора;

Дебет 01/1 - Кредит 08

Отражена замена монитора;

Дебет 68 - Кредит 19/3

Принят к вычету НДС, уплаченный поставщику.

Третий шаг - оприходование старого монитора как МПЗ:

Дебет 10/5 - Кредит 91/1

Оприходован на склад монитор по остаточной стоимости для возможного использования в дальнейшем в качестве комплектующей единицы.

По мнению автора, при возврате старого (замененного) монитора на склад можно руководствоваться п. 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, которым установлено следующее. Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по нему с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

В налоговом учете при снятии и оприходовании старого монитора возникает доход, предусмотренный п. 13 ст. 250 НК РФ, в сумме рыночной стоимости снятого монитора, и расход, предусмотренный подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, в сумме недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации. Стоимость старого монитора в налоговом учете определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 ст. 250 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).

В дальнейшем, если старый монитор будет использован при создании еще одного компьютерного комплекса или заменит вышедший из строя другой монитор, в налоговом учете его стоимость будет определяться в порядке, установленном абзацем вторым п. 2 ст. 254 НК РФ (как сумма налога на прибыль, исчисленная с внереализационного дохода, отраженного при оприходовании монитора по рыночной стоимости).

Соответственно, возникнет разница между оценками основного средства суммы в бухгалтерском и налоговом учете, которую следует учитывать в соответствии с положениями ПБУ 18/02. Тоже самое - и в отношении начисляемой амортизации.

Если при замене монитора не увеличивать срок полезного использования компьютерного комплекса в целом, то для расчета ежемесячной амортизации по модернизированному объекту основных средств при применении линейного метода начисления амортизации следует использовать следующую формулу:

В налоговом же учете меняется первоначальная стоимость основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта (п. 4 ст. 259 НК РФ).

В письме УФНС России по Москве от 16.06.2006 № 20-12/53521 даны следующие разъяснения. Если после модернизации срок полезного использования объекта основных средств не изменился, то ежемесячная амортизация начисляется в прежнем порядке. То есть в течение оставшегося срока полезного использования такого объекта амортизация по нему для целей налогообложения прибыли признается в сумме, рассчитываемой исходя из увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости объекта и оставшегося срока полезного использования.

Первоначальная стоимость компьютера - 60 000 руб. Расходы на модернизацию - 18 000 руб. Срок полезного использования компьютера на дату его ввода в эксплуатацию - 60 месяцев. Срок фактического использования до модернизации - 8 месяцев.

Сумма амортизации по компьютеру за время фактической эксплуатации до модернизации - 8000 руб. (60 000 руб. : 60 мес. x 8 мес.).

После модернизации ежемесячная норма амортизации составит 1300 руб. ((60 000 руб. + 18 000 руб.) : 60 мес.), т.е. для полного списания компьютера амортизация по нему в налоговом учете будет начисляться еще 54 месяца ((60 000 руб. + + 18 000 руб. - 8000 руб.) : 1300 руб.) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло окончание модернизации. А в бухгалтерском учете амортизация начислялась бы 52 месяца (60 - 8), т.е. сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будет различна.

Как видите, при отражении замены исправного монитора на более современный, как при модернизации единого инвентарного объекта - компьютера (на чем настаивает Минфин России), неизбежно возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, и необходимость в применении ПБУ 18/02. Эта повышенная трудоемкость учета модернизированного основного средства и заставляет бухгалтеров прибегать к различным ухищрениям, чтобы избежать использования ПБУ 18/02.

Поэтому если заменяется неисправный монитор - это ремонт.

А если заменяемый монитор исправен, то, по мнению автора, лучше учесть новый монитор как отдельный объект основных средств, установив отдельный срок полезного использования и начисляя амортизацию в обычном порядке.

И. Комиссарова, консультант-аналитик ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"

Модернизация ПК, наряду с его реконструкцией и ремонтом, проводится в целях восстановления эксплуатационных свойств объекта. Учет затрат в том или ином случае имеет существенные различия, в связи с чем перед бухгалтером стоит задача определить, какие именно восстановительные процедуры имели место. Современные компьютеры, как по стоимости, так и по срокам эксплуатации, подпадают под определение . Кроме того, составные части компьютера не могут быть использованы по отдельности: компьютер представляет собой единый инвентарный объект. С учетом способа модернизации формируются проводки, отражающие понесенные затраты и увеличение стоимости ПК.

Модернизация, реконструкция и ремонт

Вопрос, к какому виду восстановления отнести затраты, весьма важен. Если окажется, что компьютер подвергся ремонту, то его технические и экономические показатели в процессе эксплуатации не изменились. При этом не играет роли, текущий, средний или капитальный ремонт был проведен. Затраты на ремонт ПК не увеличивают его первоначальной стоимости, поскольку они призваны лишь устранять последствия износа частей ПК.

Затраты на реконструкцию и модернизацию могут увеличивать стоимость ПК, если в результате проведенных работ его эксплуатационные характеристики существенно улучшились (см. ст. 257 НК РФ, ПБУ6/01 п. 27).

На заметку! Реконструкция ПК, если она имела место, привела бы к изменению его назначения, т.е. компьютер должен переоборудоваться так, чтобы приобрести иные функции, по сравнению с первоначальными (Пост. ФАС МО от 03- 02-09 №КА-А40/96-09). Такое случается относительно редко, поскольку требует значительных, зачастую экономически неоправданных, затрат времени и средств.

Процедура модернизации означает, что первоначальные основные функции ПК сохраняются, кроме того:

  • появляются новые функционалы и возможности для пользователей;
  • улучшаются технические характеристики, например, быстродействие, объем памяти и др.

Результат модернизации – обновление, приведение компьютера в соответствие с современными требованиями к ПО и техническим средствам его использования.

Несмотря на очевидные выгоды отнесения затрат к ремонтам (возможность списания в отчетном периоде, без начисления амортизации в БУ и НУ), высока вероятность претензий со стороны ФНС с последующим пересчетом сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Затраты на модернизацию ПК должны быть подтверждены первичными документами: договором со сторонней организацией, сметой, актом выполненных работ и т.д. Материалы на модернизацию со склада отпускаются накладными, лимитно-заборными картами, требованиями на отпуск и пр.

Модернизация ПК чаще всего включает в себя такие работы, как:

  • замена жесткого диска;
  • наращивание оперативной памяти;
  • замена процессора, оперативной памяти, материнской платы (зачастую в комплексе);
  • замена видеокарты;
  • замена монитора на более современный.

Соответствующие формулировки могут встречаться и в первичных документах.

Способы модернизации

Для учета модернизации используется счет 08 (пр. Минфина №91 от 13-10-03, ч. 3 п. 42). Модернизируют ПК хозяйственным и подрядным способами, в связи с чем проводки будут различаться. Пусть условно на одном из ПК в бухгалтерии фирмы проводится замена жесткого диска.

Модернизацию проводит сторонняя организация (подрядный способ):

  • Дт 10.5 Кт 60 – приобретен у компьютерной фирмы жесткий диск, без .
  • Дт 19 Кт 60 – зафиксирован НДС от стоимости жесткого диска.
  • Дт 08 Кт 10.5 – стоимость жесткого диска учтена в затратах на модернизацию.
  • Дт 08 Кт 60 – учтена стоимость работ по замене жесткого диска компьютерной фирмой, без НДС.
  • Дт 19 Кт 60 – зафиксирован НДС от стоимости работ.
  • Дт 01 Кт 08 – увеличена первоначальная стоимость ПК на общую сумму расходов по модернизации (стоимость жесткого диска и работ по его переустановке).

Модернизация проводится собственными силами фирмы (хозяйственный способ)

Приобретение подлежащей замене детали, отражение стоимости НДС по ней и отражение стоимости детали в затратах делается так же, как и в предыдущем случае, с использованием счетов 10.5, 60 (или 76, в зависимости от учетной политики), 19, 08. Далее:

  • Дт 08 Кт 70 — начислена заработная плата сотруднику, занятому модернизацией.
  • Дт 08 Кт 69 (по субсчетам) – отражены начисления взносов с суммы заработной платы.

Увеличение первоначальной стоимости ПК Дт 01 Кт 08 производят на общую сумму приобретенного жесткого диска, начисленной заработной платы и отчислений с нее.

Амортизация компьютера и его модернизация

По результатам модернизации срок полезного использования компьютера может быть увеличен. Однако сделать это можно только в пределах 2 амортизационной группы, к которой относится ПК. СПИ по ней от 2 до 3 лет (ст. 258 НК РФ, п. 1). Увеличивать СПИ фирма не обязана, но имеет такое право.

На заметку! Ограничения по срокам использования касаются только налогового учета. В БУ такие ограничения не предусмотрены. Вместе с тем целесообразно в обоих случаях устанавливать одни и те же правила амортизации в целях упрощения учета.

Затраты на модернизацию включаются в расчет амортизационных отчислений. «Новая» амортизация начисляется с месяца, в котором модернизация была окончена.

Амортизация отражается проводкой Дт 26 (44) Кт 02.

Линейный метод

Пусть фирма имеет компьютер, который амортизируется по рассчитанной норме. После определенного срока эксплуатации ПК решено амортизировать, но не увеличивать СПИ. В этом случае:

  • стоимость ПК увеличится на сумму модернизации;
  • норма амортизации в процентах останется прежней;
  • до момента модернизации уже будет накоплена определенная сумма амортизации;
  • после модернизации расчет пойдет исходя из новой стоимости и установленной нормы;
  • амортизация продолжает начисляться до истечения СПИ;
  • разницу между общей суммой, начисленной за время СПИ суммы амортизации и стоимостью модернизированного ПК, списывают как остаток амортизации, стандартными проводками.

Нелинейный метод

Норма амортизации определяется по формуле из ст.259 НК РФ. Остаточную стоимость ПК умножают на норму амортизации. Остаточная стоимость, исчисляемая после модернизации, увеличится на сумму модернизации. С момента окончания модернизации новая остаточная стоимость берется за основу для расчетов. Если СПИ решено не увеличивать, то норма останется прежней.

Такой расчет будет действовать, пока остаточная стоимость не будет равна 20% первоначальной и не зафиксируется как база для расчетов. Затем сумма амортизационных отчислений за месяц исчисляется делением базовой величины на оставшийся СПИ.

Компьютер полностью самортизирован

В таких случаях уже списанная посредством амортизации первоначальная стоимость суммируется с расходами по модернизации. До установленного первоначально СПИ «добавляется» еще период в пределах амортизационной группы ПК (ст. 258-1 НК РФ). Исходя из общего, вновь рассчитанного срока полезного использования, рассчитывается норма амортизационных отчислений.

Главное

Модернизация персонального компьютера учитывается на счете 08 с последующим увеличением первоначальной стоимости объекта.

Амортизация модернизированного ПК начисляется с учетом затрат на модернизацию с месяца, в котором завершились работы. Модернизацию следует отличать от ремонта компьютера. В последнем случае его первоначальная стоимость не увеличивается.

В разделе на вопрос Как отразить в бухучете приобретение процессора, матер. платы, видеокарты, для последующей модернизации основного ср-ва заданный автором Наталья Симонова лучший ответ это Затраты на модернизацию учитывайте на сч. 08 с последующим включением в первоначальную стоимость основного средства.
Чтобы обеспечить возможность получения данных по видам капитальных вложений, к сч. 08 целесообразно открыть субсч. "Расходы на модернизацию".
В бухучете списание комплектующих при модернизации компьютера отразите проводкой: Д 08 субсч. "Расходы на модернизацию" Кредит 10-5 – списаны комплектующие на модернизацию компьютера.
После замены комплектующих при модернизации нужно составить акт по форме № ОС-3. Он утверждается руководителем организации и передается бухгалтеру.
Сведения о модернизации отразите в инвентарной карточке учета компьютера по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б. В бухучете при этом сделайте проводку:
Д 01 К 08 субсч. "Расходы на модернизацию" - увеличена первоначальная стоимость компьютера на стоимость комплектующих.
Если стоимость компьютера ранее была учтена единовременно в составе МПЗ (не более 40 т. р.) , и модернизация также не превышает лимита, то расходы на модернизацию также можно списать единовременно (при наличии в учетной политике условия, что объекты с такой стоимостью отражаются в составе МПЗ).