Интересный рассказ про космос для старшего возраста. Что такое космос? Что осталось от Большого взрыва

Такой далекий и бесконечно притягательный космос! Не каждый взрослый до конца понимает всю полноту этого понятия, что уж говорить о детях. Давайте попытаемся рассказать про космос детям максимально понятно и интересно. Если у нас это получится, возможно, ребенок не просто заинтересуется астрономией на некоторое время, а по-настоящему ее полюбит и сможет в будущем совершить какое-нибудь грандиозное научное открытие. Рассказывая малышу о космосе, представьте, как он став взрослым, будет с улыбкой на лице вспоминать ваш рассказ. Что же рассказать своему ребенку о космосе и главное как?

Космос манил и манит взгляды и мысли человека всех времен и народов. Ведь там столько тайн, столько необъяснимых и удивительных открытий и возможностей. Да и мы — человечество планеты Земля — хоть и малая, но все же частица космоса — этого безграничного и манящего пространства.

Просто о главном

Что рассказать о космосе? В первую очередь, научитесь наблюдать! Если посмотреть на небо в разное время суток, мы увидим солнце, луну и звезды. Что же это такое? Все это космические объекты. Огромная вселенная состоит из миллиардов космических объектов. Наша планета Земля тоже космический объект, она входит в состав солнечной системы.

Солнечная система

Система имеет такое название, потому что центром ее является Солнце, вокруг которого движутся 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран. Путь, по которому они двигаются вокруг Солнца, называется орбитой.

Планета Земля

Единственная планета, на которой на данный момент есть жизнь – это наша с вами Земля. Основное отличие Земли от других планет — наличие воды — источника жизни и атмосферы, благодаря которой на Земле есть воздух, которым мы дышим.

Другие планеты солнечной системы

Остальные планеты не менее интересные и манящие. Самая крупная планета — могучий Юпитер. А Сатурн знаменит своими гигантскими кольцами, видимые нами с Земли. Марс — первая планета, привлекшая пристальное внимание человека еще в Древнем Египте. Из-за своего огненно-красного цвета, Марс ассоциировался у древних людей с богом войны. Планета Венера — единственная, которая обладает «женским» именем. Его она получила благодаря своей яркости. В древности ее считали самой яркой планетой.

Изучая , нам с сынишкой полюбилась вот эта считалочка, которая помогает запомнить названия и порядок планет:

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон!

(Я. Аким )

Плутон — не планета?

Также стоит отметить, что до 2006 года, мировое сообщество выделяло 9 планет в солнечной системе. Однако, ввиду несоответсвия Плутоном одного из пунктов определения планет, он был признан карликовой планетой и «исключен» из списка планет солнечной системы.

Пункты, которые определяют, что космическое тело является планетой:

  • Объект должен обращаться по орбите вокруг Солнца - И Плутон проходит.
  • Он должен быть достаточно массивным, чтобы своей силой гравитации обеспечить себе сферическую форму - И здесь с Плутоном, похоже, все в порядке.
  • Он не должен быть спутником другого объекта. Плутон сам имеет 5 спутников.
  • Он должен суметь расчистить пространство вокруг своей орбиты от других объектов - Ага! Это правило и нарушает Плутон, это главная причина того, почему Плутон не планета. ()

Луна

Луна, что светит ночью на небе – это спутник нашей планеты. По космическим меркам она находится очень близко от нас, всего в 3 днях полета на ракете. Луна вращается вокруг Земли против часовой стрелки.

Видим мы ее только ночью, так как днем ее затмевает своим светом Солнце, при этом она всегда разной формы, вернее видимости нами. Каждой форме соответствует своя фаза: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Звезды

Звезды – это разного размера раскалённые газовые шары, состоящие из молекул водорода. Они только кажутся нам такими маленькими, ведь они находятся на очень далеком расстоянии от нас.

Скопления звезд образуют созвездия. Им дали названия еще наши предки, которые соединяли мысленно звезды между собой и видели в них те или иные фигуры. Увидеть их поближе помогают приборы для изучения – телескопы.

О том, что такое звезды и созвездия, какими они бывают, что их объединяет с человеком и какой у них характер, можно узнать, просмотрев вот этот короткий ролик:

Солнце

Солнце - это тоже звезда, только сильно раскаленная и очень большая. Вокруг нее, как мы выяснили, кружатся другие планеты, в том числе и Земля. Мы чувствуем тепло солнца и так хорошо его видим, потому что оно очень близко к Земле.

Благодаря Солнцу, на планете Земля происходит смена сезонов годы. Мы знаем, что такое тепло и холодно

Космические объекты, или небесные тела

Космос — безграничен. Вся наша бескрайняя солнечная система — лишь частичка во Вселенной. В ней и во всем космосе существует еще и такие космические объекты, как:

Галактики

Галактики — это скопления групп звезд, объединенные огромными расстояниями. Наша галактика, в которую входит вся Солнечная система и не только, носит название «Млечный путь». Галактики могут быть разной формы: спиральной, эллиптической, нерегулярной. Так, например, самые известные нам галактики Туманность Андромеды и Млечный путь имеют спиральную форму.

Галактики могут сталкиваться друг с другом, проходить одна сквозь другую и объединяться в новую галактику бОльших размеров.

Астероиды

Астероид — это каменистое небесное тело, имеющее неправильную форму и обладающие разными размерами: от песчинки до многокилометровых валунов. Из-за полного отсутствия гравитации, астероиды не могут приобрести сферическую форму, а потому больше напоминают бесформенные камни.

Астероиды состоят из железа, никеля, кобальта, кислорода, титана, водорода и других элементов. Астероиды могут иметь кратеры и даже спутники. А между Марсом и Юпитером образовался целый пояс астероидов. Очень интересно о нем и не только, рассказывают Смешарики:

Кометы

Комета — удивительно красивое космическое тело, состоящее из пыли и льда. Кометы обладают красивым длинным шлейфом — хвостом, и двигаются по вытянутой орбите вокруг Солнца. Хвост кометы — результат ее плавления при приближении к Солнцу.

Метеориты

Метеориты — это кусочки небесных тел, как правило, из камня и железа, которые упали на нашу Землю. Они представляют собой большую ценность для науки. Ведь это в прямом смысле — частичка космоса. Ученые со всех стран стремятся максимально полно изучить эти тела.

Метеориты, бывают разных размеров: от маленьких камней, до больших валунов. Места, куда они упали, могут превращаться в кратера.

Иногда случаются целые метеоритные дожди – падение сотен и тысяч метеоритов в ограниченном секторе неба. Самый крупный из обнаруженных на земле метеоритов весом 100 000 тонн в настоящее время находится в западноафриканской пустыне Айдар. Чаще всего до поверхности нашей планеты, защищённым надёжным щитом атмосферы, долетают лишь совсем небольшие метеориты, вес которых составляет от нескольких граммов до килограммов.

Черная дыра

Большая загадка Вселенной — черные дыры. Черная дыра обладает невероятно огромной гравитационной силой и втягивает в себя все, что попадает в поле ее влияния, прямо как пылесос, собирающий мусор и пыль)))

А по сути, черная дыра — это умершая звезда. Об ее формировании и объяснении явления «черная дыра» очень интересно рассказывает учитель физики в этом видео:

Квазары

Квазар — космический объект, выделяющий огромное количество энергии. Они являются самыми яркими и самыми далекими от нас «жителями» Вселенной.

Как люди изучали космос

Космос – это бесконечное пространство, где миллионы различных галактик, планет и звезд, которые до конца не изучены учеными. Ученых, изучающих космос, называют астрономами. Раньше люди не знали толком ничего о космосе, но постепенно они его изучали и делали открытия.

Известный астроном и ученый Николай Коперник доказал, что наша Земля и другие планеты движутся вокруг солнца. Другой ученый Исаак Ньютон определил, почему планеты движутся вокруг солнца и не падают. Шаг за шагом люди во всем мире приобщаются к тайнам космоса, которых хватит еще на многие века.

Рассказываем о нашей вселенной при помощи опытов

С помощью простых, но эффектных опытов вам будет легче объяснить своему ребенку, что же такое космос. Ниже мы представляем для вас небольшую подборку, которая обязательно понравится малышу и поможет понять

Почему мы не всегда видим полную луну

Берем обыкновенную настольную лампу и мячик. Поворачивайте мяч, чтобы в зависимости от освещения также получалось видеть полный мяч и только его часть в виде полумесяца. Так просто объяснить, что мы видим лишь освещенную часть луны на небе.

Как летит ракета

Очень наглядный опыт с воздушным шариком, который покажет ребенку основной принцип взлета ракеты. Берем воздушный шар, надуваем его вручную, зажимаем пальцем, а потом резко отпускаем. Шар взмывает вверх, а когда воздух в нем заканчивается, то он падает. Так летит и ракета. Единственное отличие, что вместо воздуха у нее горючее, поэтому при взлете виден огонь и клубы дыма.

Ракета состоит из нескольких частей. После взлета, когда заканчивается горючее, первая часть отсоединяется, запускается двигатель второй части, после израсходования горючего отсоединяется и она, а на орбиту в космос выходит уже только одна небольшая легкая третья часть с кабиной космонавтов.

Как сделать ракету в технике оригами можно посмотреть в видео на нашем канале «Мастерская на радуге»:

12 апреля – День Космонавтики

Не забудьте упомянуть, что 12 апреля в нашей стране празднуется серьезный и очень важный для нашей страны праздник – День Космонавтики. Это действительно значимый и очень торжественный день для всего мира. Потому что 12 апреля 1961 года впервые в истории нашей планеты в космос отправилась ракета «Восток-1» с живым человеком на борту. Полет продолжался 108 минут. Этим отважным космонавтом стал советский гражданин, майор Юрий Алексеевич Гагарин!

До этого для изучения в космос отправлялись только животные. И мы по праву гордимся этим событием, так как оно произошло на нашей земле, на российском космодроме, расположенном на территории Республики Казахстан, под названием «Байконур».

Дальнейшее развитие космонавтики

После полета Юрия Гагарина в космос летало уже много человек. Однако в 1965 году был совершен новый подвиг. Героем стал опять же советский гражданин Алексей Леонов, он первым вышел из космического корабля в открытый космос и провел за его пределами несколько минут, зависнув в космическом пространстве.

Первой женщиной, отправившейся в космос, была также наша соотечественница Валентина Терешкова. После этих событий последовали серьезные работы в области ракетостроения и изучения космического пространства. На данный момент в космос спокойно летают сотни астронавтов со всего света и изучают другие планеты, спутники и звезды.

Часто на различные планеты, в том числе и на луну, в космических кораблях отправляют специальных роботов, которых высаживают на поверхность для подробного изучения. Некоторые способны взять образцы почвы и доставить их к нам на Землю, чтобы мы могли их изучать. А другие роботы посетили Венеру и смогли пробраться сквозь ее ядовитые тучи, чтобы ученые нарисовали карту этой планеты.

Летающие вокруг Земли спутники следят за обстановкой на Земле, передают данные о погоде, передвижениях морских судов и т.п. Спутники также передают сигналы на наши любимые с вами телевизоры и телефоны через антенны, располагающиеся на крышах. И все это уже не фантастика, а реальность.

Кто знает, какие чудесные космические открытия ждут нас в будущем? Возможно, мы будем путешествовать между планетами и отдыхать, скажем, не на море, а в другой галактике! Или и вовсе подыщем более комфортную и подходящую планету для жизни?

Чтобы еще плотнее познакомиться с космосом и его покорением, мы рекомендуем вам посетить музей космонавтики и планетарий, а также прогуляться по другим нашим статьям о космосе:

Игры и задания.

Интересные факты о космосе, как правило, привлекают к себе массу читателей во всем мире. Тайны и загадки Вселенной не могут не волновать наше воображение. Что же скрывается там, высоко-высоко в небе? Есть ли жизнь на других планетах? Как много времени нужно, чтобы добраться до соседней галактики?

Согласитесь, ответы на эти вопросы хочется получить всем, независимо от возраста, пола или, скажем, социального статуса. Даная статья расскажет про самые интересные факты о космосе и космонавтах. Читатели узнают много нового о том, о чем раньше и не догадывались.

Раздел 1. Десятая планета Солнечной системы

В 2003 году обнаружили за Плутоном еще одну - десятую - планету, вращающуюся вокруг Солнца. Ее назвали Эрида. Это стало возможным благодаря развитию современных технологий, несколько десятилетий назад про такие интересные факты о космосе и планетах ученые не знали. Позднее удалось также определить, что за Плутоном находятся и другие естественные которые по решению специалистов вместе с Плутоном и Эридой стали называть трансплутоновыми.

Интерес ученых к вновь открытым планетам обусловливается не только стремлением к пространства в непосредственной близости (по космическим меркам) к планете Земля. Очень важно определить, может ли новая планета принять людей в случае необходимости. Важно также оценить, какие опасности таит новый объект для продолжения жизни на Земле.

Некоторые исследователи космоса полагают, что интересные факты о космосе в целом и изучение особенностей десятой планеты в частности может помочь в разгадывании загадок, связанных с неопознанными летающими объектами, наличием на земной поверхности грандиозных сооружений, а также не нашедшими реального объяснения гигантскими кругами на полях.

Раздел 2. Загадочная спутница Луна

Неужели прекрасно знакомая всем землянам Луна хранит множество тайн? Действительно, самые интересные факты о космосе свидетельствуют о том, что спутник планеты Земля таит в себе много загадочного. Перечислим лишь некоторые вопросы, ответов на которые пока не существует.

  • Почему Луна имеет такие большие размеры? В Солнечной системе нет больше естественных спутников, сравнимых по размерам с Луной, - она лишь в 4 раза меньше нашей родной планеты!
  • Как можно объяснить тот факт, что диаметр диска Луны во время полного затмения идеально закрывает солнечный диск?
  • Почему Луна вращается практически по идеальной круговой орбите? Это очень сложно объяснить, особенно если иметь в виду, что орбиты всех других известных науке естественных спутников представляют собой эллипсы.

Раздел 3. Где находится двойник Земли

Ученые утверждают, что у Земли есть двойник. Оказывается, что на нашу родную планету очень похож Титан, который является спутником Сатурна. На Титане есть моря, вулканы и плотная воздушная оболочка! Азот в атмосфере Титана составляет точно столько же в процентном отношении, как и на Земле - 75%! Это удивительное сходство, которое, несомненно, требует научного объяснения.

Раздел 4. Тайна Красной планеты

Красной планетой Солнечной системы, как известно, называют Марс. Подходящие для жизни условия - состав атмосферы, возможность наличия водоемов, температура - все это свидетельствует о том, что поиски живых существ на этой планете, хотя бы в примитивной форме, небесперспективны.

Было даже подтверждено наукой, что на Марсе есть лишайники и мхи. Это означает, что простейшие формы сложноорганизованных организмов существуют на этом небесном теле. Однако продвинуться в его изучении очень непросто. Возможно, основным проблемным фактором является большое что является естественным препятствием для непосредственного изучения этой планеты - полеты космонавтов все еще очень ограничены из-за несовершенства техники.

Раздел 5. Почему прекратились полеты на Луну

Многие интересные факты о полетах в космос связаны с нашим естественным спутником. На Луну приземлялись американцы, ее исследуют российские и восточные специалисты. Однако загадки все еще остаются.

После успешного полета к Луне и высадки на ее поверхность (если, конечно, эти факты действительно имели место быть!) программа изучения естественного спутника была практически свернута. Такой поворот событий вызывает недоумение. Действительно, в чем же дело?

Возможно, некоторое понимание этой проблемы приходит, если учесть высказывание американского побывавшего на Луне, о том, что это уже занято такой формой жизни, в борьбе с которой человечество не имеет шансов выстоять. К сожалению, широкой общественности практически ничего не известно о том, что на самом деле знают ученые.

Несмотря на то, что полеты космических кораблей с космонавтами к Луне прекратились, тайны этого необыкновенного спутника неизменно привлекают внимание исследователей на Земле. Непознанное обладает притягательной силой, особенно если объект находится в непосредственной, по космическим меркам, близости.

Раздел 6. Космический туалет

Создать эффективно функционирующие в условиях невесомости системы жизнеобеспечения - это очень непростая задача. Система канализации должна работать бесперебойно, обеспечивая хранение биоотходов и их своевременную выгрузку в штатном режиме.

При старте корабля и выходе в космос не остается ничего другого, как воспользоваться специальными подгузниками. Эти средства позволяют обеспечить временный, однако весьма ощутимый комфорт.

Интересные факты о первом полете человека в космос свидетельствуют о том, что первоначально созданию сантехнических приборов для космонавтов придавалось очень большое значение. Особенное внимание уделялось индивидуальным анатомическим особенностям членов экипажа. В настоящее время подход к оснащению санитарной зоны космического аппарата стал более универсальным.

Раздел 7. Суеверия на борту

Нельзя не отметить, что интересные факты о космосе и космонавтах не могут не затрагивать и такие повседневные для обычной жизни моменты, как, например, традиции и поверья.

Многие отмечают, что космонавты - это очень суеверные люди. У многих такое утверждение вызовет недоумение. Неужели это действительно так? На самом деле, космонавты ведут себя таким образом, что кажется, будто бы они очень мнительные люди. Обязательно в полет берется веточка полыни, запах которой напоминает о родной Земле. При старте российских космических кораблей всегда включают песню «Земля в иллюминаторе».

Старты в понедельник Сергей Королев не любил и даже переносил запуск на другую дату, несмотря на конфликты по этому поводу. Четких разъяснений он никому не давал. Когда космонавты все-таки стали стартовать в понедельник, по роковому совпадению произошел ряд аварий (!).

24 октября - это особенная дата, связанная с трагическими событиями на Байконуре (взрывом баллистической ракеты в 1960 году), поэтому, как правило, в этот день на космодроме работы теперь не ведутся.

Раздел 8. Неизвестные интересные факты о космосе и российской космонавтике

История развития российской космонавтики - это яркая череда событий. Замечательно, что ученым, конструкторам и инженерам удавалось добиться успеха. Но, к сожалению, были и трагедии. Освоение космоса - это чрезвычайно сложное направление, связанное с работой в экстремальных условиях.

Для тех, кто очень дорожит историей освоения космоса, дороги сведения и о значимых достижениях в развитии космической отрасли, и о кажущихся небольшими, и даже не имеющими ценности фактах.

  • Многие ли знают, что памятник Юрию Гагарину в Звездном городке имеет одну интересную особенность - в правой руке первого космонавта зажата ромашка?
  • Удивительно, но первыми живыми существами, которые отправились в космическое путешествие, были черепахи, а вовсе не собаки, как принято считать.
  • Чтобы ввести противника в заблуждение, в 50-х годах 20 века было построено 2 космодрома - деревянная имитация и настоящее сооружение, расстояние между которыми составило 300 км.

Раздел 9. Забавные открытия и интересные факты о космосе детям и взрослым

Открытия в космической отрасли, ставшие достоянием общественности, иногда имеют забавный характер, несмотря на реальную научную ценность.

  • Сатурн - это очень легкая планета. Если представить, что можно провести опыт с ее погружением в воду, то можно будет наблюдать, как эта удивительная планета будет плавать на поверхности.
  • Размер Юпитера таков, что внутри этой планеты можно «разместить» все планеты, которые вращаются по своим орбитам вокруг Солнца.
  • Малоизвестный факт - первый звездный каталог составил ученый Гиппарх в очень далеком от нас 150 году до н.э.
  • С 1980 года «Лунное посольство» продает участки лунной поверхности - к настоящему времени продано уже 7% поверхности Луны (!).
  • Чтобы изобрести авторучку, которой можно было бы писать в невесомости, американские исследователи потратили миллионы долларов (российские космонавты используют в условиях космического корабля в полете для письма карандаш, и никаких проблем не возникает).

10. Самые необычные заявления NASA

В центре NASA неоднократно можно было слышать заявления, которые воспринимались, как необычные и вызывающие удивление.

  • Вне условий земного тяготения космонавты страдают «космической болезнью», симптомами которой являются боль и тошнота из-за искаженного функционирования внутреннего уха.
  • Жидкость в организме космонавта стремится к голове, поэтому наблюдается закупорка носа, а лицо становится одутловатым.
  • Рост человека в космосе становится больше, так как давление на позвоночник уменьшается.
  • Храпящий в земных условиях человек в условиях невесомости во сне не издает никаких звуков!

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

О КОСМОСЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Планеты

Космодром. Стою на трапе, поправляю шлем.

«До свиданья!» - крикну папе, «До свиданья!» - всем.

Небо высилось над нами, оставляя след,

Красным светом било пламя в сторону планет.

(Ю.Луцкевич)

Вокруг солнца движутся девять больших планет: меркурий, Венера, Земля. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Каждая из планет движется вокруг солнца по своему пути. Этот путь называется орбита.

Есть и маленькие планеты – невидимки. Их больше всего между Марсом и Юпитером.

Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет солнечную систему.

В Солнечной системе люди живут только на Земле. На других планетах живых существ нет.

Еще в древности люди заметили несколько светил, блуждающих среди звезд. Эти светила стали называться планетами. Планеты не светят собственным светом, как звезды. Планеты видны на небе потому, что их освещает солнце. На первый взгляд они похожи на яркие звезды, но планеты не мерцают. Они светятся ровным светом. Они ярче звезд. В бинокль можно разглядеть, что планеты видны не как точки, а как маленькие диски, кружочки.

На протяжении многих веков люди изучали планеты невооруженным глазом, потом с помощью телескопа – зрительной трубы с увеличительными стеклами. Сейчас планеты изучают с помощью автоматических межпланетных станций. Они подлетают к планетам и с близкого расстояния фотографируют поверхность планеты.

Космонавты на другие планеты не летали. Они летали вокруг Земли и на спутник Земли – Луну.

Рассказ педагога о Меркурии

Эта планета ближе всех к Солнцу. Меркурий кажется огромным. Раза в три больше, чем Земля.

Меркурий – планета маленькая. Он в 20 раз меньше Земли. Это безжизненный каменный шар с горами, глубокими оврагами и голыми, унылыми камнями.

День на Меркурии длится 90 дней – три месяца. За такой длинный день солнце очень сильно разогревает поверхность Меркурия до 400 градусов. Жара стоит нестерпимая. Потом на 90 дней наступает черная, непроглядная ночь. Страшный холод. Мороз – 150 градусов.

Меркурий легче увидеть в южных широтах: он появляется на небе то вечером. То утром (в первые два часа после захода Солнца), то ранним утром (за два часа до рассвета). Недаром нашим далеким предкам непросто было догадаться, что утренние и вечерние звезды – одно и то же светило, и называли они Сет и Гор (египтяне), Будда и Рогинея (индийцы), Апполон и Гермес (греки).

Меркурий как и луна, светит отраженным солнечным светом. Меркурии лишен атмосферы – значит жизнь там невозможна не только из – за невыносимой для живых существ температуры, но и потому, что на меркурии им нечем дышать.

Поверхность Меркурия испрещена кратерами – люди узнали об этом, получив изображение его поверхности, сделанное в 1974 г. Американским космическим аппаратом «Маринер – 10».

Рассказ педагога о Венере

Венера – это не звезда, а планета, такая же как наша Земля. Все планеты Солнечной системы кружатся вокруг Солнца, каждая по своему кругу. Венера – вторая от Солнца планета. Она ближе к Солнцу, чем Земля. Горячие солнечные лучи очень сильно раскаляют поверхность Венеры. Температура на Венере - +500 градусов. В таком пекле не может жить ни одно живое существо.

На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжелый. Он давит своей тяжестью с такой силой, как на нас бы давил слой воды толщиной в один километр.

На Венере свистят и завывают ураганы, носятся тучи поднятой ветром пыли, тянутся каменистые пустыни, скалы. Раскаленный песок.

Над Венерой так много облаков. Что она кажется укутанной в белую вату. Сквозь плотные облака не пробивается солнечный свет, поэтому на планете вечная ночь.

По величине Венера примерно такая же, как наша Земля. Она ближе к Солнцу, чем Земля. И успевает облететь вокруг солнца всего за семь месяцев. Поэтому год на Венере длится семь месяцев.

С Земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой.

Она появляется на небосклоне только утром или только вечером, и люди называют ее Утренней звездой, кто Вечерней. Она сияет мягким белым светом. Ни одна звезда не может сравниться с красивым блеском Венеры.

Люди назвали эту планету по имени богине красоты и сложили о ней красивые сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями.

Рассказ педагога о Земле

Есть одна планета сад в этом космосе холодном

Только здесь леса шумят птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…

Береги свою планету – ведь другой похожей, нету!

Земля – третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля – спутник Солнца.

Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро. За год успевает облететь вокруг солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Земля не только вращается вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она повернется один раз вокруг своей оси, пройдет 24 часа, то есть сутки – день и ночь.

Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

То, что Земля круглая, люди догадывались еще в старину. Сначала они думали, что Земля – круглый блин и можно дойти до его края, но ни один смельчак так и не дошел до края Земли.

И вот моряк – путешественник Маггелан на пяти кораблях решил объехать Землю.

Три года плыли корабли все вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны.

Рассказ педагога о Марсе

Марс – четвертая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли.

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко – оранжевую пламенную звезду. И назвали ее в честь бога войны – Марса Любопытно, что очень многие писатели – фантасты населяли красную планету живыми существами – ил воинствующими чудовищами, или похожими на людей, или враждебно настроенными к ним. А в наши дни журналисты называют Марс Бермудским треугольником? Почти все космические экспедиции на Марс заканчиваются неудачно.

Как на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а также зима, весна, лето, осень. Каждое из этих времен года в два раза длиннее, чем на Земле. Это потому, что на Марсе год равен почти двум земным, ведь Марс дальше от Солнца, и ему нужно больше времени, чтобы облететь вокруг солнца. Ну, а если марс дальше от Солнца, то солнце там хуже греет. Поэтому зима там суровее, а лето холоднее. Самая высокая температура днем на Марсе + 15 градусов, а ночью – 100 градусов мороза.

Днем небо Марса кажется нежно - розовым. Такой цвет ему придает марсианская пыль, освещенная Солнцем.

В конце 20 века космические аппараты «Викинги», передали на Землю изображение планеты «Марс» - абсолютно безжизненные пейзажи, похожие на земные пустыни. Неуютно и неприветливо на Марсе. Сильные ветры поднимают тучи красной марсианской пыли огромные пустыни усыпаны камнями. Горы с острыми вершинами поднимаются вверх.

Воздух на марсе состоит из газа, которым не могут дышать люди. На Марсе нет кислорода и воды. Там нет жизни.

Рассказ педагога о Юпитере

Юпитер дважды сыграл важную роль в истории астроном. Он стал первой планетой, у которой были открыты спутники. Произошло это почти четыреста лет назад. Автор открытия – всемирно известный ученый Галилей. Быстрое и хорошо заметное перемещение спутников юпитера делает их весьма удобными небесными часами, и моряки раньше пользовались ими, чтобы определить положение корабля в открытом море.

И еще. Юпитер и его спутник помогали решить одну из древнейших загадок: распространяется свет молниеносно или скорость его не так уж велика? Путем сложных расчетов на основе наблюдений О. Ромер определил, что свет движется быстро со скоростью 3000 км/ сек

Юпитер – пятая и самая большая планета нашей Солнечной системы. Это – планета гигант. Она в десять раз больше Земли.

Медленно и величаво перемещается яркий Юпитер вокруг Солнца. Двадцать лет пройдет на Земле, а юпитер облетит наше солнце вокруг только один раз. Очень далеко от светила, очень длинный путь ему приходится проходить.

Юпитер так далеко от Солнца, что солнечные лучи совсем его не согревают. Это очень холодная планета.

У юпитера нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры, маара и меркурия. Это огромный шар из плотных облаков пыли и газа.

На Юпитере бушуют ужасные бури и грозы, каких не бывает на Земле. Это самая беспокойная и грозная планета.

Воздух на Юпитере ядовит и непригоден для дыхания.

Вокруг своей оси Юпитер крутится очень быстро, как волчок. Всего десять часов продолжаются сутки на юпитере: пять часов день и пять часов ночь.

У Юпитера 16 спутников, которые вращаются вокруг него, каждый из них со своей историей и со своими загадками, разгадать которые человечеству удалось только в космическую эру. Об этом вы узнаете. Когда станете старше и будете читать книги по астрономии.

Рассказ педагога о Сатурне

Есть в небе звездочка одна,

Какая – не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на нее гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где – нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь

(Г. Кружков)

Это шестая планета Солнечной системы. Сатурн, как и все планеты. Совершает свой полет вокруг Солнца. Чем дальше планета от солнца, тем длиннее ее путь. Чтобы совершить один круг, Сатурну требуется 30 земных лет.

Светло – желтый Сатурн выглядит гораздо скромнее оранжевого Юпитера. У него нет, как у его соседа, красочного облачного покрова. Зато есть кольца, которых нет у других планет. Они будоражили воображение многих ученых своей уникальной формой. С Земли различимы только три кольца. Эти кольца тонкие, но очень широкие – ширина многие тысячи километров. Состоят они из камней и льда, которые, как спутники, движутся вокруг Сатурна. Этих мелких камней и льдинок так много, что они сливаются в сплошные кольца.

У Сатурна нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры или марса. Сатурн. Как и Юпитер, это гигантский газовый шар, в 9 раз больше Земли.

Очень далеко находится эта планета от Солнца, поэтому солнечное тепло не доходит до Сатурна. Там царит вечный холод, мороз до – 180 градусов.

Как и все планеты, Сатурн поворачивается вокруг себя. Один оборот вокруг своей оси Сатурн совершает за 10 час

Луна

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять на ней немножко

И вернуться вновь домой. (С.Баруздин.)

Луна не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше земли.

Луна - самое близкое к Земле небесное тело, расстояние до нее 384 тысячи километров.

Если посмотреть на Луну в бинокль, на ней можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые пятна – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и называли их морями.

На Луне нет ни воды. Ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега. На луне нельзя жить.

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Астронавты, которые побывали на Луне, говорят. Что она выглядит так, как - будто на ней много лет не вытирали пыль.

На поверхности Луны днем бывает жара до 130 градусов, а ночью – мороз – 170 градусов.

Луна светит потому. Что ее освещает Солнце. С Земли Луну можно видеть то круглой, то серпиком, иногда ее совсем не видно. Это происходит потому. Что ее по-разному освещает Солнце, и мы видим только освещенную часть Луны. Поэтому она все время меняет вид Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз за месяц.

Первыми в космическом корабле на Луну слетали американские астронавты.

Звезды

Кто смотрел на купол звездный

Поздней осенью морозной,

Тот видал, как звездный Лебедь

Поднимается в зенит,

Тот слыхал, как в синем небе

Лира звездная звенит.

В старину люди думали, что звезды блестящие фонарики. Подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда – отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.

Звезды – громадные раскаленные шаря, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.

Звезд на небе очень много, и чтобы разобраться в них. Люди объединили группы звезд в созвездия. Созвездиями и самым ярким звездам люди дали имена.

На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным.

Белые и голубые звезды – очень, очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца.

По своим размерам звезды отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Наше Солнце – звезда. Возможно, и у других звезд, похожих на Солнце, есть планеты и их спутники. Возможно, на тех планетах есть жизнь. Но об этом мы пока не знаем.


Солнце

Свети нам, солнышко, свети!

Легко с тобой живется.

И даже песенка в пути

Сама собой поется.

От нас за тучи – облака

Не уходи, не надо –

И лес, и поле, и река теплу и солнцу рады.

Послушай песенку мою: свети с утра до ночи

А я тебе еще спою, спою, когда захочешь. (Я.Аким)

Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца – 20 миллионов градусов.

Нам кажется, что Солнце – маленький кружочек. Это потому. Что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли солнце – шар – великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.

От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля – одна из девяти планет Солнечной системы.

Кометы

Раскинув свой огнистый хвост, комета мчится между звезд Несясь на диких скоростях, была у солнышка в гоcтях И Землю видела вдали и новых спутников Земли и уносилась от Земли, за ней летели корабли! (Г.Саприр)

Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «грязными снежками».

Но есть кометы. Которые время от времени возвращаются к Солнцу. Например, так делает через каждые 76 лет комета Галлея. Галлей – это ученый, который первым заметил эту комету. Кометам всегда дают имена людей, которые их открыли.

Совсем недавно американцами Хейлом и Боппом была открыта новая яркая комета, которая впервые прилетела в Солнечную систему. Теперь ее так и называют – комета – Хейла – Боппа.

В марте и апреле 1997 года она появлялась на небе утром и вечером. И можно было любому полюбоваться ее серебристым блеском. Эта комета очень редкая гостья. Ученые считают, что в следующий раз она приблизится примерно через два с половиной тысячи лет.

Когда комета приближается к Солнцу, ее можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у нее появляется светящийся хвост. Это кометный хвост – шлейф образуется из пыли и газа. Улетает комета от Солнца, остывает ее тело, хвост пропадает, и в космосе опять путешествует холодная глыба. Хвосты комет не страшны Земле, хотя они пугали людей в древности. Опаснее твердое тело кометы. Но, к счастью, космическое пространство так огромно, что мы можем не бояться этих встреч.

Космонавты

Мне сказал конструктор главный: - Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть, часто в пятки уходить…

Задирай повыше пятки – вот и будет все в порядке

И тогда на весь полет сердце в пятки не уйдет… (А.Шалыгин)

Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Сейчас космонавты есть почти во всех странах мира. Но космические корабли строят и отправляют в космос только две страны в мире – в России и Америке. На Российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки. Из Японии, из Китая и из многих других стран.

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле 2Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым. И ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года, проводят на космических научных станциях.

Космическая станция «Мир» построена в России. Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетой и Солнцем, фотографируют и изучают Землю. Ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много научных опытов.

За космическим полетом следят с Земли из центра управления.

Многие космонавты летали в космос уже несколько раз.

Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.

Астронавты

Астронавтами называют американских космонавтов. Американские астронавты были первыми людьми, которые слетали на Луну.

В июле 1969 года американский корабль «Апполон» помчал жителей Земли к нашей космической соседке. Когда космический корабль приблизился к Луне, от него отделилась специальная лунная кабина. А ней астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин спустились на поверхность Луны.

Несколько часов гуляли земляне по поверхности луны, разглядывая окрестности, собирая камни и фотографируя лунные пейзажи.

По Луне астронавты ходили в специальных скафандрах, а разговаривали друг с другом по радиотелефону, потому что на Луне нет воздуха и не слышно ни голоса. Ни звуков. Астронавты передвигались по Луне как бы подпрыгивая. Отталкиваясь то одной, то другой ногой, потому что на Луне предметы во много раз легче, чем на Земле.

Они оставили на Луне медали с портретами первых космонавтов и табличку с надписями «Мы прибыли с миром от имени всего человечества». Кто знает, может быть, какой – нибудь инопланетянин прочитает когда – нибудь это письмо с планеты Земля.

Затем астронавты вернулись на космический корабль, который ждал их на окололунной орбите. А через три дня «Аполлон» приводнился в Тихом океане.

Так закончился первый полет на Луну. После этого еще несколько раз американские астронавты летали на Луну.

На других планетах и их спутниках жители Земли пока еще не были, а посылали туда автоматические космические станции.

Астрономы

Как заманчиво стать астрономом, со вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно: наблюдать за работой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры, обнаруживать черные дыры

И трактат сочинять непременно – «Изучайте глубины Вселенной!»

Астрономы – это ученые, которые наблюдают и изучают звезды.

В те далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они с удивлением наблюдали за тем, что происходит на небе. Им казалось, что небо – хрустальный колпак, который накрывает Землю, а звезды прикреплены к небосводу для украшения.

Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой ученый, Ньютон, понял. Почему планеты не падают: они взаимно притягиваются друг к другу и не позволяют друг другу отдаляться от себя или приближаться к себе. Поэтому все они летят вокруг Солнца каждая по своему пути.

Так постепенно ученые открывали тайны космоса.

Древние астрономы изучали звезды без специальных приборов, наблюдая небо с Земли. В средние века ученые изобрели подзорную трубу и телескоп, чтобы рассматривать далекие светила. Сейчас в космосе летают искусственные спутники и космические станции, которые исследуют планеты и звезды.

У вселенной еще много загадок, и астрономам хватит работы надолго.

Спутник

Что там за родственник Луны,

племянник или внучек

Мелькает между тучек? –

Да это спутник! Вот те раз!

Он спутник каждого из нас и в целом всей Земли

Руками спутник сотворен, а после на ракете

Доставлен в дали эти (Ю.Яковлев).

Так называют небесное тело. Которое все время кружит вокруг другого. У многих планет есть естественные спутники. У Земли тоже есть естественный спутник – Луна – и очень много искусственных спутников, сделанных руками человека.

Может быть, ты видел, как по ночному небу катится мерцающая звездочка? Звездочка эта – спутник, освещенный лучами Солнца.

Первый спутник Земли был запущен в России 4 октября 1957 года. Потом такие же спутники запустили в США и других странах. Сейчас вокруг Земли летают тысячи искусственных спутников.

Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывают людей друг с другом. Поэтому их называют связными.

С помощью спутников капитан ведет корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет куда плыть кораблю.

Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы

Вселенная

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

Космосу, или вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое стояло бы на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны. Но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, что они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью.

В этой бесконечной и вечной Вселенной наша Земля – маленькая планета, а наше Солнце – обычная звезда, самая близкая к Земле.

Наша Земля летит в космосе вместе с другими небесными телами.

Каждая звезда, планета, комета или какое – то другое небесное тело движется во Вселенной по своему пути. Во вселенной существует строгий порядок, ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты и не столкнуться одна с другой.

Слово «космос» обозначает слово «порядок, строй».


Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,

Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы на эти вопросы.

Всех деток, без исключения, интересует тема «Космос». Ведь космос — это нечто загадочное и неизведанное. Это мир планет, звезд и других непонятных объектов.

Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?

Рассказываем о планетах и звездах

Мы живем на планете Земля.

Это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой есть вода и суша. Так вот Земля и все, что ее окружает, называется Космосом, либо Вселенной. Космос огромен. Даже если полететь на ракете, невозможно добраться до его края. В космосе, кроме нашей планеты есть другие, а также – звезды. Посмотрите вечером на небо. Видите сколько на нем звездочек? Они нам кажутся маленькими, а на самом деле это огромные раскаленные шары. Солнце – тоже относится к звездам. Просто оно располагается ближе всего к Земле, поэтому, кажется больше. Мы ощущаем его тепло и видим свет. Есть звезды намного больше солнца, но они расположены дальше от Земли и кажутся маленькими огоньками на ночном небе.

Рассказывая про космос для детей, обязательно остановитесь на планетах.

Вокруг Солнца вращаются планеты. Всего их насчитывается 9. А также кометы и астероиды. Все планеты отличаются своими размерами. Самая большая планета – Юпитер. Самая маленькая планета – Плутон. У каждой планеты есть свой путь, который называется орбитой.

Как запомнить планеты солнечной системы? В этом поможет стишок:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Кто такие астрономы?

Астрономы — это ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их. В древние времена астрономы изучали звезды, не имея специальных приборов. Они просто наблюдали за небом с земли. В средние века изобрели подзорную трубу и телескоп, а сейчас в космос запускаются искусственные спутники и космические станции, которые исследуют звезды и планеты.

Собаки-космонавты

Чтобы отправить в космос человека, ученым нужно было узнать, с чем он может там столкнуться. Они приняли решение отправить в космос животных. Первой собакой-космонавтом была Лайка. Она на специальной ракете была отправлена в космос 3 ноября 1957 года, но не вернулась. Позже в космос летали и другие собаки, такие, как Белка и Стрелка, которые удачно вернулись на Землю. Так ученые сделали вывод, что в невесомости живые существа тоже могут жить.

День космонавтики отмечается в России 12 апреля. Эта дата, установлена в ознаменование первого полёта человека в космос.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1», стартовав с космодрома «Байконур», впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт продлился 1 час и 48 минут.

Также 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, Международный день полета человека в космос.

Кто такой космонавт?

Рассказывая детям о космосе, подробнее остановитесь на том, кто такой космонавт.

Как уже говорилось выше, первым человеком, который был отправлен в космос и облетел вокруг Земли, является Юрий Гагарин. Он – космонавт. Это сложная профессия. Во время старта ракеты и ее приземления тело космонавта испытывает большие перегрузки. Также не просто человеку находится на борту ракеты и в состоянии невесомости, когда ракета (космический корабль) вращается вокруг земли. В этом состоянии все плавает: и предметы, которые находятся на борту, и люди. Кроме того, космонавт должен знать все приборы, ведь они устанавливаются для управления кораблем и научных исследований.

То есть, космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Немного о луне

Все дети любят рассматривать на небе Луну. Это естественный спутник Земли. Луна бывает такой разной: от едва заметного «серпа» до яркого круга. Периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем называются Фазы Луны. Смена фаз Луны обусловлена условиями освещения Солнцем Луны при её движении по орбите. С изменением расположения Земли, Луны и Солнца граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны перемещается, а это вызывает изменение очертаний видимой части Луны.

Луна проходит следующие Фазы освещения:
новолуние - состояние, когда Луна не видна;
молодая луна - первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа;
первая четверть - состояние, когда освещена половина Луны;
прибывающая луна;
полнолуние - состояние, когда освещена вся Луна целиком;
убывающая луна;
последняя четверть - состояние, когда снова освещена половина луны;
старая луна.

Рассказывайте детям о космосе. Это загадочная и очень интересная тема. Если не знаете, как рассказать детям о космосе, купите книгу. Воспользуйтесь творческими идеями: рисуйте, лепите, делайте аппликации. Попробуйте из пластилина вылепить модель Солнечной системы.

А напоследок предлагаем вам посмотреть развивающий мультфильм, где рассказывается детям о космосе: