Какие праздники девы марии. Дева мария

Как гласит Библия, в одной Иерусалимской семье, у жены Анны и ее мужа Иоакима не получалось зачать ребенка. Их семья была православной, они долго просили дочь или сына у Бога. Однажды, произошло чудо, Бог смиловался, и Анна наконец-то забеременела. Перед ее долгожданной беременностью у Иоакима было видение: он увидел архангела Гавриила. Архангел предупредил будущего отца, что в скором времени у них с женой появится дочка, и что ее имя – Мария. Мария должна будет даровать спасение всего миру.

Когда Богородица появлялась на свет, на четвертый год ее рождения родители отдали девочку служительницей в храм, как им завещал архангел Гавриил. Мария служила Господу, не совершала грехов и злодеяний и была выбрана Им для появления на свет Сына Божьего. После рождения Иисуса Христа, Мария молилась до конца своих дней за всех людей и просила Господа смиловаться над ними. Облик Богородицы является воплощением чистоты и светлой души.

Что можно делать

Так как Рождество Богородицы является церковным торжеством и не предполагает соблюдение Постов, в этот день не возбраняется кушать любую пищу, веселиться и отдыхать. Многих интересует, можно ли играть свадьбу в этот праздник. Ответ – да. Более того, Богородицу считают покровительницей домашнего очага и женского счастья. Если свадьба приходится на 21 сентября, это будет дополнительный оберег для создания крепкого союза.

Обязательно нужно помолиться в праздник Богородице за здоровье детей и матерей. Если в доме еще нет ребенка, и с зачатием возникают трудности, обязательно просят Пречистую Деву Марию помочь. Мария услышит призывы о помощи и поспособствует решению трудностей. Можно сходить в церковь и поставить свечку за всю семью, чтобы жить в здравии и спокойствии.

Что нельзя делать

В День Рождения Прародительницы Божией воспрещается:

  • сквернословить и ругаться с близкими, кричать на детей;
  • злоупотреблять алкоголем;
  • грубить и обижать родителей, стариков;
  • выполнять тяжелую работу.

Если нищие или прокаженные просят милостыню, нужно дать им немного денег. Отказ может грозить для женщины бесплодием или неудачами в семейной жизни.

Приметы и традиции


Так как на Руси все церковные праздники переплелись со славянскими, на Рождение Богородицы отмечали наступление осенней поры – Осенины. С полей уже собрали большую часть урожая и благодарили Господа и природу за него. Всегда просили теплую снежную зиму и раннюю весну.

С утра женщины ходили умываться к ручьям и рекам до восхода солнца и там же встречали Осенину. Приносили к водоемам кисели, постряпушки, всячески старались задобрить Матушку-природу.

Для молодых девушек это время приходилась на проведение посиделок. На посиделки звали будущих женихов, поили их чаем с угощениями, а парни сватались.

В День Рождения Богородицы старались сжигать весь хлам в доме. Считалось, что это убирает дурной сглаз.

Примет на Осенину было много. Все они в основном связаны с наступлением осени и подготовкой к зиме. Вот некоторые:

  • если погода стоит теплая, зима тоже будет хорошей;
  • луков день – выкапывают весь лук с земли;
  • нужно муху или мошку закопать в землю – насекомые кусать не будут;
  • если есть роса на траве – значит заморозки близятся;
  • если звезд на небе не видно – зима будет холодной;
  • если ветер дует в этот день, значит мало снега будет в зимнюю пору.

Как праздновать


Рождение Богородицы – отличный повод собрать всю семью за круглым столом. Приглашают родителей, бабушек и дедушек, детей к себе на обед или ужин. Молодая семья зовет в гости всех родственников. Хозяйки стряпают пироги и готовят различные блюда.

Если встреча с родными прошла в теплой обстановке, значит и жизнь будет безоблачной и счастливой. Крошки со стола не выбрасывают, а отдают птичкам или животным.

С Рождением Спасительницы ознаменовывается начало нового периода в жизни, поэтому если в доме есть свечи, можно осветить углы, чтобы все тяжбы ушли. При отсутствии свечек зажигают лучинку и гасят ее, затем вновь зажигают. Такой обряд предполагает, что трудности остались в прошлом, а впереди ждет только успешное будущее.

Что можно приготовить


Первым делом пекут хлеб. По возможности, для стряпни используют овсяную муку, но если ее нет, то подойдет и обычная. Свежим хлебушком угощают гостей и домочадцев. Остатки хлеба засушивают на сухари и хранят дома. Если кто-то их близких заболел или морально подавлен, ему дают сухарик и освещенную воду. Больной обязательно пойдет на поправку.

8 сентября
ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

Пьетро Каваллини, «Рождество Богородицы»

Священное Писание не упоминает о рождении Девы Марии. Традиция, однако, передаёт, что Её родителями были свв. Иоаким и Анна. Это была благочестивая иудейская семья, но у них до старости не было детей. В то время это воспринималось как наказание за грехи предков. Иоаким и Анна горячо просили Бога о ребёнке. Бог услышал их мольбу и в награду за безграничное упование послал им дочь, Марию. Анне тогда ещё было неведомо, что Мария оказалась непорочно зачатой (что значит: не подверженной первородному греху) и что Она предохранена от всякого греха, чтобы в дальнейшем, послушная Божьей воле, Она сделалась Матерью Спасителя.

Нам неизвестны ни место рождения Девы Марии, ни дата Её появления на свет. Согласно всем доступным ис­точникам, на момент Рождества Господня Марии было от 16 до 20 лет.

Из апокрифических писаний, говорящих о Деве Марии, следует прежде всего упомянуть Протоевангелие Иа­кова, Евангелие псевдо-Матфея, Евангелие Рождества Марии, арабское Евангелие о юности Иисуса, Историю Иосифа Плотника и Книгу об Отшествии Марии. Наибольшее влияние на церковную традицию оказало Про­тоевангелие Иакова, составленное ок. 150 г., что значит, довольно скоро после Евангелия от св. Иоанна. Имен­но из этого источника мы узнаём, что родителей Пресвятой Девы Марии звали Иоаким и Анна и что уже ма­лолетним ребёнком Она была отдана родителями на воспитание во храм и там росла. В память об этом собы­тии Церковь справляет Введение во Храм Пресвятой Девы Марии 21 ноября.

Первые упоминания о литургическом воспоминании Рождества Девы Марии относятся к VI в. Праздник воз­ник, вероятно, в Сирии, когда после Эфесского собора Богородичный культ приобрёл в Церкви особый размах. Введение этого праздника в общий литургический обиход приписывается Папе св. Сергию I в 688 г. На Восто­ке этот праздник справлялся уже до этого, о чём упоминается в проповедях св. Германа (+732) и св. Иоанна Дамаскина (+749). В Риме в день этого праздника собирались в церкви св. Адриана, перестроенной из преж­него дворца заседаний римского сената, и оттуда процессия отправлялась в базилику Санта-Мариа-Маджоре.

Дату 8 сентября на Западе переняли с Востока, и этот день указан в гелазианском и грегорианском сакрамен­тариях.

В Италии и в некоторых других романских странах существует культ Марии-Ребёнка. В Италии есть даже свя­тилища - места, где почитаются, как чудотворные, фигурки и образы Марии-Младенца в колыбели. К ним, в частности, относятся: Мадонна-Бамбина в Форно Канавезе, Мадонна-Бамбина в Миланском соборе - вели­чайшей святыне, посвящённой Рождеству Пресвятой Девы Марии; Мадонна-Бамбина в часовне генерального дома Сестёр Милосердия. Матерь Божия-Ребёнок - главная Покровительница этой общины. Четвёртый санк­туариум Матери Божией-Ребёнка имеется в Меркателло - там находится образ, написанный св. Вероникой Джулиани (+1727).

Сегодняшний праздник напоминает нам, что Пресвятая Дева Мария была обыкновенным человеком. Хотя и предохранённая от скверны греха, Она всю свою жизнь располагала свободной волей, и не была ни на что «запрограммирована». Подобно каждому из нас, у Неё были родители, Она росла, играла, помогала по хозяй­ству, имела родственников и друзей. Но благодаря Её упованию, послушанию и полному доверия ответу на Божий призыв стало, что «Блаженной нарекли Её все роды» (Лк 1,48).

Рождество Пресвятой Богородицы – это большой праздник, который является первым в числе великих двунадесятых непереходящих праздников. Церковью он был установлен в IV веке. В этот день празднуется рождение Той, через Которую придет Христос Спаситель. Отмечается этот праздник – 8 (21) сентября, как день всемирной радости.
Другие названия праздника - (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Согласно преданию, родителями Девы Марии были праведные Иоаким, который происходил из города Назарета в Галилее (северная часть Палестины), из царского рода Давида, из мессианского "колена" Иуды, и Анна - из Вифлеема, из архиерейского рода Аарона, из священнического "колена" Левия.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.
С первых дней рождения Марии, Иоаким и Анна старались обогреть теплотой и добром Ее детскую душу, и всем тем, что говорило Ее душе о Боге. Когда же Марии исполнилось три годика, Иоаким и Анна принесли Ее в Иерусалимский храм, исполнения обета, который дали Господу Богу. В этот то и день, Церковь празднует праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.

В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).
В праздник Рождества Богородицы все русские люди обязательно шли на праздничное богослужение в храм. В этот день не рекомендовалось выполнять какие-либо работы. Во многих деревнях на этот день приходились престольные праздники. Кроме того, почти по всей России в это время праздновали «оспожинки» - праздник сбора урожая: ходили друг к другу в гости, тесть и теща должны были принимать у себя молодоженов. В южно– русских губерниях было принято в этот день устраивать «осенины»: девушки и женщины шли к реке, озеру, ручью «встречать осень», устраивали трапезу, главными блюдами которой были овсяный кисель и хлеб, пели песни, плясали, играли. Это была вторая встреча осени, первая приходилась на Второй Спас. Специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.
Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Почитание Богородицы воплотилось в чествование ее в дни "богородичных праздников" - Рождество Богородицы, Введение, Благовещение и Успение Богородицы, а также и в другие дни, связанные с событиями из жизни Богородицы или прославляющие ее: Собор Пресвятой Богородицы, т.е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей (26 декабря / 8 января); Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в особом храме, построенном императором Львом Великим в V в. (2 / 15 июля); Положение честного пояса Пресвятой Богородицы - в честь того события, что императрица Зоя, супруга Льва Мудрого, получила исцеление от этой святыни (31 августа / 13 сентября); Покров Богородицы. В русской традиции особенно выражены празднования дней памяти прославленных чудотворных икон Богородицы - Владимирской (23 июня / 6 июля); Тихвинской (26 июня / 9 июля); Казанской (8 / 22 июля; октября / 4 ноября); Смоленской (28 июля / 10 августа); Донской (19 августа / 1 сентября); Иверской (12 / 25 февраля) и др.

Богородичные праздники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.

Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме .

Святогорская икона Божией Матери

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зинона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (+461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника.

Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т.о., Рождество Христово можно назвать первым Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству . В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 августа .

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.

Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Успение Пресвятой Богородицы, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя .

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. , где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой Церкви, по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы , а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией . В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании . После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В соврмеменном православном богослужении в число богородичных праздников входят:

  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);
  • память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (22 сентября);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (5 декабря);
  • Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (22 декабря);
  • Собор Пресвятой Богородицы (8 января);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста);
  • Обновление (т.е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы),
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля);
  • Успение праведной Анны (7 августа);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (13 сентября);

а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.

4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.).

Прочие богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением. С большой торжественностью в нашей Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (14 октября; греч. аналог праздника – 28 октября).

21 сентября престольный праздник нашей обители - Рождество Пресвятой Богородицы . Рождество Пресвятой Богородицы это событие - рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны. Предлагаем вашему вниманию несколько слов об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы - Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно - Протоевангелие Иакова - было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В 2018 году праздник выпадает на пятницу, постный день, в честь праздника верующим разрешается есть рыбу.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна - дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну - мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) - сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника - тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V-VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Глас 4:

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы

Глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева - от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией - это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля - наша простая, родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость - ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это - ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма - не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая - а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили - и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она - наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны - одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей - праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны - место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители - церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря - древняя пещерка. Считается, что эта пещерка - часть дома Иоакима и Анны.

КИКТЕНКО Елизавета