Кобринский монастырь. Спасский монастырь

Координаты : 52°12′51″ с. ш. 24°21′30″ в. д.  /  52.2142806° с. ш. 24.3585056° в. д.  / 52.2142806; 24.3585056 (G) (Я)

Спа́сский монасты́рь - женский православный монастырь в городе Кобрине Брестской области Белоруссии . Основан в XV веке князьями кобринскими . После принятия Брестской церковной унии 1569 года монастырь стал униатским, принадлежал ордену базилиан. После Полоцкого церковного собора 1839 года закрыт. В 2010 году восстановлен в качестве качестве женского православного монастыря.

Из всего исторического монастырского комплекса до наших дней сохранился лишь двухэтажный жилой корпус - памятник архитектуры барокко . Ныне это здание является центральной постройкой восстановленного Спасского монастыря.

История

В литературе основание монастыря традиционно датируется 1497 годом . Известно, что ещё в 1465 году княжна кобринская Ульяна со своим сыном Иваном Семёновичем из своих владений передали церкви Святого Спаса Кобринского монастыря мельницу на реке Шевни (приток Мухавца) с прудом и землёй и некоторое движимое имущество местным священнослужителям .

В первой половине XVI века монастырь был переведён в архимандрию .

В 1512 году великий князь литовский Сигизмунд I Старый подтвердил право монастыря на пожалования Федоры. Позднее Федора перешла в католичество и передала часть монастырских земель в имении Быстрица боярам М. Жамбоцкому и Г. Х. Постригачу. В 1541 году после иска архимандрита кобринского Васиана эти земли были возвращены монастырю .

20 мая 1595 года в монастыре прошли переговоры о церковной унии между епископом Владимирско -берестейским Ипатием Потеем , епископом Луцким и Острожским Кириллом Терлецким с одной стороны и Киевским митрополитом Михаилом Рогозой с другой .

В разное время монастырь находился в управлении таких иерархов , как епископ Пинский Паисий (1603), архимандрит Кобринский Шатинский (1613), епископ Пинский Рафаил Корсак (1632), архимандрит Кобринский Бенедикт Глинский (1678), епископ Владимирский и Брестский, архимандрит Кобринский Леонид Залесский (1691) и архимандрит Андрей Бенецкий (1747) .

В 1626 году в монастыре проходил Кобринский церковный собор высшего униатского духовенства. В XVII веке монастырские земли находились в деревнях Корчицы, Лепесы , Ходыничи, Новосёлки, Кустовичи. Кроме того, монастырю принадлежали фольварки Гоголевка и Петьки, Толермонтовский застенок, Хильцевщина (деревня Быстрица) и некоторые другие земли .

Монастырь подвергался разрушению во время боевых действий и грабежей, неоднократно был перестроен. Так, например, во время Кобринского боя 27 июня 1812 года пожаром была уничтожена древняя деревянная монастырская церковь .

В 1839 году, после отмены унии, монастырь был закрыт. В монастырских зданиях расположилось духовное училище, уничтоженное пожаром во второй половине XIX века. Главный корпус монастыря стоял в запустении до 20-х годов XX века , когда здание было отремонтировано по приказу польских властей. В ходе реконструкции были полностью уничтожены остатки внутреннего храма. По словам бывшего директора Кобринского музея А. М. Мартынова, в ходе работ были найдены остатки захоронений кобринских князей , а также замурованные в стенах скелеты в оковах. В отремонтированном здании разместился суд Кобринского повета .

После войны в этом здании располодилось районное отделение внутренних дел (милиция).

20 ноября 2010 года, после переезда милиции в новое здание, синод Белорусской православной церкви благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. 22 ноября 2011 года в монастырь был доставлен список с иконы Божией Матери «Скоропослушница» .

После восстановления монастыря при нём была возведёно одноэтажное знание келейной (новый жилой корпус), ведётся капитальный ремонт исторического здания жилого корпуса.

В 2015 году в монастыре отметили 550-летие со времени первого письменного упоминания.

Жилой корпус

Единственной постройкой, сохранившейся от исторического Спасского монастыря, является жилой корпус в стиле барокко, построенный, вероятно, во второй половине XVIII века . Двухэтажный прямоугольный в плане корпус накрыт высокой крышей с изломами и достигает 30-и метров в длину и 10 в ширину. Главный фасад симметричен, центральный ризалит выделен аттиковым фронтоном с лучковым завершением, насышен лепными декоратиыными элементами. Фасады раскрепованы пилястрами и фигурными филёнками вокруг прямоугольным оконных проёмов. Развит карниз .

Перекрытия наж этажами балочные, свод подвала - цилиндрический. Изначальная внутренняя планировка не сохранилась. Ранее центральную часть корпуса занимала монастырская церковь. В северо-западном углу первого этажа находилась трапезная. Другие помещения были жилыми и служебными .

Напишите отзыв о статье "Спасский монастырь (Кобрин)"

Примечания

Литература

  • Габрусь Т. В. , Мартынаў А. М. Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. - Мн. : БелЭн, 1993. - 620 с. - C. 246.
  • Чернявская Т. И. // Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область. - Мн. : БелЭн, 1990. - C. 251-252.
  • Ярашэвіч А. А. // Рэлігія і царква на Беларусі. - C. 163.

Ссылки

  • на YouTube

Отрывок, характеризующий Спасский монастырь (Кобрин)

На другой день Даву выехал рано утром и, пригласив к себе Балашева, внушительно сказал ему, что он просит его оставаться здесь, подвигаться вместе с багажами, ежели они будут иметь на то приказания, и не разговаривать ни с кем, кроме как с господином де Кастро.
После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его.
Граф Тюрен ввел его в большую приемную, где дожидалось много генералов, камергеров и польских магнатов, из которых многих Балашев видал при дворе русского императора. Дюрок сказал, что император Наполеон примет русского генерала перед своей прогулкой.
После нескольких минут ожидания дежурный камергер вышел в большую приемную и, учтиво поклонившись Балашеву, пригласил его идти за собой.
Балашев вошел в маленькую приемную, из которой была одна дверь в кабинет, в тот самый кабинет, из которого отправлял его русский император. Балашев простоял один минуты две, ожидая. За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. Кроме того, видно было, что он в этот день находился в самом хорошем расположении духа.
Он кивнул головою, отвечая на низкий и почтительный поклон Балашева, и, подойдя к нему, тотчас же стал говорить как человек, дорожащий всякой минутой своего времени и не снисходящий до того, чтобы приготавливать свои речи, а уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать.
– Здравствуйте, генерал! – сказал он. – Я получил письмо императора Александра, которое вы доставили, и очень рад вас видеть. – Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него.
Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
– Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства.
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры.
– Sire! L"Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений.
– Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать.
Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.

Спасский православный мужской монастырь в Кобрин был основан предположительно в XVI веке. Несмотря на то, что точная дата его основания не дошла до нас, известно, что монастырь был создан по инициативе последнего кобринского князя Ивана Семеновича. Впоследствии, его вдова, сын и невестка сделали много пожертвований в пользу Спасского монастыря.

В 1465 году княжной Ульяной Кобринской в дар монастырю была передана мельница и обширные угодья, а также другое имущество. Спасский монастырь был богатым и процветающим. В 1492 году княжна Федора Ивановна передала часть своих земель и недвижимое имущество в пользу монастыря. Когда в начале XVI века княжна перешла в католичество, она пыталась отнять часть подаренных земель у монастыря, однако, после иска архимандрита Кобринского Васиана, земли были возвращены монахам.

После подписания Брестской унии в 1596 году монастырь почти полным составом, сохранив все свое имущество, перешел в унию. Последний архимандрит Иона стал Турово-Пинским епископом. В XVII веке монастырь был похож на государство в государстве. Ему принадлежало множество деревень и фольварков. Монастырь сильно пострадал во время войны 1812 года. Строениям был нанесен существенный ущерб, а во время Кобринского боя 27 июня 1812 года сгорела древняя деревянная монастырская церковь.

В 1839 году уния была отменена, а монастырь закрыт. В его стенах было организовано духовное училище, а здание главного корпуса стояло в запустении. В 1920-х годах польские власти сделали в главном корпусе большой ремонт, в ходе которого он был полностью перестроен в гражданское строение, остатки монастырского декора были уничтожены. В годы польского правления здесь разместился суд. В годы советской власти в стенах бывшего главного монастырского корпуса находилось отделение милиции.

Жилой корпус - двухэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание, накрытое крышей с изломами. Главный и дворовый фасады раскрепованы 2 ризалитами - в центре главного восточного фасада и в северо-западной части дворового фасада.Центральный ризалит выделен аттиковым фронтоном с лучковым завершением и насыщен лепными декоративными элементами. Стены украшены пилястрами, фигурными филёнками вокруг прямоугольных оконных проёмов, завершены развитым карнизом. Перекрытия над этажами балочные, над подвалом цилиндрический свод. Внутренняя планировка здания значительно изменена.

Первоначально центральную часть занимала монастырская церковь. На первом этаже в северо-западном углу была трапезная. В остальной части здания находились служебные и жилые помещения. На здании установлены 2 мемориальные доски: в честь победы русских войск в 1812 г. «Мемориальная доска в честь победы русских войск в 1812 г.» и для увековечения памяти сотрудников милиции «Мемориальная доска сотрудникам милиции». Монастырь - памятник архитектуры барокко.

29 июня 2010 года здание было возвращено Православной Церкви. 20 ноября 2010 года здесь был организован женский Спасский монастырь. В 2011 году в монастырь был доставлен список с чтимой иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Возрождение православного монастыря спустя четыре века верующие считают чудом.

1839 года закрыт. В 2010 году восстановлен в качестве качестве женского православного монастыря.

Монастырь
Спасский монастырь

Жилой корпус монастыря, главный фасад, 2014
52°12′51″ с. ш. 24°21′30″ в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Кобрин
Конфессия Православие (по 1596 и с 2010), униатство (1596-1839)
Архитектурный стиль барокко
Первое упоминание 1465 год
Дата основания неизвестна
Реликвии и святыни список с
Настоятель игумения Евфросиния (Куракевич)
Состояние действующий
Сайт spas-kobrin.cerkov.ru
Медиафайлы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 112Г000386

Из всего исторического монастырского комплекса до наших дней сохранился лишь двухэтажный жилой корпус - памятник архитектуры барокко . Ныне это здание является центральной постройкой восстановленного Спасского монастыря.

История

В литературе основание монастыря традиционно датируется 1497 годом . При этом известно, что ещё в 1465 году княжна кобринская Ульяна со своим сыном Иваном Семёновичем из своих владений передали церкви Святого Спаса Кобринского монастыря мельницу на реке Шевни (приток Мухавца) с прудом и землёй и некоторое движимое имущество местным священнослужителям .

В первой половине XVI века монастырь был переведён в архимандрию .

В 1512 году великий князь литовский Сигизмунд I Старый подтвердил право монастыря на пожалования Федоры. Позднее Федора перешла в католичество и передала часть монастырских земель в имении Быстрица боярам М. Жамбоцкому и Г. Х. Постригачу. В 1541 году после иска архимандрита кобринского Васиана эти земли были возвращены монастырю .

20 мая 1595 года в монастыре прошли переговоры о церковной унии между епископом Владимирско -берестейским Ипатием Потеем , епископом Луцким и Острожским Кириллом Терлецким с одной стороны и Киевским митрополитом Михаилом Рогозой с другой .

В разное время монастырь находился в управлении таких иерархов , как епископ Пинский Паисий (1603), архимандрит Кобринский Шатинский (1613), епископ Пинский Рафаил Корсак (1632), архимандрит Кобринский Бенедикт Глинский (1678), епископ Владимирский и Брестский, архимандрит Кобринский Леонид Залесский (1691) и архимандрит Андрей Бенецкий (1747) .

В 1626 году в монастыре проходил Кобринский церковный собор высшего униатского духовенства. В XVII веке монастырские земли находились в деревнях Корчицы , Лепесы , Ходыничи , Новосёлки , Кустовичи . Кроме того, монастырю принадлежали фольварки Гоголевка и Петьки , Толермонтовский застенок, Хильцевщина (деревня Быстрица) и некоторые другие земли .

Монастырь подвергался разрушению во время боевых действий и грабежей, неоднократно был перестроен. Так, например, во время Кобринского боя 27 июня 1812 года пожаром была уничтожена древняя деревянная монастырская церковь .

После войны здание было передано под горкомхоз, а с 1962 года здесь располагалось районное отделение внутренних дел (РОВД).

20 ноября 2010 года, после переезда милиции в новое здание, синод Белорусской православной церкви благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. 22 ноября 2011 года в монастырь был доставлен список с иконы Божией Матери «Скоропослушница» .

После восстановления монастыря при нём было возведено одноэтажное знание келейной (новый жилой корпус), был проведён капитальный ремонт исторического здания жилого корпуса.

В 2015 году в монастыре отметили 550-летие со времени первого письменного упоминания.

Жилой корпус

Единственной постройкой, сохранившейся от исторического Спасского монастыря, является жилой корпус в стиле барокко, построенный, вероятно, во второй половине XVIII века . Двухэтажный прямоугольный в плане корпус накрыт высокой крышей с изломами и достигает 30-и метров в длину и 10 в ширину. Главный фасад симметричен, центральный

– Матушка Евфросиния, Вам видимо не раз приходилось отвечать на вопрос: а почему монастырь женский, если изначально был мужским?

– На момент возобновления монашеской жизни в Спасском кобринском монастыре в Брестской епархии уже существовало 2 мужских монастыря и 1 женский. Согласитесь, что третий мужской монастырь в одной епархии был бы уже лишним.

– Сколько у Вас инокинь, и каков распорядок дня?

– Сейчас в монастыре проживают 10 насельниц. День в монастыре начинается в 6 утра, через полчаса все сестры собираются в домовом храме для чтения утренних молитв, полуношницы и акафиста (по понедельникам – Божией Матери пред иконой Ея «Отрада» («Утешение»), по средам и пятницам – Иисусу Сладчайшему, по вторникам и четвергам – Божией Матери «Скоропослушница»). Если в этот день не совершается Божественная Литургия, то в 8 часов начинается завтрак, после которого сестры расходятся по послушаниям.

Все выполняемые в монастыре работы называются послушанием. В обители налажено подсобное хозяйство: заложены монастырский сад, огород, обустроены птичник, пасека, зарыблен пруд. Выпекается хлеб, работает рукодельная.

Заканчивается день в обители также общей молитвой. После ужина насельницы собираются на вечернее правило, которое состоит из малого повечерия с тремя канонами и вечерних молитв. По их окончании совершается общий чин прощения, на котором сестры просят друг у друга прощения за совершенные в истекшем дне прегрешения, по слову апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 26). После 20.30, когда заканчивается вечернее правило, сестры имеют свободное время, которое используют по своему усмотрению – для келейной молитвы, отдыха, чтения и т.п.

– Матушка Евфросиния, каждый день у вас совершаются молитвы о благодетелях обители. Кто из бывших поминается? Хотя бы несколько имен, и кто были эти люди?

– За каждым монастырским богослужением и на Псалтири поминаются основатели монастыря – князь Кобринский Иоанн и его мать княгиня Иулиания, щедрые пожертвования которых позволили монастырю возникнуть и укрепиться материально. Молимся и о тех православных наместниках, имена которых сохранила история – игумен Варлаам, игумен Андрей, игумен Антоний и архимандрит Вассиан, а также о всей почившей православной братии, благочестиво пожившей во обители сей.

– В миру существуют представления о монашеской жизни, особенно среди верующих женщин, как-то о чем-то более высоком, чем христианство в миру. Скорее всего, поэтому кто-то ездит по монастырям, далеким и близким, в поисках ответа, желательно «правильного», совпадающего с представлениями о жизни самого ищущего человека, в поисках старца, желательно тоже «правильного», с той же целью. К Вам такие ищущие приходят?

– Люди, конечно, приходят. Но у нас есть старушки, а стариц нет. (Смеется). Ну а если серьезно, то, когда много лет назад у одного духовно опытного человека спросили, почему оскудела Церковь старцами, он ответил: потому что не стало послушников, т.е. людей, готовых жить в послушании. Зато умножились из разряда «благословите мне то, что я хочу». А если не получают требуемое, значит и священник «не такой», и монастырь «неправильный», и вообще «вы ничего не понимаете»…

Основные «представления о жизни» сконцентрированы в Нагорной проповеди Спасителя, и они равно относятся ко всем христианам. Монашество по своей сути – это совершенное христианство. Грехи, страсти, также как и методы борьбы с ними, одинаковы для всех людей. Но монахам, если можно так выразиться, проще вести эту брань. Потому что они живут среди единомышленников. Потому что они не обременены семейными обязанностями. Потому что весь распорядок жизни в монастыре построен так, что на первом месте значится духовная (в том числе богослужебная) жизнь. Святитель Иоанн Златоуст замечал по этому поводу, что и живя в миру можно быть не от мира сего. Но, − продолжал он, − среди забот и молвы житейской, среди постоянных искушений и столкновений со грехом, можно ли надеяться достигнуть такого нравственного совершенства, такой святости и добродетели, какие обещает и в обилии представляет тихая, уединенная жизнь монашества, вдали, в стороне от мира и суеты его?

Сказанное выше вовсе не означает, что в монастыре всё очень легко и просто, конечно нет. Но у монаха в отличие от мирянина больше возможности заниматься своим «внутренним человеком», и вполне естественно, что в такой борьбе со страстями он обретает некий духовный опыт. А кто сам был искушаем, тот и искушаемому сможет помочь (см. послание к Евреям, гл.2, ст. 18).

– Тем не менее, монашеская община не может развиваться без некоторого иммунитета от жизни приходской и епархиальной, хотя она уже не изолирована от мира, как это бывало раньше. В монастыре стоят свои цели, свои задачи. Какие именно? И в чем сложность жизни монастыря из-за близости мира?

– Цель у всех христиан одна – Царство Небесное, одна и задача – соединиться и быть со Христом.

Что касается изоляции от жизни епархиальной, то ее конечно нет и быть не может. Ну а по поводу мира… Даже раньше, до октябрьского переворота 1917 года, были разные монастыри – маленькие и крупные, миссионерские и с приютами для детей, уединенные пустыни и городские обители, являвшиеся духовными центрами. Например, Вы можете себе представить Троице-Сергиеву лавру или Оптину пустынь или Дивеевский монастырь без многочисленных паломников? Конечно, нет. Но были и скиты, на территорию которых миряне не допускались ни под каким предлогом. Т.е. градация существовала прежде, существует и теперь. И человек, имеющий намерение поступить в монастырь, должен для себя определить: что ему ближе? Если он желает максимально уединенной сосредоточенной жизни, то ему не стоит выбирать городскую или многолюдную обитель. Если же человек идет в городской монастырь, то ему нужно быть готовым к тому, что придется ежедневно сталкиваться с людьми, быть на виду, общаться, по мере сил стараться им помочь.

Наш Спасский монастырь является городским. Конечно, Кобрин это не мегаполис, а небольшой районный центр, но тем не менее и здесь специфика городского монастыря присутствует. Хотя пошел только пятый год со времени возобновления в нем монашеской жизни, но параллельно с ее налаживанием мы стараемся осуществлять свое посильное служение ближним. В обители действуют воскресная школа для детей и воскресная школа для взрослых. Организовано сестричество, силами которого Спасский монастырь проводит благотворительные акции. Ежемесячно проводятся открытые лекции по Библейской истории, которые читает благочинный приходов Пружанского округа, кандидат богословия протоиерей Михаил Носко. В течение дня многие приходят к нашей иконе Божией Матери «Скоропослушница».

Но всё вышеперечисленное организуется таким образом, чтобы не нарушать главного – монашеского делания. Наш монастырь открыт для посещения с 8 утра до 8 вечера. Это позволяет сестрам монашеское молитвенное правило совершать в храме без посторонних. На данный момент прихожане допускаются на все монастырские службы, но, думаю, что со временем, с развитием монастыря и при строительстве приходского храма, если Господь сподобит, появится возможность существующую домовую церковь оставить только для молитвы монашествующих.

Организация молитвенной жизни в монастыре требует некоторого разграничения и пространства обители. Слава Богу, появилось разделение территории: на доступную всем, кто желает посетить святую обитель, участвовать в богослужении, получить духовное окормление, и – предназначенную сугубо для сестер. Монашеская келия, храм и эта территория – та малая «пустыня» посреди большого города, с помощью которой водворяется внутренняя пустыня в душе – «Бог да душа – вот монах».

Еще хочу отметить удивительную особенность месторасположения монастыря. С двух сторон к его ограде подступают городские постройки, с двух других сторон – река Мухавец. Поэтому, несмотря на то, что обитель теоретически находится в историческом центре города, фактически место достаточно уединенное. И невероятная тишина.

– Одна знакомая бабулька, которая прибирает в одном из храмов Бреста, не раз говорила мне, насколько спокойнее, увереннее работать в организации, где подавляющее большинство мужчин (а лучше 100%), чем там, где есть женщины. Матушка Евфросиния, а как Вы справляетесь со своими ангелочками? Не вынося особо сор из избы, какие провинности бывают? И какие возможны наказания.

– Напомню всем известный афоризм: хорошо там, где нас нет. И может быть только потому и хорошо, что мы пока туда не добрались. Первопричину всего происходящего с нами, в том числе в сфере человеческих взаимоотношений, нужно искать прежде всего в себе. Один из Оптинских старцев так отвечал монахине, которая в письме жаловалась ему на колкости от других сестер: «Благословляющие уста не имут досаждения». То есть если наши уста будут окружающих нас людей только благословлять, то и мы от них не услышим досаждения.

«Для того мы и вступаем в монастырь, чтобы открыть в себе скрыто живущие страсти», – писал свт. Игнатий Брянчанинов. И эти «открытия», порой такие неожиданные, позволяют человеку наконец-то увидеть, что он духовно болен. Не зря монастырь еще называют духовной лечебницей. Сам по себе общежительный образ жизни уже подразумевает «целебные свойства»: «друг об дружку тремся – так и спасемся», – шутил прп. Амвросий Оптинский.

Больного, в том числе духовно, человека не наказывают, ему предписывают врачевство. И если сестра осознает свои немощи и недостатки, старается с ними бороться, то ей можно только помогать, направлять, подсказывать. Конечно, молиться о ней. Другое дело, если человек, не осознавая своих страстей, не борясь с ними, вольно или невольно начинает заражать ими других, или его поведение становится соблазном, порочит монастырь и монашескую форму в целом. Для таких случаев монастырский устав предусматривает определенные дисциплинарные меры, вплоть до лишения права ношения монашеских одежд. «Но когда и после многократных увещеваний не исправляется, то, как поврежденный член тела, вовсе отсекается от общего тела сестричества» – говорится в одном из разделов устава. Однако это уже крайняя и достаточно редкая мера.

– Опыт приходит со временем. И чем больше времени, тем больше опыта.

В меру своих сил стараюсь избегать того, что в большинстве своем бывает присуще именно женским обителям – чрезмерной привязанности к игумении. Человек высокого духа веры и благочестия, видный архипастырь своего времени митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) (1779-1857) так высказывался на сей счет: «Те наставники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу».

Приходя в монастырь, человек имеет намерение посвятить жизнь своему Создателю. А игумения – это духовная наставница, своеобразный компас, который указывает нужное направление, наставляет на верный путь, помогает не сбиться с него. Идти же человек должен сам и там, где Бог благословит. Везде Господня земля.

– А вот кто по-настоящему может понять монашескую жизнь, и кто, по-настоящему, может захотеть жить ею? Есть ли какой-то «тест» для того, кто к Вам приходит с желанием стать инокиней? Готовя вопросы, наткнулся на следующее очень сильное утверждение. Приведу полностью: «Если вся наша жизнь – борьба, а это именно так, жизнь христианина – битва против духов злобы поднебесной (Послание св. ап. Павла к Ефесянам, 6; 12), темных демонических сил. Монашество в этой войне – «спецназ», то есть, иноки – не много не мало, те воины, на долю которых выпадают самые тяжелые, опасные, ответственные «задания»; эти воины должны быть хорошо подготовлены к их исполнению, знать и уметь многое, что простым солдатам не обязательно.»

– Мне кажется, что по-настоящему понять монашескую жизнь может только тот, кто прожил ее до конца. Приведенное Вами выражение действительно сильное. Но оно во все времена было применимо к очень, очень немногим инокам. Свт. Игнатий Брянчанинов называл монашество своеобразным барометром общества: каков духовный уровень общества, таков и духовный уровень современного ему монашества. А от игумений предыдущего поколения мне приходилось слышать такое присловье: «Что мир породил, тем Бог и наградил», которое более чем актуально в наше время.

Ведь желающие поступить в монастырь сестры приходят сюда из общей для всех «среды обитания» со всеми ее пороками и соблазнами. Иными словами, будущие монахи не растут в какой-то «духовной оранжерее». Они живут среди вас. И тот факт, что между всего этого современного «терния» – свободной прессы, телевидения, более чем свободного интернета, слоганов «бери от жизни всё», жизни, в которой о самопожертвовании мало кто вспоминает, – чья-то душа расслышала зов Господа и пошла за Ним, это само по себе уже чудо.

Для того чтобы проверить себя, утвердиться в своем намерении, человеку до пострига дается многолетний испытательный срок (3-5 лет). В Русской Православной Церкви такие насельницы монастыря называются послушницами, а вот в Сербской Православной Церкви «искушеницами», т.е. проходящими искус, испытание, и мне кажется, что это более близко по смыслу.

Как пишет Иоанн Лествичник в Первом слове об отвержении мира, причины, по которым человек приходит в монастырь, бывают разными. Но ни одна из них еще ни о чем не говорит, потому что венец дается в конце подвига, а не в начале. Христос учит, что спасется тот, кто претерпел до конца (Мф. гл. 10, ст. 20). Вот тогда-то, в конце, и становится ясно, была ли «настоящей» монашеская жизнь.

– И последнее. Ваши пожелания, наставления тем, кто прочтет эти строки.

От себя что-либо говорить не берусь. Хочу лишь напомнить мудрейшие слова святителя Василия Великого: «Отложив скорбь о том, чего у вас нет, научитесь воздавать благодарность Богу за то, что у вас уже есть».

Беседовал Геннадий Левчук газета "Духовный вестник".

Это его 550-е Рождество. В домовой церкви Спасского монастыря, тихо мерцая, горят у образов свечи, пахнет хвоей и ладаном. Так же величественно и кротко смотрели из алтаря на прихожан иконы Божией Матери и Спасителя полтысячи лет назад, и так же, как в глубоком Средневековье, звучат на том же месте сегодня слова вечной молитвы - «Отче наш...».

Здесь шума нет и сердце бьется глуше

И не болит.

Здесь много горя выплакали души

У древних плит.

Здесь люди Богу души поручали,

Здесь вечный след

Безвестных слез, несказанной печали

Забытых лет.

Старинный храм, - защита от бессилья,

Приют для битв,

Где ангел Божий смертным дарит крылья

Для их молитв.

У древних плит

ХV век, эпоха князей и магнатов Великого княжества Литовского. Кобринским княжеством правит потомок великого литовского князя Ольгерда из династии Гедиминовичей князь Иоанн Семенович Кобринский с матерью Иулианией и женой Феодорой. В центре княжества, городе Кобрине, в неспешные воды Мухавца смотрит башнями княжеский замок, а невдалеке, через речку Кобринку, ведет молитвенное служение Спасский мужской монастырь. Летописи повествуют, что Иоанн Семенович был последним представителем мужской линии князей Кобринских, позже местечком будут владеть иные «варяги» с Запада и с Востока, но именно во времена «своих», исконных правителей была основана обитель Всемилостивого Спаса.

Первое упоминание о монастыре датируется 1465 годом, но по всем приметам он намного старше, ведь княгиня Кобринская не случайно дала вошедший в историю наказ об имуществе его настоятелю игумену Варлааму, и усыпальница княжеского рода была здесь - в середине столетия уже известен был монастырь как намоленное место. И богата была обитель не только годами и насельниками, но и жертвователями. Оправленные в золото и серебро иконы, Евангелие, церковная утварь, множество книг значатся в ризнице согласно ревизии времен короля Сигизмунда I. А еще земельные имения в нескольких деревнях, пруды, пасеки, мельницы.

Но разве имущество определяет ценность? Словно облака, гонимые ветром над волнами Мухавца, плыли века над кобринским монастырем. Времена изобилия сменялись годами упадка, разорения, а то и полного уничтожения, как после пожара ХVII века. Однако Господь хранил Свою обитель, и она вновь возрождалась. В 1812 году генерал русской армии Александр Тормасов принимал капитуляцию генерал-майора наполеоновского войска Клингеля на крыльце каменного здания Спасского монастыря, чудом уцелевшего после многочасового боя у его стен. В 1828 году указом императора Николая I обитель была закрыта, позже вместо монахов здесь поселились ученики духовного училища. За 42 года работы в нем обучались будущие ученые и краеведы Иоанн Котович, Владимир Качановский, Платон Жукович, Александр Будзиллович, Лев Паевский, Ярослав Маркевич, Викентий Новицкий, Ипполит Кадлубовский. Пожар в конце ХIХ и война в начале ХХ веков сделали свое дело - от монастырских строений остались только каменные стены. Словно остов разрушенного, но не затопленного корабля стояли они на берегу реки, и казалось, дни обители сочтены, но духовные маяки на берегу жизни освещают путь не только человеку, но обществу. В середине 1920-х польские власти отреставрировали вековые своды. До 1939 г. здесь размещался суд, затем - горкомхоз и почти полвека - райотдел милиции. В 2010-м здание было вновь передано Церкви.

Возрождение святыни сродни святому Рождеству - в мир приходит свет веры. Одна из древнейших в Беларуси Кобринская обитель, пережив многие испытания, вернулась к своему исконному предназначению обновленной - как женский монастырь. А название у него осталось прежним - Спаса Всемилостивого.

Защита от бессилья

Почему женский? На этот вопрос настоятельница Евфросиния отвечает просто: «В 2010 году, когда здания передали Церкви, Брестская епархия уже имела 2 мужских монастыря и 1 женский. Правильнее было открыть женскую обитель».

Первые насельницы - игуменья и 4 монахини - прибыли сюда в июне 2011 года. Ни одно из зданий на территории бывшего РОВД не было пригодно для проживания. Поскольку главный корпус является памятником архитектуры и к тому же требует капитального ремонта, решили первоначально обустроить соседнее, сравнительно новое одноэтажное кирпичное здание. «В стиле баракко», шутили сестры.

Как небольшой родник способен напоить живительной влагой пересохшее русло, так и старинный монастырь стал наполняться жизнью благодаря трудам и молитвам хрупких, но стойких - верующих! - женщин, помощи епархии и прихожан.

За неполные 5 лет на территорию обители подведен газ, оборудована котельная, проложены коммуникации для отопления, водоснабжения, канализации. Жилой корпус отремонтирован, в нем находятся кельи, кухня, трапезная, библиотека, просфорная и рукодельная.

Но главная в этом здании - домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Эта икона - особая радость и надежда монахинь и прихожан, поскольку была написана специально для Спасского монастыря с чудотворного образа, находящегося на Святой горе Афон, и доставлена в Кобрин 22 ноября 2011 года - в день празднования иконы. Сестры воспринимают это как знак, что Небесная Заступница приняла эту обитель под Свое покровительство.

Кажется, что Святая Мария смотрит на тебя как мама - любящими, понимающими глазами, словно утешает: «Потерпи, чадо, Я помогу тебе». И помогает. К Ней приходят с бедами, с просьбами, с мольбой - об исцелении, о рождении ребенка, о семейном благополучии... И чудо происходит - исчезают тяжкие недуги, женщины становятся матерями, выздоравливают дети и взрослые.

В благодарность за обретенную жизнь люди приносят Богородице дары - все они собраны рядом с образом как реальные свидетельства того, что икона Божией Матери «Скоропослушница» в кобринском монастыре действительно чудотворная. И не только для прихожан.

Казалось бы, возродить из небытия монастырь из нескольких зданий - задача для горстки монахинь непосильная, но дело движется! В 2014 году начался капитальный ремонт главного корпуса - исторического здания ХVII века, воссозданного около 100 лет назад по аутентичным рисункам. Только с чердака при замене крыши было вывезено 160 тонн строительного мусора! Впереди - колоссальный труд по внутреннему ремонту и реставрации фасада, но главное - строительство храма во имя Всемилостивого Спаса. Справятся ли? Сестры верят, что да, потому что для Бога нет ничего невозможного, а их укрепляет духом Матерь Божия.

Приют молитв

Почему становятся монахинями? Уходят из привычного окружения, современной жизни с ее радостями, например, замужества, материнства, карьеры, и - будем честными! - удовольствиями в аскетичный мир, наполненный трудом и ограничениями? Боль, отчаяние, душевная смута? На все эти вопросы ответ игуменьи Евфросинии один, и он прост, как вода: «В монастырь не уходят - в него приходят». Приходят те, кого позвала душа. Не страдания, не искания - Небо. Как? Почему? Тайна сия велика есть, как откровение, доступное для понимания только избранным. «Но уже то, что в наше время, среди всего этого «терния» - телевидения, более чем свободного Интернета, слоганов «Бери от жизни все», жизни, в которой о самопожертвовании мало кто вспоминает, - чья-то душа расслышала зов Господа и пошла за Ним, это само по себе уже чудо», - говорит настоятельница.

От прихода в монастырь до пострига в монахини проходит несколько лет - намерение должно быть проверено опытом жизни среди сестер, испытанием полного отречения от своей воли, послушания требованиям игуменьи. В кобринской обители уже состоялся первый иноческий постриг.

Сегодня в женском монастыре 10 сестер. Каждый их день начинается в 6 часов утра, через полчаса все собираются в домовом храме на утренние молитвы, в 8 - завтрак, затем сестры идут выполнять свои послушания. Послушание в монастыре - это работа. А работы здесь много, подсобное хозяйство немаленькое. Монахини заложили сад и огород, обустроили птичник и пасеку, зарыбили пруд - повсюду требуются заботливые руки. Сестры также пекут просфоры и хлеб, шьют и вышивают в рукодельной мастерской предметы для священнического облачения.

Заканчивается день в обители также общей молитвой в домовой церкви. На взгляд постороннего, жизнь монахинь тяжела и однообразна. Конечно, здесь бывают праздники, визиты гостей, значимые события. Но в основном бытие заполнено трудом и - молитвой. Именно молитва - фундамент монастыря и главное дело его насельниц. Ее читают на рассвете и на закате, во время Богослужений, до и после трапезы, перед началом и после окончания любого послушания, даже входя в келью.

О ком молятся сестры Спасской обители? Обо всех людях, о городе и стране, о Церкви и мире на всей земле. А еще - об основателях монастыря, об умерших и живущих его благодетелях. И Бог слышит эти молитвы. Монастырь возрастает материально, стенами, деревьями, цветами, и духовно - сестры организовали работу воскресных школ для детей и взрослых, создано сестричество, совместно проводятся благотворительные акции к Пасхе, началу учебного года, Рождеству. В 2014 году на престольный праздник - 14 августа - епископ Брестский и Кобринский Иоанн передал настоятельнице образ Божией Матери «Отрада и Утешение», также освященный в монастыре на Святой горе Афон.

Принимала Спасская обитель в своих стенах и одну из святынь христианского мира - частицу мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Тогда за 23 часа поклониться честной деснице Божьего угодника пришло около 50 тысяч человек, причем среди них были паломники из Украины, Литвы, Польши, России. Это ли не явное воплощение заповеди «По вере вашей да будет вам» в наши дни?

Крылья ангела

Для чего нужны монастыри? Почему Господь бережет их сквозь столетия, и они стоят в городах, в лесах, в горах, под ветрами и дождями, наперекор пожарам и разрушениям, и возрождаются вновь и вновь? Потому что они - центры благодатной энергии, способной рассеивать тьму, которая поглощает землю, мощные ретрансляторы волн добра, очищающих души от проказы современного мира, гейзеры, способные генерировать и выплескивать импульсы космической силы, соединяя Небо и Землю. И потому что именно они, большие и малые светлячки в пространстве, хранят всех нас во времени.