Валаамская ослица. Библия онлайн

Долго скитался народ Израилев по пустыне. И вот израильтяне снова подошли к пределам земли обетованной и расположились лагерем в долине Моав. В этой долине жил народ моавитян. Царю моавитян, Валаку, очень не понравилось, что в его землях появился сильный и многочисленный израильский народ. Валак боялся, что израильтяне нападут на моавитян и изгонят их из обжитых мест.

У Валака было слишком мало войска, чтобы первому напасть на израильтян, и он решил действовать хитростью. Он вспомнил, что в Месопотамии жил великий мудрец и прорицатель по имени Валаам, который мог помочь ему.

Позвав своих приближенных, Валак сказал им:

Ступайте к Валааму и скажите ему, что царь Валак просит его прийти и проклясть израильтян. Может быть, после его проклятия я смогу одолеть этот народ.

Когда послы Валака с богатыми подарками прибыли к Валааму и передали ему просьбу царя, мудрец попросил их подождать его ответа до утра. Ночью же Валааму явился Бог и запретил проклинать народ, который Он благословил. Валаам послушался Бога, и послам пришлось возвратиться к царю ни с чем.

Но Валак так хотел, чтобы Валаам проклял израильтян, что вновь отправил послов в Месопотамию. Придя к Валааму, послы сказали, что если Валаам пойдет с ними и проклянет израильтян, их царь даст ему столько золота и серебра, сколько тот скажет. Валаам сначала отказывался идти с ними, но потом не смог устоять перед соблазном и согласился.

Наутро Валаам оседлал свою ослицу и отправился в путь. Ехал он, ехал, как вдруг, обычно такая послушная, ослица остановилась, как вкопанная. И как ни понукал ее Валаам, ослица не желала двигаться с места.

Валаам был ослеплен жаждой богатства и поэтому не видел того, что видела его ослица, - посреди дороги, прямо перед ними, стоял ангел Господень с обнаженным мечом в руках.

Ослица свернула было с дороги, чтобы обойти ангела, но ангел опять преградил ей путь. Ослица отпрянула в сторону и прижалась к каменной стене, которой был обнесен придорожный виноградник. Сидевший верхом Валаам ушиб ногу о стену и стал еще пуще нахлестывать животное.

В третий раз ослица попыталась обойти ангела, но ангел снова оказался у нее на пути. Тогда она просто легла на землю и не вставала. Валаам был вне себя от бешенства. Он стал жестоко избивать ослицу и вдруг с изумлением услышал, как она заговорила человеческим голосом:

За что ты бьешь меня? Я всегда верно служила тебе. Разве когда-нибудь прежде я отказывалась повиноваться тебе?

И тут Бог раскрыл Валааму глаза, и он увидел, что перед ним стоит ангел Господень. Вид у ангела был очень грозный.

За что ты бьешь ослицу, которая спасла тебе жизнь? Если бы она не остановилась, когда увидела меня, я бы убил тебя, а ее оставил в живых. Теперь можешь продолжать свой путь. Но, придя в Моав, говори только то, что я велю тебе говорить.

Валаам послушался ангела и, когда пришел к царю Валаку, вместо того чтобы проклясть Израиль, трижды благословил его. Как ни хотелось Валааму получить все то золото и серебро, которое обещал ему царь моавитян, он не смел ослушаться Бога и говорил только то, что велел ему говорить ангел.

Вскоре после того оказались израильтяне в степях Моава 1 на реке Иордан, против Иерихона. Царь моавитян Ба-лак, сын Циппора, сказал старейшинам мидианитян: «Теперь объедят пришельцы все вокруг нас, как поедает бык полевую траву». И отправил он послов в Месопотамию за известным повсюду колдуном Валаамом (Биламом). Гонцы передали Валааму слова Балака:

Вот пришел народ из Египта, и уже покрыл он лик земли, и живет близ меня. Явись проклясть этот народ, потому что он сильнее меня, ибо знаю, что, кого ты благословишь, тот будет благословен, а кого проклянешь, тот будет проклят.

Долго не соглашался помочь Валаам моавитянам. Но все слал и слал своих гонцов Балак, и, наконец, прельщенный щедрыми дарами, сел Валаам на свою верную ослицу и отправился в путь.

Однако Бог вознегодовал на Валаама за то, что он согласился помочь врагам Израиля, и послал вестника с приказанием остановить колдуна. Ослица увидела вестника, преградившего дорогу, и свернула в поле. Напрасно Валаам бил животное, чтобы оно вернулось на дорогу. Ослица пошла узкой тропой, образованной виноградником и забором, но вестник и здесь не пустил ее. Ослица прижалась к стене, придавив ногу Валаама, и снова он начал бить ее. Пройдя немного, легла ослица на землю под Валаамом. Воспылал гнев Валаама, и стал он колотить ее палкой.

И тогда отверз Яхве уста ее, и заговорила она:

Что я сделала тебе? Почему безжалостно бьешь ты меня? В ярости даже не удивился Валаам, что бессловесная тварь

заговорила, и вступил со своей ослицей в перебранку:

Негодная ты скотина! Будь у меня меч, зарубил бы я тебя!

Не я ли твоя ослица? - возразило животное. - Не на мне ли ты ездил много лет? Разве я противилась когда-либо воле твоей?

Нет! - признался Валаам. И открыл Бог ему глаза, и увидел он вестника Господня с обнаженным мечом, и низко ему поклонился.

Глупый ты человек! - сказал вестник Валааму. - За что трижды избил ты ослицу твою, жизнь тебе сохранившую? Ведь пойди ослица вперед, увидев меня, я убил бы тебя, а ее оставил в живых.

Согрешил я, - проговорил Валаам. - Ибо не знал, что это ты преграждаешь путь. Теперь я вернусь назад.

Нет, не возвращайся! - возразил вестник. - Иди с теми, кто пришел за тобой.

В Моаве Балак уже ожидал Валаама. Выйдя навстречу ему, упрекнул он его:

Почему ты не шел на призывы мои? Неужели мало сокровищ в царстве моем, чтобы почтить тебя?

И ответил Валаам Балаку:

Вот теперь я здесь. Но смогу ли я что-то сказать от себя? Ведь скажу я лишь то, что вложит Господь в уста мои.

Наутро Балак возвел Валаама на высоты Вааловы, чтобы показать ему тех, на кого просил обратить проклятие. И построил, как распорядился Валаам, семь жертвенников, и приготовил семерых тельцов и столько же овнов для заклания. Принесли они вместе по тельцу и по овну в жертву на каждом из алтарей, и, оставив Балака возле всесожжения, отошел Валаам в сторону, на возвышенное место, чтобы узнать, какие слова говорить ему.

И встретился Бог с Валаамом, и вложил в его уста нужные слова.

Вернулся Валаам к тому месту, где возле алтарей ждал его Балак. Обратился он лицом к пустыне, и увидел Израиль, стоящий по коленам своим, и снизошел на него Дух Божий, и полились вдохновенные слова из уст его:

Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Как ручьи, растекаются они. Расстилаются они, как сады при реке, как алойные дерева, Богом насаженные, как кедры. Переполняются ведра его водою, и семя его при обильных водах. Превзойдет царь его и Агага, и возвысится царство его. Мощь дикого быка у него, пожрет он народы, раздробит кости врагов своих и стрелами своими пронзит. Преклонится, ляжет, как лев и как львица. Кто посмеет поднять его? Всякий благословляющий тебя благословлен, и проклят проклинающий тебя.

Иди вон отсюда! - в ярости прокричал Балак. - Я призвал тебя проклясть врагов моих. Ты же благословляешь их!

Встал Валаам, и пошел, и спустился в низину, где послушно ждала его ослица, сел на нее и продолжал глаголить:

Вижу его, но оно не ныне, смотрю на него, но издали. Взойдет звезда от Иакова, и восстанет скипетр от Израиля 2 и сокрушит пределы Моава. И Эдом и Сеир будут под властью врагов своих 3 ...

Вскоре после этого моавитян постигла заслуженная кара. Двенадцать тысяч израильских воинов опустошили всю страну, увели тридцать две тысячи невольниц, захватили семьдесят две тысячи голов рогатого скота и шестьдесят одну тысячу вьючных ослов.

1 Страна Моав, получившая название по народу Моав (моавитяне), находилась к востоку от Иордана и Мертвого моря. Судя по надписи царя Моава Меши, моавитяне мало отличались от израильтян по языку. Поэтому в книгах Бытие и Второзаконие они и мыслились как родичи Израиля. Но моавитяне почитали не Яхве, а Ваала и Кемоша. Рассказ о Валааме и его ослице отражает религиозную рознь между двумя соседними народами. Царь Моава призывает на помощь колдуна из Месопотамии, чтобы уничтожить противников, но Яхве спасает свой народ, воспользовавшись, как орудием, ослицей - она задерживает Валаама. Впоследствии Яхве вкладывает в уста Валаама вместо проклятий благословения.

2 Впоследствии восстающие звезда и скипетр были осмыслены христианами как пророчество будущего царства Иисуса.

3 Оракул Валаама явно заимствован из какого-то произведения израильской народной поэзии или создан ему в подражание.

0 В русском языке представлено очень много фразеологизмов , некоторые из которых появились благодаря легендам и мифам. К сожалению современные молодые люди не знают их истоков и происхождения, что требует дополнительного пояснения. Поэтому на сайте сайт мы открыли новые категорию, в которой станем растолковывать подобные выражения. Обязательно добавьте нас в закладки, ведь мы постоянно публикуем интересную инфу . Сегодня мы поговорим об довольно странном на слух афоризме, это Валаамова ослица , значение вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как продолжить, мне хотелось бы посоветовать к ознакомлению, ещё пару другую новостей по тематике пословиц и поговорок. Например, что значит Ежу понятно ; смысл выражения Вот где собака зарыта ; как понять фразу Авгиевы конюшни ; что означает Навострить лыжи и т. п.
Итак, продолжим, что значит Валаамова ослица ?

Валаамова ослица - так в ироничном смысле называют скромных, молчаливых людей, которые неожиданно повышают свой голос дабы защитить своё мнение


Валаамова ослица - так в негативном ключе могут называть девушек или женщин, которые ведут себя крайне упрямо, показывая свою невоспитанность и грубость


Очень многие люди, живут в системе, которая запрещает повышать голос, ругаться, и вообще вести себя агрессивно. В итоге подобное поведение прописывается у человека "на подкорке ", и он превращается в покорного барана.
Однако, не у каждого хватает терпения выслушивать упрёки и притеснения других людей, и однажды, он способен возвысить голос, и начать протестовать против несправедливости.
Стоит отметить, что данная фраза используется, как в отношении женщин, так и мужчин.

Происхождение фразеологизма Валаамова ослица уходит своими корнями в библейскую историю, а точнее к одной популярной притче.
В те далёкие времена, в городе Пефор проживал чернокнижник по имени Валаам .
Сюжет этой басни начинается с того, что евреи недавно завоевавшие Заиорданье, мечтают напасть на Ханаан, ведь эта земля обещана их божеством. Однако, не только Ханаанское царство опасается набега диких евреев, но также его соседи, например правитель Моава. Он переживает, что его армия слишком слаба, чтобы остановить несметные полчища злобных семитов. В итоге, он не придумывает ничего лучше, чем обратиться за помощью к потусторонним силам. Кто может послужить посредником между царём Моава и нечистью? Только колдун Валаам! Этому нехорошему человеку поручается навести порчу и сглаз на диких евреев.

Вы наверное задались вопросом, а когда наконец появиться ослица этого чернокнижника? Подождите, до этого момента мы ещё просто не дошли. Сначала Валаам не собирался помогать этому крохотному государству, но потом взвесив все "за и против" отправляется в путешествие. Понятное дело, он не пошёл пешком, а поехал на своём четвероногом средстве передвижения, которым и была та самая ослица.

Долго ли коротко ехал колдун , когда вдруг неожиданно возле него не появляется ангел , который пугает животное, и то резко дёргается.
Валаам придя в ярость начинает избивать непокорную скотину, пока та наконец не выдерживает, и заговаривает человеческим голосом. Она объясняет старику, что всю свою жизнь она служила ему верой и правдой, стоически выдерживая все побои и невнимание своего хозяина. Чернокнижник вдруг прозревает, и решает помириться с умным животным.

Благодаря этой притче и появилось выражение "Валаамова ослица" значение которого вы сейчас узнали, и теперь сможете не попасть впросак , если обнаружите его в интернете или ТВ.

Валаамова ослица

Валаамова ослица
Из Библии. В Ветхом Завете говорится об ослице месопотамского волхва Валаама, отправившегося одолевать чарами израильтян по наушению царя моавитян Валака. Ослица, к великому удивлению Валаама, вдруг заговорила человеческим голосом (Книга чисел, гл. 22, ст. 28): «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: чту я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?»
Шутливо-иронически: о безропотных людях, решившихся на протест.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Валаамова ослица" в других словарях:

    Валаамова ослица - Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение “Валаамова ослица” применяется в ироническом смысле по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Валаамова ослица - ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. 1. Ирон. Предельно молчаливый и покорный человек, который неожиданно высказал вдруг своё мнение, несогласие с общим мнением, протест. Зачем обижать меня, папаша? Ведь видите вы одна я! всегда одна! Ведь понятно вам, как тяжело… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    В Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение Валаамова ослица применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Ушакова

    ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. см. ослица. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    В Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение «Валаамова ослица» применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку. * * * ВАЛААМОВА ОСЛИЦА ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии… … Энциклопедический словарь

    ◘ валаамова ослица - О покорном, молчаливом человеке, который выразил неожиданный протест. Из библейской легенды о том, что ослица волхва Валаама в знак протеста против побоев заговорила человеческим языком. У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    валаамова ослица - только ед. , устойчивое сочетание, ирон. О молчаливом человеке, неожиданно заговорившем. Этимология: По имени библейского персонажа Валаама и ослица (← * osьlъ). Энциклопедический комментарий: В библейской мифологии: неожиданно заговорившая… … Популярный словарь русского языка

    Согласно древнееврейскому мифу (сохранённому в библейской книге Чисел), ослица прорицателя Валаама, на которой он ехал к царю государства Моав Валаку, чтобы проклясть израильтян, ведших войну с Моавом, и обеспечить моавитянам победу.… … Большая советская энциклопедия

    Валаамова ослица - в библейском сказании ослица месопотамск. волхва Валаама. Согл. библейск. сказанию, Валаам ехал к моавитск. царю Валаку на ослице. Дорогой В. о. заговорила человеч. голосом, в чем Валаам усмотрел указание от бога … Древний мир. Энциклопедический словарь

В России распространены фразеологизмы пришедшие к нам из мифов и легенд глубокой древности.Не составляет исключения и выражение "Валаамова ослица ".
Эта идиома обозначает покорного и послушного человека, который вдруг резко выразил свое несогласие.

История возникновения словосочетания "Валаамова ослица"

Эта поговорка,как и многие другие пришла в русский язык из библейских сказаний.В притче рассказывается о страшном чернокнижнике,который жил в городе Пефор расположенном на реке Ефрат.
События развивались так.Древние евреи были очень жестоким народом,которые вели кочевой образ жизни.Они ордой нападали на слабозащищенные поселки и вырезали жителей под корень.
После того,как их наконец выгнали из Египта,евреи решили напасть на землю Ханаанскую.Ведь об этом им рассказывал сам Бог.
Рядом с Ханааном находилось небольшое царство,которое управлялось царем Моавом.Узнав о том,что орды диких и злобных евреев приближаются к его стране он попросил Валаама навести порчу на этот народ.
Валаам долго отказывался,даже он не хотел связываться с дикарями.Однако после продолжительных уговоров он согласился и отправился в Моав на ослице.
Долго ли коротко путешествовал Валаам нам не ведомо,однако известно,что перед ослицей вдруг появился ангел посланный евреями и она сбилась с пути.
Обнаружив,что они заблудились,Валаам применил воспитательные меры воздействия к этому глупому животному в виде побоев и тумаков.
Ослица была в шоке.Она так разозлилась,что стала отчитывать Валаама человеческим голосом.
"Это не моя вина,это злой ангел заставил сбиться с дороги".
Тут наконец Валаам прозревает и тоже видит ангела.Он понял,что был в корне не прав и тот час же помирился со своим четвероногим средством передвижения.
Если вам интересно,чем кончились эти разборки,можете открыть еврейский сборник цитат и мифов под названием Библия и ознакомиться этой историей самостоятельно.

По поводу этой истории великий Рембрант даже написал картину,которую назвал весьма необычно "Валаамова ослица ". Голландец создал ее в далеком 1626 году.Сюжеты по еврейской мифологии были очень популярны в Нидерландах тех времен.
Учитель Рембранта,которого звали Питер Ластман тоже не прошел мимо этого сюжета и со всем прилежанием выписал "Валаамову ослицу ".
Рембрант,как это ни странно вообще любил брать сюжеты из еврейских мифов.Некоторые утверждают,что фантазией этот человек не блистал,однако обладал прекрасным вкусом.
В Википедии имеется список картин,которые Рембрант создал по библейским сюжетам:"Давид перед Саулом","Товит и Анна","Воскрешение Лазаря","Самсон и Далила","Иеримия оплакивающий разрушение Иерусалима","Жертвоприношение Авраама","Пир Валтасара","Артаксеркс,Аман и Эсфирь","Возвращение блудного сына".