Пути в большую музыку. Десятка крупнейших музыкальных вузов страны

В недалеком прошлом в Москве было всего два вуза, которые готовили профессиональных музыкантов. Сегодня у будущих певцов, инструменталистов и дирижеров появился выбор.

Музыкальные факультеты открылись в нескольких государственных и негосударственных вузах, а кроме того, статус высших учебных заведений получили некоторые музыкальные училища.

В подготовке музыкантов важную роль играет системное образование: музыкальная школа, училище, вуз, аспирантура. В Российской академии музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского есть все эти образовательные ступени, в (ГМПИ) – колледж, вуз и аспирантура, в (МГИМ) – все, кроме аспирантуры. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА им. Маймонида) предлагает только высшее образование и аспирантуру.

Я вам спою

Специальность "Вокальное искусство"

Самая популярная специализация – академическое (оперное) пение. Она представлена практически во всех музыкальных вузах, а в консерватории других специализаций просто нет. Будущие оперные певцы изучают музыкальную литературу, работу с текстом, сценическую речь, занимаются развитием и постановкой голоса и, конечно, оперным вокалом. Им важно знать иностранный язык, желательно итальянский, так как он широко используется в вокальных партиях. В Государственной академии славянской культуры (ГАСК) вы сможете учить итальянский, французский, немецкий, заниматься вокалом по эксклюзивным итальянским методикам Национальной академии Santa Cecilia в Риме. Что касается преподавателей, громкие имена есть в каждом вузе: в ГАСК работает солист Большого театра Владимир Маторин, в консерватории – Зураб Соткилава. Почти все музыкальные вузы приглашают педагогов из консерватории и Гнесинки.

"Народное пение" тоже есть во многих вузах: РАМ им. Гнесиных , Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), (МСИ) и др. От академического пения эта специализация отличается довольно сильно: "народники" изучают певческие стили различных регионов России, народные танцы, инструменты народного оркестра. Даже способы извлечения звуков у них другие – далеко не каждый голос подходит для исполнения народных песен.

На отделениях эстрадного и джазового вокала в Гнесинке , ГКА им. Маймонида , (ИСИ) учатся многие уже известные исполнители. И имена педагогов на слуху не только у специалистов: в ГКА им. Маймонида джазовый вокал преподают солистки ансамбля "Лицей" Анастасия Макаревич и Анна Сырова, а в Гнесинке – известные певицы Ирина Отиева и Валентина Толкунова.

Выпускники-вокалисты могут работать в опере, народных ансамблях, эстрадных коллективах, церковном хоре, педагогами по вокалу.

От фортепьяно до ударных

Специальности "Инструментальное исполнительство" или "Музыкальное искусство эстрады"

Партитура, пульт и палочка

Специальности "Дирижирование" или "Хоровое дирижирование"

Для скрипки с оркестром

Специальность "Композиция"

У будущих композиторов выбор невелик: МГК , Гнесинка или ГМПИ . Кроме общей культуры и одаренности, композиторская деятельность требует знания многих специальных дисциплин: теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, оркестровки и др.

Композитор должен быть знаком со всеми музыкальными стилями, как классическими, так и современными. Поэтому, например, в консерватории студенты узнают, как создается электронная и компьютерная музыка , а на факультативе смогут выучить английскую музыкальную терминологию. В РАМ им. Гнесиных есть даже отдельная кафедра компьютерной музыки и информатики.

Прослушивания и туры

Для поступления на специальности "Вокальное искусство", "Музыкальное искусство эстрады" и "Инструментальное исполнительство" необязательно (за исключением консерватории) предъявлять диплом об окончании музыкальной школы, но необходимо иметь подготовку на уровне ее выпускника: знать основы сольфеджио и музыкальной литературы, уметь подготовить программу для прослушивания. Гораздо строже требования к будущим композиторам и дирижерам – им необходимо предварительно окончить музыкальное училище.

Как правило, музыкальные специальности требуют индивидуальной формы обучения, поэтому группы набираются небольшие, а вступительный конкурс в государственные вузы очень высокий.

Вступительные экзамены различаются не только на разных специальностях, но и на каждой специализации. Однако есть так называемый "обязательный минимум":

1. Сольная программа. Для вокалистов это арии, романсы и народные песни, для инструменталистов – музыкальные произведения разных форм, для композиторов – собственные сочинения, для дирижеров – владение и фортепьяно, и вокалом, и навыками управления хором.

2. Коллоквиум. Здесь предстоит продемонстрировать комиссии свой культурный уровень, музыкальную эрудицию, понимание содержания и формы исполняемых произведений, знание творчества их авторов.

3. Теория музыки и сольфеджио. Основные требования в вузах практически одинаковые, разница – в сложности заданий: написать музыкальный диктант, спеть или сыграть с листа мелодию, проанализировать несложное музыкальное произведение или его фрагмент (определить тональность, лад, аккорды, ритмику и т. д.).

Будущим военным дирижерам ко всему прочему предстоит экзамен по физической подготовке.

Мнение экспертов

Как выбрать

Наталья Дмитриева , декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных :
– Качество подготовки певца зависит не столько от вуза, сколько, прежде всего, от педагога. Именно он может выявить "голосовую природу" и помочь ей развиться. А может и наоборот. Даже в нашем вузе был случай, когда педагог попытался переделать юношу-баритона в тенора, и "сломал" его. Так что если у студента с педагогом работа не складывается, лучше сменить наставника. Перед поступлением можно поприсутствовать на экзаменах и примерно определиться, у какого педагога вы хотели бы учиться. Возможно (хотя и необязательно), ваше желание учтут, когда будут распределять первокурсников к мастерам.

При переходе на дистанционную форму обучения в музыкальной сфере образования возникает много вопросов. Мы привыкли к традиционной методике обучения музыке. Творческие навыки и способности обучающимся передаются не через лекции, а при индивидуальном обучении. Это специфика музыкального образования и основное отличие от форм обучения других специальностей. Подмена непосредственного общения методическими пособиями практически невозможна. Но в процессе обучения изучается цикл, так называемых, историко-теоретических дисциплин. В музыкальном образовании их относят к профилирующим. Вот по этим курсам и возможно дистанционное заочное музыкальное образование. Заочное музыкальное образование – новая специальность, создана в последние десять лет. У многих вызывает удивление - можно ли обучиться музыке заочно? Да это, как показывает практика, вполне осуществимо. На заочную форму обучения принимаются все желающие получить высшее образование, но имеющие среднее специальное музыкальное образование, закончившие музыкальное училище, техникум культуры, музыкальный педагогический колледж. По окончании обучения выдается государственный диплом и присваивается квалификация «Учитель музыки, музыкальный руководитель». Получившее высшее заочное музыкальное образование могут работать в детских садах, музыкальных и образовательных школах, в детских центрах. Система обучения по специальности музыкальное образование предусматривает изучение традиционных и инновационных методик музыкального образования и воспитания. Разрабатываются и внедряются дополнительные квалификации: педагога-организатора вокального ансамбля, организатора музыкального досуга и др. Цель заочного музыкального образования – подготовить учителя музыки и музыкального руководителя отвечающего новым требованиям. Учебным планом предусмотрено изучение медико-биологических дисциплин, общекультурных, музыкальных дисциплин. Дисциплины предметной подготовки: история музыки, хоровое искусство, гармония, аранжировка, вокал и др. Психолого-педагогическая подготовка студентов дает возможность стать специалистом широкой музыкальной эрудиции, прививает творческий подход к организации и проведению уроков музыки.

Психолого-педагогическая подготовка включает общую, возрастную, коррекционную, музыкальную, психологическую подготовку. Учит истории и современным методикам музыкального образования и умению работать с ребенком, создавать условия для развития его личности. Получить заочное музыкальное образование (квалификация учитель музыки) можно по дистанционной системе обучения. Дистанционное обучение возможно при умении работать не просто на компьютере, но и уметь применять новейшие компьютерные технологии в своей работе. Умению подстроить учебно- методическую работу под новые компьютерные технологии, в такой консервативной системе обучения, как музыкальное; обучают на заочной форме обучения. Следует помнить, что пока неразработаны технологии обучения игре на музыкальном инструменте, вокалу и т.д., такое обучения весьма проблемно и требует индивидуальных «живых» занятий. Но приобрести навыки и развить умение преподавания музыке Вы сможете поступив на заочное музыкальное образование.

Музыкальное образование всегда считалось уделом людей одаренных, поэтому к выбору вуза надо подходить с большим вниманием. Специально для будущих музыкантов подборка 10 университетов мира, где стоит получить высшее образование в сфере музыки.


1. Джульярдская школа (США)



Частный музыкальный университет, основанный в 1905 году дирижёром Франком Дамрошем, является одним из самых лучших музыкальных университетов мира. На данный момент в Джульярдской школе обучаются 684 студента (54% мужчин и 46% женщин), а стоимость обучения достигает 35 000$ в год.


2. Кёртисовский институт музыки (США)



Институт был основан в 1924 году Марией Луизой Кёртис в память об отце. Главное достоинство этого учебного заведения в том, что стипендия гарантируется всем поступившим студентам, что мотивирует всех небогатых, но одаренных музыкантов. Студенты в процессе обучения принимают активное участие в концертной деятельности института (у вуза концертная и оперная сцены), что позволяет студентам уже о время обучения заключать контакты с крупными концертными агентствами.


3. Венский университет музыки и исполнительского искусства (Австрия)



Один из самых известных европейских вузов предлагает недорогое, но качественное образование в сфере музыки. В университете преподает большое количество преподавателей из России и стран СНГ.


4. Королевский колледж музыки (Великобритания)



Данный университет основан в 1883 году и находится под покровительством принца Уэльского. Стоимость обучения зависит от классификации студентов. Все экзамены в данном университете записываются на видео, так что студенты могут подать апелляцию, используя записи.


5. Манхэттенская музыкальная школа (США)



В университете обучаются более 1300 студентов из 40 стран мира. Школа расположена по соседству с Колумбийским университетом и другими крупнейшими колледжами. Преподавание ведется ведущими музыкантами мира.


6. Национальная консерватория музыки и танца (Франция)



Старейшая консерватория Европы, которая находится под опекой французского министерства культуры и связи, готовит не только музыкантов и композиторов, но и танцоров. Студенты консерватории могут претендовать на стипендию.


7. Консерватория Сан-Франциско (США)



Консерватория Сан-Франциско основана в 1917 году как фортепианная школа, а в 1923 году получила название консерватории. Мировое призвание консерватория получила во время работы в ней в 1924—1930 годах выдающегося композитора Эрнеста Блоха. Впервые именно в консерватории Сан-Франциско стали выпускать, специализирующихся на классической гитаре и азиатской музыки.


8. Музыкальный колледж Беркли (США)



Главная особенность колледжа является специализация на новейших неакадемических музыкальных направлениях. С первых курсов студенты изучают джаз, киномузыку и авторскую песню. В колледже обучается более 4000 студентов и 500 преподавателей.


9. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского (Россия)



Одни из самых сложных экзаменов нужно сдать при поступлении именно в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.


Абитуриент должен продемонстрировать владение музыкальным предметом, поступая на любой факультет. Консерватории готовит лучших специалистов в области музыки и теории музыки.


10. Кливленский институт музыки (США)



Частный институт в США пользуется большой популярностью у абитуриентов с разных концов света. Ежегодно на программу подают около 1200 заявлений. Среди преподавателей института есть музыканты из России и стран СНГ.

М узыка в теории и на практике. Первые консерватории появились в Италии в середине ХVI века. Изначально учебные заведения готовили певчих для церковных хоров и лишь спустя столетия стали высшей ступенью музыкального образования для композиторов, исполнителей и музыковедов.

Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова . Старейшая в России. Открыта в 1862 году на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, образованных по инициативе пианиста, композитора и дирижера Антона Рубинштейна. Почти 40 лет учебному заведению посвятил Николай Римский-Корсаков . Композитор стал автором первых учебных программ по гармонии и теории композиции. Первым золотым медалистом по классу композиции был Петр Чайковский, чье имя носит Московская консерватория.

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского хотя и моложе петербургской на четыре года, но связана с ней кровными узами. Идейный вдохновитель и первый директор - Николай Рубинштейн, брат известного пианиста. А в числе первых преподавателей - Петр Чайковский . Один из самых знаменитых творческих вузов мира объединяет в себе учебное заведение, научный центр, библиотеку, музей и концертную организацию с многочисленными коллективами. В 2000 году Консерватория получила от ЮНЕСКО медаль Моцарта за вклад в мировую музыкальную культуру.

Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова - первое музыкальное учебное заведение в российской провинции, открыто в 1912 году. В центре Саратова, под сводами готического здания начала ХХ века, не только готовят профессиональных музыкантов, но и выполняют одну из главных задач консерватории - заботятся о музыкальном просвещении. В городе что ни день - то концерт классической музыки. Ежегодно в залах консерватории проводятся около 300 концертов: от профессорско-преподавательских до выступлений творческих коллективов - их в учебном заведении десять.

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки . Единственная консерватория за пределами европейской части России и первая в Сибири отмечает в этом году 60-летний юбилей. Музыкальную историю хранит музей . Шесть тысяч экспонатов - раритетные афиши и фотографии, издания и рукописи, хроники фестивалей. Пополняются фонды и за счет музыкально-этнографических экспедиций. Одновременно с открытием консерватории началась работа по изучению традиций коренных и переселенных народов Сибири и Дальнего Востока.

Российская академия музыки им. Гнесиных . От небольшой частной школы - до целого музыкального конгломерата с начальной по высшую ступень образования. История Гнесинки насчитывает 120 лет. Ученики могут пройти весь большой музыкальный путь: познакомиться с базовыми навыками, стать профессионалом и, наконец, художественной личностью. Институт был создан в 1944 году. Среди знаменитых выпускников - композиторы Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев , дирижер Владимир Федосеев, оперная певица Любовь Казарновская, пианист Евгений Кисин.

Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова - ровесница Победы. Высшее музыкальное учебное заведение создавалось в 1945 году для жителей Среднего Поволжья и Приуралья. Спустя 70 лет в стенах четырех корпусов учатся студенты не только из России, но и Китая, Японии, США. Семь тысяч выпускников-музыкантов разлетелись по всему миру. Многие имена стали громкими: Олег Лундстрем , Софья Губайдулина, Ренат Ибрагимов. Консерватория гордится музыкальной библиотекой - крупнейшей в регионе. В фондах собраны 420 тысяч книг и музыкальных сборников, аудио- и видеозаписи.

Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова . Изначально - филиал Петербургской консерватории, с 1991 года - самостоятельный музыкальный вуз. Сегодня за консерваторией закрепился статус концертно-исполнительского и научно-исследовательского центра в Карелии и на всем Европейском Севере. С 1994 года в учебном заведении работает единственная в России кафедра музыки финно-угорских народов, специалисты которой сохраняют традиции этноса и обеспечивают кадрами и всю Карелию, и другие этнически родственные регионы страны.

Точкой отсчета истории высшего учебного заведения стало открытие народной музыкальной школы № 4. В 1923 году ей было присвоено имя Ипполитова-Иванова - ректора Московской консерватории, помогавшего развитию школы. В 20-х годах произошло разделение на школу и училище, а в 1961-м при училище открыто первое в СССР отделение народного пения. Тридцать лет назад учебное заведение получило статус вуза. В числе знаменитых ипполитовцев - Людмила Зыкина, Екатерина Шаврина и Алла Пугачева.

Институтская история берет свое начало с открытия народной музыкальной школы № 1. Статус со временем менялся от музыкального техникума до вуза. Здесь учился, а затем и преподавал Альфред Шнитке. В 1999 году институту было присвоено имя выдающегося композитора. При вузе работает Шнитке-центр и единственный в мире Музей Альфреда Гарриевича. В числе экспонатов - ноты, музыкальная литература, видео- и аудиозаписи, архив статей, фильмы с музыкой композитора.

Академия хорового искусства им. В.С. Попова . Отец-основатель Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения Виктор Попов в 1991 году создал и Академию хорового искусства - на базе Московского хорового училища им. А.В. Свешникова. Гордость учебного заведения - сводный хор, состоящий из семи коллективов. Специально для хора мальчиков в начале 1950-х годов Сергеем Прокофьевым была написана оратория «На страже мира» и Дмитрием Шостаковичем - кантата «Над Родиной нашей солнце сияет». Сегодня выпускники академии, в числе которых Дмитрий Корчак, Василий Ладюк, Сергей Романовский, выступают на лучших концертных площадках мира.