§2.Профессиональный выбор. Учебный проект:Мой профессиональный выбор Технология выбора профессии правильные ориентиры

I этапШаг 1: Выявление проблемы
Определите проблемную область своего
творческого проекта
Шаг 2: Осознание проблемной области
Выявите подпроблемы своей проблемной области
Разработка
алгоритма выбора
профессии
Определение
дальнейшей
профессиональной
карьеры
Ознакомление с
существующими
профессиями и их
характеристиками
Выбор профессии
Проблемное
поле

Шаг 3: Выявление конкретной потребности
Является ли данная потребность для вас
первостепенной? Дайте своему ответу подробное
обоснование
Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее
формулировка
Сформулируйте основные задачи своего проекта

II этап

Шаг 5: Выявление основных параметров
Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем
проекте?
Пример:
Выбираемая профессия должна соответствовать
индивидуальным личностными психофизиологическим
характеристикам;
Необходима доступность обучения;
Материальные затраты на получение специальности
должны соответствовать финансовым возможностям семьи;
Востребованность профессии на рынке труда.

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
друзья
Средства
массовой
информации
родители
Источники
информации
Художественная
литература
Учителя
Школьный
психолог
Профцентры
Интернет

Шаг 7: Анализ деятельности
Возможности освоения
профессии
Соответствие
психофизиологических
качеств требованиям
профессии
Интересы и
наклонности личности
Оплата труда,
возможности
профессионального
роста
Факторы,
влияющие
на выбор
профессии
Личное желание
Медицинские
противопоказания
Традиции семьи
Потребность общества
в кадрах, рынок труда

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы
С помощью различных методик определите свою сферу
профессиональной деятельности и ознакомьтесь с
описаниями профессий, относящихся к этой сфере.
Проанализируйте полученные данные и выберите ряд
специальностей, которые вас привлекают больше
всего.
Шаг 9: Определение требований к профессиональной
деятельности
Выделите основные требования к своей будущей
профессиональной деятельности. Используя
методики, выявите свои интересы и склонности,
соотнесите их с записанными требованиями,
сделайте выводы

III этап

Шаг 10: Анализ и синтез идей
Оцените все варианты по критериям (шаг 5) по 5бальной шкале. Какая специальность набрала
наибольшее количество баллов? Является ли этот
вариант наилучшим?
Шаг 11: Изучение содержания будущей
профессиональной деятельности
Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик
Используя тесты, определите свой тип темперамента,
характер и другие личностные характеристики

Шаг 13: Определение путей получения профессии
и выбор места обучения.
Какие пути получения выбранной профессии вам
известны? Какой из них вас привлекает больше
всего? Проанализируйте каждый пункт этой
схемы и определите несколько учебных заведений,
где можно получить эту профессию. Выбрав
место обучения, рассмотрите варианты своих
дальнейших действий в случае неудачи при
поступлении в намеченное учебное заведение.

Потребительская
корзина в
выбираемом
регионе
Вид учебного
заведения
(государственное
или коммерческое)
престижность
Период
поступления
Условия обучения
Выбор
места
обучения
Предоставление
общежития
иногородним
Срок обучения
Расположение
учебного
заведения
Стоимость
обучения

Автор проекта

Нечаева Наталья Владимировна, педагог-психолог, МАОУ "Гимназия №76 г. Челябинска"

Название проекта

"Мой профессиональный выбор"

Краткая аннотация проекта

«Професс и Я» - это курс занятий для обучающихся 8-9-х классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач, тренинговых упражнений.

Сроки реализации программы: курс изучается в 8-х и (или) 9-х классах. Занятия рассчитаны на 35 часов. Количество часов в неделю зависит от специалиста, реализующего программу.

Форма подведения итогов реализации программы: защита проекта «Мой профессиональный выбор» каждым обучающимся.

Образовательная область, возрастная категория

ОО "Технология", профориентация. Обучающиеся 8-9 классов.

Визитная карточка проекта

Перед старшеклассниками, заканчивающими школу возникает проблема: куда пойти учиться? От того, какой путь они выберут, будет зависеть профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней. Профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии и профессиональная подготовка является первым этапом профессиональной карьеры. Именно поэтому необходимо учиться и в дальнейшем работать именно по той специальности, которая вас интересует. Квалифицированный подход к выбору будущей профессии позволит сориентироваться в мире профессий и принять оптимальное решение на основе проекта «Мой профессиональный выбор». Всем известно, что максимальную пользу обществу приносит только тот, кто в совершенстве владеет занимающимся делом. В настоящее время выпускникам школ очень сложно сориентироваться в таком огромном разнообразии мира профессий. Каждый из нас имеет право выбора. Ни социальное положение родителей, ни национальность, ни место жительства не могут помешать юноше или девушке выбрать профессию по душе, по способности, по характеру. Важно иметь желание и возможности, настоящий проект дает возможность задуматься о себе и сделать свой профессиональный выбор.

Направляющие вопросы

Этап 1 - Выявление проблемы

Этап 2 - Выявление потребности

Этап 3 - Определение цели и задач проекта

Этап 4 - Выявление основных параметров

Этап 5 - Выявление истории, традиций, тенденций

Этап 6 - Факторы влияющие на выбор профессии

Этап 7 - Определение требований к профессиональной деятельности

Этап 8 - Профессиограмма

Этап 9 - Определение путей получения профессии (выбор места обучения)

Этап 10 - Оформление и защита проекта

План проекта

Этапы и содержание деятельности.

Поисковый-Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта.

Аналитический-Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Практический-Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

Презентационный-Подготовка и проведение презентации.

Контрольный-Анализ результатов. Оценка качества проекта.

Приглашение к участию

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

Этап 1. Выявление проблемы

Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь. Определите проблемную область вашего творческого проекта. На этом этапе важно порассуждать c самим с собой. Определить на сколько эта проблема важна для вас на сегодняшний момент. (Самое важное это ваши рассуждения)

Этап 2. Выявление потребности

Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями. Является ли данная потребность для вас первостепенной или нет? Дайте своему ответу подробное обоснование. Подробное обоснование, означает, что даже если потребность на сегодняшний момент не является первостепенной, нужно обосновать почему. А уж если является тогда тем более.

Этап 3. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выявление основных ее требований к человеку и выявление возможностей овладения данной профессией. Сформулируйте основные задачи вашего проекта. Даже если вы еще не определились с выбором профессии и пока для вас это в будущем, задумать и порассуждать каким путем вы пойдете и как будете выбирать профессию уже необходимо.

Этап 4.Выявление основных параметров

Критерии выбора профессии должны быть следующими:

1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.

2. Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).

3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи.

4. Востребованность профессии на рынке труда.

Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте? На данном этапе вы определяете, что конкретно для вас является критерием выбора профессии и что может послужить ограничением. Фразы должны носить личностный характер, и исходить от вас. Пункты 1,2,3,4 – даны для примера и они очень обобщенные, нужны ваши рассуждения.

Этап 5.Выявление традиций, истории, тенденций

Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, в определении наиболее востребованных и перспективных в настоящее время, выяснении традиций народа, семьи, местности. Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью СМИ и Интернета надо узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, В каких учебных заведениях обучают им. Своего рода экскурс в историю становления профессий и краткий анализ того, как сейчас обстоят дела на рынке труда.

Этап 6. Факторы, влияющие на выбор профессии Традиции семьи Потребность общества Личное желание Интересы и наклонности личности Соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии Медицинские противопоказания Оплата труда, возможности проф. роста Возможности освоения профессии На данном этапе вы должны определить, какие факторы более важны для вас при выборе профессионального пути, причем не кратко как в примере, а с точки зрения вас, т.е.пункты указанные в этапе необходимо раскрыть и сделать личностными.

Этап 7. Определение требований к профессиональной деятельности

Работа должна быть:… Выделите основные требования к Вашей будущей профессиональной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требованиями, сделайте Выводы. В этом этапе необходимо понять и указать какой, по вашему мнению, должна быть будущая профессиональная деятельность, тогда в будущем,увидев что обещает вам та или иная профессия, вы с легкостью сможете понять подходит она вам или нет.

Этап 8. Изучение содержания будущей профессии Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить ее профессиограмму и психограмму. Характеристика выбранной профессии. С помощью СМИ или других источников необходимо дать краткую характеристику профессии или нескольким профессиям (если вы еще не определились) интересующих вас областей.

Этап 9. Определение путей получения профессии и выбор места обучения (Факторы, влияющие на выбор места обучения)

Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебного заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее образование по выбранной специальности в колледже, а затем продолжить обучение в вузе по сокращенной программе обучения. Какие пути получения выбранной профессии вам известны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализируйте и определите несколько вариантов учебных заведений, где можно получить эту профессию. Выбрав место обучения, рассмотрите варианты ваших дальнейших действий. В случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение. На данном этапе вы должны узнать и понять пути получения той или иной профессии, какие учебные заведения, какие экзамены необходимо сдавать и т.д.

Этап 10. Оформление

Готовый проект оформляется в виде последовательных действий. В готовом проекте помещают схемы, рисунки.Обязательна презентация.

Основа проекта

Методы работы, используемые в проекте

1. Самодиагностика;

2. Ролевые игры;

3. Постановка и решение проблемно-поисковых задач;

4. Тренинговые упражнения.

Формы работы:

1. Групповое обсуждение;

2. Самостоятельная работа обучающихся;

3. Консультации с руководителем проекта;

4. Консультации с экспертами (педагогами, внешними экспертами и т.п.)

Ожидаемые результаты обучения

Изменить отношение обучающихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

Повысить мотивацию обучающихся к труду;

Оказать адресную помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;

Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

Сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Оценка эффективности профориентации школьников

Эффективность профориентации школьников оценивается с учетом следующих критериев:

1. Степень информированности обучающихся о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации является ясное представление требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Наличие потребности в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда. Наличие сформированного отношения к труду как к жизненной ценности.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана (презентация проекта «Мой профессиональный выбор»).

Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив Шаг 9: Изучение интересов и склонностей Шаг 10: Изучение требований к профессиям Шаг 11: Профессиональные ограничения


Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности Шаг 13: Выявление индивидуальных характеристик Шаг 14: Определение путей получения профессии Шаг 15: Выбор места обучения Шаг 16: Профессиональная проба Шаг 17: Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры Шаг 18: Контроль Шаг19: Самооценка Шаг20: Оформление проекта Шаг 21: Защита проекта




Определение дальнейшей профессиональной карьеры Шаг 2: Осознание проблемной области Изучение требований и характеристик различных сфер профессиональной деятельности Изучение алгоритма выбора профессии Выявление и анализ личностных и психофизиологических характеристик ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Потребностью каждого молодого человека является умение осуществлять выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями. Для этого необходимо учитывать: - интересы и склонности; - уровень знаний и способности; - здоровье; - мир профессий; - потребности в кадрах. СОДЕРЖАНИЕ




Шаг 6: выявление традиций, истории, тенденций На этом этапе необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Необходимо рассмотреть все источники информации о выборе профессии: Друзья РодителиУчителя Психолог Профцентр ы Интернет, телевидени е СМИ Научно-популярная и художественная литература Служба занятости Ярмарки профессий Традиции семьи Источники информации о выборе профессии СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 6: выявление традиций, истории, тенденций С помощью средств массовой информации: - телевидение; - радио; - печатные издания.печатные издания. и Интернет-ресурсов можно узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.Интернет-ресурсов СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений 8: Программа совершенствования и развития 4: Соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности 3: Выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик 5: Определение социально-экономических факторов выбора профессии: пути и условия получения профессионального образования, материальные затраты на обучение и т.д. 7: Профессиональные планы и перспективы 2: Анализ сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями 1: Определение профессиональных интересов и склонностей 6: Профессиональная проба Ориентируясь на этот алгоритм, необходимо проследить, как происходит выбор профессии. СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив На основании результатов изучения профессиональных интересов и склонностей нужно выбрать одну из сфер профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности Человек - Техника Человек - Природа Человек - Человек Человек – Художественный образ Человек – Знаковая система СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 9: Изучение интересов и склонностей Изучите свои интересы и склонности и помощью психодиагностических методик: - дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; - карта интересов А.Е. Голомштока; - оценка профессиональных типов (Д. Холланд); - методика диагностики направленности личности (А. Басс). СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 10: Изучение требований к профессиям Познакомьтесь с требованиями к различным сферам профессиональной деятельности. Соотнесите их со своими личностными характеристиками, подумайте, насколько у вас развиты те качества, которые необходимы специалисту тому или иному типу профессий. Выберите ту сферу, которая наиболее вам подходит. Человек - Техника Человек - Природа Человек - Человек Человек – Художественный образ Человек – Знаковая система СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности Ознакомьтесь с профессиограммами и психограммами сфер профессиональной деятельности и выберите сферу, которая лучше всех сочетается с вашими индивидуальными личностными параметрами. Знакомство с требованиями профессии к личности можно осуществить по следующей схеме: Профессиограмма Общая характеристика профессии Содержание труда Необходимые знания Условия труда Требования профессии к человеку Профессионально важные качества Медицинские противопоказания СОДЕРЖАНИЕ














Шаг19: Самооценка Проанализировав полученные результаты, можно попытаться самостоятельно дать себе оценку. При этом необходимо учитывать, сделано ли то, что запланировано. Если результаты, полученные в ходе выполнения работы нас полностью устраивают, то можно развить идею проекта и воплощать ее в жизнь. СОДЕРЖАНИЕ





Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №12
г. Новоалександровска»

«Мой профессиональный выбор»

творческий проект

Выполнила
Арбузова Светлана
учащаяся 9 класса

Руководитель
Казменко Наталья Васильевна

2015 год

  1. Выявление проблемы………………………………3
  2. Выявление основных параметров………...…4
  3. Определение интересов и склонностей......5
  4. Выявление индивидуальных характеристик………………………………………...6
  5. Требования к профессиональной деятельности…………………………………………..7
  6. Ошибки при выборе профессии……………...7
  7. Пути получения профессии…………………….8
  8. Заключение………………………………………..….9

1. Выявление проблемы

Выбор профессии – это большая ответственность, которую очень важно осознать как можно раньше. Я знаю много примеров того, как люди, имеющие диплом по какой-либо специальности всю жизнь занимаются совсем другим делом. Конечно, у каждого обстоятельства могут сложиться по-разному. Ошибка в выборе профессии может привести к тому, что, занимаясь не своим делом, человек тяготится им, плохо справляется со своей работой и у него портится характер. И наоборот, самые счастливые люди, это те, кто получает удовольствие от своей работы, у них всё хорошо получается и это способствует успеху и карьерному росту. Конечно, трудно загадать на 30 лет вперёд, ведь за эти годы может многое измениться, и многих профессий, которые имели люди 30 лет назад, уже не существует, благодаря развитию техники. И всё-таки, чтобы не жалеть потом, надо попытаться разобраться в себе и узнать как можно больше о разных профессиях. Этот проект будет моей первой попыткой в этом направлении.

2. Выявление основных параметров

  1. Совпадение с моими собственными желаниями и способностями
  2. Доступность получения необходимого образования
  3. Возможность трудоустройства
  4. Престиж профессии
  5. Материальные затраты на получение профессии должны совпадать с доходами семьи
  6. Высокая заработная плата
  7. Одобрение семьей данной профессии

3. Определение интересов и склонностей.

Мне нравятся многие профессии: дизайнера, архитектора, филолога, лингвиста. Но я остановила свой выбор на трех профессиях: врач, преподаватель биологии или психолог. Во всех этих профессиях, так или иначе, предметом интереса, обслуживания, преобразования являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста. Они предполагают учёбу и дальнейшую работу в крупных городах, что потребует больших жертв и целеустремлённости. Хорошо, что у меня есть ещё два года в запасе, и принимать решение надо не завтра. Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека ими запросам рынка труда.

4. Выявление индивидуальных характеристик

Я обладаю склонностями в области Человек-человек. У меня нормальная самооценка и коммуникативные способности. По результатам теста я - холерик. По характеру - трудолюбивая, настойчивая, требовательная.

5. Требования к профессиональной деятельности

Профессия должна быть:

  • Интересной и разнообразной
  • Высокооплачиваемой
  • Полезной
  • Стимулирующей умственную деятельность

6. Ошибки при выборе профессии

  • Перенесение своего отношения к человеку на профессию
  • Увлечение внешней стороной профессии
  • Выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств
  • Незнание медицинских противопоказаний
  • Незнание своих способностей

7. Пути получения профессий

  • Кубанский государственный медицинский университет
  • Кубанский государственный университет
  • Армавирская государственная педагогическая академия

8. Заключение

Сравнивая свои индивидуальные характеристики и требования к профессиональной деятельности, я пришла к выводу, что имею качества для овладения всеми тремя профессиями. А значит, на первый план выходят вопросы выбора учебного заведения и практические проблемы. В следующие два года при успешной учёбе и благоприятном материальном состоянии семьи, я смогу изменить свои профессиональные планы.