Промывка пропарка цистерн. Очистка трубопроводов, цистерн, сточных вод и почвы от нефтепродуктов

И промышленных цистерн, автоцистерн и различного рода емкостей:

  • - Мойка грузовых автоцистерн
  • - Мойка цистерн и танк-контейнеров
  • - Мойка емкостей и цистерн из-под молока, пива, и т.п.

Продаем и устанавливаем оборудование, а также оказываем услуги по мойке различных емкостей.

Мойка для грузовых автоцистерн

Всем прекрасно известно, что автомобили нуждаются в периодической мойке. Хороший хозяин хотя бы раз в месяц обязательно загоняет своего железного коня на автомойку, что бы смыть дорожную грязь и привести в порядок салон. Хорошо что, с автомойками в наше время дефицита нет. Единственный минус, что все они рассчитаны на легковые автомобили. Пост моек для грузового транспорта найти труднее, а если грузовой автомобиль оснащен еще и цистерной, то практически невозможно.

В периодической очистке нуждаются практически все автоцистерны независимо от перевозящего груза. Нефть, цемент, спирт, молоко или фекальные жидкости всегда оставляют на стенках цистерны отложения, которые необходимо удалять. Если цистерну подготавливают под перевоз других жидкостей, то очистка просто необходима иначе произойдет смешение и на конечную точку прибудет уже другая жидкость.

Существует старый и проверенный способ по очистке емкостей и цистерн основанный на остром паре. Так называемое “отпаривание” имеет весомые минусы. Для данного процесса необходимо большое количество воды, энергии и времени, за счет большого количества циклов, которые необходимы для нормальной очистки.

Компания "ВодаМой" предлагает современный способ по очистке емкостей и цистерн с помощью аппаратов высокого давления воды. Это эффективный и сравнительно не дорогой способ. В зависимости от размеров цистерны выбирается оборудование для мойки: моющая головка, которая рассчитана на малые цистерны или телескопическая орбитальная головка для длинных цистерн. Моющая головка за счет своей инертности позволяет направлять струи воды под высоким давлением по всем плоскостям, тем самым отмывая самые дальние уголки. Телескопическая орбитальная моющая головка опускается в люк цистерны в сложенном состоянии, после чего, в процессе раздвигания телескопа в периферийные стороны емкости, начинается мойка.

Стандартный комплект оборудования для одного поста мойки включает в себя:
аппарат высокого давления воды, подвесную конструкцию для мойки емкостей, пистолет для мойки внешних поверхностей и блок управления, с помощью которого весь процесс может проходить полностью в автоматическом режиме.

С установкой данного типа, через моечный пост можно пропускать бензовозы, нефтевозы, молоковозы, а так же цистерны, перевозящие фекальные жидкости, воду, спирт, цемент, муку и т.д.

Внутренняя мойка автоцистерн и танк-контейнеров

Для очистки и мойки внутренней поверхности автоцистерн, танк-контейнеров и др. ёмкостей от загрязнений и отложений органического и неорганического происхождения используется технология гидро-очистки под высоким давлением.

Оборудование для одного поста состоит из стационарного агрегата высокого давления серии ЛМ с моющим пистолетом для возможности наружного обмыва автотранспорта или танк-контейнера, шлангов высокого давления, подвесных конструкций из пищевой нержавеющей стали со встроенными в них высокопроизводительными моющими головками, дополнительных приспособлений для управления и автоматизации процесса очистки и мойки авто контейнера.
Для мойки автоцистерн и танк контейнеров мы рекомендуем стационарный агрегат высокого давления ЛМ 350/70/1 (1 головка) c потоком воды 70 литров в минуту. Схема подключения стационарного агрегата высокого давления (АВД) серии ЛМ.


СТАДИИ ПРОЦЕССА МОЙКИ:


В качестве бюджетного варианта предлагается использовать более дешевый, упрощённый вариант комплекта для внутренней мойки автоцистерн, танк-контейнеров и др. ёмкостей.

В данный комплект для очистки и мойки автоцистерн, танк-контейнеров и др. ёмкостей входит передвижной агрегат высокого давления (электрический) и одна моющая головка с гидроприводом, на подвесном кронштейне. Химическое моющее и дезинфицирующее средство готовиться предварительно в отдельной ёмкости, концентрацией не более 3% и при необходимости подаваться в насос самотёком (или подающим насосом), при переключении трёхходовым водопроводным краном с внутренним сечением не менее 1"(не комплектуется). (см. схему ниже.)

- аппарат ЛМ-350/70Э (потребляемая мощность 15 кВт) в комплекте моющий пистолет и рукав высокого давления 10 м;

Мойка емкостей и цистерн из-под молока, пива, и т.п.


Д ля очистки и мойки внутренней поверхности автоцистерн, танк-контейнеров и др. ёмкостей от загрязнений и отложений органического и неорганического происхождения используется технология гидро-очистки под высоким давлением.

Оборудование для одного поста состоит из стационарного агрегата высокого давления серии ЛМ с моющим пистолетом для возможности наружного обмыва автотранспорта или танк-контейнера, шлангов высокого давления, подвесных конструкций из пищевой нержавеющей стали со встроенными в них высокопроизводительными моющими головками, дополнительных приспособлений для управления и автоматизации процесса очистки и мойки авто контейнера.
Для мойки автоцистерн и танк контейнеров мы рекомендуем стационарный агрегат высокого давления ЛМ 350/70/1 (1 головка) c потоком воды 70 литров в минуту. Схема подключения стационарного агрегата высокого давления (АВД) серии ЛМ

Этапы процесса мойки:
1) Смыв загрязнений чистой водой.
2) Мойка с добавлением моющего средства.
3) Окончательный чистовой смыв водой.

В качестве бюджетного варианта предлагается использовать более дешевый, упрощённый вариант комплекта для внутренней мойки автоцистерн, танк-контейнеров и др. ёмкостей, для этого реализуется следующая схема (вид агрегатов, представленных на схеме условны, могут меняться):

В данный комплект для очистки и мойки автоцистерн, танк-контейнеров и др. ёмкостей входит передвижной агрегат высокого давления (электрический) и одна моющая головка с гидроприводом, на подвесном кронштейне. Химическое моющее и дезинфицирующее средство должно будет готовиться предварительно в отдельной ёмкости, концентрацией не более 3% и при необходимости подаваться в насос самотёком (или подающим насосом), при переключении трёхходовым водопроводным краном с внутренним сечением не менее 1"(не комплектуется).

Перечень оборудования входящего в комплект для очистки и мойки автоцистерн, танк-контейнеров и др. ёмкостей:

- аппарат высокого давления-Э (потребляемая мощность 15 кВт) в комплекте моющий пистолет и рукав высокого давления 10 м;
- моющая головка с электроприводом с подвесным кронштейном, рукавом высокого давления 10 метров;
- кран трёхходовой высокого давления, для переключения головка-пистолет;
- рукава высокого давления, по согласованию (возможна поставка любой необходимой длины);

1

Рассмотрены основные способы очистки емкостей от остатков нефти и нефтепродуктов. Отмечены преимущества и недостатки каждого из рассмотренных способов. Предложена новая биотехнология очистки емкостей, которая в качестве биопрепарата-нефтедеструктора предполагает использование эффлюента – продукта анаэробной переработки органических отходов на биогазовой установке. Эффлюент обладает меньшей по сравнению другими биопрепаратами-нефтедеструкторами себестоимостью, нетоксичен и экологически безопасен. Использование предложенной биотехнологии возможно в различных отраслях: топливоэнергетическом, нефтегазопромышленном комплексах, нефтетранспортирующих и нефтеперерабатывающих компаниях, коксохимическом и металлургическом производствах, автотранспортных предприятиях и других организациях, занимающихся складированием и реализацией нефтепродуктов на нефтебазах, автозаправочных станциях и терминалах.

эффлюент

нефтедеструкция

микроорганизмы

нефтешлам

1. ВРД 39-1.13-056-2002 «Технология очистки различных сред и поверхностей, загрязненных углеводородами».

2. Гималетдинов Г.М., Саттарова Д.М. Способы очистки и предотвращения накопления донных отложений в резервуарах [Электронный ресурс]// «Нефтегазовое дело» , 2006. - Режим доступа: http://www.ogbus.ru

3. Инструкция по зачистке резервуаров от остатков нефтепродуктов [Электронный ресурс]// Утверждена ОАО "НК "РОСНЕФТЬ" 28 января 2004 года. Режим доступа: http://www.proftrade.ru

4. Нефтешламыру [Электронный ресурс]// Тематический портал. - Режим доступа: http://www.nefteshlamy.ru

5. Правила технической эксплуатации резервуаров [Электронный ресурс]// Роснефть, 2004. – Режим доступа: http://www.himstalcon.ru

При транспортировке нефти и ее хранении в резервуарах, на дне образуются отложения (нефтешлам), состоящие из частиц минерального (не нефтяного происхождения) и наиболее тяжелых углеводородов в основном парафинового ряда, удельный вес которых выше плотности нефти и воды. Физически, отложения представляют собой плотную не текучую массу, располагающуюся по днищу резервуара крайне неравномерно. Уровень осадка колеблется от 0,3 до 3 метров, а объем - от 300 до 6000 м3. Осадок препятствует движению нефти и перемешиванию различных ее слоев в резервуаре, что способствует локализации концентрированных агрессивных растворов солей и развитию коррозионных процессов в районе днища, и первого пояса резервуара. Одновременно происходит уменьшение рабочего (полезного) объема резервуара. Все это снижает эксплуатационные характеристики объекта и отрицательно влияет на качество нефти и нефтепродуктов, вновь заливаемых в эти емкости. Согласно требованиям, изложенным в «Правилах технической эксплуатации резервуаров» (2004 г.), частичное обследование резервуаров с проведением очистки предусматривается не реже одного раза в 5 лет, полное - не реже одного раза в 10 лет. Периодичность зачистки емкостей изложена в требованиях ГОСТ 1510-84 и зависит от вида нефтепродуктов, технического состояния резервуаров, условий хранения и частоты смены сорта нефтепродуктов. Своевременная зачистка резервуаров от остатков нефтепродуктов, высоковязких смолистых осадков, влаги и механических примесей обеспечит бесперебойную работу нефтебаз, АЗС, ТЭС и хранилищ ГСМ.

Очистка резервуаров от отложений является опасной и трудоёмкой работой, которая требует значительных материальных затрат. Даже самый прогрессивный метод зачистки - химико-механизированный не исключает ручной труд и пребывание людей в загазованной зоне внутри резервуара. В зависимости от конкретных условий (типа, вместимости резервуара, наличия в нем стационарной системы размыва донных отложений, количества и механических свойств твердых нефтеостатков) для очистки резервуара могут применяться различные способы и технологические схемы.

Следует отметить, что способы очистки резервуаров подразделяются на три вида: ручной, механический (механизированный) и механизированный способ очистки с применением моющих средств (химико-механизированный).

При ручном способе очистки ёмкость после удаления твёрдых остатков пропаривают, промывают горячей (30 - 50) С водой из пожарного ствола при давлении (0,2 - 0,3) МПа. Промывочную воду с оставшимся нефтешламом откачивают насосом. Применение ручного метода очистки нефтяных резервуаров имеет следующие недостатки:

  • Огромный риск для здоровья и безопасности людей, производящих очистку резервуаров ручными методами;
  • Персонал, занимающийся очисткой резервуаров, обычно подготовлен значительно хуже персонала, занимающегося обслуживанием основного оборудования предприятий, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой нефти. Этот фактор многократно увеличивает риск человеческих ошибок и даже преступной халатности. Не секрет что в России для выполнения подобных работ зачастую используется труд неквалифицированных низкооплачиваемых рабочих;
  • При подобных методах очистки всегда происходит загрязнение окружающей среды (водного и воздушного бассейнов и почвы земли);
  • Объем нефтеотходов, генерируемых при такой очистке, огромен. Это создает проблемы с их последующей транспортировкой, захоронением, повторной переработкой и/или обезвреживанием.

Механизированный способ очистки может осуществляться подачей горячей воды под давлением через специальные моечные машинки (гидромониторы), пропаркой поверхности резервуаров в течение нескольких суток перегретым паром и последующей механической очисткой, или же с помощью аппаратов струйной абразивной очистки. Такой способ очистки значительно сокращает время очистки, уменьшает простой резервуара, уменьшает объём тяжелых операций, вредных для здоровья человека, и снижает стоимость процесса очистки резервуара. К недостаткам механизированного способа очистки резервуаров следует отнести большой расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимость откачки загрязнённой воды на очистные сооружений, сравнительно большие потери легких фракций из нефтеостатков.

Суть химико-механизированного способа в том, что очистка резервуаров производиться с помощью растворов моющих средств, улучшающих отделение осадка от стенок, днища и внутренних конструкций резервуаров. Применение данных растворов способствует повышению качества очистки, интенсивности процесса очистки, характеризуется незначительной степенью применения ручного труда. Основными недостатками способа, которые ограничивают возможности его практического применения, являются дороговизна используемого специального реагента, необходимость дальнейшей очистки растворов моющих средств и утилизации реагента.

Наиболее распространенным методом очистки по всему миру остается ручная очистка резервуаров от нефтешламов. Очистка емкостей в технологическом процессе большинства нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий традиционно рассматривается как последняя по значимости для предприятия.

Кроме того, существуют комбинированные способы очистки емкостей и резервуаров. Вот примерный перечень мероприятий применения комбинированного способа очистки:

Размыв моющим раствором нефтешламовых отложений, накопленных на днище резервуара;

Смыв моющим раствором остатков нефтепродукта (нефти) со стенок резервуара;

Отбор (откачка) нефтешлама, получаемого в процессе размыва отложений со дна резервуара, в емкость временного хранения;

Отделение нефтепродукта (нефти) от моющего раствора и механических примесей;

Закачка выделенного нефтепродукта (нефти) в автоцистерны, трубопровод или емкости;

Дегазация резервуаров и емкостей с применением принудительной напорной вентиляции;

Механизированная зачистка внутренних поверхностей резервуаров и емкостей;

Ручная доочистка внутренних поверхностей резервуаров и емкостей;

Сбор отходов в накопительных быстросборных емкостях.

Этапы производства работ:

1. Обследование резервуара:

Проводится с целью получения следующей информации:

Конструкция резервуара;

Взрывные и пожарные характеристики;

Состояние газовоздушной среды в резервуаре;

Количество вязких и высоковязких сернистых, парафиновых и механических отложений

2. Подготовка к работе:

Определение места проведения работ;

Подключение переносного заземления к резервуарному контуру;

Прокладка трубопроводов от места проведения работ до резервуара для подачи технического моющего средства (ТМС) и откачки эмульсии из промываемого резервуара;

Подключение к паромагистрали для подогрева ТМС и откачиваемого нефтепродукта - не обязательное условие, возможно применение собственной транспортабельной котельной установки (ТКУ);

Пробное включение двигателей для определения направления вращения и проверки герметизации соединения;

3. Определение наличия невыбираемого остатка и его откачка.

Перед началом работы при открытом люке резервуара или через замерной люк определяется уровень невыбираемого остатка нефтепродукта метрштоком. Результаты измерений сопоставляется с показателями градуировочных таблиц данного резервуара.

После определения остатков в резервуар на определенную глубину опускается всасывающий рукав, либо погружной оседиагональный насос с гидроприводом, для откачки товарного нефтепродукта, который подается в систему очистки и фильтрации, после чего поступает в накопительную емкость.

Чистый нефтепродукт можно перекачивать в другой резервуар или бензовоз, а при их отсутствии - в накопительную емкость.

4. Предварительная дегазация резервуара до взрывобезопасного состояния:

Для создания условий безопасности использования струйной мойки под давлением, с использованием моечной машины или брандспойта (для темных нефтепродуктов), внутри резервуара необходимо обеспечить взрывобезопасное состояние, которое достигается дегазацией. Взрывобезопасное состояние газовоздушной среды устанавливается по результатам газового анализа, который производится по мере необходимости при проведении работ.

Безопасная концентрация паров нефтепродуктов в резервуаре достигается путем промывки внутренней поверхности резервуара ТМС с использованием моечной машины или брандспойта за три полных цикла при постоянном распылении раствора ТМС по поверхности резервуара в течение 20-25 минут. При недостаточном качестве мойки циклы повторяются.

После откачки эмульсии и нефтешлама из резервуара при концентрации паров ниже 0,8 нижнего предела воспламенения по прибору (газоанализатор) начинается принудительная дегазация.

При снижении в резервуаре концентрации паров нефтепродукта, равного 50 % от нижнего предела воспламенения (0,5 НВП), допустимая скорость поточной струи увеличивается до 50 м/сек.

В целях предотвращения в резервуаре застойных зон с малой подвижностью воздуха скорость в начальной стадии принудительной дегазации должна быть не менее 2 м/сек. Вентилятор, установленный для принудительной дегазации, должен соответствовать требуемым нормативам.

5.Удаление технологического остатка темного нефтепродукта:

В резервуаре из-под высоковязких нефтепродуктов невыбираемый остаток содержит в себе механические примеси, парафиновые отложения и продукты коррозии металла резервуара.

В резервуаре при использовании подогретого до 60-65оС раствора ТМС производится локальный разогрев нефтепродукта. ТМС подается под давлением 10 кгс/см2. Всасывающий патрубок погружного насоса располагается на расстояние 5-8 мм от дна очищенного резервуара. Металлические части паропроводов и рукавов для ТМС должны быть надежно заземлены. Концентрация паров углеводородов в газовоздушной среде составляет не более 2 г/м3, то есть 5% от нижнего предела взрываемости.

6. Промывка внутренних поверхностей резервуаров:

После удаления технологического остатка нефтепродукта производится промывка резервуара раствором ТМС.

Рабочая температура раствора должна быть не ниже 5° С. Для тёмных нефтепродуктов температура раствора должна быть 50-60° С. Давление струи обеспечивает проникновение раствора ТМС в поверхностный слой нефтепродукта без создания брызг, которые при отрыве от поверхности могут заряжаться статическими электричеством. Давление струи на выходе с сопла машинки составляет 10 атм., длина струи равна 12 метров.

Производительность и количество циклов промывки зависит от степени загрязнённости и группы нефтепродукта по вязкости.

7. Дегазация газового пространства до санитарных норм:

Для проведения дегазации резервуара должны быть открыты все смотровые и замерные люки. Дегазация выполняется вентилятором, промежуточно, по 20 минут в течение 1,5-2 часов для достижения предельно допустимой концентрации:

Паров бензина в воздухе 100мг/м3

Сероводорода - 10 мг/м3

Тетраэтилсвинца - 0,005 мг/м3.

В резервуарах с понтонами дегазация газового пространства производится последовательно под понтонами и над ними.

Вентиляция резервуаров из-под этилированного бензина выполняется посредством промывки раствором ТМС с добавлением в него или распылением отдельно раствора перманганата калия (KMnO4), концентрация которого 0,025%.

В течение всего процесса дегазации и в течение каждого часа производится замер концентрации газов с регистрацией данных в графике замеров уровня концентрации газов.

8. Доочистка внутренней поверхности резервуара, визуальный контроль за днищем и стенами:

Перед заходом оператора в резервуар производится контрольный анализ воздуха в нём на содержание паров нефтепродукта, а во время нахождения оператора в резервуаре для гарантии непрерывно работает вытяжная вентиляция, обеспечивающая 3-4 кратный обмен воздуха.

Оператор оснащён специальным костюмом и обувью. Для работы в резервуаре применяется противогаз с панорамной маской, страховочный пояс с крестообразными лямками и сигнально-страховой фал.

При работе внутри резервуара задействованы три человека (двое возле люка-лаза, один в резервуаре). Время нахождения оператора в резервуаре составляет 15 минут, отдых - 15 минут.

Выбираемые остатки нефтешламов и механические примеси при очистке резервуаров утилизируются.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что применяемые в настоящее время традиционные технологические процессы обработки поверхностей экологически опасны, длительны по времени, неэффективны и исключительно дорогостоящи. Составляющими высокой себестоимости являются большие теплоэнергозатраты, значительное водопотребление, необходимость в стационарных очистных сооружениях и оборудовании для сепарации нефтепродуктов.

В связи с этим становится крайне актуальна замена традиционных технологий на более прогрессивную, экономичную, повышающую качество очистки отмываемых поверхностей и позволяющую организовать замкнутый безотходный процесс отделения углеводородных соединений.

В качестве такой технологии может выступать микробиологический способ очистки емкостей от нефти и нефтепродуктов. Техническим результатом данного способа является полная очистка емкостей от нефти и нефтепродуктов без образования взрывоопасных смесей газов в полости емкости.

В резервуар с остатком нефти или нефтепродуктов добавляется эффлюент - раствор активного ила анаэробного происхождения максимальной влажности 91%, соотношения углерод/азот/фосфор 25/1/1, рН 7÷8.5. В результате микробиологической реакции и активного симбиоза консорциума микроорганизмов содержащихся в растворе активного ила анаэробного происхождения происходит деструкция нефти и нефтепродуктов до углерода, азота и их соединений с водородом, которые теряют механическую связь со стенками резервуара. Для разложения нефтепродуктов требуется поддерживать концентрацию кислорода в объеме раствора на уровне 2-5 мг/л, что достигается нагнетанием сжатого воздуха в раствор со скоростью 0,5-1,5 м3 воздуха/м3 воды в минуту. При температуре ниже 10 °С воздух необходимо подогревать. По окончании микробиологической активности и полного перехода нефти и нефтепродуктов до углерода, азота и их соединений с водородом производится дренажирование емкости. Полученный в результате очистки раствор активного ила нетоксичен, экологически безвреден и, следовательно, не требует дальнейшей очистки.

На сегодняшний день известны биотехнологии, основанные на способности микроорганизмов к деструкции углеводородов нефти, которые могут использоваться при очистке емкостей от нефтешламов. Преимущество предлагаемого способа заключается в том, что основной используемый продукт (эффлюент) является побочным продуктом переработки органических отходов на биогазовой установке и, следовательно, имеет меньшую себестоимость по сравнению с известными биопрепаратами-нефтедеструкторами.

Рецензенты:

Дерябин Д.Г., д.м.н., профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО ОГУ, г. Оренбург.

Герасименко В.В., д.б.н., профессор кафедры химии, заведующий отделением химической технологии переработки нефти и газа и экологии, филиал Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Оренбурге, г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Костин М.В., Демин А.В., Садчиков А.В. ОЧИСТКА ЕМКОСТЕЙ ОТ ОСТАТКОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ С ПОМОЩЬЮ ЭФФЛЮЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15494 (дата обращения: 24.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Владимир Хомутко

Время на чтение: 4 минуты

А А

Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов

Автоцистерна с резервуаром для транспортировки светлых нефтепродуктов

Полуприцеп-цистерна позволяет получить более высокое значение коэффициента полезного использования объема. Основное назначение таких автоцистерн – это транспортировка, кратковременное хранение и перекачка светлых и .

Современные цистерны могут быть оборудованы собственным насосом, или обходятся без него.

В случае наличия собственного насоса его привод служит коробка отбора мощности, устанавливаемая в автомобильном двигателе. В случае использования прицепа или полуприцеп-цистерны нефтяная продукция может сливаться как самотеком, так и при помощи насоса, который ставится на седельный тягач и оборудуется гидрофицированным приводом.

Автомобильные цистерны могут иметь следующую форму:

  • овальную (эллипсоидную);
  • круглую;
  • прямоугольную (её ещё называют «чемоданная»);
  • трапециевидную.

Однако бывают и цистерны с переменным сечением, как на шасси прицепа или полуприцепа, так и на одноосном тягаче.

Такая конструкция позволяет более эффективно распределить осевые нагрузки на базовом полуприцепе и на седельном тягаче. Устойчивость автомобиля во время транспортировки обеспечивается низким расположением центра тяжести при полной загрузке.

Сосуды автоцистерн, назначение которых – транспортировка нефтепродуктов, делаются из высоколегированных марок сталей.

В стандартный комплект оборудования таких установок могут входить:

  • насосная установка;
  • запорное устройство (или устройства);
  • трубопроводы, по которым идет слив и нижнее наполнение сосуда цистерны;
  • трубопроводные магистрали для рекуперации нефтепродуктовых паров;
  • система, которая управляет донными клапанами и так далее.

Прочность, безопасность и надежность являются основными критериями, по которым в последнее время работают инженеры-конструкторы автоцистерн для нефтепродуктов.

Большая часть применяемых ими технологических решений направлена на обеспечение высокого уровня безопасности с помощью создания пассивной защиты от воспламенения перевозимого продукта, которое возможно при дорожно-транспортном происшествии или аварии. С этой целью внутреннюю часть цистерны, как правило, оснащают специальными волнорезами и перегородками, хотя это и затрудняет очистку сосуда.

В последние годы сосуды современных нефтеналивных автоцистерн, устанавливаемые на полуприцепы, изготавливают с днищами торосферической формы. Помимо того, что такая конструкция позволяет повысить прочность, она же и выступает в качестве волнореза. Очистка таких конструкций также не вызывает проблем.

Трубопроводы и коллекторы для слива нефтепродуктов коллекторы в большинстве случаем соединяются при помощи резиновых компенсаторов. Их основное назначение – принимать часть нагрузки, возникающей в результате столкновения, на себя, одновременно сохраняя герметичность всей конструкции.

Если внутренний объем цистерны больше 12 кубических метров, то в основном они оборудуются автономными секциями. В сосудах, чьи размеры позволяют перевозить до 40 тысяч литров, может быть до четырех таких секций.

Это очень удобно не только в плане безопасности и надежности, но и позволяет перевозить на одном автомобиле разные марки нефтепродуктов.

Если продолжить речь о безопасности таких устройств, то весьма оригинальное и эффективное решение используется в бензовозах, которые производит компания “Бецема”. В их базовой комплектации присутствуют донные клапаны, в корпусе которых сделана специальная проточка. При ударе наружная часть с механизмом открывания просто отламывается, а сам донный клапан остается в закрытом состоянии, поскольку время его срабатывания – менее четырех секунд. Кроме того, в таких бензовозах расположенные под низом цистерны технологический шкаф имеет весьма значительный запас прочности.

При разработке последних модификаций нефтеналивных цистерн инженеры в последнее время стали уделять повышенное внимание решению такой проблемы, как потери перевозимых нефтепродуктов в процессе их перекачки.

И это действительно важная задача, поскольку более 70 процентов всех транспортировочных потерь приходится как раз на такие. Проведенный специалистами исследования показали, что естественная убыль нефтепродуктов в процессе испарения при самой перевозке составляет 0,01 килограмма на один кубометр объема, а в процессе сливоналивных работ это значение возрастает до 0,71 килограмма. В масштабах одной перевозки это значение кажется несущественным, однако существуют крупные транспортные компании, которые в месяц одним полуприцепом перевозят до двух тысяч тонн, и такие потери вырастают до весьма значительных величин.

Эта проблема стоит довольно давно. Ещё в 30-е годы двадцатого столетия начались разработки и внедрение систем, которые обеспечивали рекуперацию нефтепродуктовых паров во время верхнего налива. Однако эти системы были недостаточно эффективны. Кроме этого, при верхнем способе налива было невозможно обеспечить должный уровень безопасности оператора.

Дои атмосферные осадки, попадая в цистерну, приводили к загрязнению перевозимого продукта. Проблема была решена с помощью создания системы нижнего налива, и отпуск нефтепродуктов в цистерны стал сопровождаться значительно меньшими потерями.

Однако и на этом конструкторы не стали останавливаться. Следующим шагом стала разработка системы нижнего налива, позволяющая одновременно отводить пары нефтепродуктов при проведении сливоналивных операций.

В настоящее время на автоцистернах применяются современные пароотводящие системы, которые позволяют прямо из сосуда отводить пары в специальный подземный резервуар. Такие системы минимизировали риск взрыва бензовоза в момент проведения его погрузки или разгрузки.

Кроме этого, безопасность таких бензовозов обеспечивают:

По мере того, как автоцистерны совершенствовались и модернизировались, появилась новая самозащелкивающаяся конструкция съемной крышки для люка. Изначально для такого самозащелкивания использовали отводимые при перекачке пары. В настоящее время безопасность обеспечивают специализированные огневые предохранители, особые дыхательные клапаны, топливные ограничители и новые конструкции патрубков для отвода нефтяных паров. Именно при помощи таких патрубков и выполняется подсоединение через рекуператор к подземному резервуару во время проведения сливоналивных работ.

Для ограничения уровня налива (во избежание утечек нефтепродуктов) используются терморезисторные и оптические датчики.

Они не имеют трущихся механических частей, предупреждают ошибки оператора и обеспечивают бесперебойную и надежную работу, Принцип работы таких датчиков основан на реакции резистора с высокой скоростью нагрева на контакт с жидкостью, которая быстро его охлаждает. Существенным недостатком датчиков такого типа является из быстрая изнашиваемость, вызванная резкими и частыми температурными перепадами.

Поэтому российский ГОСТ Р номер 50913 устанавливает применение приводов датчиков ограничителей уровня налива, которые работают за счет энергии самого жидкого перекачиваемого продукта (принцип поплавка).

Все цистерны для перевозки нефтепродуктов окрашиваются либо красный, либо в оранжевый цвета. Также на них обязательно должна быть надпись «Огнеопасно» и табличка «Опасный груз», на которой необходимо указать также код экстренных мер в случае аварии (сверху) и серийный номер перевозимого продукта (снизу), который должен соответствовать классификации ООН.

Выхлопная труба на таких автомобилях должна быть выведена вперед, под бампер.

Необходима регулярная очистка цистерн от нефтепродуктов, которая позволяет избавиться от остатков перевозимого груза. Особенно актуальна такая очистка при перевозке темных нефтяных фракций (например, мазута), поскольку они обладают высоким уровнем прилипания к стенкам вследствие своей повышенной вязкости.

В зависимости от вида перевозимого груза различают цистерны для светлых нефтепродуктов и цистерны для темных нефтепродуктов.

Первые снабжаются современными системами рекуперации и дыхательных клапанов, а вторые оборудуются системами подогрева перевозимого вещества, что облегчает их разгрузку и очистку. Для перевозки светлых нефтепродуктов в основном используются бензовозы.

По типу своего оборудования различают бензовозы, топливозаправщики и газовозы.

Первые отличаются от вторых системами насосного оборудования, а последние предназначены для перевозки углеводородных газов (пропана и бутана).

Для перевозки каждого жидкого нефтепродукта необходима своя, специально подготовленная цистерна. К примеру, нефть нельзя возить в той же емкости, в которой перевозят бензин. Купить автоцистерну любого типа, размера и для любого нефтепродукта в настоящее время не составляет труда.

При покупке необходимо учитывать марку перевозимого продукта и оснащенность покупаемого агрегата. В настоящее время производстве таких цистерн используются легкие сплавы ми пластмассы, позволяющие значительно снизить их вес, а это дает возможность увеличить их объем, что, в свою очередь, повышает рентабельность использования.

  • Нефтепродукты любой степени очистки являются опасными веществами, поэтому любые загрязнения ими сточных вод или почвы требуют принятия немедленных мер по их очистке. Не будем забывать и о высокой степени токсичности данных веществ, а также о способности скапливаться в трубопроводах и цистернах, значительно снижая эффективность их применения.

    Технология очистки от нефтепродуктов металлических труб заключается в использовании специального моющего раствора, который пропускается через трубопровод после его предварительной пропарки. Данный раствор подогревается, после чего при помощи насоса начинает циркулировать по трубам, проходя через промежуточную ёмкость. Он достаточно быстро разделяет водную и органическую фазы продукта без образования каких-либо эмульсий, к тому же может использоваться многократно.

    Очистка цистерн от нефтепродуктов

    Современные способы мойки железнодорожных цистерн и прочих металлических резервуаров основаны на применении высокотехнологичного оборудования, выполняющего струйную обработку внутренних поверхностей тары моющим раствором и последующего выделения из раствора загрязнений.

    Первый этап такой работы – черновая обработка, которая начинается с нижних внутренних поверхностей тары. Далее осуществляется отстаивание образовавшейся эмульсии, т.е. разделение раствора и загрязнений. После удаления последних цикл повторяется снова до получения необходимого результата. Здесь моющий раствор также может быть использован повторно.

    Обработка воды и стоков от нефтепродуктов производится с помощью электрофлотаторов – специальных фильтров для очистки нефтепродуктов, представляющих собой пористые керамические мембраны. Процесс флотации позволяет извлечь из сточной воды масла, бензины, эмульсолы, органические загрязнения и прочие взвешенные вещества. В дальнейшем обработанная таким образом вода проходит через сорбционные фильтры тонкой очистки, позволяющие получать воду, соответствующую нормам качества воды, например, предназначенной для оборотного водоснабжения автомобильной мойки. Существуют и другие методы очистки воды от нефтепродуктов, но все они основаны на применении определенного набора фильтров.

    Очистка грунта от нефтепродуктов

    Очистка земли от нефтепродуктов – проблема более сложная, поэтому здесь часто прибегают к целому комплексу работ. На сегодня разработано множество способов очистки почвы от продуктов переработки нефти:

    • выемка загрязненного грунта, его вывоз и захоронение на полигоне
    • физико-химическая очистка (использование подогретых водных растворов, а также специальных химических реагентов и поверхностно-активных веществ)
    • электрохимическая обработка (использование погружных электродов, на которые осаждаются загрязняющие вещества)
    • очистка ультразвуком (ультразвук вызывает кавитацию, под воздействием которой твердые частицы удаляются с поверхности почвы)
    • сжигание (нефтяные продукты по возможности собираются с поверхности, после чего остатки сжигаются)
    • биотехнологическая очистка с использованием торфа (в данном случае используется сорбционная способность торфа, богатого на углеводородокисляющие бактерии)