Что включает в себя интонацию. Интонация с разных точек зрения

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Следует различать силу звука и громкость . Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впе­чатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте : становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Полет­ность - это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.

Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи.

С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю.

Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д.

Основные компоненты речевой интонации следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

логическое и фразовое ударение.

Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов. Это единство выделяется как отрезок речи между двумя паузами. В предложении Вот эту к_н_и_г_у | положи на _п_о_л_к_у_ – две фразы (два такта). Фразы отделены короткой паузой |. В каждой фразе одно из слов притягивает ударение. В первой фразе это слово – книгу, во второй – полку. Это фразовое ударение (здесь подчеркивается слабо пунктиром). От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слит­ность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

От фразового ударения следует отличать логическое ударение . В этом же предложении мы можем выделить словосочетание на полку голосом и силой выдыхания больше, чем мы выделяем в первой фразе слово книгу. Сочетание на полку звучит сильнее, «выдвигается вперед» в смысловом отношении. Говорящий придает этому слову особое значение. Это слово – «ключ» ко всему предложению , самое весомое по смыслу. В нашем примере (во второй фразе) логическое ударение совпало с фразовым ударением, так сказать, «перекрыло его» как более сильное. Главные по мысли слова в пред­ложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдви­гаются на первый план, подчиняя себе другие слова.

По воле говорящего (или его замыслу) логическое ударение может принять любое слово в предложении.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

В каждом простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Иногда встречаются предложения, в которых выделяются не одно, а два и более логических ударений, например: Тихо стало на широких полях, на зеленых лугах , где рожь росла, где гречиха цвела.

Логическое ударение очень важно как компонент интонации, К. С. Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем , отмечающим самое главное слово в предложении. «В выделенном слове, – говорил он, – скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Важнейшими компонентами интонации является мелодика речи - движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации, где-то в середине фразы – после кульминационного пункта – будет перелом тона, например


Кульминационный пункт – ударный слог слова при условии, если на это слово падает логическое ударение. Все остальные слова звучат в более низком регистре. Мелодика может быть нисходящей, восходящей, монотонной с незначительными подъемами и падениями, и т.д.

Темпо-ритм речи.

Смысл сказанного воспринимается в непрерывном потоке речи. Слушающий истолковывает высказывание, вникает в смысл речи, пользуясь фразировкой (делением на фразы ).

Работая над выразительностью, включает понятие логическая и психологическая пауза.

Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза .

Предложение отделяется паузой . Эта смысловая (логическая) пауза обозначается одной чертой /, а длительная пауза – двумя чертами ||. Соблюдая логические паузы, говорящий произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно . В то же время пауза объединяет предложение. Длительность пауз может быть разной, от короткой до длительной Если пауза затягивается, то она , по словам К. С. Станиславского, перерождается из бездейственной логической в активную психологическую , наполняется внутренним содержанием, заостряет внимание и будит воображение слушателя (эта пауза будет обозначаться буквой [П]).

Психологическая пауза - это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата вну­тренним содержанием, активна, так как обусловливается отноше­нием чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам.

Паузировка очень важно для осмысле­ния читаемого и произносимого текста. Именно между двумя пауза­ми, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Чтобы темп стал выразительным средством высказывания или чтения, нужно уяснение цели высказывания, характера событий и людей, а также предполагаемые реакции слушателей.

Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи . К. С. Станиславский даже не отделяет темп и ритм и называет это речевое понятие темпо-ритмом.

Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении.

Ритм этого четверостишия основан на повторяемости количества ударных и безударных слогов в сопоставимых отрезках речи:

Нам все нелегко доставалось, Но главное – духом не пасть. Со всеми врагами сражалась Рабоче-крестьянская власть.

Схема ритма этого произведения (^ безударный, – ударный слог):

Не следует смешивать ритм с размером стиха: размер обозначает основные особенности единицы стиха – стопы.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.

Тембр - выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами

Эмоциональная окраска речи – и есть тембр. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэ­та - вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения.

Выразительные движения мышц лица, которые яв­ляются одной из форм проявления различных чувств, называются мимикой. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель­ствам.

Особым средством выразительности является и жест.

Особым средством выразительности является и жест . Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу рас­крыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Наиболее ценен психологический жест. Он стре­мится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя пси­хологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Может предшествовать слову, сопро­вождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произносимого, убеждая слушателя.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста.

1 Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком " над буквой, над е знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением; эмфатическое ударение обозначается буквой [Э] перед словом.

3 Паузы обозначаются так: короткая – вертикальным пунктиром (|), средняя – одной вертикальной чертой (|), длительная – двумя вертикальными чертами (||).

4. Слитное произнесение обозначается дугой ^ над словами.

5. Мелодика предложения обозначается следующим образом: подъем (повышение) голоса обозначается стрелкой вверх над ударной гласной слова (/) падение (понижение) голоса обозначается стрелкой вниз над ударным слогом (\), монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная (нормативная) мелодика вопросительного, повествовательного и восклицательного предложений не обозначается, на нее указывают знаки препинания

7. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т. п.

Отключите adBlock!
очень нужно

Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») -совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.

В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.

Различаются два типа интонационных средств (интонем) :

1 фразовые акценты - размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак - перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента - на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник ? и Ваня приехал во вторник?);

2 интегральные (неакцентные) характеристики - охватывают группы слов или предложения целиком.

Элементы интонации:

Интонация в широком смысле слова состоит из следующих элементов:

1 мелодика речи , то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2 ритм , то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3 темп , то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4 интенсивность речи , то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5 наличие-отсутствие внутрифразовых пауз , которые делят фразу на речевые такты;

6 тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

Определение слова. Слово как языковой знак. Пути пополнения словарного запаса языка

Слово – это значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние); в отличие от морфем, минимальных значимых единиц языка, слово самостоятельно (хотя может состоять из одной морфемы: вдруг, кенгуру), грамматически оформлено по законам данного языка, и оно обладает не только вещественным, но и лексическим значением; в отличие от предложения, обладающего свойствомзаконченной коммуникации, слово, как таковое, не коммуникативно (хотя и может выступать в роли предложения (Светает. Нет.), но именно из слов строятся предложения для осуществления коммуникации; при этом слово всегда связано с материальной природой знака, посредством чего слова различаются, образуя отдельные единства смысла и звукового (или графического) выражения.

Чарльз Огден, РичардсАйвори – «Смысл значения» («Themeaningofmeaning»).

понятие


знак (слово) значение референт (предмет)

  1. Понятие – ментальная единица, представляющая собой совокупность признаков данного предмета (принадлежат к мышлению).
  2. Знак – это лишь сам носитель смысла, некая материальная оболочка (звуковая или графическая форма).
  3. Референт – предмет действительности.

Знаки – заместители предметов. В процессе использования знаков возникает так называемая «знаковая ситуация».

Свойства знаков:

1. Наличиематериальнойформы;

2. Наличиесмыслаилисодержания;

3. Существование только в пределах системы и противопоставленность другим знакам только в пределах системы. (Семиотика – наука о знаковыхсистемах);

4. Условность;

5. Обязательный характер связи для всех, кто использует данную систему.

ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА:

1. Заимствования (вешний ресурс).

2. Словообразование (переход от одной части в другую, сокращения основ, аффиксация, сложение основ). Это внутренний ресурс.

3. Изменения значений слов или семантические сдвиги (внутренний ресурс).

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Следует различать силу звука и громкость . Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впе­чатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте : становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Полет­ность - это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.

Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи.

С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю.

Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д.

Основные компоненты речевой интонации следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

логическое и фразовое ударение.

Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов. Это единство выделяется как отрезок речи между двумя паузами. В предложении Вот эту к_н_и_г_у | положи на _п_о_л_к_у_ – две фразы (два такта). Фразы отделены короткой паузой |. В каждой фразе одно из слов притягивает ударение. В первой фразе это слово – книгу, во второй – полку. Это фразовое ударение (здесь подчеркивается слабо пунктиром). От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слит­ность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.



От фразового ударения следует отличать логическое ударение . В этом же предложении мы можем выделить словосочетание на полку голосом и силой выдыхания больше, чем мы выделяем в первой фразе слово книгу. Сочетание на полку звучит сильнее, «выдвигается вперед» в смысловом отношении. Говорящий придает этому слову особое значение. Это слово – «ключ» ко всему предложению , самое весомое по смыслу. В нашем примере (во второй фразе) логическое ударение совпало с фразовым ударением, так сказать, «перекрыло его» как более сильное. Главные по мысли слова в пред­ложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдви­гаются на первый план, подчиняя себе другие слова.

По воле говорящего (или его замыслу) логическое ударение может принять любое слово в предложении.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

В каждом простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Иногда встречаются предложения, в которых выделяются не одно, а два и более логических ударений, например: Тихо стало на широких полях, на зеленых лугах , где рожь росла, где гречиха цвела.

Логическое ударение очень важно как компонент интонации, К. С. Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем , отмечающим самое главное слово в предложении. «В выделенном слове, – говорил он, – скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Важнейшими компонентами интонации является мелодика речи - движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации, где-то в середине фразы – после кульминационного пункта – будет перелом тона, например




Кульминационный пункт – ударный слог слова при условии, если на это слово падает логическое ударение. Все остальные слова звучат в более низком регистре. Мелодика может быть нисходящей, восходящей, монотонной с незначительными подъемами и падениями, и т.д.

Темпо-ритм речи.

Смысл сказанного воспринимается в непрерывном потоке речи. Слушающий истолковывает высказывание, вникает в смысл речи, пользуясь фразировкой (делением на фразы ).

Работая над выразительностью, включает понятие логическая и психологическая пауза.

Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза .

Предложение отделяется паузой . Эта смысловая (логическая) пауза обозначается одной чертой /, а длительная пауза – двумя чертами ||. Соблюдая логические паузы, говорящий произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно . В то же время пауза объединяет предложение. Длительность пауз может быть разной, от короткой до длительной Если пауза затягивается, то она , по словам К. С. Станиславского, перерождается из бездейственной логической в активную психологическую , наполняется внутренним содержанием, заостряет внимание и будит воображение слушателя (эта пауза будет обозначаться буквой [П]).

Психологическая пауза - это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата вну­тренним содержанием, активна, так как обусловливается отноше­нием чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам.

Паузировка очень важно для осмысле­ния читаемого и произносимого текста. Именно между двумя пауза­ми, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Чтобы темп стал выразительным средством высказывания или чтения, нужно уяснение цели высказывания, характера событий и людей, а также предполагаемые реакции слушателей.

После неудачной охоты на зайцев старик Акинтич уселся отдохнуть и увидел, как Лиса ползла к полынье. Стариковские глаза видели плохо и не замечали, что Лиса подбирается к Серой Шейке. Средний темп
– Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется... Ускоряя
Старичок долго прицеливался... [П] Наконец грянул выстрел. || Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось по льду, и со всех ног кинулся к полынье. По дороге он два раза упал, | а когда добежал до полыньи, то | только развел руками ,– воротника | как не бывало, | а в полынье | плавала одна перепуганная Серая Шейка. || Медленно Ускоряя Замедляя Средний темп
[П] – Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками.– В первый раз вижу, как Лиса в Утку обратилась. Ну и хитёр зверь. [П] Медленно Ускоряя
– Дедушка, | Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка. Средний темп
– Убежала? || Вот тебе, старуха, и воротник к шубе. Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел... || А ты, глупая, зачем тут плаваешь? Медленно Ускоряя
– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено... Средний темп
– Ах, глупая, глупая... | Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! | Да... || Медленно Ускоряя
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил: Средний темп
– А мы вот что с тобой сделаем: | я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? || Быстро
Вот то-то, глупая, || Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил ее за пазуху. Медленно Средний темп
– А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником еще погуляет в лесу, Главное: внучки вот как обрадуются... || Медленно Средний темп
Зайцы все это в_и_д_е_л_и и весело смеялись . Ничего, | старуха и без шубы | на печке | не замерзнет! Замедляя

Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи . К. С. Станиславский даже не отделяет темп и ритм и называет это речевое понятие темпо-ритмом.

Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении.

Ритм этого четверостишия основан на повторяемости количества ударных и безударных слогов в сопоставимых отрезках речи:

Нам все нелегко доставалось, Но главное – духом не пасть. Со всеми врагами сражалась Рабоче-крестьянская власть.

Схема ритма этого произведения (^ безударный, – ударный слог):

Не следует смешивать ритм с размером стиха: размер обозначает основные особенности единицы стиха – стопы.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.

Тембр - выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами

Эмоциональная окраска речи – и есть тембр. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэ­та - вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения.

Выразительные движения мышц лица, которые яв­ляются одной из форм проявления различных чувств, называются мимикой. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель­ствам.

Особым средством выразительности является и жест.

Особым средством выразительности является и жест . Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу рас­крыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Наиболее ценен психологический жест. Он стре­мится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя пси­хологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Может предшествовать слову, сопро­вождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произносимого, убеждая слушателя.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста.

1 Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком " над буквой, над е знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением; эмфатическое ударение обозначается буквой [Э] перед словом.

3 Паузы обозначаются так: короткая – вертикальным пунктиром (|), средняя – одной вертикальной чертой (|), длительная – двумя вертикальными чертами (||).

4. Слитное произнесение обозначается дугой ^ над словами.

5. Мелодика предложения обозначается следующим образом: подъем (повышение) голоса обозначается стрелкой вверх над ударной гласной слова (/) падение (понижение) голоса обозначается стрелкой вниз над ударным слогом (\), монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная (нормативная) мелодика вопросительного, повествовательного и восклицательного предложений не обозначается, на нее указывают знаки препинания

7. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т. п.

Текст для детальной разметки обычно пишется на одной стороне листа с полями справа и слева. В конце делаются (словесно) заметки, касающиеся подтекста и приемов чтения или рассказывания.

.

Мультимедийный урок по русскому языку в 10-м классе по теме "Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Зарипова Гульбахар Заитовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока :

1. Обучающие :

    дать представление об интонации как ритмико-мелодической стороне языка, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи;

    овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;

2. Развивающие:

    развитие языковой компетенции - совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

    развитие коммуникативной компетенции - совершенствование владения навыками устной речи; развитие навыков публичного выступления;

    развитие и совершенствование общеучебных умений : речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского и английского языков).

3. Культурологические:

    приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью).

Ожидаемые результаты.

Знать/понимать:

    структурные компоненты интонации;

    функции интонации в речи;

    отличительные особенности русской интонации.

Уметь:

    проводить анализ интонационных конструкций;

    дать интонационный анализ художественных текстов с точки зрения роли интонации в характеристике героев литературного произведения;

    оценивать интонационную интерпретацию лирических произведений разных деятелей искусства;

Аудирование и чтение:

    использовать ознакомительно-изучающее чтение;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

    различать богатство экспрессивных интонационных конструкций русского языка.

Говорение и письмо:

    озвучивание фильма, осознавая типы интонаций по вербальным средствам общения,

    создание сочинения "О чём и как говорят герои картины", используя приобретённые знания об интонации.

Техническое сопровождение урока, наглядность :

    мультимедийная презентация;

    музыкальное сопровождение (в т.ч. фрагмент из балета П.И.Чайковского "Спящая красавица", mp3);

    фрагмент DVD-фильма "Анна Каренина";

    видеофрагмент урока английского языка из серии учебных пособий "OXFORD";

    трейлер мультипликационного фильма "Фантазия на славянскую тему" с CD-приложения к журналу "Enter" (для выполнения творческого задания по озвучиванию ролика).

    электронное учебное пособие "1С. Русский язык".

Технические требования:

    компьютер учителя,

    проектор,

  • динамики,

    компьютеры для учеников (минимум - 5).

Программное обеспечение :

    проигрыватель Windows Media;

    Flash - проигрыватель;

    MS Office: Word, PowerPoint.

План - конспект урока

1. Погружение в тему урока.

- :Начнём с путешествия в хорошо знакомую сказку "Спящая красавица", сюжет которой использовал П.И.Чайковский для одноимённого балета. Для третьего действия спектакля он придумал сцену, которую называют "сказкой сказок": в ней благополучно проснувшуюся после столетнего сна принцессу Аврору и её спасителя принца Дезире приветствуют сказочные герои. Перенесёмся мысленно в сказочный дворец... Вот мы вместе с героями слышим звуки праздничного шествия. Как забавен и одухотворён дирижёр оркестра - гном! Вошли в круг принцесса Аврора и принц, закружились нарядные пары. Все во власти прекрасной музыки. И вдруг...

Попробуйте угадать, кто появился на сцене и что случилось на балу. Почему вы так решили? Чем заняты эти сказочные герои? Какое у них настроение?... (Беседа о ссоре Кота в сапогах и Белой кошечки)

Вы правильно услышали в музыке танца недовольное урчание Кота и гневное мяуканье Кошечки, злое шипение.

Что помогло понять эту сцену?...

Вы назвали основные средства, с помощью которых создаётся интонация... Это тема сегодняшнего урока.

2. Осмысление темы урока

"Дар речи - одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несёт в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаённый смысл и значение?!.."

В.П.Морозов

О чём размышляет учёный - биолог, исследователь физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П.Морозов?...

Но для того чтобы достичь слуха, чтобы были доступными мысли и чувства, нужно, чтобы устная звучащая речь отличалась выразительностью, эмоциональностью, чтобы она воздействовала на слушателя. Для этого есть разнообразные средства... (след. слайд)

Что же это за средства? Выявите их из высказывания другого учёного-лингвиста:

:В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте:"

Давайте выясним сущность составляющих элементов интонации, обратившись к нашему электронному учебнику...(самостоятельное чтение статьи, беседа по опорным вопросам).

3. Речевая практика.

1) Интересный факт. Первая запись русской интонации.

В 1878 г. М.П.Мусоргский работал над оперой "Женитьба".

Мусоргский посещает Александрийский театр и записывает нотами интонацию артистов, чтобы в своей опере добиться воспроизведения "простого человеческого говора". Это была первая запись русской интонации.

2) - А каковы отличительные особенности русской интонации в сравнении с другими языками.

Проверка домашнего задания № 1.

Дома вы читали диалог на английском и русском языках. Повторим. Какие выводы вы сделали:. А вот как произносят те же реплики англичане:. (аудирование - прослушивание диалога на английском языке)

Что вы заметили?...(Повествовательные, большинство вопросительных предложений в английском языке произносятся с понижением голоса, но при этом, в отличие от русской мелодики, звучание последнего слова резко усиливается, что воспринимается ухом русского человека как некоторое повышение. Такая повышающая интонация слышится в английских приветствиях, выражениях благодарности, дружеских пожеланиях).

- Послушаем пример:

Исследование по этому вопросу провела:..(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:...

Доклад-исследование на тему: "Сравнительный анализ интонационных особенностей английского и русского языков".

- А как произносятся слова приветствия в русском языке? Обратимся к авторитетным мнениям.

3) И.Л.Андронников:

"Простое слово "здравствуйте" можно сказать

ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

Это простое слово можно произнести на тысячу ладов"

Произнесём это слово...

Может быть, мы продолжим список? Нам помогут забавные герои картин немецкого художника Карла Шпицвейга...

Дослушаем конец цитаты Андронникова:

"А написать? Для этого понадобится на одно "здравствуйте" несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены".

Проверка д\з № 2. Произнести фразу "Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным" (Френсис Бэкон) в разных речевых ситуациях, которые подсказывают фразеологизмы.

Как в воду опущенный; прокурорским тоном; учительским тоном; командирским тоном; не своим голосом; что есть мочи.

Сопутствующие задания : объяснить смысл афоризма, найти информацию об авторе высказывания, подобрать синонимы к фразеологизмам.

Роль интонации в жизни человека исследовала:.(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:

Доклад-исследование "Роль интонации в жизни человека"

4. Интересный факт. "Фонограф"

Существуют специальные приборы, с помощью которых лингвисты фиксируют интонационные изменения при произнесении разных фраз.

С помощью акустической техники установлено, например, что выражение грусти сопровождается "узким мелодическим интервалом", "ровным мелодическим контуром", "медленным темпом", "слабой интенсивностью".

А первым человеком, кто изобрёл такой аппарат, был Эдисон:

Любимое изобретение Эдисона, которое считается единственным полностью оригинальным. На мысль о фонографе его навели звуки, похожие на неразборчивую речь, исходившие однажды от телеграфного повторителя. Первые фонографы издавали довольно резкие и грубые звуки, но многочисленным слушателям воспроизведение речи казалось волшебством.

Звук записывался иглой, связанной с мембраной, на цилиндрическом валике, обернутом оловянной фольгой. При возникновении колебаний в мембране игла вычерчивала на поверхности фольги канавку переменной глубины.

Юля в своём докладе обратила внимание на смыслоразличительную функцию интонации. В русском языке эта функция необыкновенно разнообразна.

5. У каждого мастера слова свои интонации, своё звучание.

Одна и та же фраза в произношении может приобретать тысячи изменений, соответствующих малейшим оттенкам чувства. Чувства выражаются интонацией, модуляцией голоса, быстротой речи, силой произнесения того или другого слова или же жестом, сопровождающим речь. Драматический актер, произносящий свою роль должен для каждой фразы найти вполне соответствующее ей выражение и верную ноту: в этом ярче всего проявляется его дарование. Фразу, которая на бумаге является мертвой и лишенной выражения, он оживляет своим голосом, он вдыхает в нее жизнь.

Аргументировать тезис о том, что русская интонация богата смыслами, нам поможет следующий эксперимент...

Сравнительный анализ исполнения стихотворения Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво" писателем Ф.Искандером
и артистом М.Казаковым.

6. Осмысление роли интонации в художественной литературе.

Интонация передаёт не только смысловые, но и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

И этим прекрасно пользовались русские писатели, тонкие знатоки богатства русской речи.

Мы, конечно, не раз будем говорить об этом на уроках литературы. А сегодня обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Я знаю, что есть те, кто уже летом прочитал этот роман. Вы помните, как он начинается...

Мы обратим внимание на первый разговор Стивы Облонского с женой после того, как она узнала о его измене.

Интонационный анализ фрагмента из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Какое внутренне состояние героев раскрывает писатель?

Обратите внимание на характеристику темпа речи героев, тембра голоса, интенсивность и высоту звучания голоса.

Сделайте вывод о роли интонации в художественном произведении.

Посмотрите фрагмент из кинофильма "Анна Каренина". Сумели ли артисты передать авторский замысел?

Ответ: передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой Долли проявляется в темпе ее речи, влияет на тембр ее голоса ("сказала быстрым, не своим, грудным голосом"); раздражение, безысходное горе повышает высоту и интенсивность звучания (вскрикнула, закричала еще пронзительнее). У Стивы, наоборот, сознание своей вины и желание примирения заставляет его снизить высоту и интенсивность речи (сказал тихим, робким голосом).

По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.

7. Выявление основных функций интонации.

Выполнение упражнения на смыслоразличительную функцию знаков препинания, как материальных выразителей интонации на письме.

В последние десятилетия возрос интерес к изучению стилистической функции интонации, её роли в формировании текста. Об этом вы прочитаете дома самостоятельно.

(Поскольку любой текст произносится в определённом стиле, принадлежит к какому-нибудь жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация соответственно стилю и жанру. Привлекает исследователей и роль интонации в художественных произведениях, в которых она служит изобразительным средством, помогает раскрыть характер персонажей.

В работах стилистического характера особое внимание уделяется интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделить в высказывании то, что является наиболее важным в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное (лат. voluntas - "воля") значение, когда выражает волевые действия. Угадайте их по произнесённой фразе::(приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрёк, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор.)

Следовательно, интонацию рассматривают и с точки зрения её воздействия на слушателя.

В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей:

1) обязывание или побуждение (приказ, требование, просьба);

2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрёк);

3) убеждение (предложение, совет, инструкция).

Сегодня, благодаря научному подходу к изучению этого сложного явления и достижением техники, по интонации устанавливается идентификация личности, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.

4. Формулировка выводов:

Творческая работа учащихся. Интерпретация интонации по вербальным средствам общения.

Озвучивание мультфильма "Фантазия на славянскую тему" ученицами 10 класса (фамилии учениц).

5. Заключение.

"Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания".

Б.Н.Головин*

6. Домашнее задание.

    Выучить теорию по теме "Интонация".

    Творческий диктант. В качестве диктанта предлагается описание картины голландского художника Яна Стена "Строгий учитель". Творческая часть - озвучивание картины с характеристикой интонационных особенностей речи героев картины.

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют один. долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наиб. силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музык. тон, на кот. настраивается слово, тот "голос", по кот. мы узнаем слово. Все слова, явл. самост. частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение прав. ударения сопряжено с рядом трудностей, объясн. его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к опр. слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на посл. слог), в польском (ударение - на предпосл. слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным , оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол пон`ять в неопр. форме имеет ударение на втором слоге, в прош. времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п`онял, а в женском роде - на последний - понял`а.

Большие группы слов, мен. ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префикс. образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прош. времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, кот., как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, кот. основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают 5 осн. размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.



Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией . Различия в интонации зависят от изменения 4х акуст. компонентов:

· интенсивности звучания;

· длительности звучания (чем больше звуков произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

· степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих перв. компонентов интонации улавливают на слух и более точно вычисляют на спец. аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией . В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить 6 интонац. конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на кот. падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред- и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, кот. находится перед центром, обычно произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

· первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

· вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня;

· третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

· четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

· пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

· шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтр. или субъект. отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообр. оттенки эмоций. Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: "Усталые дети быстро уснули", может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать доб. обстоят. значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из неск. компонентов:

1) в каждой фразе есть логич. ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логич. ударения можно уточнить смысл высказывания, например:

а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе);

б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр;

в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем);

г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы.

Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) ипсихологическими (диктуемыми чувствами).